Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перечень приложений к главе 3
Приложение 3.1. Вспомогательные материалы для профконсультирования ………………………………………………………182
Приложение 3.2. Схема направленного интервью «Как составить формулу профессиональных предпочтений»………………………………196
Приложение 3.3. Вопросная схема «Как составить формулу профессии и специальности»………………………………………………………………198
Приложение 3.4. Таблица этапов формирования представлений о мире профессий в профконсультировании ………………………………………201
Приложение 1.1. Квалификационная характеристика должности профконсультанта.
Извлечение из «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»:
ПРОФКОНСУЛЬТАНТ
Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации - повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы. Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами. Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств. Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния. Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы. Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности. Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики; правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки; типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний; основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследования человека; основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей; требования, предъявляемые профессией к человеку; формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями; потребность в кадрах на федеральном и региональных уровнях с профессиональной дифференциацией; социально - демографические особенности региона; передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы; основы законодательства о труде; правила по охране труда.
Требования к квалификации.
Профконсультант I категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта II категории не менее 3 лет.
Профконсультант II категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта не менее 3 лет.
Профконсультант: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы.
(Квалификационная характеристика должности «Профконсультант» дополнительно постановлением Минтруда России от 20 апреля 2001 года N 3534).
Приложение 1.2. Квалификационная характеристика должности психолога.
Извлечение из «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»:
ПСИХОЛОГ
Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально - психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально - психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
Приложение 1.3. Таблица сопоставления квалификационных требований психолога и наименований занятий по Международной стандартной классификации занятий
Наименование занятия по МСКЗ
| Должностные обязанности психолога по Квалификационному справочнику
| Психолог, промышленность
| 1) Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
| Психолог, социальный
| 2) Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
| Психолог, профессиональная занятость
Консультант, профориентация
| 3) Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
| Психолог, эксперименты
| 4) Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
| Аналитик, трудовая деятельность
| 5) Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
| Интервьюер, занятость
| 6) Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
| Аналитик, профессиональная занятость
| Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
| Аналитик, трудовая деятельность
Консультант, профориентация
Консультант, трудоустройство
Консультант, карьера
| 7) Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно психическое напряжение работающего,
дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
| Консультант, карьера
Специалист, обучение персонала
| 8) Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
|
Психолог, социальный
Аналитик, профессиональная занятость
Специалист, производственные отношения
| 9) Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально - психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
| Аналитик, профессиональная занятость
Специалист, производственные отношения
Специалист, работа с персоналом
| 10) Анализирует причины текучести кадров,
подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров,
принятию необходимых мер по адаптации работников.
| Специалист, работа с персоналом
| 11) Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
| Психолог, социальный
Специалист, производственные отношения
| 12) Консультирует руководителей
предприятия, учреждения, организации по социально - психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива,
а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
|
Приложение 1.4. Таблица сопоставления квалификационных требований профконсультанта и наименований занятий по Международной стандартной классификации занятий
Наименование занятия по МСКЗ
| Должностные обязанности профконсультанта по Квалификационному справочнику
| Консультант, профориентация
Психолог
| Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения
|
| Оказывает помощь
| Консультант, профориентация
| 1) гражданам в профессиональном самоопределении,
| Консультант, карьера
| 2) формировании и развитии профессиональной карьеры,
| Консультант, трудоустройство
| 3) принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии,
| Консультант, производственная практика
| 4) направления профессионального обучения
| Психолог
| 5) с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей,
| Аналитик, изучение рынка
| 6) а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
| Психолог
| 7) Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации - повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества,
| Специалист, работа с персоналом
Специалист, обучение персонала
| 8) содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности
| Консультант, трудоустройство
| 9) и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
| Аналитик, профессиональная занятость
| 10) Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации
| Психолог
| 11) и психологической поддержки
| Консультант, профориентация
Психолог
Психолог, клиника
| 12) учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан,
|
Аналитик, трудовая деятельность
| 13) разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.
| Аналитик, изучение рынка
Аналитик, трудовая деятельность
| 14) Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности,
| Аналитик, профессиональная занятость
| 15) в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.
| Специалист, работа с персоналом
| 16) Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.
|
| Проводит профессиональное консультирование
| Консультант, профориентация
| 17) с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов,
| Психолог
| 18) применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.
| Психолог, профессиональная занятость
| 19) Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
| Психолог, профессиональная занятость
| 20) Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации;
| Психолог
| 21) при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.
| Специалист, обучение персонала
| 22) Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда,
| Консультант, трудоустройство
| 23) обучает навыкам эффективного поиска работы
|
| Принимает участие
| Интервьюер, занятость
| 24) в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан,
| Интервьюер, занятость
| 25) в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке
| Аналитик, профессиональная деятельность
| 26) и оценке эффективности этой деятельности
| Аналитик, трудовая деятельность
| 27) вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта
| Специалист, профессиональная занятость
| 28) Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности.
| Посредник, трудовые отношения
| 29) Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
|
Приложение 1.5. Таблица сопоставления квалификационных требований профконсультанта и психолога по Квалификационному справочнику
Профконсультант
| Психолог
| Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.
Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе,
| Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей,
| Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан
| Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих, а также связанные с
профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
| При необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.
| Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
| Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации
| Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
| Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности.
| Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд),
| Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов,
| Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих
| Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.
Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии
(рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
| Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
|
повышению конкурентоспособности
и социально-психологической адаптации
к трудовой деятельности
| Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов
| Разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.
| Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику,
| Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации;
| …разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
| Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации
| Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально - психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива,
|
| Консультирует также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
| Профконсультант: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы.
| Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
|
|