Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические подходы к рациональному использованию природного газа в городских системах газоснабжения





Потребление природного газа в России увеличилось за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах [17,18,19,20].

Состав участников сложившегося рынка газа включает производителей газа, газосбытовые компании, газораспределительные организации, операторов инфраструктуры (газотранспортные организации) и потребителей газа.

Собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ) является ОАО «Газпром», осуществляющее до 90% всей добычи газа в России, транспортировку его по магистральным газопроводам и реализацию на внутреннем и внешних рынках.

Кроме того, добычу газа на территории Российской Федерации осуществляют:

· независимые от ОАО «Газпром» производители газа - газодобывающие компании, а также нефтяные компании;

· региональные газовые компании (АО "Норильскгазпром", АО "Камчатгазпром", АО "Якутскгазпром", АО "Сахалинморнефте- газ"), обеспечивающие газоснабжение территорий, не связанных с ЕСГ.

Эксплуатацию распределительных газопроводов осуществляют самостоятельные юридические лица - газораспределительные организации (ГРО), оказывающие на обслуживаемой ими территории услуги по транспортировке газа, а также поставку газа конечным потребителям наряду с другими газосбытовыми организациями.

Структура хозяйственных отношений на российском рынке газа сложилась под воздействием высокой степени концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей в собственности ОАО «Газпром», Компании принадлежит газотранспортная система, система диспетчерского управления объемами добычи, переработки газа и его потоками, система подземных хранилищ газа, что позволяет ей выступать в качестве гаранта надежности газоснабжения потребителей РФ и осуществлять координацию производственно- технологических и коммерческих процессов, обеспечивая работу с потребителями в рамках «одного окна».

Не входящие в ОАО «Газпром» независимые производители играют пока незначительную роль на внутреннем рынке газа, в формировании баланса энергоресурсов и не несут ответственности за газоснабжение потребителей. Часть независимых производителей, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения, осуществляют свою деятельность в локальных системах газоснабжения, обслуживающих районы не связанные с ЕСГ, а остальные не имеют собственных газотранспортных систем и используют на основе договоров свободные мощности магистральных газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром».

Структура сектора газораспределения включает в себя более 300 предприятий, из которых подавляющее большинство являются акционерными обществами, а остальные организации имеют статус государственных унитарных предприятий. ОАО «Газпром» через аффилированные структуры проводило последовательные операции по консолидации управления ГРО через специальную структуру - ОАО «Регионгазхолдинг», которая сегодня фактически контролирует около 40% ГРО. Усиление концентрации контроля над ГРО способствовало стабилизации финансового состояния последних, развитию газификации регионов.

Вопросы организации хозяйственных отношений на рынке газа между поставщиками и покупателями газа, а также организациями, оказывающими им соответствующие услуги, в том числе газотранспортными организациями, регламентируются «Правилами поставки газа в РФ», утвержденными Правительством Российской Федерации, в соответствии с которыми покупателем или поставщиком газа может быть любое юридическое лицо. Доступ поставщиков газа к магистральным трубопроводам ЕСГ и газораспределительным сетям регулируется соответствующими положениями, также утвержденными Правительством Российской Федерации. На основе этих положений независимые поставщики газа имеют право на недискриминационной основе воспользоваться услугами газотранспортной и газораспределительной организации для транспортировки газа.

Высокая степень концентрации добычи газа у ОАО «Газпром» обусловливают доминирующую роль в поставках газа на российский рынок регионгазов - дочерних компаний ООО «Межрегион-газ», являющихся организаторами договорных отношений. Указанное общество было создано в 1997 г., в период массовых неплатежей и господства неденежных форм расчетов на внутреннем рынке газа, и сумело в течение 1997-2001 гг. нормализовать систему расчетов российских потребителей за газ посредством жесткой централизации сбытовой политики. В течение 2000-2001 гг. создано 58 региональных компаний, которые сегодня и осуществляют непосредственную работу с потребителями газа.

Торговля газом осуществляется при наличии подтверждений ОАО «Газпром» и газораспределительными организациями о возможности транспортировки предлагаемого к торгам газа по газотранспортным сетям, в том числе о праве доступа к ГТС и газораспределительным сетям.

Газораспределительные организации (ГРО) оказывают услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, покупке и продаже газа средним и мелким потребителям. По мере развития сбытовых компаний, включая независимые, функции сбыта в ГРО должны передаваться этим компаниям. Деятельность ГРО является естественно монопольной и подлежит государственному регулированию.

Все имущество, связанное с эксплуатацией распределительных газопроводов, находится в собственности ГРО. В целях оптимизации деятельности ГРО допускается их укрупнение до 1-3 действующих в каждом регионе. Государственное регулирование ГРО предусматривает регулирование тарифов по транспортировке газа и снабженческо-сбытовых услуг при обязательном раздельном учете затрат по этим видам деятельности. Кроме того, контролируется соблюдение недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в соответствии с действующим законодательством.

ГРО, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, по мере достижения ими финансовой устойчивости и адекватной рыночной оценки их стоимости могут быть приватизированы в целях повышения эффективности их работы и привлечения стратегических инвесторов.

По мере развития рынка газа снабженческо-сбытовой деятельностью ГРО перестанут заниматься, сосредоточив свои усилия на развитии и эксплуатации газораспределительных сетей. В последствии планируется, что при достижении газовой промышленностью оптимальных объемов добычи и поставки газа с учетом удовлетворения платежеспособного спроса, будут созданы условия для отмены регулирования снабженческо-сбытовых надбавок.

Газовая отрасль России характеризуется не только наличием у производителей значительных ресурсов газа, но и высокой концентрацией его добычи, транспортных сетей и централизацией управления в рамках одной компании - ОАО «Газпром». Эти особенности обусловлены тем, что отрасль планировалась, создавалась и функционирует как централизованно управляемая Единая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепи от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети. Такая структура Единой системы газоснабжения, в основном, сохранилась в процессе трансформации отрасли при переходе от централизованного планирования и управления к новым хозяйственным отношениям и доказала за прошедшие годы свою эффективность.

При этом в России при наличии достаточной ресурсной базы и уникальной технологической инфраструктуры в процессе развития газового рынка не сформированы финансово-экономические условия и инвестиционные ресурсы для освоения новых месторождений газа, осуществления модернизации магистральной и газораспределительной инфраструктуры, развития и повышения устойчивости и маневренности этих систем для обеспечения транспорта газа и балансировки колебаний спроса на газовом рынке.

Следует отметить принимаемые в последнее время меры государственной политики, направленные на увеличение прозрачности рынка, в частности, введение системы тарификации транспортировки газа по распределительным газопроводам, отдельной регулируемой платы за сбытовые услуги, а также возможности реализации на внутреннем рынке газа, закупаемого по импорту, по свободным ценам. На регулярную основу поставлен анализ бюджета и инвестиционной программы ОАО «Газпром».

Финансово-экономическое положение газовой промышленности в сложившихся условиях в значительной степени зависит от конъюнктуры на внешних рынках, системы налогообложения и от состояния ценообразования на газ на внутреннем рынке. Прогноз добычи и себестоимости добычи газа ОАО «Газпром» и независимыми производителями с учетом освоения новых месторождений представлен в Приложении Б.

Поставка газа ОАО «Газпром» на внутренний рынок составляет более 60% от общего объема товарного газа, а выручка от его реализации на этом рынке - только 20-22 % общих поступлений от продажи газа. Внутренний рынок не является источником средств, необходимых для возмещения текущих расходов и инвестирования в модернизацию и развитие ЕСГ. Такое положение предопределяет осуществление внутрикорпоративного перекрестного субсидирования операций, связанных с поставками газа на внутренний рынок, за счет экспортной выручки. Не только не ликвидировано, но даже расширяется перекрестное субсидирование посредством применения разного уровня цен на газ, поставляемый промышленным потребителям и для нужд населения.

На внутреннем рынке в течение длительного периода поддерживается заниженный уровень регулируемых оптовых цен на газ. Во многом это является результатом применения практики «замораживания» (1996-1999 годы) и последующего достаточно жесткого ограничения динамики этих цен.

Начиная с 1999 года, поставка газа российским потребителям осуществлялась на грани убыточности, а с 2000-2001 гг. затраты на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа превысили уровень регулируемых цен.

Уровень цен не позволяет в полной мере финансировать инвестиционные проекты по реконструкции и строительству газотранспортных сетей. Дефицит собственных инвестиционных ресурсов ОАО «Газпром» и газораспределительных организаций привел к тому, что фактические объемы капитальных вложений в добычу газа, развитие магистральных трубопроводов и распределительных сетей значительно ниже требуемых.

Заниженный уровень регулируемых оптовых цен на газ также искажает определение эффективных сфер применения газа, ограничивает межтопливную конкуренцию, не способствует внедрению газосберегающих техники и технологий. В результате в стране сформировалась нерациональная структура топливно-энергетического баланса, консервируется техническая отсталость промышленного производства, у потребителей газа полностью утрачиваются стимулы к газосбережению.

С учетом сказанного можно выделить несколько основных негативных последствий сложившейся практики регулирования цен на газ [6,7,10].

Заниженные директивно устанавливаемые оптовые цены на газ не создают условий для устойчивого финансово-экономического положения газовой отрасли и фактически в настоящее время выполняют функцию перераспределения средств в пользу потребителей газа, серьезно сдерживает интерес инвесторов и не гарантирует покрытие части обоснованных издержек и прибыли, связанных с газоснабжением внутреннего рынка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» подобные принципы были впервые закреплены нормативно. Вместе с тем, на практике указанные принципы до сих пор применяются органами регулирования лишь частично.

В настоящее время в расчете на одну тонну условного топлива цены на газ в 3-4 раза ниже цен на мазут и в 1,5-2 раза ниже цен на уголь при более высоких экологических и других потребительских свойствах газа [21,22,23,24]. Таким образом, существующий уровень цен стимулирует чрезмерно высокий внутренний спрос на газ и продолжение его роста, что усиливает вероятность возникнове­ния в будущем ресурсных ограничений на газовом рынке и усугубляет проблему энергоемкости национальной экономики.

Значительные трудности с финансированием испытывают и газораспределительные организации. Сектор газораспределения функционирует в регулируемом режиме естественно монопольных видов деятельности. Несмотря на то, что к сфере естественных монополий законодательством отнесены только услуги по транспортировке газа по трубопроводам, включая магистральные, по решению Правительства РФ осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, поставляемый конечным потребителям. Помимо оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа регулируются также тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям трубопроводов, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям.

При сложившейся структуре, низкой степени концентрации производства и капитала и существующей системе льгот при поставках населению природного и сжиженного газа финансовое состояние газораспределительных организаций остается неудовлетворительным. Кроме того, на финансовое состояние организаций газовой отрасли отрицательно влияют накопленные долги потребителей за использованный ими газ. Влияние указанных негативных факторов в конечном итоге привело к снижению объемов добычи газа, недофинансированию реконструкции и обновления стареющих фондов, и прежде всего, газотранспортных сетей.

Сложное финансовое состояние отрасли негативно отражается на ее инвестиционной привлекательности в целом и предопределяет отсутствие долгосрочных вложений в отрасль со стороны возможных инвесторов. Все это диктует необходимость разработки организационно-экономического механизма рационального использования природного газа и прежде всего в низовых газораспреде­лительных объектах - городских системах газоснабжения.

Анализ основных положений мирового опыта развития рынка газа приведен в Приложении В.

В настоящее время при оценке экономической эффективности использования природного газа в отечественной и зарубежной практике в основном используется метод МРУ Фишера (метод чистой текущей стоимости - далее ЧТС) [25], позволяющий учесть: объем поставок газа и его качество; уровень спроса и предложения на газовом рынке; условия транзита и распределения; уровень капитальных и текущих затрат, определяемых технико-технологическими возможностями предприятий газоснабжения и предъявляемых к ним нормативным требованиям охраны окружающей среды; налоговые режимы, действующие в данном регионе и т.п. При этом одним из основных достоинств методики чистой текущей стоимости является также учет фактора времени.

Поскольку организационно-технические решения по рациональному использованию природного газа в городских системах газоснабжения приходится принимать сегодня, все показатели будущей деятельности предприятий должны быть откорректированы с учетом снижения ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. Практически корректировка заключается в приведении всех величин, характеризующих финансовые последствия использования природного газа, в масштаб цен, сопоставимый с имеющимся сегодня, т.е. в дисконтировании.

Расчет коэффициентов приведения при принятии организационно-экономических решений традиционно производится на основании так называемой «ставки сравнения» (rate of discount - коэффициент дисконтирования или норма дисконта), смысл которой заключается в измерении темпа снижения ценности денежных ресурсов с течением времени [25].

Коэффициент инфляции в методике ЧТС оценивается и закладывается в расчет в виде постоянной величины на момент составления проектной документации. Однако, для долгосрочных инвестиционных проектов, реализуемых в газовой отрасли, для которой характерна нестабильная внешняя среда, применение постоянного коэффициента инфляции нельзя считать обоснованным. В частности, в России только за последние 5 лет коэффициент инфляции уменьшился в четыре раза.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений оценки эффективности принятия организационно-технических решений в условиях нестабильной внешней среды является метод сценариев [26,27]. Данный метод предполагает прогнозирование вариантов развития внешней среды и расчет оценок эффективности инвестиций для каждого из рассматриваемых сценариев. Если сценариям приписываются определенные вероятности, то можно построить профиль риска, оценить стандартное отклонение и асимметрию распределения. Часто разрабатывают так называемые «пессимистический», «наиболее вероятный» и «оптимистический» сценарии, позволяющие приближенно оценить разброс результатов и его прибыльность (убыточность) при ухудшении организационно-экономической ситуации. Данный метод хорошо зарекомендовал себя при экспертной оценке всей совокупности принимаемых решений, когда в основном оценивают диапазон возможных результатов.

На сегодняшний день существует два основных сценария динамики спроса на газ на внутреннем рынке, существенно отличающихся между собой [28,29,30,31]. Первый сценарий основан на предложении об инерционном изменении действующих цен на газ, относительно низких с точки зрения потребительских свойств газа и не допускающих возникновения серьезных экономических стимулов для экономии газа и его рационального использования.

Второй предполагает существенное включение механизмов давления на спрос посредством ценовых сигналов в результате либерализации цен и приближения их к уровню, в большей степени соответствующему реальному соотношению спроса и предложения на газ.

В случае реализации первого сценария рост спроса на газ при различных сценариях социально-экономического развития страны может составить 3-4% в год и превысить ресурсные возможности газового рынка в случае падения газодобычи ОАО «Газпром» и умеренных темпов роста добычи газа независимыми производителями (4-5% в год).

Газоемкость экономики в этом случае не снизится, а техническое перевооружение газоемких производств (электростанций, котельных, химических, нефте- и газохимических производств) будет происходить по газоемкому сценарию, без вложения средств в модернизацию оборудования и технологий с целью снижения газоемкости.

По второму сценарию, связанному с некоторым сжатием спроса под воздействием роста цен, ресурсных ограничений можно будет избежать. Рост спроса будет происходить в пределах 1-1,5% в год (с учетом общего роста производства в стране), при этом наиболее крупные потребители газа будут инвестировать средства в снижение газоемкости производства, закладывая таким образом основу для предотвращения резкого роста спроса на газ в будущем. Объем потребления газа на внутреннем рынке, включая технологические нужды газовой отрасли, не превысит 430 млрд. мЗ/ год, что с учетом ожидаемой стабилизации добычи газа ОАО «Газпром» и возможного увеличения темпов роста добычи газа независимыми производителями позволяет говорить об отсутствии перспективы ресурсных ограничений на внутреннем рынке газа.

Метод построения «дерева решений» [29,30,31] сходен с методом сценариев и основан на построении многовариантного прогноза динамики внешней среды. В отличие от метода сценариев он предполагает возможность принятия самим предприятием решений, изменяющих ход реализации проекта (осуществление выбора) и особую графическую форму представления результатов («дерево решений»). «Дерево решений» может применяться как в условиях риска, так и в условиях неопределенности или полной определенности. При этом подсчитывают значения выбранного критерия эффективности (например, ЧТС) вдоль каждой «ветви» дерева, а при анализе рисков - также и вероятность каждого значения. На основе полученных значений можно построить кривую распределения вероятностей (профиль риска) и выбрать оптимальный вариант реализации проекта. Преимуществом «дерева решений» является наглядность результатов и процесса анализа, недостатком - его техническая сложность при больших размерах «дерева», что характерно для решения задачи повышения эффективности использования природного газа в городских системах газоснабжения.

Наиболее же перспективным направлением оценки эффективности принятия организационно-технических решений по рациональному использованию природного газа в условиях нестабильной внешней среды, на наш взгляд, следует считать использование метода реальных опционов [32]. Схематично методика применения реального опциона представлена на рисунке 1.1.

Реальный опцион - это право, но не обязательство, принять какое-либо решение позднее, в зависимости от того, какие события будут предшествовать дню решения; потенциальная возможность гибкого управления компанией, которое приводит к увеличению ее стоимости. Иными словами, реальный опцион - это своего рода усложненный и совершенно модернизированный метод Фишера (метод чистой текущей стоимости).

Для начала в расчет закладываются влияющие внешние факторы: стоимость инвестиций (денежная сумма, необходимая для организации реального опциона, учитывающая всю совокупность издержек, включая экологические), время, неопределенность, процентные ставки. Для группировки, обработки и анализа данных можно использовать методы оценки активов и проектного анализа, методы эколого-экономического анализа, а также методы математического моделирования, статистики, физики, теорию случайных процессов.

Рисунок 1.1. Алгоритм применения метода реального опциона

 

 

Метод реальных опционов позволяет учесть возможность гибкого принятия организационно-технических решений хозяйствующего субъекта в условиях изменяющейся внешней среды. Поскольку экономическая ситуация, обусловленная уровнем цен, инфляцией, в течение срока использования систем газоснабжения может меняться, то необходимо предусмотреть возможность изменения стратегического решения по использованию природного газа. Согласно методу реальных опционов (рисунок 1.1) может быть принято решение об: изменении масштабов использования природного газа; отсрочке начала реконструкции или расширения систем газоснабжения до наступления более благоприятной конъюнктуры на газовом рынке и т.п. Алгоритм расчетов предполагает проработку всех альтернативных решений, без ограничения их количества.

Результатом реального опциона может выступить реальная стоимость использования природного газа (цена) в городских сетях, стоимость транзитной поставки и т.п. При этом следует отметить, что технологическая гибкость использования природного газа требует дополнительных затрат и, соответственно, корректировки расчета чистой текущей стоимости.

Таким, образом, учитывая возможности метода реальных опционов, можно считать целесообразным его применение при оценке эффективности инвестирования в долгосрочные проекты использования природного газа в городских сетях газоснабжения с учетом принятия эффективных организационно-экономических решений в условиях нестабильной внешней среды.

Необходимым условием принятия эффективных организационно-экономических решений является последовательная реализация политики по реформированию сложившегося рынка газа, и прежде всего финансово-экономического режима, в котором функционируют участники этого рынка, направленного на повышение эффективности использования природного газа. Обесценивание газа, неразвитость рыночной инфраструктуры на российском рынке газа, а также отсутствие четкого организационно-экономического механизма его рационального использования сформировало гипертрофированный спрос на газ, который постепенно превращается в монотопливный ресурс при полной утрате у потребителей стимулов к газосбережению. Одним из основных условий формирования рынка газа и реализации целей, задач и принципов его развития является участие государства в этом процессе. Участие государства предусматривает создание финансово-экономических условий для развития рынка газа (ценовая, налоговая и денежно-кредитная политика, социальная и антимонопольная политика, обеспечение охраны окружающей среды и др.), контроль и использование эффективных инструментов регулирования.

Другим важным направлением создания организационно-экономического механизма рационального использования газа является стимулирование инвестиционного процесса в газовой отрасли и газоосбережения. Дефицит инвестиционных ресурсов, сложное финансовое состояние газораспределяющих предприятий обусловливают неотложность решения вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью. Необходимость активизации инвестиционной деятельности в газовой отрасли предопределяется ее высокой капиталоемкостью, инвестиционной инерционностью и состоянием основных фондов.

Учитывая определенные сложности с заемными средствами, инвестиционная политика в газовой отрасли должна основываться на приоритетном использовании собственных финансовых ресурсов, в том числе финансовых ресурсов структур ТЭК, что наряду с повышением эффективности инвестиционной деятельности потребует реализации адекватной государственной законодательной, налоговой, ценовой и таможенной политики, обеспечивающих создание условий для инвестиций. При этом инвестиционные проекты, затраты на осуществление которых учитываются в регулируемых ценах (тарифах), должны согласовываться с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Необходима также организация долгосрочного внутреннего кредитования отечественных инвесторов по высокоэффективным инвестиционным проектам в газовой отрасли с максимальным использованием отечественных технологий и оборудования.

Наряду с совершенствованием инвестиционной политики необходимо повышение роли государства в области газосбережения, а также сокращение сфер нерационального использования газа. Речь, прежде всего, идет о сокращении использования газа в качестве топлива и оптимизации топливно-энергетического баланса страны.

Развитие этих процессов должно быть связано, с одной стороны, с государственной поддержкой развития газовой промышленности и стимулированием внедрения новейших газосберегающих технологий в экономике страны, а с другой - с созданием норм и правил для потребителей газа, включая поставку газа в объемах, соответствующих установленным нормам расхода, и контроля за их выполнением [33].

В конечном итоге, основополагающие организационно-финансовые условия дальнейшего эффективного функционирования газораспределяющих предприятий должны включать:

· наличие необходимых для покрытия спроса мощностей по транспортировке и хранению газа;

· установление цен на газ при их государственном регулировании с учетом эффективности его использования;

· государственная поддержка развития мощностей и рынка услуг по транспортировке и хранению газа участниками рынка;

· контроль за обеспечением недискриминационного доступа независимых организаций к свободным транспортным мощностям и упрощение процедуры его оформления;

· обеспечение благоприятного, привлекательного инвестиционного климата для инвесторов в интересах всех участников рынка;

· создание налоговых условий, для развития систем газоснабжения застроенных территорий;

· создание правил и нормативов, а также технической системы контроля и учета расхода газа, направленных на эффективное использование природного газа и проведение газосберегающей политики;

· приоритетное обеспечение нормативов качества окружающей среды и недопущение негативного воздействия газораспределяющих предприятий на ее составляющие.

Date: 2015-11-14; view: 1218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию