Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апробация и внедрение результатов исследования 6 page





У учащихся контрольной группы (n=12) была выявлена следующая динамика основных мотивов занятий (Таблица 17 Приложения 6):

В начале года у 50% учащихся основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса выполнения физических упражнений и у 42% - мотивы общения со сверстниками, как и у обобщенной группы детей (n=51), не посещающих дополнительные занятия Ф-СД.

По окончании года существенной динамики ведущих мотивов у учащихся контрольной группы не выявлено: ведущие мотивы изменились у 16% учащихся. У 8% ведущим стал мотив достижения результата физкультурно-спортивной деятельности и у 8% детей – мотив приобретения здоровья.

Динамика ведущих мотивов у учащихся, входивших в контрольную и экспериментальную группы графически отражены на рисунках 10 – 13.

В начале года у учащихся контрольной и экспериментальной группы ведущие мотивы Ф-СД были одинаковыми. Отличалось только их процентное соотношение.

Рис.13. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в начале учебного года

 

У учащихся экспериментальной группы (n=12) учащихся была выявлена следующая динамика основных мотивов занятий: у 75% учащихся экспериментальной группы основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса выполнения физических упражнений и у 25% - мотивы общения со сверстниками.

Рис.14. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в конце учебного года

 

Также, у 16% детей ведущим был мотив долженствования, то есть, учащиеся посещали уроки АФВ только потому, что они являлись обязательными и входили в школьную программу.

Рис.15. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале учебного года

 

По окончании года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: ведущими мотивами у 33% занимающихся стали мотивы достижения результата Ф-СД и приобретения здоровья. У 17% учащихся ведущими стали мотивы приобретения и поддержания здоровья. Мотив долженствования не был выявлен ни у одного учащегося экспериментальной группы.

Полученные результаты подтверждают эффективность применения учителем по АФВ компонентов предложенной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта.

 

Рис. 16. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале учебного года

 

В начале учебного года 12 детей из экспериментальной группы посещали только уроки АФВ и еще 7 человек, учащихся в тех же классах, но не включенных в состав экспериментальной группы, посещали дополнительные секционные занятия. После окончания педагогического эксперимента, количество детей из ЭГ (n=12), желающих заниматься в секциях увеличилось на 50%, чего не было отмечено при повторном тестировании и беседе с учащимися контрольной группы параллельных классов другой школы. Указанные данные также подтверждают эффективность использования в практике разработанной методики для активизации физкультурно-спортивной деятельности учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.

 

Изменение показателей, отражающих динамику психомоторного развития учащихся

 

Анализ выписок из медицинских карт учащихся показал наличие у всех детей, кроме основного заболевания, обозначаемого «ММД» - малая мозговая дисфункция, или легкая степень нарушения интеллекта, тех или иных вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенными отклонениями в психической сфере являются расстройства концентрации и устойчивости внимания, нарушения речевой функции, синдром гиперактивного поведения. В физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, нарушения сердечного ритма, вегетососудистая дистония, слабость мышц верхних конечностей, нарушение зрения, патологии функционирования почек и др. (Приложение 2).

При обработке полученных результатов сравнивалась динамика изменения тестируемых показателей у учащихся внутри одной группы в течение года. Результаты тестирования развития психомоторных способностей учащихся несвязанных групп не сравнивались в связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта указанные показатели имеют значительную вариацию, что также подтверждается большой величиной ошибки среднего арифметического, выявленной в ходе расчета числовых характеристик выборки по каждому тесту.

По тесту «Линейка» определение доверительной вероятности не производилось, поскольку положительной динамикой считается приближение указанных значений к идеальному, равному 100 см.

Основные результаты проведенного исследования динамики показателей психомоторного развития представлены в таблице 6 и проиллюстрированы на рисунках 17 – 23.

Таблица 6

 

Показатели психомоторного развития в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

 

  Показатели Группа
Контрольная (n=12) Экспериментальная (n=12)
До Э По Э p-value стат. вывод До Э По Э p-value стат. вывод
 
«Воспр. времени» (с) 6,5± ±0,5 6,3± ±0,3 0,453   p>0,05 5,7± ±0,5 5,72± ±0,2 0,516 p>0,05
Время реакции (с) 0,35± ±0,06 0,31± ±0,04 0,517 p>0,05 0,33± ±0,09 0,25± ±0,05 0,392 p>0,05
РДО (с) 0,070± ±0,013 0,10± ±0,04 0,531   p>0,05 0,069± ±0,02 0,056± ±0,011 0,391 p>0,05
Темп макс (к-во раз/10 с) 45,0± ±2 50± ±3 0,136   p>0,05 52± ±3 50,5± ±2 0,623   p>0,05
Темп опт (к-во раз/10 с) 34,8± ±2 30,02± ±0,12 0,881   p>0,05 46± ±3 41± ±3 0,999   p>0,05
Динамометрия (кг) 19,3± ±2 16± ±3 0,896   p>0,05 18,9± ±2 19,3± ±1,0 0,546 p>0,05
«Линейка» (см) 97,7± ±2 97± ±5 - - 101± ±3 98,3± ±2 - -

 

Жирным шрифтом выделены числовые значения показателей, по которым после обработки данных была выявлена положительная динамика.

На рисунке 17 отражена положительная (на 0,02 с) динамика показателей воспроизведения временного отрезка длительностью 7 с у учащихся экспериментальной группы.

 

Рис. 17. Динамика показателей по тесту «Воспроизведение заданного отрезка времени» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

 

Рис. 18. Динамика показателей по тесту «Время двигательной реакции» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп

Положительная динамика показателей быстроты двигательной реакции выявлена у учащихся обеих групп.

Рис. 19. Динамика показателей по тесту «Реакция на движущийся объект» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

 

Положительная динамика показателей реакции на движущийся объект выявлена у учащихся экспериментальной группы.

Рис. 20. Динамика показателей по тесту «Теппинг-тест» («Максимальный темп» (количество раз за 10 с)) у учащихся контрольной и экспериментальной групп

Положительная динамика показателей способности к выполнению движений в максимальном темпе наблюдается у учащихся контрольной группы.

Рис. 21. Динамика показателей по тесту «Теппинг-тест - Оптимальный темп» (количество раз за 10 с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

 

Положительной динамики показателей способности к выполнению движений в оптимальном темпе у учащихся обеих групп не выявлено.

Рис. 22. Динамика показателей по тесту «Динамометрия» (кг) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

Положительная динамика показателей динамометрии наблюдается у учащихся экспериментальной группы.

Рис. 23. Динамика показателей по тесту «Линейка» (см) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа

 

Показатели тестирования психомоторных способностей характеризуются значительной вариативностью, например, показатели динамометрии у мальчиков одного возраста (14-15 лет) могут варьироваться от 6 кг до 32 кг; показатели теппинг-теста: от 47 до 80 раз за 10 с, а показатели быстроты двигательной реакции: от 0,17 с до 1,04 с.

При обработке полученных результатов сравнивалась динамика изменения тестируемых показателей у учащихся внутри одной группы в течение года. Ни в одной из групп не было выявлено достоверного (p=0,05) улучшения показателей психомоторного развития, что может быть связано с несколькими факторами: значительной вариативностью полученных показателей; относительно малой длительностью эксперимента, недостаточно большим объемом выборки, отмечаемым психологами школ утомлением нервной системы учащихся к концу учебного года. Следует также отметить, что ни в одной из групп не было выявлено и достоверного (p=0,05) ухудшения показателей психомоторного развития.

Анализ результатов, полученных в ходе сравнения данных тестирования по величине среднего арифметического, выявил положительную динамику 29% показателей психомоторного развития в контрольной группе учащихся, занимавшихся по программе АФВ специальной (коррекционной) школы VIII вида. В экспериментальной группе учащихся, посещавших в течение года уроки АФВ по той же программе, но содержание которых включало применение компонентов разработанной методики, выявлена положительная динамика по 57% показателей психомоторного развития: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии.

Полученные данные подтверждают выдвинутую в начале проведения исследования гипотезу о положительном влиянии применения компонентов разработанной методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с легкой степенью нарушения интеллекта на активизацию их психомоторного развития. Методика может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

 

Заключение

 

Наиболее сложной задачей учителя по адаптивному физическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида является комплексное решение общепедагогических и коррекционных задач в рамках одного урока. В соответствии с тем, что у детей с нарушением интеллекта в результате органического поражения головного мозга наиболее отстающими являются познавательные процессы, обуславливающие способность учащихся не только к восприятию, но и сохранению приобретаемых на уроке умений и навыков в виде определенных нервных связей, первостепенная коррекционная задача учителя состоит в поиске наиболее эффективных путей активизации психических процессов каждого учащегося для успешной реализации организованного им педагогического процесса.

Решение данного вопроса возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов физкультурно-спортивной деятельности в условиях формирования соответствующих навыков и умений для ее реализации как в процессе занятий адаптивной физической культурой во время учебы в школе и дополнительных секционных занятий, так и дальнейшего самостоятельного и активного участия учащихся в различных видах физкультурно-спортивной деятельности в течении всей жизни.

Дети после окончания школы должны обладать организационными способностями, коммуникативными навыками, двигательным опытом по созданию условий для занятий физическими упражнениями, в результате чего у них появится возможность самостоятельного принятия решений в отношении участия в тех или иных видах физкультурно-спортивной деятельности. В предложенной методике удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и в признании на уроках адаптивного физического воспитания сопровождается приобретением соответствующего двигательного опыта. Следовательно, у них постепенно создается и укрепляется необходимая база двигательных умений, навыков и соответствующих выполняемой деятельности психических способностей и внутренних побуждений.

В роли руководителя данного процесса выступает педагог: учитель по адаптивному физическому воспитанию, тренер, волонтер, который создает для учащихся педагогические условия формирования устойчивой мотивации к самостоятельным занятиям.

Разработанная методика позволяет учителю эффективно организовывать педагогический процесс по формированию активного отношения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности и управлять им посредством использования информативных критериев.

Тот потенциал здоровья, который есть у каждого ребенка, независимо от особенностей его развития, и результаты кропотливого многолетнего труда учителей адаптивного физического воспитания и тренеров по его раскрытию, а затем – реализации в течение дальнейшей взрослой жизни, несомненно, должны быть сохранены и приумножены, что позволит поддерживать максимально высокое качество жизни человека с нарушением интеллекта в условиях современного общества.


ВЫВОДЫ

 

1. Основной особенностью развития лиц с нарушениями интеллекта является снижение познавательной активности и других процессов, обуславливающих способность учащегося к восприятию, накоплению, сохранению и последующему использованию информации. Учеными предлагаются различные пути формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся массовых школ, в большинстве основанные на активизации когнитивных процессов психики детей, однако лица с нарушением интеллекта не имеют достаточных психических способностей, которые необходимы для самостоятельного построения ими мотива деятельности. Наиболее важными факторами формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. Фундаментальных научно-исследовательских работ в области формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта до настоящего времени не проводилось.

2. Выявлено несоответствие между отношением учащихся с нарушением интеллекта к продолжению самостоятельных занятий после окончания школы и реализацией их стремления на практике. Большинство школьников 12 – 20 лет (в среднем, 60%) предполагают дальнейшую самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, однако данные большинства специалистов по адаптивной физической культуре и учителей (90% респондентов) свидетельствуют о том, что дети после окончания школы самостоятельно не занимаются. Следовательно, выявленных у детей мотивов общения и получения удовольствия от процесса двигательной активности не достаточно для осуществления ими самостоятельной деятельности в данном направлении. Решение указанной проблемы возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов достижения результатов физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений по организации самостоятельных занятий. Наиболее адекватным направлением формирования мотивации, учитывая особенности изучаемого контингента, является создание педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности учащихся в социальных связях и в признании.

3. Ведущими мотивами физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта являются мотивы, направленные на общение и на получение удовольствия от процесса двигательной активности. Структура ведущих мотивов «беднее» по сравнению со структурой мотивов здоровых сверстников. В течение года у детей не наблюдается существенной динамики мотивов без целенаправленной деятельности педагога по их формированию. Содержание существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных школ VIII вида требуют дополнения соответствующими методическими рекомендациями по осуществлению педагогического процесса формирования у школьников мотивации к самостоятельной двигательной активности.

4. В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, разработана методика, направленная на формирование у них ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе их адаптивного физического воспитания: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни. Формирование мотивов осуществляется на занятиях адаптивным физическим воспитанием в ходе педагогического процесса по созданию учителем условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и в признании путем создания ситуаций переживания детьми успеха в результате двигательной деятельности, активизации их межличностного взаимодействия с учителем и ровесниками, формирования навыков уверенного поведения и организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

5. Применение на уроках адаптивного физического воспитания разработанной методики вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует их психомоторное развитие. По окончании учебного года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 33% занимающихся ведущими стали мотивы достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, у 17% учащихся – мотивы приобретения и поддержания здоровья. По показателям психомоторного развития учащихся достоверно значимых изменений не выявлено (p=0,05), однако зафиксирована положительная динамика по ряду исследуемых показателей: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают эффективность применения разработанной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием и она может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ VIII вида.


Date: 2015-11-14; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию