Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовая культура и неформальные общественные объединения как факторы обеспечения духовной безопасности современного российского социума





 

Массовая культура является уникальным социальным феноменом, активно развившемся в ХХ веке, благодаря появлению новых средств массовой коммуникации. Массовая культура незамедлительно реагирует на изменения в социально-политической, экономической сферах, она доступна и понятна большей части общества, поэтому успешно конкурирует с национальными, а также элитарными культурами, то есть культурами, существование которых не ориентировано на коммерческий успех, чьи образцы не являются продуктами постоянного массового потребления.

Существенное влияние массовой культуры на жизнь общества очевидно. Этим обстоятельством объясняется и тот факт, что данному явлению посвящено достаточно много исследований[341]. Массовая культура, оказывая существенное влияние на формирование общественного сознания в современном мире, стремится удовлетворить любые (в том числе низменные) потребности людей, пытаясь получить от этого максимальную прибыль (сверхприбыль).

Массовая культура – это культура массового человека, который считает, что его личные желания являются самыми значимыми, а представления о нравственных и эстетических идеалах самые верные (поэтому их можно рассматривать в качестве абсолютов)[342]. Масскульт в большинстве случаев негативно сказывается на духовном развитии личности и отдельных социальных групп, активно пользующихся его продукцией. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» прямо указывается: «Главными угрозами … в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоёв, а также противоправные посягательства на объекты культуры»[343]. Некачественный масскульт разрушительно воздействует на ментальность народов нашей страны, способствуя деформации национального патриотического самосознания (особенно, молодёжи). Как справедливо отмечал ещё Н.А. Бердяев, массовый человек предпочитает жить «без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить»[344]. Но, несмотря на то, что в целом массовая культура представляет собой во многом деструктивное явление, возможно использование её конструктивных потенциалов в сфере обеспечения национальной безопасности. Так как существует и позитивная часть массовой культуры, благодаря которой, по обоснованному мнению Д. Белла: «права, нормы и ценности, стремления, привилегии, культура – всё то, что когда-то составляло исключительное достояние высших классов,- распространяется теперь на всех»[345]. Современная массовая культура в некоторых своих наивысших проявлениях (образцах) уже вполне обоснованно конкурирует с культурой официальной (в большинстве случаев – элитарной).

Массовая культура – неизбежный атрибут современной духовной жизни, и с ней нужно не бороться, а, напротив, формировать с учётом специфики национальных культур народов нашей страны и (в новом, приобретённом ею качестве) использовать как позитивный фактор обеспечения национальной (духовной) безопасности современной России. Массовая культура, вне всякого сомнения, в любом случае уже сама по себе (и в деструктивных формах также) является реальным фактором формирования духовной сферы современного общества. При этом масскульт соединяет в себе официальную и неформальную составляющие, латентно конкурирующие между собой, в том числе и в российском социуме.

Автор согласен с исследователями, которые полагают, что в современных условиях масскульт выступает в качестве универсальной сферы, в которой общественное производство, информация, капитал, знание, маркетинг, торговля,- объединились в единой схеме экономического обмена[346]. Массовую культуру во многих случаях воспринимают как культуру коммерческую. Эта точка зрения, в значительной степени, оправданна, так как только немногие образцы масскульта и его представители преодолевают интеллектуальный, нравственный и эстетический примитивизм.

Вместе с тем, рассматривая данную проблему более детально, представляется неоправданно категоричной позиция некоторых исследователей, которые считают, что массовая культура не способна производить творческое, креативное сознание[347]. Обратное во многом доказывает феномен неформальных общественных объединений (НОО), открыто и активно действующих с 60-х годов ХХ века, в том числе и в России. Представители НОО – это часто творчески мыслящие, талантливые люди, ищущие новые способы самовыражения в искусстве, науке, религии, создающие образцы культуры, которые трудно причислить к проявлению примитивного масскульта, генерирующие в своей среде новые оригинальные идеи. Особенно ярко их деятельность в нашей стране проявилась в 70-х и 80-х годах ХХ века, когда движение рок-музыкантов, авангардных художников, в буквальном смысле, конкурировало с официальным масскультом. Влияние на общественную жизнь неформальных общественных объединений как во всём мире, так и в России вполне очевидно, и этот вопрос требует отдельного внимательного рассмотрения.

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации существенное влияние на социально-политические, экономические, а также духовные процессы, происходящие в обществе, оказывали неформальные группы и организации как конструктивной (например, союзы непризнанных поэтов, художников, учёных), так и деструктивной (тайные политические сообщества, различного рода секты) направленности. Современные возможности, предоставляемые средствами массовой коммуникации (глобальными информационными сетями), позволяют неформальным организациям ещё более усилить своё влияние на социальную жизнь в отдельных странах и во всём мире. Необходимо отметить, что маргинальные неформальные группы и организации нельзя рассматривать в качестве институтов гражданского общества, скорее, они представляют собой – социальные аномалии. Учения, пропагандируемые ими,– это «смертоносные вирусы», поражающие сознание отдельных личностей и целых социальных групп, а иногда и значительной части общества. Вместе с тем, неформальные группы и организации конструктивной (социальной) направленностиследует отождествлять с институтами гражданского общества и воспринимать их как один из важнейших позитивных факторов социальной жизни. Деятельность таких неформальных объединений (групп, организаций) может оказывать положительное влияние на все процессы, происходящие в обществе.

Конструктивные неформальные общественные объединения позволяют значительной части пассионарных граждан удовлетворять свои творческие потребности, интеллектуальные амбиции, тратить накопившуюся социальную энергию без ущерба для национальной безопасности. Объединяя, в большинстве случаев, радикально настроенную, активную часть общества, НОО позволяют избегать открытых конфликтов между социальными и государственными институтами. Это особенно актуально в условиях финансово-экономического кризиса, который представляет собой «всего лишь видимое следствие … более масштабного катаклизма … Протестантизм выродился в усечённую идеологию обогащения, в «секту в себе», где добросовестный труд концептуально оказался «вынесенным за скобки»[348]. С данной точкой зрения современных отечественных исследователей автор полностью согласен. Однако духовные потенциалы обществ современного мира позволяют человечеству возродиться. Важную роль в этом процессе могут сыграть неформальные общественные объединения конструктивной направленности, ориентированные на создание духовных благ, нового этического бытия, а не на получение материальной выгоды.

Во всём мире и в России, в частности, достаточно таких групп и организаций, чей потенциал следует использовать в области обеспечения безопасности духовной сферы общества. Конструктивные неформальные общественные объединения должны рассматриваться как вид институтов гражданского общества, являющихся составной частью (субъектами) системы обеспечения национальной (духовной) безопасности Российской Федерации.

Неформальные общественные объединения в основном представляют собой общественные группы и организации, в которые входят лица с одинаковыми интересами, не желающие участвовать в деятельности формальных объединений, в которых не могут удовлетворить их духовные потребности. Задача государства в данной ситуации состоит в том, чтобы не допустить перехода массовой культуры, носителями которой выступают в основном официально зарегистрированные организации, в деструктивную субкультуру (субкультуры) и контркультуру, провозвестниками (и, даже можно сказать, идейными сторонниками которых) выступают некоторые неформальные общественные объединения и маргиналы от искусства.

Советские учёные видели причину развития контркультуры в разрыве между биологическим и социальным взрослением молодежи, что, по их мнению, приводило к превалированию протестных форм сознания и поведения, выражающихся в отказе от «культуры взрослых»[349]. В данном контексте автору представляется более правильным говорить о том, что психофизиологический фактор развития личности просто оказывает значительное влияние на её поведение, выражающееся в культурном протесте против существующего (и часто навязываемого) официального искусства, эстетических и моральных стереотипов.

Можно провести следующую классификацию неформальных общественных объединений:

1. Социально-культурные:

- музыкальной направленности (рокеры, рейверы, панки, хиппи, рэперы, эмо, фанаты музыкальных групп и исполнителей);

- художественной направленности (граффитеры, авангардисты, стиляги);

- научной и технической направленности (хакеры, геймеры, юзеры, байкеры);

- спортивной направленности (роллеры, скейтеры, фанаты спортивных клубов, неофициальные спортивные объединения);

- историко-культурной направленности (группы пропаганды национального искусства, клубы любителей истории, объединения национального альтернативного творчества).

2. Религиозные и псевдорелигиозные:

- религиозной (псевдорелигиозной) направленности (большинство религиозных, псевдорелигиозных сект);

- мифологической (псевдомифологической) направленности (готы, попсовые сатанисты, толкиенисты).

3. Социально-политические:

- политической направленности (протестные группы, пацифисты, антифашисты, радикальные объединения глобалистов, неонацистов, скинхедов);

- экологической направленности («зелёные», светские псевдонаучные секты);

- патриотической направленности (историко-патриотические клубы, поисковые отряды).

4. Социально-экономические:

- региональные и федеральные объединения (союзы, комиссии, клубы) предпринимателей, экономистов и финансистов;

- глобальные объединения (союзы, комиссии, клубы) межнациональной и международной финансово-экономической элиты.

Последний вид является наиболее интересным, так как именно его представители более всего влияют на жизнь социумов отдельных государств и всего мира. Они удовлетворяют свои духовные потребности, участвуя в латентной, но значимой социальной деятельности в сфере экономики, политики, финансов. Неформальные объединения предпринимателей, экономистов, финансистов и лоббируемых ими политиков, обладая колоссальными средствами, реально меняют характер финансово-политических отношений в мире, не имея на это легитимного (то есть данного народом, народами) права, как позитивно, так и негативно.

Одним из самых известных неформальных общественных объединений, адептами которого являются все видные политические деятели США последних 100 лет,– это орден (союз) «Череп и кости». Но даже его определенная презентация мировому сообществу в конце ХХ века не открывает сущности того, для каких целей он создан и каким образом влияет на жизнь самих североамериканцев и всего мира в целом. Данные НОО представляют собой объединения представителей высших слоёв населения своих обществ, действующих как конструктивно, так и деструктивно.

Таким образом, следует констатировать, что неформальные общественные объединения могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Наибольшую опасность для российского общества, кроме вышеуказанных глобальных НОО социально-экономической направленности, представляют следующие виды деструктивных общественных объединений:

1. Деструктивные общественные светские объединения: некоммерческие неправительственные организации, протестные группы, экстремистски настроенные национально-культурные формирования, светские секты.

2. Деструктивные общественные религиозные объединения: религиозные, псевдорелигиозные секты, радикальные религиозные группы конфессий мировых религий, новые религиозные движения (особенно, иностранного происхождения).

Данные деструктивные организации и группы активно действуют в обществе. Если учитывать факт манипулирования сознанием адептов, можно понять, какую угрозу представляют собой сектанты для безопасности общества и государства, являясь одновременно и жертвами психонасилия, и потенциальными преступниками, которые готовы выполнить любой приказ своих манипуляторов. Вместе с тем, следует констатировать, что многие участники деструктивных объединений являются манипуляторами, а, если рассматривать, например, протестные группы,– то практически все «протестанты» отдают себе отчёт в своей подрывной деятельности.

Протестные группы – это неофициальные объединения граждан, сплочённые идеей восстановления социальной справедливости посредством изменения социально-политической обстановки в стране. Протестные группы (ПГ) часто сотрудничают с экстремистскими организациями. Практически во всех случаях ПГ создаются искусственно и, в основном, спецслужбами государств-конкурентов, но также и деструктивными политическими силами социума в целях проведения акций гражданского неповиновения и (или) организации оппозиционного движения. Характерная черта ПГ – вовлечение люмпенизированной части общества, маргиналов, как из числа молодёжи, так и пожилых граждан в политическую деятельность, дестабилизирующую социальную жизнь. Руководят ПГ профессиональные «протестанты» (нередко иностранные граждане), специализирующиеся на организации и проведении «бархатных революций».

Следует также указать на тот факт, что деятельность НОО социально-экономической направленности во многих случаях деструктивна по отношению к обществу как своей страны, так и мировому социуму в связи с тем, что их участники преследуют корыстные узкогрупповые цели. При этом представители финансовых элит используют легитимных политиков и достигают цели увеличения своих капиталов посредством социально неодобряемых средств, основным из которых является вооружённый конфликт. К сожалению, приходится констатировать, что решить проблемы, вызванные международным финансовым кризисом, развитые экономически государства, вероятно, предполагают через перераспределение контроля над мировыми ресурсами силовым способом. События в Северной Африке это наглядно доказывают. Вместе с тем, игнорировать деятельность (пусть и асоциальную) НОО невозможно как в глобальном аспекте, так и в социальной жизни любого государства в отдельности.

Найти оптимальные формы противодействия деструктивным НОО и взаимодействия с конструктивными НОО, включить последние в систему обеспечения национальной (духовной) безопасности – одна из важнейших задач государственных субъектов обеспечения национальной безопасности. Игнорирование неформальных общественных групп и организаций может привести к появлению широкого движения духовной оппозиции, культивированию в разных слоях общества антигосударственных доктрин и идеологий.

Автор полагает, что К.С. Малевич вполне обоснованно утверждал, что: «кубизм и футуризм были движениями революционными в искусстве, предупредившими и революцию в экономической и политической жизни 1917 года»[350]. Эти направления в искусстве создали ту духовную взрывоопасную (полную энергии социально активных масс) протестную среду, в которой нашли своё место и утвердились разрушительные антигосударственные идеи. Государство упустило момент, когда диалог с творческой частью общества был возможен. Власть недооценила влияния людей искусства на политические и экономические процессы, происходящие в обществе. В результате, безобидные творческие бунтари стали катализатором реальной дестабилизации социальной жизни, умело переведённой геополитическими конкурентами России в разряд государственного переворота и, как следствие, гражданской войны.

Сложившаяся в современной России ситуация – это в какой-то степени повторение того времени: чудовищные размеры коррупции госаппарата очевидны, экономическое положение весьма нестабильно (так как основано на продаже энергоресурсов, а не на развитии производств, основанных на высоких технологиях), армия и правоохранительные структуры не имеют должного авторитета в обществе и сами социально защищены недостаточно. При этом следует констатировать, что значительная часть их представителей уже морально деградировала.

Российскую государственность от явного социально-политического, экономического, духовного коллапса, открытых выступлений протестных групп и подстрекаемых иностранными спецслужбами неформальных общественных объединений малоимущих граждан спасает только отсутствие открытого военного противостояния с какой-либо страной и (или) новый вооружённый конфликт в каком-либо субъекте Российской Федерации. Однако приходится констатировать, что, несмотря на все усилия и предпринимаемые на всех уровнях государственного управления меры, в России уже действуют центробежные силы. Этому способствует деятельность многих НОО.

Проведённый автором анализ деятельности НОО позволяет сделать определённые выводы. Неформальные общественные объединения как носители массовой культуры (в основном,- молодёжной субкультуры) активно влияют на все сферы общественной жизни и могут являться как постоянной, всё возрастающей угрозой духовной безопасности современного российского общества, так и одним из существенных факторов её обеспечения.

Можно констатировать, что у неформальных общественных объединений есть серьёзный позитивный социальный потенциал. Вектор развития НОО и масскульта, который бы предопределял их социальную направленность, должны устанавливать общество и государство. При этом речь не идёт о введении тотальной цензуры или карательных мерах воздействия. Необходим совместный социальный (государственно-гражданский) контроль за всеми сферами общественной жизни современного российского социума. Решение данного вопроса должно стать частью проводимой в России государственной политики в духовной сфере, нацеленной на сохранение культурно-исторического наследия, формирование творчески ориентированных духовных личностей, эстетическое и нравственное воспитание российской нации.

Система обеспечения духовной безопасности может функционировать эффективно только в случае постоянного контроля строго определённого субъекта обеспечения духовной безопасности за деятельностью всех органов государственной власти и институтов гражданского общества в данной сфере. При этом важной составляющей социального контроля, который представляет собой совместный контроль государства и общества за той или иной областью социальной жизни, будет являться осуществление контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью государственных субъектов обеспечения духовной безопасности. Однако, это не должно превратиться в систему контроля полукриминальных (а иногда и откровенно криминальных) групп, организаций, лиц за деятельностью правоохранительных органов и специальных служб. На данный момент такая угроза весьма реальна, поскольку политическая и экономическая сфера российского общества до сих пор подвержена деструктивным процессам, обусловленным фактом легализации представителей криминального сообщества и их активного участия в деятельности общественных объединений, политических партий, средств массовой информации, банков и предприятий.

Наиболее серьёзную опасность представляют транснациональные преступные организации, которые стремятся не только контролировать собственно экономическую сферу, но и государственные, в том числе правоохранительные институты через общественность посредством различных некоммерческих (часто благотворительных) союзов, советов, фондов и т.п.

Тем не менее, отказаться от социального контроля вообще и от контроля со стороны общественных институтов в сфере духовной жизни, в частности, нельзя, так как сохранение культурно-исторических ценностей, национальной ментальности невозможно осуществлять только командными административно-принудительными методами.

В области духовных отношений, формирования позитивного индивидуального, группового, массового сознания, патриотического самосознания требуются искренние творческие усилия значительной части общества. Пробудить его конструктивные силы – задача государственных субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности. Принуждение в данном случае будет иметь обратный (прямо противоположный эффект): станет веской причиной для усиления духовной оппозиции внутри России. Действенный способ, посредством которого общество может активно контролировать процесс обеспечения духовной безопасности, особенно в условиях современного геополитического соперничества,– это консолидация всех социальных сил в единой системе.

 

Система социального контроля в сфере обеспечения духовной безопасности должна включать в себя:

1. Общественные советы при Комиссиях Совета Безопасности России, аппаратах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, комитетах по безопасности, делам общественных объединений и религиозных организаций, науке и образованию.

2. Общественный совет при комитете по делам духовного воспитания нации Общественной палаты России.

3. Общественные советы ветеранов правоохранительных органов и специальных служб при соответствующих государственных ведомствах.

4. Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

5. Общественные советы при средствах массовой информации, созданных, в том числе, без государственного участия.

6. Научные группы при всех общественных советах (организующие проведение конференций, круглых столов по проблемам духовной безопасности).

7. Общественный интернет-сайт, предоставляющий возможность открытой дискуссии по проблемам обеспечения духовной безопасности под патронажем комитета по делам духовного воспитания нации Общественной палаты России.

Деятельность общественных советов, обсуждение вопросов обеспечения духовной безопасности на различного рода форумах будут способствовать привлечению к решению проблем в данной области практически всех конструктивных сил общества. В настоящее время приходится констатировать, что самоорганизация в России институтов гражданского общества, особенно в период продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса, достаточно затруднительна. Вместе с тем, государство в лице своих органов (субъектов обеспечения национальной безопасности) может и должно создавать организационно-правовые условия для реализации пассионарной (социально активной) частью общества своих творческих потенциалов. Одним из направлений общественной деятельности для пассионариев, без сомнения, может стать осуществление социального контроля в сфере обеспечения духовной безопасности. Государственные органы, в свою очередь, также должны контролировать деятельность общественных институтов, так как они являются объектами пристального внимания специальных служб иностранных государств, стремящихся использовать их как фактор, дестабилизирующий социальную (в том числе духовную) жизнь в современной России.

Но, несмотря на это, автор убеждён в том, что национальная система обеспечения духовной безопасности и социального контроля в сфере духовной жизни общества должна действовать на государственном и общественном уровне. Объектом непосредственного контроля как государственных институтов, так и институтов гражданского общества будет процесс и субъекты обеспечения защиты индивидуального, группового, массового сознания современного российского общества. Предметом – производство и передача информации, продукции массовой культуры, организация образовательного процесса, развитие науки, искусства, национальных культур, сохранение русского языка как средства межнационального общения.

Основным субъектом, координирующим деятельность национальной системы обеспечения духовной безопасности, должна стать Комиссия Совета безопасности Российской Федерации по защите духовности современного российского общества, ментальных основ его существования и развития. Данная комиссия должна осуществлять координацию и контроль за деятельностью как государственной, так и общественной части системы обеспечения духовной безопасности, инициировать законотворческую, организовывать соответствующую научную и практическую деятельность.

В заключительной главе автор подробно рассмотрел социальные основы обеспечения духовной безопасности современного российского общества, деятельность в данной сфере государственных институтов, институтов гражданского общества, вопросы их взаимодействия, а также феномены массовой культуры и неформальных общественных объединений, их влияние на процессы в области духовной жизни, что позволило сделать следующие выводы. Существующие проблемы в духовной сфере возможно и нужно устранять. Фактически в России пока нет единой национальной системы обеспечения духовной безопасности. Государственные органы обеспечения национальной безопасности не уделяют вопросам защиты общественного сознания должного внимания, а взаимодействие с институтами гражданского общества в данной области недостаточно эффективно.

Вместе с тем, институты, способные осуществлять деятельность в направлении обеспечения духовной безопасности уже функционируют, и есть возможность создать дополнительные и в кратчайшие сроки, используя потенциал государственных (в основном, правоохранительных и специальных) ведомств, а также Вооружённых сил Российской Федерации. При этом институты формирующегося гражданского общества представлены как различными легитимными, имеющими официальный статус, так и неформальными организациями и группами, являющимися равноправными субъектами обеспечения национальной, в том числе духовной, безопасности.

В современных условиях мирового финансово-экономического кризиса возможна критика предлагаемых автором мер по защите духовности нашего общества, так как они требуют хотя и незначительных (в масштабах России), но всё-таки каких-то материальных затрат. Однако представляется единственно верным настаивать на такой позиции, которая определяет, что ущерб, нанесённый обществу в духовной сфере, невозможно сразу оценить и измерить в каком-либо материальном эквиваленте, но его следствием в будущем будут существенные политические и экономические потери. Это предопределено уже тем, что духовно деградирующие (неразвивающиеся интеллектуально, нравственно, эстетически) люди не смогут (да и не захотят) полноценно трудиться, творчески мыслить, отстаивать интересы своей страны. Особенно это актуально в отношении лиц, которым предстоит осуществлять управленческие функции во всех сферах общественных отношений. Эти люди должны иметь высокие моральные принципы и отождествлять власть (управление) не только с правом принимать решения посредством воздействия на социум (народ), но понимать, что власть (управление) – это, прежде всего, служение. Бескорыстное служение своей стране и своей нации. Современный человек, особенно наделённый властью, должен стремиться к духовному развитию. Духовная апатия – это путь к физической гибели. Государство обязано поддерживать стремление людей к раскрытию творческих потенциалов. Духовную (интеллектуальную, эстетическую) собственность, психическое здоровье людей следует защищать так же активно, как и материальные ценности.

В целях определения главных направлений защиты духовных ценностей необходимо проведение постоянного социально-философского анализа феномена духовности и духовной безопасности и, как следствие, стратегии развития духовных творческих потенциалов отдельной личности и общества в целом. Духовное – это основной базис, позволяющий обществу эффективно развиваться во всех сферах социального бытия. В современном информационном обществе, которое, видимо, в скором времени станет сетевым, удовлетворить свои физические потребности смогут лишь те социумы, которые сохранят духовную (информационную, интеллектуальную, идеологическую, эстетическую и нравственную) самостоятельность. На это способны только общества, сохранившие ментальность, национальные духовные ценности народов, его составляющих, предоставляющие каждой личности возможность для развития и реализации творческого потенциала, что в современных геополитических условиях определяет сущность прогрессивной эволюции мирового социума.

Заключение

В условиях расширяющейся глобализации, как и в самые различные периоды становления и развития нашей государственности, одним из важнейших вопросов существования России является духовное (интеллектуальное, нравственное, эстетическое) состояние российского общества. Продолжающиеся деструктивные процессы в его духовной сфере представляют реальную опасность прогрессивному развитию и могут привести, в конечном итоге, к территориальному разделению нашей страны по регионально-национальному признаку. Фактически, она может быть расчленена на отдельные экономически и, как следствие, политически самостоятельные субъекты. В этих целях на российское общество производится постоянное давление с применением средств и методов информационно-психологической войны, агрессивного манипулирования общественным сознанием.

Политическая напряжённость в современном мире в значительной степени связана с ослаблением влияния России на решение геополитических вопросов. Эта ситуация является прямым следствием духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) и, соответственно, идеологического кризиса, поразившего наше общество. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что геополитическое противостояние в современном геостратегическом пространстве характеризуется тенденциями определённого снижения уровня открытого применения военной силы при разрешении национальных, региональных и международных конфликтов. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, угрозой возможного применения противоборствующими сторонами оружия массового уничтожения; с другой, необходимостью сохранения материальных ценностей государства-конкурента, которые возможно использовать в своих интересах в постконфликтный период, в частности, при создании инфраструктуры жизнеобеспечения на территории противника, максимально эффективного использования его людских ресурсов. Решить эти задачи возможно и без широкомасштабного применения материальных видов вооружений посредством реализации в условиях современного геополитического соперничества концепции сетевых войн.

Образовавшийся в современной России идеологический вакуум, разрушение существовавшей в СССР системы духовных ценностей создают в стране благоприятную почву для деструктивного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, что может, в свою очередь, привести к необратимым последствиям в духовной сфере современного российского общества: разрушению духовной целостности нации и, в конечном итоге, уничтожению России как суверенного государства.

Всё это указывает на необходимость создания эффективной системы по профилактике, выявлению и пресечению деструктивного влияния геополитических конкурентов России на сознание российских граждан, развитию патриотического, культурного, морального потенциала российского общества.

Проблемы обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества ранее либо не подвергались всестороннему изучению, либо требуют переосмысления применительно к новым тенденциям эволюции мирового сообщества и условиям развития России в XXI веке.

Организация эффективной деятельности по обеспечению национальной безопасности духовной сферы современного российского общества не может быть осуществлена без определения теоретических и методологических основ данной деятельности. В этой связи представляется необходимым создание (в рамках социальной философии) новой научной дисциплины - философии духовной безопасности.

Научные достижения в этой области должны быть использованы посредством их применения при разработке и реализации национальных программ духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) развития российского общества, в деятельности государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, а также включения в учебный процесс средних и высших образовательных заведений (в том числе правоохранительных органов, вооружённых сил и специальных служб России) спецкурсов и учебно-практических пособий по обеспечению духовной безопасности современного российского общества.

Обеспечение безопасности духовной сферы в России может быть эффективным только в случае комплексного, системного подхода к решению существующих и вновь возникающих проблем в данной области социальных отношений. Это обусловлено тем, что основным объектом воздействия в геополитическом соперничестве в современных условиях всегда будет являться духовная сфера общества государства-конкурента, его духовность, основой которой является индивидуальное, групповое и массовое сознание.

По мнению автора, сознание – это основной объект защиты в сфере безопасности в современном информационном обществе. Сознание, являясь высшей формой психического отражения бытия в реальных и воображаемых образах, не есть абсолютно неделимая субстанция. Вероятнее всего, сознание соединяет в себе, по крайней мере, две субстанции: субстанцию духа и субстанцию разума. Таким образом, можно предположить, что, соединяясь именно в мозге, разум и дух образуют новую особую субстанцию - сознание. Плоть человеческая, соединяя в себе идеальное и материальное, даёт возможность проявиться человеку, как духовному высшему существу, в доступном для познания и ощущения реальном мире. О духовности следует говорить применительно не просто к человеку разумному, но человеку современному (духовному), гармонично соединившему в себе душу и тело, дух и разум, сумевшему реализовать посредством своей творческой деятельности все свои потенциалы, предоставленные сознанием.

Человек духовный – есть единство разума и духа. Человек духовный мысленно уже вышел за рамки материального, и нельзя исключить того, что в будущем мы откроем в себе новые сущности, которые позволят характеризовать нас как более идеальных, нежели материальныхсуществ.

Сознание, воплощая в себе гармонию духа и разума, изначально пребывающих в душе и мозге человека, вероятно, выполняет в целостной человеческой сущности интегрирующую функцию и является единой субстанцией, образующейся посредством соединения разума и духа. Они же, в свою очередь, проявляются при осуществлении различной деятельности человека, пребывающего в ограниченном физическими законами материальном мире и предоставленной ему плоти. В случае уничтожения или деформации (деструктивного изменения) сознания, утраты конструктивного (созидающего) духа или подавления его деструктивным духом (духом разрушения) всегда существует опасность возможного использования разума в асоциальных целях.

Сознание является выражением как иррациональной (чувственной), так и рациональной (разумной) частей человеческой природы. При этом оно не статично и может изменяться позитивно или негативно, либо под воздействием окружающего мира (бытия), либо неизвестных доныне факторов, так как оно часть человеческой сущности.

Сознание может пребывать в состояниях «стагнации» и «активности». Первое позволяет спокойно существовать в сложившихся условиях, второе побуждает к творческому созиданию или разрушению, но в любом случае к преобразованию жизни. Автор считает эмоциональные реакции людей проявлением как сверхсознания, так и бессознательного. Подобные реакции характерны как для отдельных индивидуумов, так и социальных групп, общества в целом. Наличие особых состояний сознания позволяет человечеству не только элементарно выживать, но и стремительно развиваться как единому сознательному духовному целому.

Рассматривая вопрос о том, чем является сознание: субстанцией или состоянием, функцией, процессом, происходящим исключительно в мозге человека, автор подчёркивает своё понимание сознания как некоей субстанции, которую можно наблюдать в процессе высшей нервной деятельности – мышлении. При этом мышление является функцией разума. Таким образом, сознание можно воспринимать как субстанцию, выполняющую жизненно важные функции через процессы высшей нервной деятельности человека.

Автор считает, что сознание пребывает во всей человеческой сущности, которая имеет как материальную, так и идеальную природу. Душа и сознание развиваются с развитием человеческого мозга[351]. Его (мозга) значение для функционирования человеческого сознания заключается в том, что в нашем бренном мире, ощущаемой нами физически реальности, без мозга (собственно, как и без тела) человека сознание никак не смогло бы проявиться. Поэтому можно сделать вывод о том, что воздействие на человека с целью изменения его сознания может быть направлено как на психику, так и физиологию. Сознание позволяет реализовывать человеку свои духовные потенциалы.

Духовность человека (духовное Я) представляет собой феномен, в равной степени, соединивший в себе рациональные и иррациональные составляющие, светское и религиозное. Рассматривать духовность вне религии также неверно, как и отождествлять духовность с религиозностью. Духовность вне зависимости от способов восприятия и объяснения окружающего мира человеком (посредством науки, искусства, мифологии или религии) является субстанцией, в которой воплощены нравственные, интеллектуальные и эстетические начала человеческого бытия. Она есть гармоничное соединение противоречивых процессов, происходящих в психике отдельного человека и в целом в общественном сознании. Поэтому духовность неразрывно связана с национальной ментальностью, в основе которой – общественное сознание определённого народа, нации, сознание этноконфессиональных социальных образований. То есть, духовность – не является универсальным феноменом, усреднённым выражением нравственной, интеллектуальной, эстетической деятельности всего человечества. Напротив духовность, представляя собой общечеловеческое явление, всегда имеет определённые, а иногда и ярко выраженные национальные особенности, обусловленные ментальностью того или иного этноса.

Ментальность оказывает прямое, а иногда и определяющее влияние на духовность. Духовность предопределяет идеологическую направленность развития социума. Идеология позволяет либо объединить нацию, либо дезорганизовать, дезориентировать и, в итоге, уничтожить духовно, как реальную геополитическую силу. Существующая в мире система глобальных средств массовой информации, применяющая технологии открытого и латентного психолингвистического, гипнотического воздействия на общественное сознание, позволяет разрушать ментальность наций, влияя на их подсознание. В этой связи, следует выделить существенную проблемуобеспечения духовной безопасности российского общества, представляющую угрозу основам духовной жизни в современной России,– это культивирование ложных (чуждых менталитету российской нации) ценностей, определение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.

По мнению автора, XXI век – это век не открытого (в том числе военного) геополитического противоборства, направленного на получение контроля за природными (в основном, энергетическими и пресноводными) ресурсами. XXI век – это век противостояния ментальностейв глобальном геостратегическом пространстве. Только те нации, которые будут способны сохранить свою культурно-историческую самобытность, смогут отстоять свою территорию, экономическую самостоятельность и, как следствие, независимую государственность.

Одновременно с этим следует отметить, что духовность не есть неотъемлемая часть сущности человека, присущая ему от рождения. Духовность – та субстанция, которую необходимо в человеке развивать, и это возможно исключительно в условиях социума, который должен способствовать раскрытию творческих потенциалов личности, препятствуя развитию негативных процессов в человеческой психике. Духовность – это способность личности саморазвиваться.

Человек, перестающий самосовершенствоваться, в лучшем случае, пребывает в позитивной стагнации; в худшем, деградирует и погибает как нравственная интеллектуально развитая личность, регрессирует и становится нелюдем. Таким образом, можно констатировать, что защиты, в том числе уголовно-правовой, не в меньшей, а, возможно, и в большей степени требует психическое здоровье людей, их сознание, разум, как духовные ценности, нежели материальные (вещные) ценности. Это особенно актуально в ситуации, когда в мировом социуме развивается феномен деструктивной (разрушительной) духовности, противоположный духовности конструктивной (созидательной).

У автора не вызывает сомнений, что духовность является одним из основных факторов национальной безопасности. Поэтому требуется её постоянная защита от существующих и вновь возникающих вызовов и угроз. В современной России на данный момент ещё не создана единая система обеспечения духовной безопасности. Вместе с тем, её формирование является важнейшей задачей субъектов обеспечения национальной безопасности, и для этого существуют все предпосылки. Отсутствие системы обеспечения безопасности духовной сферы социума может привести, в конечном итоге, к неспособности государства обеспечить военную, экономическую, социальную, политическую и экологическую безопасность Российской Федерации.

Проблема обеспечения духовной безопасности волновала человечество на протяжении всех этапов эволюции человеческой цивилизации современного типа и рассматривалась многими мыслителями. Духовная безопасность отождествлялась в разных социумах и разные исторические периоды неодинаково. Однако, по сути, данная проблема всегда рассматривалась как защита духовных ценностей, к которым также относятся – мировоззрение, сознание людей; а в качестве основополагающих во многих государствах чаще всего определялись – религиозные ценности.

Автор полагает возможным констатировать, что существенным компонентом национальной безопасности является духовная безопасность. Без сохранения духовных основ общества невозможно обеспечить ни военную, ни экономическую, ни политическую, ни экологическую безопасность. Духовная безопасность имеет в современных геополитических условиях стратегическое значение, так как духовно разобщённая нация не способна к развитию и конкуренции ни в каких областях социальных отношений, особенно в существующем геостратегическом духовном пространстве.

Человечество не сможет сохраниться как вид живых высокоразвитых существ, если не осознает необходимости признания приоритета духовных (нравственных, интеллектуальных, эстетических) потребностей над материальными (вещными) потребностями. Однако обладание материальными ценностями – это непременное условие выживания. Поэтому геополитическая конкуренция имеет своей целью – владение природными ресурсами, и для этих целей используются средства и методы духовной конкуренции. Таким образом, духовность уже стала одним из основных факторов геополитики, и, как следствие, обеспечение национальной безопасности духовной сферы (духовной безопасности) общества приобрело в условиях глобализации геополитический характер. При этом необходимо отметить, что процессы, всё стремительней развивающиеся в мировом социуме, характеризуются противостоянием национальных ментальностей, идей и идеологий. Противостояние наций не прекратится, оно просто изменит в современных условиях свои формы.

В XXI веке войны, вероятнее всего, окончательно приобретут нематериальный, латентный характер, обусловленный противостоянием, главным образом, не на уровне открытого военного противоборства, а на уровне противоборства психик. Таким образом, речь может идти о войне нового типа – войне сознаний. Война нового типа существует в различных видах. В условиях современного геополитического соперничества уже можно констатировать стремительное развитие таких феноменов, как сетевые войны.

В данном контексте необходимо обратить внимание на следующий факт. С геополитической точки зрения недостаточно иметь развитую экономику и сильную армию, великую историю и древнюю культуру, но не менее, а, может быть, и ещё более важно убедить в этом другие народы и своё общество посредством геополитической пропаганды. Главную роль в процессе осуществления геополитической пропаганды играют средства массовой коммуникации, при возрастающем влиянии электронных СМИ. Это особенно актуально в сложившихся геополитических условиях, когда Россия находится в определённой духовной, главным образом, информационной зависимости. Фактически современная геополитическая ситуация вокруг нашей страны характеризуется следующими обстоятельствами.

Вокруг России создан пояснедружественных нам (или способных стать таковыми после активного международного давления, инспирируемого США) бывших республик Советского Союза. Во многом они уже стали плацдармами для войск НАТО, которые посредством своих советников в военной и политической сфере контролируют геополитическую деятельность этих ныне суверенных государств. Кроме того, положение усугубляется следующими деструкциями социальной жизни.

Образовавшийся в современной России идеологический вакуум, разрушение системы духовных ценностей создают в стране благоприятную почву для деструктивного воздействия на общественное сознание, что может, в свою очередь, привести к необратимым последствиям в духовной сфере современного российского общества: разрушению духовной целостности нации и, в конечном итоге, уничтожению России как суверенного государства. Всё это указывает на необходимость создания эффективной системы по профилактике, выявлению и пресечению деструктивного влияния на общественное сознание, развитию патриотического, культурного, морального потенциала российского общества.

Решать проблемы, существующие в духовной сфере, невозможно вне контекста развития социума в других областях общественных отношений. Такое развитие может быть полноценным только при наличии ясной и принятой хотя бы пассионарной частью общества национальной идеи (национальной идеологии). Пути, средства и методы достижения основополагающей цели должны быть отражены в русской (российской) национальной доктрине, в которой необходимо детально разработать стратегию и тактику развития российского общества в современном мировом социуме. Развитие современного российского социума, его духовное состояние зависит не только, а, возможно, и не столько от уровня религиозности населения, сколько от понимания обществом единой национальной идеи (национальной идеологии). Более того, необходимо помнить, что укрепить свои геополитические позиции в современном мире невозможно без осуществления в рамках национальной духовной геостратегии открытой и (или) латентной духовной экспансиив глобальном духовном геостратегическом пространстве. Геостратегия в сфере духовных отношений так же важна, как и геостратегия, экспансия в экономической, военной и политической областях. Целью духовной экспансии является распространение и пропаганда национальных духовных ценностей, национальной истории и культуры.

Духовная экспансия невозможна без сохранения единого духовного пространства страны, важной составляющей которого является информационное и культурно-историческое пространство, но не только в территориальных пределах страны, а во всём геостратегическом пространстве, где живут люди российской ментальности, использующие в качестве естественного средства коммуникации – русский язык. Сохранение единого духовного пространства России напрямую зависит от сохранения национальных духовных ценностей, создания условий для духовного развития российской нации, раскрытия творческого потенциала каждой личности и всего общества в целом.

В современных геополитических условиях у России всё ещё остаётся возможность, обусловленная наличием существенных духовных ресурсов российского общества, укрепить своё положение в мире (глобальном геостратегическом пространстве). Однако при этом следует отметить, что деятельность в данном направлении может привести к положительному результату только в том случае, если Россия будет сильна внутренне как экономически, так и духовно.

Государство, не способное обеспечить самостоятельное развитие общества в духовной (культурной, религиозной, информационной, образовательной, научной, идеологической) сферах, не может обеспечить безопасность в других областях общественной жизнедеятельности, в том числе в политической и военной сферах. Деморализованная финансово-политическая элита не способна проводить эффективную национальную политику. Наиболее явно данная социальная деструкция может проявиться в деградации армии, её моральном разложении, духовном нигилизме военнослужащих, воспринятом из духовно разобщающегося общества.

Развитие и само существование России в современных геополитических условиях зависит от духовной самостоятельности российской нации. В данном контексте очень важным является сохранение межконфессионального согласия. Поэтому именно на религиозный фактор духовной жизни современного российского общества обращают особое внимание геополитические конкуренты России, пытаясь через поддержку радикальных представителей различных конфессий, главным образом, мусульман, влиять на процессы в обществе с целью их дестабилизации, создания в мировом социуме в целом и нашей стране в частности системы управляемого хаоса. Для этого также особое внимание уделяется контролю сферы образования (воспитанию специалистов, исповедующих универсальные наднациональные ценности), науки (ограничению возможности учёных для работы в своей стране), культуры (поддержке вестернизированной массовой культуры), информационной сферы (производству и распространению информации, убеждающей социум в позитивности изменений во всех сферах общественного развития). Потеря духовной самостоятельности неизбежно приведёт Россию к политической, экономической и военной зависимости от её геополитических конкурентов.

Если государство не примет срочные меры по защите российского духовного (информационного, культурного, конфессионального, научного, образовательного) пространства, то через 20 (максимум 30) лет в России в основной массе управленцев и всего общества будут доминировать космополиты, принявшие наднациональные универсальные идеалы и ценности, готовые принять для своей страны роль колонии экономически развитых государств. Предотвращение эскалации негативных процессов в духовной жизни российского общества в современных геополитических условиях невозможно без определения государственной политики России в данной сфере социальных отношений.

В качестве основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения духовной безопасности в современной России автор предлагает следующие:

- формирование государственной системы защиты от деструктивного влияния геополитических конкурентов на индивидуальное, групповое и массовое сознание российского общества;

- формирование единого патриотического культурного и информационного пространства, государственных патриотически ориентированных средств массовой информации;

- научное изучение проблем, связанных с защитой от деструктивного влияния индивидуального, группового, массового (общественного) сознания, а также законодательное определение и внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов и специальных служб средств и методов их защиты;

- создание социально-политических, экономических условий для реализации права каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания;

- организация общероссийского патриотического движения с участием деятелей науки, искусства, представителей традиционных для России религиозных организаций и национально ориентированных общественных светских объединений;

- подготовка специалистов в области обеспечения духовной безопасности и, в частности, противодействия развитию антисоциальных феноменов терроризма, экстремизма и сектантства;

- охрана памятников национальных культур, исторического наследия народов России.

В связи с тем, что одним из основных компонентов национальной безопасности России является духовная безопасность её народов, в целях обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества на федеральном и региональном уровнях должна быть сформирована целостная система, включающая в себя:

- подразделения вооружённых сил, правоохранительных органов и специальных служб, осуществляющих реализацию комплекса мер по защите общественного сознания от деструктивного воздействия с применением средств и методов информационно-психологической войны;

- научные и образовательные учреждения, исследующие вопросы и осуществляющие подготовку специалистов в сфере формирования и развития индивидуального и общественного сознания в соответствии с требованиями государственного оборонного заказа;

- патриотически ориентированные средства массовой информации;

- культурно-национальные, историко-патриотические объединения;

- творческие объединения, в том числе неформальные социально ориентированные объединения, поддерживаемые в своей деятельности государственными органами.

Деятельность по обеспечению духовной безопасности в правовом государстве должна быть в обязательном порядке регламентирована законодательно. Правовым актом, который мог бы объединить все вышеуказанные положения, могла бы стать «Концепция обеспечения духовной безопасности Российской Федерации», а также Федеральный закон «О духовной безопасности Российской Федерации».

В качестве приоритетного направления обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества должна быть определена организация системы защиты индивидуального, группового и массового сознания как объекта деструктивного воздействия геополитических конкурентов России, осуществляемого посредством применения средств и методов информационно-психологической войны со стороны потенциальных противников России.

Деятельность по сохранению духовных потенциалов нации не может быть эффективной без привлечения к данному процессу всех государственных структур (в основном, правоохранительных органов, специальных служб), а также институтов гражданского общества (средств массовой информации, общественных светских и религиозных организаций, неформальных общественных объединений, неправительственных некоммерческих организаций). Использование их ресурсов в целях защиты национальных интересов в духовной сфере, идеальных и материальных культурно-исторических ценностей позволит минимизировать риски и ликвидировать внутренние и внешние угрозы духовности в современной России.

Необходимо (особенно в существующих геополитических условиях) организовать совместную системную деятельность государственных институтов и институтов гражданского общества в сфере защиты национальных духовных ценностей, в том числе общественного сознания, а также противодействия информационно-психологической агрессии против современного российского общества.

В целях обеспечения духовной безопасности современного российского общества, государственным, общественным (светским и религиозным), официально зарегистрированным и неформальным общественным объединениям, а также отдельным гражданам, иным институтам гражданского общества необходимо осуществлять постоянную, совместную, комплексную, системную деятельность по выявлению, профилактике и ликвидации угроз в сфере культуры, массовой культуры, науки, образования, религии, информации, защиты национальных духовных (нравственных, интеллектуальных, эстетических, культурно-исторических, в том числе материальных) ценностей.

Таким образом, система обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности представляет собой единство государственной и негосударственной подсистем, которые должны взаимно дополнять друг друга. При этом национальная система обеспечения духовной безопасности может функционировать только в случае осуществления постоянного социального контроля в данной сфере.

Систему обеспечения национальной (духовной) безопасности можно разделить на государственную и негосударственную части, представляющие собой единую систему обеспечения национальной (духовной) безопасности. Институты гражданского общества являются столь же существенными и полноправными субъектами обеспечения национальной (духовной) безопасности и в системе её обеспечения так же важны, как и соответствующие государственные органы. Только при условии постоянного системного взаимодействия всех субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности (государственных институтов и институтов гражданского общества) возможна эффективная деятельность по защите национальных материальных и духовных ценностей.

Социальный контроль во всех сферах общественной жизни (в том числе в сфере обеспечения духовной безопасности) должен осуществляться по двум основным направлениям: со стороны институтов гражданского общества (включая представителей социально ориентированных неформальных общественных объединений); и государственных органов, чья деятельность непосредственно направлена на защиту национальных интересов в сфере духовной жизни современного российского общества от внутренних и внешних существующих и вновь возникающих угроз.

Система контроля в сфере обеспечения духовной безопасности будет наиболее эффективной и полной только в случае его осуществления двумя независимыми друг от друга институтами, в равной степени заинтересованными в сохранении и преумножении национальных ценностей. Россия – самодостаточная страна и занимает своё особое место в системе современной цивилизации. Однако геополитическая ситуация постоянно меняется. Россия может сохраниться как самостоятельная цивилизационная система только при сохранении своей уникальной духовности. Поэтому государство обязано всеми силами и средствами поддерживать сохранение и способствовать расширению российского духовного пространства. Осуществление данной деятельности напрямую связано с обеспечением духовной безопасности.

В современных геополитических условиях духовная безопасность российского общества – это императив сохранения России как одного из лидеров мирового геополитического соперничества, её прогрессивного развития и, как следствие, конкурентоспособности во всех сферах общественных отношений, необходимое основное условие существования нашей страны как духовно и территориально единого суверенного государства в XXI веке.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Date: 2015-11-14; view: 8356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию