Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Липман О. Профессиональные способности и выбор профессии. Берлин, Практик, 1923, С. 22-24





«...из психографической схемы необходимо развить психологическую систему профессий и такого рода систему необходимо связать с типическою характеритсикою индивидуумов, основанную на данных психологии....мы понимаем под психологической систематикою профессий... в нашем общественном быту деления профессий на высшие (Ф3), средние (Ф3, Ф1) и низшие (Ф1). Но в то время как обычное деление профессиональных категорий зиждется на специальных формах профессиональной деятельности, мы кладем в основу различения наиболее общий психологический момент. Наше определение исходит из того, что всякая профессия стоит тем выше (Ф7), чем она представляется более «свободной» (ОС) в силу интеллигентности (Ф3, Ф, Ф7) и сильного воображения (Ф2) лица, занимающегося ею, т.е., чем меньше данная профессиональная деятельность втиснута в профессиональные рамки (АЛ) и чем она меньше нуждается в указаниях (ИС).

...Продолжая систематику профессий, должно заметить, что ближайшее разделение профессий является разделение на познавательные (Г), действующие (П2) и символизирующие (З) профессии.

В основе «познавательных» (З) или в более узком смысле слова научных профессий (Ф3) лежит установление фактов;

основою «действующих» или в более узком смысле технических (Т) лежит изменение (П2) формы существующего, равно как и внушение (П2), оказываемое на людей (Ч), а «символизирующие» (З) или художественные (Х) профессии зиждутся на изображении (И) действительности или фантастичного с помощью художественных (Х) символов (З).

...познание (Г1) или действие (П2) может касаться людей (Ч), предметов (Т) или мыслей (З).

...разделение и... средних профессий на следующие категории.

Профессии, требующие более ручной (Р) и профессии, требующие более умственной работы (Ф3);

Профессии, конечной целью которых является подражание (П2) готовым образцам (АЛ, ИС) и профессии, в которых продукту работы можно придать свободную форму (АЛ);

Профессии, в которых метод работы строго предписан (АЛ) и профессии, в которых рабочий свободен в выборе метода (АН);

Профессии, требующие тонкой (Г1, П2, Р) и профессии, требующие грубой работы (Г1, П2, Р, Н5);

Профессии, в которых работа состоит в выполнении сравнительно немногих, но длительных действий (Н4), и профессии, требующие многих кратких отдельных действий (Н4, Ф5);

Профессии, работа которых заключается в частом повторении одного и того же действия (АЛ), и профессии, работа которых требует относительно частой смены различных отдельных действий (АН);

Профессии, в которых внимание концентрируется на одну какую-нибудь узкую область (П; Т; Ч; З; Х) и профессии, в которых внимание должно быть одновременно направлено на относительно большое число подробностей (ПТЧЗХ);

Профессии, в которых приходится совершать отдельную работу (ОС), и профессии, в которых работа согласована с работою целой группы рабочих (ИС);

Профессии, в которых рабочий совершает работу в одиночестве (К1) и профессии, принуждающие рабочего быть в сообществе многих других (К4);

Профессии, в которых работа производится на свежем воздухе (ОВ), и профессии, работа которых протекает в замкнутом помещении, в комнате, мастерской или фабрике (Б).

Шафранова А.С. Автоматизируемый элемент работы как критерий для классификации профессий// Гигиена труда, 1924. №6, С.17.

 

Первая группа. Профессии, в которых допустима наибольшая автоматизация работы (АЛ), а возможность возникновения новых реакций (АН) отсутствует.

Примеры: штамповка мыла (Т, П2, М, АЛ), вязание чулка (Т, П2, Р, АЛ) (до спуска), выгребание материала (Т, П2, Р, М, АЛ) подаваемого машиной, передача (П2, АЛ) друг другу (К4) предметов (П, Т) (при коллективной погрузке или разгрузке), вращение колеса при ручном приводе (Т, П2, Р, АЛ), мотание шпуль (Т, П2, Р, М, АЛ) механическое чтение (З, Г1, П2, Ф3, АЛ) и т. п.

Возьмем работу любой из этих профессий в периоде ознакомления с ней.

Девочка (П, Ч) учится (З, П1) вязать (П1, П2) чулок (Т). Все движения (Н6), нужные для этой работы, ей непривычны (Н). Тонкие спицы (Т) трудно удержать (П2) в руках (Р); еще труднее не давать им выскользнуть (П2) из петель (Т, Г1, Ф; Р) или запутаться (Т, П2, Ф; Р) друг об друга; еще труднее зацепить концом (П2) работающей спицы (Т, Р) ускользающую нитку (Т, Р) и провести (П2) ее через нужную петлю (П1); спица (Т, Р) оказывает совершенно неожиданное сопротивление (Т, П2). От физического напряжения (Ф5) руки потеют (Р; Н3), нитка мокнет и скользит с трудом (Т, П2); одни петли получаются слишком тугие, так что нельзя продвинуть спицу вперед (П2, Р), другие же слабы и болтаются на спице(П2, Р),. Переходить с одной спицы на другую (Т, П2, П1) еще труднее и т. д.

Происходит напряженная работа учета (Г1, П1) всех этих новых (АН) для ученицы моментов, сопоставления их (П1), проверки правильности (Г1, Ф, Р) действия, выводов (Г1; Ф1) - и сильного волевого импульса (ОС), заставляющего продолжать (П2) работу. То же мы видим при штамповке мыла (необходимость приспособиться к темпу машины (Т, М, Н4), ровное подкладывание кусков (П2), осторожность (Г1, Ф, Р), чтобы предохранить пальцы от повреждения (Ф) и т. п.).

 

Вторым видом деятельности, определяющим специфическое различие между отдельными профессиями, должно быть признано внимание (Ф) Различные профессиональные работы требуют совершенно разных качеств внимания (П, Т, Ч, З, Х, Г1, Ф).

Некоторые работы требуют напряженного зрительного внимания (Ф, АЛ). Таковы все работы, при которых работающий следит (Г1) за каким-нибудь одним местом работы или за появляющимся сигналом (З, Г1, Ф, АЛ), чтобы ответить на каждый из них соответственным движением (П2, Р). Такова работа токаря (Т, З, Х, П, Ч; П2, Г1; Р, Ф, М; АЛ; ИН, К; ИС, ОС; К1, К4; МТ, ОБ; Б; Н2, Н4, Н6, Н7, Н8), рубщика зубилом (Т, З, Х, П, Ч; П2, Г1; Р, Ф; АЛ; К, ИН; К1, К4; МТ, ОБ; Н4, Н5, Н6), телефонистки (З, Ч, Т, П, Х; П2, Г1, П1;Ф, Ф2, Р, ПУ; АЛ, АН; ИН; ИС, О; К7, К2, К4; МР, ОБ; Б; Н2, Н4, Н6, Н7).

Возможна и такая работа, при которой - все внимание поглощено слуховым впечатлениями (З, Ф). Такова работа, например, радиотелеграфиста (З, Т, Х, П, Ч; Г1, П2, П1; Ф, Ф3, Ф1, ПУ; АЛ, АН, ИН; ИС, ОС, О; К2, К4; МР, ЖЗ, ОБ; Б; Н2, Н4, Н6, Н7), в течение продолжительного времени напряженно прислушивающегося (Г1, Ф, АН) к еле слышным звукам (З) в слуховой трубке (ПУ), иногда перебиваемым звуками какого-нибудь другого характера (Г1, Т, З,), на которые не следует обращать внимание (Ф).

Работа шлифовальщика (Т, З, П2, Г1, Р, М, АЛ, ИС, ИН, ОС, К1, МТ, Н4, Н6) сучильщицы, ткачихи имеет своей основой такое же непрерывное внимание к ощущениям осязательного порядка (Т, Г1, Р, Ф, Р).

Возможны и такие деятельности, при которых приводится одновременно и непрерывно наблюдать при помощи нескольких органов чувств (Ф). Например, летчик должен внимательно (Ф), следя (Г1) за шумом и перебоями (Т, П2,) мотора (М, З, Ф), в то же время непрерывно следить (Г1) зрительно (Ф) за происходящим вокруг него (Т, Г1, Ф).

Этим профессиям, для которых характерно напряженное непрерывное (Г1, Ф, АН, Н) внимание (Ф), следует противопоставить те профессии, для которых особенно характерно переменное направление внимания (Ф, АН); так, например, профессия купца (З, П2, Ф3, АН, Н), военного (командира) (Ч, З, П1, П2, Г1, Ф7, Ф6, Ф5, Ф3, Ф2, Ф1, ПУ, АН, Н, О), журналиста (З, Ч, Т, П2, Г1, Ф3, Ф2, Ф, ПУ, АН, ОС, О) требует внимания (Ф) быстрого, переходящего (П2) с одного предмета (Ф3) на другой, быстрого приспособления (П2) к каждый раз новому положению (АН), быстрого (П2) вчувствования (Н2) в это положение и поглощения (П2) им с наиболее возможным (АЛ) вниманием (Ф).

Галкина О.И., Каверина Р.Д., Климов Е.А., Левиева С.Н., Пузыревская Е.Н., Титова И.П. Информационно-поисковая система «Профессиография». – Л.: 1972, С. 63-67.

Сфера деятельности и вид труда

Специальность, на которую заполняется профессиокарта, необходимо отнести к одному из пунктов, приводимого ниже перечня дескрипторов

А.Сфера материального производства (Т)

1.Труд преимущественно ручной (Р) в технических (Т) системах:

а) при индивидуальном (ИН) производстве;

б) при серийном (К) производстве;

в) при массовом (К) производстве;

2. Труд преимущественно ручной (Р) в природных (П) системах:

а) постоянно-универсальный (работа в нескольких областях) (П2, Г1, АН);

б) постоянно-узкоспециализированный (П2, Г1, АЛ, ИС);

в) сезонно-универсальный (П2, Г1, АН, ОВ);

г) сезонно-узкоспециализированный (П2, Г1, АЛ, ИС, ОВ);

3. Труд механизированный (М) в технических (Т) системах

4. Труд механизированный (М) в природных (П) системах

5. Труд по управлению (П2) автоматами (А) в технических (Т) системах

6. Труд смешанный (включающий элементы ручного (Р), механизированного (М) и автоматизированного (А)

Б. Сфера духовного производства (З)

1. Труд по созданию научных ценностей (З)

а) творческий (И);

б) исполнительский (ИС);

2. Труд в области проектирования (З, И), конструирования (Т, З, П1, П2), изобретательства (И), рационализации (И)

3. Труд по созданию (И) культурных ценностей (З) в области различных видов искусства (Х)

4. Труд по созданию (И) произведений (П2) литературы (Х) и в области издательской (З, Т) деятельности (З, Х, П2)

5. Труд, связанный с измерениями (З, Г1), испытаниями (Г1, Н), экспертизой (Г1)

а) самостоятельный (ОС)

б) исполнительский (ИС)

6. Труд, связанный с расчетами (Г1, Ф3), вычислениями (Г2, Ф3)

7. Труд в области делопроизводства (З, Г1, П1)

8. Труд переводческий (З, П2, П1, Ф3, Ф2, АЛ, АН)

9. Труд чертежный (З, П2, Р, Ф3, АЛ, АН)

10. Труд библиографический (З, П1, Г1, Ф3, АН)

11. Труд в области архивного (Т, З, П1, Ф3) дела (З, П2, АЛ)

В. Сфера воспитания и обслуживания (Ч, П2, П3, О)

1. Труд педагогический (Ч, З, П1, О, МР)

а) работа с детьми (П, Ч, Х, З, Г2, Г1, П2, П3, И, Ф6, Ф3, Ф2, Ф5, Р)

б) работа со взрослыми людьми (П, Ч, Г2, Г1, П2, П3, И)

2. Труд врачебный (Ч, П, П2, Г2, Г1, И, Ф, Ф3, Ф2, ПУ, АН, АЛ, Н, Н1, Н3, ЖЗ)

а) профилактика заболеваний (З, Ч, П1, Г1, ЖЗ)

б) лечение болезней (Ч, П, П2, Г2, И, ЖЗ)

3) Труд в области информационного (З) обслуживания (З, П3)

а) чтение лекций (Ч, З, П2, П1, Ф2, АН, К5)

б) инструктаж (Ч, З, П2, П1, Ф2, АЛ, К3, К4, К5)

в) работа, связанная со справочной информацией (З, Г1, П1, Ф2, АЛ)

4. Труд в области культурно-просветительской деятельности (Х, З, Ч, П1, П2, Ф2, Ф3)

а) работа в библиотеке (Ч, З, П1, Г1, Ф2, Ф3, АЛ)

б) работа в театре, клубе, цирке (Н1)и т.п. (Ч, Х, П2, Г1, Ф2, Ф3, АЛ,)

в) работа в музеях (З, Ч, Т, П1, Г1, Ф2, АЛ, АН)

г) работа по организации массового спорта и туризма (П, Ч, Т, П2, П1, Ф2, Ф3, ПУ, О, ЖЗ)

5. Труд в области бытового обслуживания (П3) (торговля (П2, П3, МТ), общественное питание (П2, П3, МТ, ЖЗ), жилищно-коммунальные услуги (Ч, З, Т, П3, П2, АЛ, АН, К2, К7, ЖЗ, МТ)

а) при широких контактах с людьми (К2)

б) вне широких контактов с людьми (К1)

6. Труд в области охраны общественного порядка, государства (З, П2, Ф6, Ф7)

Г. Сфера управления социальными объектами (Ч, З, П2, П1, Г1, Ф6, Ф7)

1. Руководство малыми группами (Ч, Ф2, Ф3, АН, О, К4, МР)

а) в области материального производства (Ч, Т, П2, П1, Ф2, Ф3, АН, О, К4, Н1, МТ)

б) в области духовного производства (Ч, З, Х, П1, П2, Ф2, Ф3, АН, О, К4, МР)

в) в области воспитания и обслуживания людей (Ч, З, Х, П2, П1, П3, Ф2, Ф3, АН, О, К4, МР )

г) в области управления государством (Ч, З, Ф6, Ф7, МР)

2. Руководство большими группами (Ч, З, Ф2, Ф3, Ф6, АН, О, К4, К5, К2, МР)

Гаврилов В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий. // Вопросы психологии. - 1975. №3.

В исследовании было взяты 49 признаков, которые составили 5 групп: 1) предмет труда, 2) орудия труда, 3) цели труда, 4) условия труда, 5) модальность основных сигналов принимаемой информации. Первую группу составили, в свою очередь, следующие признаки: 1) объекты с непосредственно воспринимаемыми свойствами (П; Ф. Т; Ф. Ч; Ф; З; Ф. Х; Ф); 2) объекты с непосредственно не воспринимаемыми свойствами: (П; Ф; ПУ; Т; Ф; ПУ; Ч; ПУ; Ф. З; ПУ; Ф. Х; ПУ; Ф); 3) биологические системы (П); 4) знаковые системы, язык (З); 5) нестандартная информация (З, АН), сложные сигналы, шумы (З;Ф); 6) художественные образы, их элементы (Х);

7) абстрактные понятия (З); 8) люди (Ч) (постоянный круг) (К3); 9) люди (Ч ) (изменчивый круг) (К2, К7); 10) люди (Ч) (аномальные) (Н3); 11) социальные системы (Ч, З, О).

Вторую группу (орудия труда) составили следующие признаки (пять видов приборов и четыре вида функциональных орудий труда, т. е. правил и способов действий: 1) приборы, дающие информацию в закодированном виде, например, дефектоскопы, электрокардиографы (З, ПУ); 2) приборы, дающие информацию в наглядном виде, например микроскопы (ПУ, Ф); 3) приборы для получения информации, не воспринимаемой с помощью органов чувств (ПУ); 4) системы приборов (ПУ, Ф3): 5) приборы, требующие при обращении высокой координации движении (ПУ, Ф5); 6) правила теоретического мышления (Ф3); 7) правила эстетической оценки (З, Х, Г1); 8) правила моральной оценки (З, МР, Г1); 9) правила практического мышления (З, П2, Ф7).

Третью группу признаков (основные цели труда) составили следующие: 1) обнаружение (Г1), 2) классифицирование (Г1), 3) оценивание (Г2), 4) исследование (Г2 ).

Четвертую группу (условия труда) составили такие признаки:

1) ограничение времени (Н2, Н4), 2) необходимость точной дифференцировки признаков объекта (З, Г1), 3) возможность аварийных ситуаций (Н2), 4) монотония (Н4, Н6),

5) необходимость разъездов (П3, П2, Н4), 6) изменчивость условий (ОВ), 7) особая ответственность (МР, МТ, ЖЗ), 8) наличие вредности (Н8), 9) особые требования к морально-политическому облику (МР), 10) многообъектность трудовой среды (П, Т, Ч, З, Х), 11) околопороговость распознаваемых сигналов (З, Г1, Ф), 12) недостаточность информации (З, АН, Ф7) (например, в работе контролера сварочных работ, врача ВТЭК и т.п.), 13) возможность утаивания информации представителями социальной трудовой среды (например, в работе бухгалтера-ревизора, нотариуса и т.п. (З, Г1, Ф3, Н2), 14) значительная физическая нагрузка (Н5).

Пятую группу признаков (модальность значимых сигналов) составили следующие: 1) звуковые сигналы (З, Ф, Ф3), 2) обонятельные сигналы (З, Ф, Ф3), 3) вкусовые сигналы (З, Ф, Ф3), 4) осязательные сигналы (З, Р, Ф, Ф3), 5) вибрационные сигналы (З, Ф, Ф3,Н8), 6) вестибулярные сигналы (З, Ф, Ф3), 7) температурные сигналы (З, Ф, Ф3), 8) хроматические оттенки (З, Ф, Ф3), 9) ахроматические оттенки (З, Ф, Ф3), 10) «одноканальные» зрительные сигналы (загрузка в основном только одного зрительного анализатора) (Ф, Ф3).

 


Date: 2015-11-14; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию