Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3.1. Вспомогательные материалы для профконсультирования





Уважаемый оптант и представители окружения оптанта!

Термину «оптант» удивляться не нужно, - в психологическом консультировании так называют человека, который стремится понять свое профессиональное призвание, а также ответить на вопросы о том, что такое профессиональное самоопределение, в чем заключается готовность человека совершить профессиональный «старт» и осуществлять профессиональное продвижение (наряду с задачами смены профессии).

Психолог может помочь вам сформировать склонности к самоанализу и анализу социального мира, к которому относится мир профессий и способности к выбору подходящей работы. Поиски ее и освоение нужно осуществлять самостоятельно. На занятиях нам необходимо обсудить следующие темы.

Тема 1. Сущность профессионального самоопределения.

Зачем люди работают?

Кто Я?

Какой Я?

Думал ли я о своей миссии в современном мире?

Тема 2. Какая работа может считаться подходящей?

2.1. Как происходит управление трудом?

2.2. Что такое психологическая консультация по вопросам профессионального становления?

2.3. Как сориентироваться в мире профессий?

Тема 3. Как самостоятельно сформулировать и решить задачу профессионального самоопределения?

3.1. Как понять все условия этой задачи?

3.2. Зачем советоваться с родителями и другими членами семьи по вопросам профессионального становления? Как нарисовать свой генографический портрет и ответить на вопрос: «В кого Я?».

3.3. Почему нужно знать мнения друзей, коллег, сверстников о ваших профессиональных намерениях и считаться с ними? Как составить социографическую картину и ответить на вопрос: «С кем Я?».

3.4. Как влияют наставники, руководители более высокого ранга, другие социально-значимые личности на формирование представлений о профессиональном настоящем и будущем? Как разобраться в мире идеалов и ответить на вопрос: «Кто и что менЯ привлекает?».

3.5. Как определить свои склонности и почему ориентация при выборе профессии на склонности, приводит к разочарованию? Как понять, какие у меня любимые занятиЯ?

3.6. Как выявить свои способности и почему они иногда «подводят» в достижении профессиональной успешности? Как разобраться в том, какие у меня достижениЯ?

3.7. Как понять свой уровень притязаний на общественное признание? Как понять, насколько реальны мои притязаниЯ?

3.8. Как влияют знания о мире профессий на решение задачи профессионального самоопределения?

Тема 4. Подбор подходящей работы и выбор варианта профессиональной подготовки и переподготовки.

5.1. Что такое «подходящая работа»?

5.2. Как построить формулу профессии или специальности

5.3. Как построить формулу профессиональных предпочтений

5.4. Как сравнить формулу профессии с формулой предпочтений

5.5. Как строить личные профессиональные планы. Как сориентироваться в направлениях образования, связанных с подходящей работой. Основной и запасной варианты профессионального продвижения. Мои планы и Я.

 

Освоение данной тематики в полном объеме предполагает 12-24 часа учебного времени в условиях групповой работы.

К теме 1. В процессе профессионального самоопределения оформляются представления человека о себе как субъекте труда. И на их основе происходит развитие у него способностей и умений самостоятельно определять и осуществлять жизненные профессиональные планы. Формирование представлений о себе и об окружающем мире зависит от возраста и опыта работы.

Основными предметами познавательной деятельности по профессиональному самоопределению являются три субъективных картины – «образ мира профессий», «образ моей профессии» и «образ себя как профессионала».

Цели профессионального самоопределения – построение образов желаемого будущего, связанного с трудовой деятельностью. Эти образы заключены “внутри” человека, в его сознании и представляют собой явления идеального плана.

Средствами деятельности по профессиональному самоопределению являются информационные источники трех родов. К источникам первого рода можно отнести книги, фильмы, газеты, разговоры (расспросы, выяснение и слушание), наблюдение за работой людей. Источники второго рода, - пробы сил на поприще общественно-полезного труда. К источникам третьего рода относится материал собственных ощущений и чувств - анализ и синтез увиденного и услышанного, прочитанного и усвоенного содержания о своих попытках и труде других.

Устойчивые профессиональные намерения возникают на базе сложившихся представлений.

Результат профессионального самоопределения – это готовность совершать активные ориентировочные и исполнительные действия на разных этапах трудовой биографии:

- допрофессиональная подготовка;

- профессиональный “старт”;

- профессиональное продвижение (наряду с задачами смены профессии);

- профессиональный «финиш» - завершение профессиональной деятельности по различным причинам и в связи с окончанием трудоспособного возраста.

На рисунке справа графически изображены условия задачи профессионального становления. Чтобы решить эту задачу, нужно ответить на множество вопросов – изучить совокупность условий - факторов, образующих ситуацию профессионального становления - обстановку совершения профессионального «старта», и ситуацию профессионального продвижения, в которой оказались именно вы. Чтобы самостоятельно осмыслить свое профессиональное становление необходимо оценить вес и значение каждого фактора. Для большей объективности полезно изобразить все графически.

Графически ситуация профессионального становления представлена в виде окружности, символически обозначающей границы сознания субъекта, а сами факторы отображаются в виде точек и располагаются на линии окружности.

Наглядная схема иллюстрирует конкретную ситуацию становления и изображается в форме восьмиугольника, который помогает описать и проанализировать индивидуальную ситуацию. Отсутствие видения ситуации в целом может привести к ошибочным вариантам профессионального развития. Для предотвращения ошибок нужно провести аналитическую работу, - последовательно разобрать содержание и значение каждого из восьми факторов, представленных на рисунке.

К теме 3.2. Для ответа на вопрос: «Зачем советоваться с родителями и другими членами семьи в ходе профессионального становления?», - ознакомьтесь с материалом, который изложен ниже.

Значение позиции родителей и других старших членов семьи в ходе профессионального самоопределения заключается в том, что ценностные семейные ориентиры, так называемая социальная ориентация личности оказывается базовой для профессиональной ориентации.

Происхождение человека и принадлежность к тому или иному социальному слою или классу имеют двойственную функцию.

С одной стороны, из-за механизмов подражания (идентификации) уменьшается неопределенность выбора, так как имеют место традиции. Часто можно наблюдать в семьях музыкантов, артистов балета, театра и кино феномен ранней профессионализации, когда у ребенка четырех-, пятилетнего возраста развиваются умения из области профессиональных навыков родителей.

С другой стороны, наличие потребности в самовыражении ведет к отчуждению от знакомых жизненных и профессиональных сценариев, известных из семейного окружения, заставляет искать свой путь, свое призвание. Хорошо если эти поиски венчаются успехом, а не затягиваются надолго, а то и на всю жизнь, примиряя человека с неудачей, личностной и общественной несостоятельностью.

Позиции старших по отношению к профессиональному выбору младшего поколения различны.

Позиция невмешательства. Высказывания типа: «Не надо зажимать инициативу ребенка. Пусть он будет, кем хочет, лишь бы был счастлив...» Или: «Мне родители не мешали, и я мешать не буду...» По сути дела, имеет место уход взрослых от оказания помощи в профессиональном самоопределении младшего поколения. Сын или дочь находятся в очень сложном психологическом состоянии, именуемом как неопределенность, и на фоне возрастных трудностей физического и психического созревания, испытывает острейший дискомфорт и начинает действовать стихийно, без уяснения своих социальных корней.

Позиция активного вмешательства в процесс выбора профессии. Если выбор сделан, то родители не только поддерживают его, а начинают действовать целенаправленно и напористо, как если бы это они, а не их дети, решали задачу реализации выбора профессии.

Активность ребенка опережается: родителями организуется круг чтения, находятся знакомые и репетиторы, помогающие добиться цели, и в результате поступить на нужное место учебы или работы. Высказывания родителей могут звучать так: «Мне в свое время родители так не помогли”, “...у меня таких возможностей не было, хочу, чтобы у него (нее) получилось...»

Позиция противодействия. У родителей может также сложиться мнение, что сделанный их чадом профессиональный выбор неправильный. Тогда они демонстрируют позицию противодействия.

Как правило, это происходит в тех случаях, когда родители знакомы с избранной ребенком деятельностью по личному опыту своей работы и не хотят, чтобы их путь был повторен. Иной раз мать девочки думает, что у нее могла бы жизнь сложиться лучше, иначе, если бы не ее специальность. Отсюда стремление оградить свое дитя от «плохой» профессии, знакомой матери, и направить усилия в пользу неизвестной, но, как кажется, «хорошей». Мать заявляет дочери, которая решает стать так же, как и она, учителем истории: «Пойдешь в нефтяной институт. У отца там связи, да и, вообще, образование современное, - и компьютеры, и стипендия хорошая, и замуж выйдешь, - там полно ребят. Костьми лягу, но не пущу тебя в «педагогический».

В отличие от готового рецепта привлекательного будущего, иногда родитель готов согласиться с каким угодно выбором в пользу неизвестности, но только не с вариантом своего профессионального пути. « Не за этим я растила единственную дочку, чтобы ты стала медсестрой и так же как я мучилась. Будь хоть портнихой, хоть кем угодно...»

Иногда родители способствуют неверным представлениям о своей или знакомой профессии и по различным причинам их позиция носит оттенок псевдосоциального отношения к работе.

Отец-летчик, командир летного отряда заявляет сыну: «Пойдешь по моим стопам, тебе будет легче, не то, что мне. Пусть попробуют тебя обидеть, будешь сразу летать заграницу и мир увидишь, и деньги будут...»

Родители могут и не знать особенностей той или иной деятельности, но активно ее пропагандируют и навязывают выбор: «В наше время нужно становиться только психологом, а не программистом как я. Это интересно, будешь про всех все знать и добьешься успеха...»

Часто родители озабочены рамками престижа социального слоя, к которому относятся, и строго следят за выбором варианта образования: «Пойдешь только в институт, в какой - неважно...», или противоположное требование: «Вот учудил, - в институт надумал, - мать с отцом решил переплюнуть, в интеллигенцию податься! А кто тебя кормить будет?»

Конечно же, все вышеперечисленные варианты отношения родителей к поискам профессионального будущего являются следствием субъективного отношения к миру профессий, ограниченности опыта и реальных знаний о мире профессий, а также отсутствием развитой системы профессиональных психолого-профессиоведческих консультационных услуг.

Желательной, идеальной является такая позиция родителей и других старших членов семьи - прародителей, старших братьев и сестер, когда субъекту профессионального самоопределения можно легко и безболезненно для нарождающегося самолюбия обратиться с классическим вопросом: «Кем быть?» к любому члену семьи.

Члены семьи и окружение подростка совместно обсуждают вопросы: «С кем (то есть, в какой профессиональной общности) быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?», «Что ты сможешь дать обществу и семье, где ты принесешь больше пользы в обществе?»

И ответы на эти вопросы ищут вместе младшие и старшие члены семьи, уважая, мнение друг друга.

Взрослым необходимо отстраниться, отстроиться от своих удачных и неудачных представлений о профессии, им нужно максимально широко информировать подростка, как об особенностях семейных традиций выбора, так и о многообразии видов профессионального труда, с которыми не знакомы на личном опыте члены данной семьи.

Крайне важно создавать условия пробы сил подрастающего человека с последующим анализом “сильных” и “слабых” сторон личности в приложении к требованиям профессии и к семейным традициям.

Совместное обсуждение профессиональных планов - наиболее продуктивная позиция старших членов семьи. Важно преодолеть отношение к выбору профессии как квыбору пожизненного пристанища, островка с изначально высоким статусом в океане профессий, поскольку так можно застрять и потеряться.

Высокий профессиональный статус приходит не сразу и только к тем, кто не боится справиться с предрассудками чести - ложными, необоснованными взглядами, ставшими привычными, стереотипными, само собой разумеющимися.

Некоторые профессии и занятия считаются неприличными, недостойными поэтому не получают социальное одобрение тех, кто посвятил себя этим профессиям и занятиям.

Для построения совместной работы родителей и детей поисков профессионального призвания и подготовки профессионального старта необходимо обратиться к анализу семейной истории профессий и ее современной интерпретации в интересах того члена семьи, который выступает в данный момент времени в качестве субъекта профессионального самоопределения. Пользуясь методом построения генограммы - формы семейной родословной, в которой фиксируется информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях, с одновременным анализом ситуации выбора профессии, свойственной каждому старшему члену семьи.

Генограмма отражает семейную информацию графически, что позволяет оперативно охватить сложные семейные модели развития, и является богатым источником для постановки проблем профессионального самоопределения и развития индивида, которые могут быть связаны с семейными традициями и их развитием во времени его жизни. Символьное изображение мужчины имеет форму квадрата, а женщины, - круга. Брачные отношения фиксируются соединительными линиями, их разрывы помечаются штрихами на соединительных линиях. Каждый член семьи характеризуется с точки зрения его влияния на профессиональное самоопределение других членов.

       
 
   
 

 

 


 

Рис. 2. Пример генограммы Кати А.

Для примера можно разобрать случай профессионального самоопределения Кати А., который зафиксирован на рис. 2.

Родители Кати происходили из семей, где все члены имели высшее образование. Обе бабушки были врачами. Дедушка по отцовской линии имел специальность скульптора, а дедушка по материнской линии был военным инженером по ракетной технике. Мать Кати окончила гуманитарный факультет университета, а отец, - физико-технический институт. Они развелись, когда девочка училась в первом классе. Отец сразу женился, в новой семье появились дети, и у него не было возможности помогать прежней семье. Девочку воспитывала мать, и помогали в этом ее родственники.

После окончания средней школы Катя поступила в профессионально-техническое училище, где велась подготовка секретарей-машинисток-стенографисток со знанием иностранного языка. Эта специальность позволяла устроиться на работу без проблем и обеспечивала достаточный заработок для девушки, живущей под опекой матери и родных. По мере освоения специальности в училище, девочка высказывала соображения о необязательности высшего образования для женщины. Однако к моменту выпуска из училища у нее сформировалось желание поступить в вуз. Получив высшее образование по кадровому менеджменту, она успешно работает в настоящее время по этой же специальности в международном банке.

Поговорите со своими родными и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1). Какой социально-экономический статус родительской семьи?

2). Какие принципы воспитания, культивируемые в семье, повлияли на мое развитие самым активным образом?

3). Какую информацию об отношении человека к труду и о конкретных областях профессиональной деятельности я получил (а) в семье?

4). Какие примеры трудового поведения я получил (а) в семье?

5). Какие обязанности я выполнял дома, и как они мне помогли в профессиональной деятельности?

6). На кого я стараюсь быть похожим из членов нашей семьи?

7). Получаю ли я достаточную эмоциональную поддержку от членов нашего рода?

8). Знаю ли я нашу семейную историю:

- история родителей;

- историю моего имени;

- где и кем работали или работают мои родители;

- какое у них образование;

- какие у них интересы и ценностные ориентации;

Как они продвигались по службе, их участие и работа в общественных организациях; их свободное время.

1.2. Отношение родителей ко мне (эмоционально-положительное, равнодушное, авторитарное, другой вариант).

1.3. Отношения между родителями.

1.4. Отношение мое к родителям (любовь к обоим, к одному из них, сходство с одним из родителей или с обоими, разочарование, другие варианты).

1.5. Поддержание дисциплины (способы поощрения и наказания, реакции на похвалу и наказания).

1.6. Распределение обязанностей по хозяйству (способ стимуляции к выполнению своих обязанностей, их распределение между членами семьи).

2. История братьев и сестер.

2.1. Старшинство, индивидуальные характеристики.

2.2. Любимый брат, сестра, взаимоотношения.

2.3. Отношение к братьям и сестрам (подчинительское, лидерство, дружеское, другие варианты).

2.4. Образование братьев и сестер, их место учебы, работы.

3.История более широкого круга семьи.

3.1. Члены семьи, их профессии.

3.2. Влияние отдельных членов семьи на мои личные профессиональные планы

К теме 3.3. Почему нужно знать мнения друзей, коллег и сверстников о ваших профессиональных намерениях и считаться с ними. Позиция товарищей, подруг, друзей, их мнения о профессиональных намерениях человека являются значимым фактором из-за особенностей психического развития человека, поскольку он на каждом этапе своего развития осуществляет активный поиск своей социальной роли и этот процесс проходит в общении.

Дружеские связи крепнут и трудно расставаться надолго. Пример типичного высказывания: «Целую неделю придется не видеться, если будем учиться в разных местах». Из-за этого зреет решение идти учиться вместе, в одно учебное заведение, так сказать «за кампанию».

Последствия такого выбора бывают самыми разнообразными. Главное, чтобы было понимание того, что настоящий друг это тот, который понимает, а не тот, который давит и настаивает. Важно осознать, что более значимыми оказываются не сиюминутные, привычные, иногда поверхностные отношения со сверстниками, а долгосрочные интересы приобщения к сознательно выбранной профессиональной общности.

Для более детального ознакомления с мнением товарищей и друзей о вашем профессиональном призвании необходимо их об этом расспросить, задав вопрос: «Закрой глаза, представь меня через 5 лет. Скажи, пожалуйста, кем ты меня видишь? Как ты думаешь, какому делу мне нужно посвятить себя в будущем?»

Подумайте также и ответьте на такие вопросы.

Как я выбирал друзей – в школе, вне школы, в учебном заведении – вне учебного заведения, на работе - вне работы?

Есть ли у меня друзья, подруги, с которыми у нас есть общие интересы? Эти интересы ведут в будущее? Нам также будет интересно и важно дружить в будущем?

Какие у меня отношения были с одноклассниками

– дружеские

- лидерские

- мои друзья популярны среди других людей

- мои друзья непопулярны среди других

- какова длительность нашей дружбы

- что нас объединяет

Постройте социограмму - схематически изобразите свои дружеские связи и личные контакты в виде концентрических окружностей. В центре «ядерной» окружности расположите себя, а вокруг «на орбитах» своих друзей. Постарайтесь разобраться, - кто мне друг, подруга? Кто приятель, приятельница? Кто «злой гений» в наших отношениях, - все время тянет меня «не туда», а я не сопротивляюсь?

Подсчитайте количество своих друзей, контакты в социальных электронных сетях обдумайте отдельно.

К теме 3.4. Чтобы определить, как повлияли на меня раньше и влияют сейчас социально-значимые личности в плане профессионального становления нужно постараться определить уровень своего эмоционального развития. Для этого постройте объектограмму. В таблицу, представленную ниже занесите свои оценки знаками «+» или «-», сложившиеся по прежнему и настоящему учебному опыту, характеризующие ваше отношение к предметам и преподавателям, а также итоговую оценку по изучаемому курсу.

 

Отношение преподавателя ко мне Название предмета Отношение преподавателя к своему предмету Отношение преподавателя к людям Мое отношение к предмету Мое отношение к преподавателю Количество баллов как официальная оценка по предмету на зачете - экзамене
             

 

По итогам заполнения таблицы поймете, что является для Вас наиболее важным условием в отношениях с наставником, и определяющим ваши официальные успехи.

В случаях развития религиозного сознания важнейшее и решающее значение при проектировании профессионального пути имеет Образ Божий, житие и смерть Христа Спасителя, Святых мучеников и мучениц, наставления священника у верующих христиан, а у верующих - представителей других конфессий - Образы Главы Церкви, его сподвижников и советы служителей культа.

В случае доминирования в развитии сознания светских и атеистических тенденций - позиция школьных педагогов, классного руководителя, педагога-репетитора, научного руководителя, начальника на первом рабочем посту, другой социально-значимой личности, например, общественного деятеля прошлого и настоящего, ученого, кумира-артиста или спортсмена, литературного персонажа и кино героя.

Иногда в качестве таких личностей выступают некоторые взрослые из близкого или отдаленного социального окружения - соседи, знакомые и друзья родителей, - их мнение по вопросам профессионального становления имеет важное значение при формировании представлений о возможностях профессионального будущего.

В случаях, когда перед учеником или студентом стоит проблема, как разобраться в отношении к учебному предмету, который нравится и, кажется, что в профессии, в будущем хотелось бы заниматься именно им, а также в отношении к учителю, который этот предмет преподает. Бывает, что отождествление школьного учебного предмета с профессией или не умение различать эти реальности ведет к ошибкам в профессиональном самоопределении. За ореолом учебного предмета стоит достаточно обширная группа родственных специальностей - профессий, которые будут связаны с этой учебной дисциплиной довольно тесно, а другие в меньшей степени.

Если ученик интересуется учебным предметом, носящим название «литература», то ему важно уточнить какие реальные специальности стоят за названием профессии «литератор». Здесь будут сгруппированы и преподаватель литературы, и литературовед-исследователь, и литературный сотрудник - публицист, критик в журнале, и журналист, корреспондент в газете и на телевидении, редактор издательства, редактор газеты, библиотекарь и библиограф и т.д. Возможно, что предпочтение литературы как предмета связано с развитием у ученика лишь читательского и нтереса, а не с желанием овладеть специальностью.

Аналогичным образом нужно разбираться и с перенесением положительного (зачастую, восторженного отношения) к учителю на учебный предмет, который он ведет, а затем и на профессиональное будущее. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на профессию, которой этот человек владеет, осуществляется по механизму подражания другому человеку.

К темам 3.5. и 3.6. Как определить свои склонности и способности. Областью склонностей может быть любая сфера приложения духовных или физических сил человека, приносящая психологическое состояние уравновешенности, удовлетворенности собой и своими действиями.

Разобраться в своих склонностях можно также только в том случае, если организовать процесс самонаблюдения за своим поведением с проведением последующего анализа своего настроения и душевных состояний в течение какого-то периода времени. Вариант ориентировочной схемы для самонаблюдения склонностей может быть таким. В таблице, приведенной ниже фиксируются все виды активности, осуществляемой человеком в течении суток, недели, месяца и более длительные промежутки времени. Против каждого конкретно обозначенного вида активности ставится знак соответствующего настроения “+” или “-”, а затем фиксируется причина такого настроя и последующие действия человека, которые позволили изменить настроение. Внимательно нужно анализировать как позитивные, так и негативные состояния, чтобы впредь избегать или предотвращать события, имеющие ненужные последствия. Составьте хронограмму.

 

Время суток Занятие (вид активности) Знак настроения     Словесное объяснение причины настроения Склонности Способности Формула предпочтений
    +        
   

 

В таблице отмечайте ваши занятия и их характеристики с интервалом в 30 минут. Психолог помогает понять развитие склонностей по схеме анализа детства, детских впечатлений, впечатлений подростничества и юности.

1. Первое впечатление, возникшее по ходу жизни, о котором Вы можете вспомнить.

2. Отношение к родителям - чувство уверенности, особые ситуации - развод, смерть одного из родителей, обоих, другие обстоятельства.

3. Болезни ребенка и реакции родителей на них.

4. Дурные привычки - нежелательные навыки в детстве и их преодоление.

5. Игры, игрушки, любимые животные, любимые занятия.

6. Желания, фантазии, любимые рассказы, сказки, фильмы, мультфильмы, герои.

7. Отношение к людям - позитивное, негативное, агрессивное, пассивное, соглашательское, другие варианты.

8. Обязанности ребенка в семье.

9. Впечатления от посещений мест работы родителей и других членов семьи.

10. Наличие дефектов здоровья и способов их принятия.

10.1. Характер болезни или инвалидности и связанные с ней субъективные проблемы.

10.2. Влияние отношения к болезни на отношение к развитию компенсаторных склонностей и способностей.

На успешность в профессиональной деятельности влияют, с одной стороны, действительное состояние здоровья, а с другой, - эмоциональные реакции, которые с ним связаны. Хронические заболевания, инвалидность способствуют образованию новых отношений личности с окружающим миром. До заболевания такие отношения были несвойственны человеку. Достижение эмоционального равновесия зависит от способа принятия дефекта и от уровня эмоционального напряжения, которое часто проявляется в форме невротических реакций.

Склонности человека как индикатор профессионального призвания проявляются в самых разнообразных видах активности, выполняемой на условиях бескорыстной инициативы: «Делаю, потому что нравится и просто интересно..., мне хочется делать». В склонности проявляется познавательное побуждение человека и активное его действование в заданном направлении при осуществлении любимых занятий, на которые тратится свободное время. Симптомы склонностей определяются по признакам желания человека вмешаться в какое-либо дело. Чем больше перебирается направлений в занятиях и досуговых увлечениях до момента совершения решающего профессионального старта, тем шире субъективный опыт, обуславливающий меньшую вероятность смены профессиональных учебных заведений.

Склонности проявляются как в учебной, так ив профессиональной, и в любой другой деятельности. Областью склонностей может быть любая сфера приложения духовных или физических сил человека, приносящая психологическое состояние уравновешенности, удовлетворенности собой и своими действиями. В отличие от склонностей, способности человека выступают как показатели уровня реальных жизненных достижений.

Разобраться в своих склонностях можно также только в том случае, если организовать процесс самонаблюдения за своим поведением с проведением последующего анализа своего настроения и душевных состояний в течение какого-то периода времени. На формирование склонностей человека влияют условия, в которых проходило раннее детство, первый опыт от общения с людьми и животными, обращения с вещами. Наличие неприятных событий, травмирующих психику ребенка, влияют на характер взаимоотношений ребенка с окружающим миром. К сожалению, психологическое значение материнского «ухода» на работу несет за собой, вообще, отрицательное отношение ребенка к комплексу явлений, который обозначается словом «работа». В случае «выплескивания» взрослыми дома в присутствии детей своих негативных впечатлений о событиях на работе усугубляется у детей и отрицательное отношения к работе в целом.

В других случаях, по мере приобретения ребенком опыта в рамках наблюдения нормальных мотивов и установок трудового поведения окружающих, его социализация в плане развития представлений о действиях по достижению образов профессионального будущего происходит без особых трудностей и кризисов. И в этом процессе становление склонностей обеспечивает важнейшее условие профессиональной успешности, - развитие высокого уровня эмоциональной зрелости личности. Человек может иметь отлично развитые способности, но у него не сформировано не правильное отношение к труду, - нет склонности к общественно-полезной деятельности, - и как результат, работа не приносит удовлетворения. Наличие понимания, что в работе есть не только приятные моменты, но и трудные, свидетельствует как об эмоциональной, так и рациональной ориентировке в требованиях деятельности. Превалирование отрицательных или, наоборот, положительно окрашенных впечатлений о моментах работы иногда ведет к проблемам с вхождением в профессию и переходом на стадии стабильного функционирования как профессионала. Иногда говорят о дезадаптации, разбирая феномен «выгорания» человека на работе.

Стихийно и специально сформировавшиеся способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений могут иметь значение и для успешности в профессиональной деятельности. Под способностями подразумеваются любые индивидуально-психологические особенности человека ( и не сводимые к знаниям, навыкам), обуславливающие продуктивные достижения в деятельности человека выше среднего результата.

Если, например, человек хорошо различает запахи и точно помнит их, то это способность. Развитие такой способности важно для хорошей работы повара, товароведа продовольственных продуктов, химику, парфюмеру, фармацевту, столяру (по оттенкам запаха древесины уточняет ее сорт, породу, другие признаки). Уровень развития способностей.

Кроме опыта семейного воспитания очень важно обдумать здесь школьный опыт, поскольку пребывание в школе имеет длительный период, когда на физическое и умственное развитие ребенка, его социализацию оказывается систематическое влияние. Процесс учебы, приверженность к одним предметам и отвержение других, активность в свободное время, принадлежность к формальным и неформальным группам дают возможность проявлять ученику разнообразные «явные» и «скрытые» способности. Школа развивает задатки, впоследствии превращая их в способности, которые могут быть связаны с выбором будущей профессии. Предметное обучение позволяет сформировать ориентировку о разнообразных сложностях или «простоте» той или иной трудовой деятельности. Особое значение для ребенка имеет приобретение опыта межличностных отношений и развитие способностей завязывать и поддерживать контакты с людьми через реализацию определенного варианта поведения, - к примеру, лидера, «отверженного», конформного или иного его проявления. Очень важны впечатления, оставшиеся об отношениях со сверстниками и с учителями, о результативности вариантов контактов, поскольку они влияют на развитие социальных потребностей и общественно-направленных характеристик личности.

Социальные контакты вне семьи, отношение к друзьям и недругам, к школе в целом, способствуют формированию особой человеческой способности - способности к совершению социальных выборов, к которым относится и выбор профессии.

Обдумывание уровня сформированности способности к социальным выборам может идти по таким пунктам.

1. Особенности психофизиологической адаптации первоклассника. Периоды значительных успехов в школе (различные грамоты и награды) или неудач (повторение учебного года, перемена школы или класса, их причины). Любимые и нелюбимые предметы, общественная жизнь вне школы.

2. Отношение к общепризнанным действиям и явлениям, называемыми авторитетными. Отношения с учителями, отношения к оценкам, к наказаниям. Переживание варианта отношения к себе учителя (несправедливое, агрессивное, равнодушное, дружеское, восторженное, другое).

3. Отношения с одноклассниками, характер отношений (дружеский, лидерский); друзья и их характеристики (популярные среди других ребят, непопулярные, другие), длительность дружбы.

4. Уровень притязаний по отношению к учебе; достижения в свете идеалов, образов любимых героев и значимых личностей.

Некоторые стихийно и специально сформировавшиеся способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений могут иметь значение и для успешности в профессиональной деятельности. Развитие такой способности важно для хорошей работы повара, товароведа продовольственных продуктов, химику, парфюмеру, фармацевту, столяру (по оттенкам запаха древесины уточняет ее сорт, породу, другие признаки). Любые особенности человека - его личностные и индивидные черты, характерологические и темпераментные проявления, психофизиологические и анализаторные возможности могут выступать в роли способностей. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах активности вне школы, института.

При выполнении одной и той же работы успешность может быть достигнута за счет разных сочетаний склонностей и способностей. При решении разнообразных задач по профессиональному самоопределению одной из основных выступает формирование у человека способности делать жизненные выборы.

К теме 3.7. На развитие фактора мотивации достижений или уровня притязаний на общественное признание влияют общественно-политические условия развития государства, в которых живет оптант, социально-экономическое положение его семьи, особенности его жизненного личностного и профессионального развития, вариативность уровня профессионального образования.

Измерителями общественных ценностей человека и его достижений являются внешние и внутренние оценки активности человека. К внешним относятся педагогические и аттестационные оценки, а внутренние оценки - более или менее устойчивое представление человека о том какой оценки он заслуживает - носят название самооценки или уровня притязаний.

Уровень притязаний на общественное признание во многом связан с возможностями получения соответствующего уровня образования - высшего, средне специального и профессионально-технического. В соответствии с законом об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.

Обучение в вузе предполагает получение высшего теоретического, но низшего практического образования. Получение профессионально-технической подготовки в училище или на производстве в качестве ученика предполагает освоение высшего практического уровня образования, но низшего теоретического его варианта. Учеба в техникуме, колледже позволяет сочетать теорию и практику освоения профессии.

В ходе первичной профессиональной ориентации, когда человеку приходится планировать совершение профессионального “старта”, важно отдавать себе отчет о намерениях получения экономической независимости и психологической автономии в близком социальном окружении (родительская семья и собственная, учебная группа).

Если человек желает достигнуть их как можно быстрее, то лучше ориентироваться на учебу по варианту высшего практического образования, то есть нужно поступать в училище, колледж или техникум.

Если намерения независимости не тяготят человека, и он откладывает требования автономии на достаточно неопределенный период, то может быть выбран вариант вузовского обучения. Структура системы высшего профессионального образования носит многоуровневый характер.

По закону об образовании имеется возможность получить неполное высшее образование, если обучение велось не менее двух лет и результат усвоения соответствующей программы, подкрепить дипломом о неполном высшем образовании или продолжить образование и получить впоследствии квалификацию “бакалавр”.

Следующий уровень образования осуществляется по двум типам подготовки - с присвоением квалификации «магистр» или «специалист». Нормативный срок подготовки магистра состоит из шести-семи лет обучения (бакалавра - четырехлетнего цикла).

Все программы могут быть освоены по разным формам образования: очной (дневной и вечерней), очно-заочной, заочной и в экстернате. Эти формы отличаются объемом обязательных занятий преподавателя с обучаемыми.

Реалистичность уровня притязаний формируется на основе сличения своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честного отношения к их успехам с учетом мнения наставников. Важной особенностью при выборе профессии оказывается вариант мотивации, демонстрируемый индивидом. В одном случае он стремиться, так выбрать свой вид занятий, чтобы только предотвратить неуспех или неудачу, а в другом, - он стремиться к успеху. Как показывают исследования, во втором случае совершается более адекватный и более реалистический выбор.

Даже очень короткая история трудовой деятельности оптанта позволяет проанализировать отношение его к труду и характер реакций на социальные связи в ходе контактов с другими людьми.

Все это позволяет определить меру устойчивости к фрустрациям - обманчивым или тщетным ожиданиям успеха, и особенности развития профессиональной направленности, определенных черт личности, необходимых для успеха в определенном виде труда. Формулируя свой уровень притязаний важно обдумывать и не упускать из виду следующие аспекты.

1. Потребности и способности человека к труду.

1.1.Первое место работы (первое трудовое поручение), длительность выполнения его, характер основной деятельности, содержание обязанностей, распределение рабочего времени.

1.2. Временные интервалы между переходами на новые места работы, оклад, другие варианты вознаграждения, причины ухода с данной работы.

2. Устойчивость к психическим состояниям в виде отрицательных переживаний разочарования, тревожности, неуспеха.

2.1. Наличие эквивалентности требований деятельности и возможностей образования, способностей и интересов.

2.2. Уровень ответственности при выполнении отдельных трудовых заданий.

2.3. Наличие препятствий при выполнении работы и их устранение.

2.4. Возможности концентрации усилий для выполнения работы, несмотря на неблагоприятные условия труда.

2.5. Способность делать неприятную работу.

2.6. Реакция на поощрения и взыскания.

3. Особенности социальных связей.

3.1. Характер контактов с людьми на работе и их количество.

3.2. Отношения с начальством.

3.3. Друзья и критерии образования дружеских отношений, на работе или вне работы.

3.4. Членство в различных кружках, общественная работа.

4. Наличие вариантов трудовой инициативы. Рационализаторские предложения, фантазии, степень утопичности - реальности проектов, другие инициативные моменты.

5. Варианты рационального использования энергии в процессе труда.

5.1. Отношение к проблемам выбора.

5.2. Регулярность или нерегулярность выполнения трудовых обязанностей.

5.3. Осознание полезности планов, схем, системного подхода; наличие критичности при выполнении большого задания.

5.4. Уровень принятия изменений условий труда.

К теме 3.8. Уровень информированности о мире профессий в целом и об избранной специальности в частности.

Этот фактор имеет важнейшее значение при обдумывании своего трудового пути. Необходимо ориентироваться во всем многообразии специальностей, которые есть в обществе на момент выбора профессии, а также месте и роли избираемой человеком специальности в общей картине мира профессий. Особой задачей выступает задача освоения системы требований деятельности к человеку и формирование готовности реализовать эти требования. Следует понимать, что классификация специальностей Министерства труда и классификация специальностей Министерства образования совпадают в части профессионально-технического и среднего специального образования. По специальностям высшей школы такого совпадения нет. Поэтому при выборе типа учебного заведения и варианта обучения, крайне важно понимать какие отличия будут иметь место при получении диплома о квалификации и возможностях трудоустройства с этим дипломом.

Обзорная систематика психологических характеристик-требований мира труда в виде буквенно-цифровых описаний

 

  Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8
Условия труда МТ, МР, ЖЗ, ОБ, Б, ОВ К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8
(группы) АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, ОС, О
Средства труда (отделы) Р, М, А, ПУ, Ф, Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6, Ф7
Цели труда (классы) Г1, Г2, П1, П2, П3, И
Предмет труда (типы) П, Т, Ч, З, Х

 

Расшифровка схемы осуществляется следующим образом. В левом столбце обозначены названия классификационных ярусов, а в правом их описание выполнено в буквенно-цифровом виде Буквенно-цифровое обозначение позволяет кратко описывать любую специальность и сравнивать ее с описание другой. Нижний ярус содержит обозначения пяти типов профессий: П - живая природа объединяет в качестве главного ведущего предмета труда такие объекты окружающей действительности как растения (овощевод), животные (рыбовод), микроорганизмы (микробиолог) или клетки (цитолог); Т - неживая органическая материя (геолог), технические системы (слесарь по ремонту летательных аппаратов), вещественные объекты (чеканщик), материалы (травильщик фольги), виды энергии (физик-экспериментатор); Ч - люди (дежурный по станции метрополитена), группы (воспитатель группы продленного дня), коллективы (начальник цеха), общности людей (министр); З - условные знаки (шифровальщик), цифры (брокер), коды (кодификатор), естественные и искусственные языки (лингвист); Х - художественные образы (скульптор), условия их построения (искусствовед). Когда человек работает, его усилия направлены на объект труда, чтобы добиться необходимого результата (нормативных описаний цели труда), а не на отрасль, к которой относится его специальность.

Следует помнить, что классификаторы профессий построены по отраслям хозяйствования, и они не разграничены по предметам труда, и это создает дополнительные трудности для ориентировки в мире профессий.

Во втором ярусе расположены цели (мысленный образ результата) труда и он обозначается как классы специальностей. Они определяются в зависимости от разнообразных действий, осуществляемых человеком с предметом (объектами) труда. К ним относятся цели гностической оценки - Г1 и гностического оценивания - Г2, которые ведут свое название от древнегреческого гнозис - знание, познание, и предполагают выполнение операций сличения, сортировки (Г1) - (сортировщик алмазов), углубления в скрытые связи предметов и явлений (Г2) - (врач-рентгенолог). Преобразующие цели труда: П1 - организации и упорядочивания (инженер-системотехник), П2 - оказания влияния, воздействия (артист), П3 - обслуживания (проводник по сопровождению животных). И - изыскательные цели, реализуя их, специалисты осуществляют поиски наилучшего варианта решения преобразующей задачи с одновременными интенсивными оперативными гностическими действиями, сопрягаемыми с требованиями конечного результата труда (скорняк-раскройщик).

В третьем ярусе обозначены средства труда - способы и приспособления, позволяющие получать результат труда. Они составляют отделы специальностей. Р - профессии ручного труда (врач-хирург), М - машинно-ручного (машинист локомотива), А - автоматические и автоматизированные системы (оператор телевидения), аппараты (аппаратчик по выращиванию дрожжей). ПУ - приборы, устройства, средства передачи речи, усиливающие способности человека (оператор пейджинговой связи). Ф - функциональные, невещественные орудия труда, анализаторы человека (дегустатор чая). Ф1 - речеголосовые проявления в простых грамматических формах (приемщик заказов). Ф2 - сложные устные речеголосовые проявления (артист-вокалист-солист). Ф3 - деловая профессиональная речь (прокурор). Ф4 - мимический и жестовый язык (дирижер). Ф5 - тело, организм человека (каскадер). Ф6 - формы беспристрастного поведения (председатель суда). Ф7 - широкий интеллект и оперативное владение базами знаний (директор атомной станции).

В четвертом ярусе располагаются самые многочисленные характеристики трудовой деятельности, определяющие предметные и социальные обстоятельства ее выполнения, названные условиями труда, и образующие группы профессий. АЛ - строгий алгоритм выполнения трудовых действий (оператор плазмохимических процессов). АН - нестрогий алгоритм (учитель-логопед). Н - разработка новых алгоритмов (летчик-испытатель). ИН - индивидуальное выполнение трудовых заданий (агент коммерческий). К - коллективная работа (горнорабочий очистного забоя (шахтёр). ИС - исполнительская активность (курьер). ОС - самодеятельная активность (композитор). О - организационная активность (кинорежиссер). К1 - контакты-согласования (дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю). К2 - контакты-соприкосновения (дежурный по вокзалу). К3 - контакты межличностной сопричастности (акушерка). К4 - контакты взаимодействия (второй пилот). К5 - контакты с группой (заведующий кафедрой). К6 - замкнутые контакты (член экипажа подводной лодки). К7 – огромное количество кратковременных личных (упаковщик сумок при входе в торговый зал супермаркета) и внеличностных контактов (телефонист междугородней телефонной связи). К8 - двойственные контакты с людьми и животным миром (ветеринарный врач). МТ - материальная ответственность (кладовщик). МР -моральная ответственность (политический обозреватель). ЖЗ - ответственность за жизнь и здоровье (шеф-повар). ОБ - обычная ответственность (расклейщик объявлений). Б - бытовой микроклимат помещения (модельер). ОВ - работа на открытом воздухе (уборщик территорий). Н1 - нарушение потребности в самосохранении из-за риска погибнуть (военнослужащий). Н2 - нарушение потребности в комфорте из-за внезапного появления опасности (проводник пассажирского вагона). Н3 - нарушение потребности в эстетических ощущениях восприятия другого человека из-за наличия у него отклонений от нормы (врач-психиатр - судебный эксперт). Н4 - нарушение биологических и социальных ритмов жизнедеятельности из-за быстрых изменений часовых и климатических зон (бортпроводник). Н5 - нарушение потребности в гармоничном напряжении мышечных систем из-за больших физических нагрузок (лесоруб). Н6 - нарушение двигательной активности из-за рабочей позы (оператор ЭВМ). Н7 - нарушение суточного ритма из-за работы в ночное время (врач скорой помощи). Н8 - нарушение потребности в естественной экологической связи с окружающим миром из-за наличия физико-химических опасностей (составитель реактивной воды).

Данной обзорной систематикой мира профессий можно воспользоваться для составления формулы своей специальности, ознакомившись со схемой, представленной ниже.

К теме 4. Что такое «подходящая работа? Подходящей работой будет такая, при которой формула профессиональных предпочтений и формула профессии или специальности окажутся сходными.

Построение формулы профессии следует вести по вопросной схеме «Как составить формулу профессии и специальности».

Формула профессиональных предпочтений составляется по схеме направленного интервью. Эти схемы представлены ниже.


Приложение 3.2. Вопросная схема «Как составить формулу профессии и специальности»

Взаимное соответствие человека и профессии можно изучать с психологической точки зрения. Важно выявить степень сходства «я-образа» субъекта труда (представлений о себе на определенном рабочем месте) и «образа профессии» (представлений о ее требованиях). Для построения «образа профессии» путем детального анализа содержания работы необходимо располагать текстом описания этой деятельности. Если такого описания в наличии нет, то его можно составить самостоятельно, наблюдая за работающим человеком. Ознакомившись с описанием профессии, необходимо обсудить его вслух с человеком, которому доверяете. В ходе тщательного обдумывания особенностей изученного сокращенном материала соотнесите его с требованиями, перечисленными ниже, и зафиксируйте свои соображения-ответы сначала в развернутом письменном виде, а затем в буквенно-цифровом варианте через обозначения, указанные в скобках. Вы сможете составить формулу профессии для последующего сравнения ее с формулой профессиональных предпочтений.

I. Цели профессии:

1) первая гностическая цель труда заключается в конкретной и однозначной оценке (сортировке и классификации) вещественных и невещественных продуктов “чужого” труда в целом или отдельных их признаков по заранее известным, очевидным характеристикам (Г1); экспертный труд;

2) вторая гностическая цель труда предполагает скрупулезное изучение скрытых закономерностей в процессах и явлениях окружающего мира и их неоднозначное оценивание (Г2); аналитический труд;

3) первая преобразующая цель труда заключается в систематизации, организации и реорганизации “своих” и “чужих” продуктов труда (П1); труд по упорядочению;

4) вторая преобразующая цель труда сводится к активному преобразованию объектов, усовершенствованию их внешней и внутренней структуры в разнообразных видах оказания влияния, воздействия или обработки (П2); труд по преобразованию;

5) третья преобразующая цель труда предполагает обслуживание - преднамеренное включение в сферы функционирования объектов по заданиям (П3); обслуживающий труд;

6) изыскательская цель труда включает проектирование, усиленные поиски и нахождение оптимального и экономного варианта в широком контексте гностической и преобразовательной активности для себя и для других (И); изобретательский труд.

II. При выполнении работы используются средства:

7) рука, ручные инструменты (Р); ручной труд;

8) механизмы, различный транспорт (М); механизированный труд;

9) аппараты, автоматизированное оборудование (А); автоматизированный труд;

10) приборы, технические устройства (ПУ); труд с приборами;

11) не внешние вещественные средства, а физиологические возможности человека - органы чувств и анализаторные системы (Ф); органолептический труд;

12) функциональные средства - слушание и говорение в правильных грамматических формах на основе житейских и простейших научных понятий (Ф1); труд по оказанию бытовых услуг;

13) функциональная эмоциональная речеголосовая активность – устная речь по передаче представлений на базе кругозора в определенной области знаний (Ф2); обучающий труд;

14) функциональная мыследеятельная активность – письменная речь на основе научных понятий (Ф3); умственный труд;

15) функциональные - мимика, пантомимика, жестовые ансамбли (Ф4); труд с выразительными средствами;

16) функциональные - координированные движения всего тела, организма человека как единого целого (Ф5); мускульный труд;

17) функциональные - беспристрастное (справедливое) поведение как единство аффекта и интеллекта (Ф6); труд по управлению;

18) функциональные - базы знаний, необходимые для решения масштабных практических и теоретических оперативных задач (Ф7); интеллектуальный труд.

III. Характер условий данной работы:

19) имеет строгий алгоритм - четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); операторский труд;

20) имеет правила и алгоритм выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); труд с принятием решения;

21) имеет ситуации неопределенности при выполнении процесса и достижения результата (Н); испытательный труд.

IV. Условия организации труда:

22) достаточно строгое индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); индивидуальный труд;

23) коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); коллективный труд.

V. Условия работы предполагают:

24) наличие исполнительности как отсутствия внешней инициативной активности (ИС); исполнительный труд;

25) самоорганизацию - частичное планирование, распределение нагрузки, изменение способов работы (ОС); труд с высокой степенью самостоятельности;

26) организацию активности других людей (О); организаторский труд.

VI. По условиям работы необходимы контакты:

27) немногочисленные (К1); труд с ограниченным общением;

28) многочисленные (К2); труд с широким кругом общения;

29) с клиентами, имеющими определенные запросы (К3); консультативный труд;

30) с сотрудниками по работе (К4); корпоративный труд;

31) с группами людей в классе, аудитории (К5); просветительский труд;

32) “навязанные” с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве (К6); труд в особых условиях сосуществования (К6);

33) с пользователями, потребителями незначительных повседневных услуг (К7); труд с общением в быстро меняющемся круге лиц;

34) с животными, растениями, микроорганизмами на фоне людских запросов (К8); сопрововодительный труд;

VII. Проявления ответственности:

35) материальная - за сохранение имущества, денег, других ценностей (МТ); труд с материальной ответственностью;

36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); труд с моральной ответственностью;

37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений (ЖЗ); труд с ответственностью за жизнь и здоровье;

38) средняя, обычная (ОБ); простой труд;

VIII. Физические условия труда по преимуществу:

39) бытовые, работа в помещении (Б); труд служащих;

40) на открытом воздухе (ОВ); труд на природе.

IX. Необычные условия труда:

41) различные опасности или риск для жизни (Н1); опасный труд;

42) необходимость быстрого реагирования на возникновение аварийных ситуаций (Н2); труд с возможностью аварийных ситуаций;

43) персональный патронат и патронаж лиц с особенным сознанием, поведения и развитием (Н3); охранительный, опекунский труд;

44) навязанные, вынужденные темп и ритм труда (Н4); труд в условиях напряженности;

45) значительные физические нагрузки (Н5); труд с физическими нагрузками, физический труд;

46) длительное пребывание в одной рабочей позе (Н6); стереотипный труд;

47) ночные смены (Н7); ночной труд;

48) аномальные физико-химические особенности производственной среды (Н8); вредный труд.

Х. Предметная среда содержит различные связи систем объектов труда - вещественных и невещественных явлений действительности, на которые направлены трудовые усилия; в конкретной работе одна из систем имеет ведущее значение:

49) биотические системы живой природы (П); биономический тип труда;

50) неживые (абиотические) системы (Т); технономический тип труда;

51) социальные системы, человек (Ч); социономический тип труда;

52) знаковые системы (З); сигнономический тип труда;

53) системы художественных образов (Х); артономический тип труда.

Пример индивидуального труда описан в формуле по описанию специальности “Огранщик алмазов в бриллианты”- предмет труда: Х, Т, З; цели труда: И, П2, Г1; средства труда: Р, Ф, Ф3, ПУ; условия труда: АН, АЛ, ИН, ОС, ИС, К1, МТ, Б, Н6, Н8.

Пример коллективного труда членов экипажа воздушного судна гражданской авиации описан ниже в нескольких формулах, которые выявляют существенные отличия в картинах мира представителей летного состава, что существенно затрудняет поиски “общего” языка, и приводит к рассогласованию действий особенно в критических ситуациях.

Формула профессии «Командир воздушного судна гражданской авиации»- предмет труда: Ч, Т, З; цели труда: П2, Г1, П3, П1, И, Г2;средства труда: Ф, Р, Ф3, М, ПУ, А, Ф2, Ф5, Ф4, Ф6; условия труда: АЛ, АН, Н, ИН, К, О, ИС, К4,К6, К7, ЖЗ, МР, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.

Формула специальности «Второй пилот воздушного судна гражданской авиации» - предмет труда: Т, З, Ч; цели труда: Г1, П2, П3, И, Г2, П1; средства труда: Ф, Р, Ф3, М, ПУ, А, Ф2, Ф4; условия труда: АЛ, АН, Н, ИН,К, ИС, О, К4,К6, К7, ЖЗ, МР, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.

Формула специальности «Штурман воздушного судна гражданской авиации» - предмет труда: З, Т, Ч; цели труда: Г2, Г1, П1, И, П3; средства труда: Ф, ФЗ, ПУ, Р, ПУ; условия труда: Н, АЛ, АН, ИН, К, О, ОС, ИС, К4,К6, К7, ЖЗ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.

Формула специальности «Бортинженер воздушного судна гражданской авиации»- предмет труда: Т, З, Ч; цели труда: П2, Г1, П3, П1; условия труда: АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, К4,К6, К7, ЖЗ, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.


Приложение 3.3. Схема направленного интервью «Как построить формулу профессиональных предпочтений»

Содержание любой работы можно описать через формулу профессии. У каждого человека есть соображения о том, какая работа ему подходит больше всего, поскольку его привлекают некоторые ее характеристики, и по ним можно построить формулу профессиональных предпочтений. Для проверки предположений о том подходит ли выбранная работа человеку, нужно формулу профессии сравнить с формулой профессиональных предпочтений, которую можно составить так.

Внимательно прочтите вслух весь текст интервью. Обратитесь к толковым словарям русского языка, если не понимаете значения некоторых слов. Постарайтесь активизировать воображение и память. Затем обсуждайте каждый пункт в любом порядке, приводя примеры названий профессий, с которыми Вы знакомы, где бы человек выполнял как раз те виды труда, о которых идет речь. После этого «примерьте» к себе характеристики, названные в каждом пункте, и выберите те, что Вам подходят, фиксируя их в буквенно-цифровом виде.

Старайтесь сосредоточиться на анализе своего образа жизни, заведите дневник и фиксируйте в нем свои «открытия», читайте профессиоведческую литературу, активно наблюдайте мир труда, детально обсуждайте темы каждого пункта, расспрашивайте работающих о том, что они делают. Как нет «хорошей» или «плохой» работы, так нет «хороших» или «плохих» вариантов ответов.

Каждому подходит что-то свое и нужно настойчиво искать свое дело. На составление формулы лучше отвести достаточное время около 20-30 часов и заниматься этим систематически в течение двух-трех месяцев.

В первой части интервью приведены вопросы, раскрывающие цели труда - построение в уме образа результатов деятельности. Различают гностические, преобразовательные и изыскательные цели.

I. Мне представляется, что целью моей работы будет:

1) первая гностическая, - распознавание, сортировка, оценка предметов, их признаков (сельхозпродукты, промышленные изделия, поведение, информация, другие явления) (Г1);

2) вторая гностическая, - выявление и анализ сложных процессов окружающего мира (развитие живой и неживой природы, информацию, здоровье, поведение, отношения людей, проявления рутины и творчества, другие аспекты жизнедеятельности) (Г2);

3) первая преобразующая, - систематизация, организация и реорганизация, - упорядочение объектов труда (П1);

4) вторая преобразующая, - внешнее и внутреннее структурное усовершенствование идеальных и материальных явлений путем оказания влияния, воздействия, обработки (П2);

5) третья преобразующая, - обслуживание объектов труда (П3);

6) изыскательная цель труда, - изобретение оптимальных вариантов решения различных задач (И);

Во второй части интервью речь идет о средствах - способах и приспособлениях достижения результатов труда.

II. Мне подходят такие средства труда::

7) рука, ручные инструменты (Р);

8) механизмы и машины, транспорт (М);

9) автоматы, аппараты, автоматизированное оборудование (А);

10

Date: 2015-11-14; view: 1099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию