Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апробация и внедрение результатов исследования 4 page





Следует учитывать, что для специальных (коррекционных) школ VIII вида характерна малая наполняемость классов. Из 12 - 15 человек, учащихся в одном классе на надомном обучении находится около 20% человек, и 1 – 2 человека в течение учебного года имеют освобождение от занятий АФВ по состоянию здоровья, соответственно, на одном уроке, в среднем, присутствует 8 – 9 учащихся.

В течение учебного года, с октября 2009 г. по май 2010 г. на уроках адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта, составлявших экспериментальную группу (n=12), учителем по АФВ применялись компоненты предложенной методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Учащиеся контрольной группы (n=12) посещали уроки АФВ в соответствии с содержанием существующей образовательной программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

В ходе проведения формирующего эксперимента была выявлена динамика мотивации к занятиям Ф-СД (Приложение 6, таблица 17) и психомоторного развития у учащихся обеих групп. Сравнивались результаты в контрольной и экспериментальной группах – с целью определения влияния применения разработанной методики на динамику мотивации к физкультурно-спортивной деятельности и изменение психомоторного развития учащихся в течение учебного года.

В завершении третьего этапа была проведена статистическая обработка полученных данных, сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации по применению разработанной методики на занятиях адаптивным физическим воспитанием учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Завершено написание и оформление диссертационной работы.


ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

3.1. Результаты исследования мнений специалистов по адаптивной физической культуре и педагогов коррекционного образования по вопросам формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей

с нарушением интеллекта

 

Результаты предварительного исследования

 

Исследование было проведено в 2008 – 2009 гг. и направлено на выявление отношения специалистов в области адаптивной физической культуры (n=10) и студентов 4 и 5 курсов специальности АФК (n=10), работавших или работающих с детьми, имеющими нарушения интеллекта, к формированию у детей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Результаты исследования отражены в публикациях автора (2008). Содержание Анкеты № 1 представлено в Приложении 1. Результаты анкетирования представлены в таблице 13 Приложения 5.

По результатам анализа данных предварительного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Большинство респондентов полагают, что физкультурно-спортивные занятия – это путь к здоровью и дальнейшему самосовершенствованию личности учащегося с нарушением интеллекта, но вместе с тем считают, что дети не будут самостоятельно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью после окончания школы, почти не указывая в причинах выявленной проблемы социально-экономические факторы. В соответствии с этим, было выдвинуто предположение о том, что после окончания школы у детей с нарушением интеллекта оказываются несформированными потребности и мотивация к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

2. Многие респонденты часто задумывались над тем, что в ходе педагогического процесса необходимо целенаправленно формировать у детей интерес к физкультурно-спортивной деятельности, и указали на то, что дети понимают назначение предлагаемых учителем заданий. Их интерес к занятиям, по мнению респондентов, зависит, в первую очередь, от содержания и способа проведения занятия учителем (тренером); зависимости же этого интереса от наличия любимых спортивных команд или спортсменов никто из респондентов не отметил. Соответственно, было выдвинуто предположение о том, что именно способ организации занятий педагогом и качества личности, проявляемые учителем – решающий фактор в формировании у учащихся с нарушением интеллекта мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

3. Проводимое исследование вызвало интерес у большинства респондентов, особенно у специалистов по АФК, что также подтвердило актуальность разработки выбранного направления.

В октябре 2008 года был начат основной этап исследования. С учетом опыта, полученного в ходе предварительного исследования, анкета была усовершенствована и составлена в соответствии с типами статистических шкал (Анкета № 2 в Приложении 1).

 

Результаты основного исследования

 

В начале основного этапа исследования в области формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей с нарушениями интеллекта, была поставлена следующая задача:

Выявить мнения специалистов по адаптивной физической культуре, работающих с лицами, имеющими нарушения интеллекта, в исследуемой нами области с целью определения состояния изучаемого вопроса на современном этапе. Основной метод исследования: опрос (анкетирование). Разработанная анкета содержит 10 вопросов, 70% которых отражают проблематику проводимого нами исследования. Основные вопросы анкеты: 2, 4, 6, 8, 10. Дополнительные вопросы: 1, 5, 9 (допустимы несколько вариантов ответов). Второстепенные вопросы: 3, 7 (допустимы несколько вариантов ответов).

В исследовании принимали участие 42 человека:

· учителя по адаптивному физическому воспитанию специальных (коррекционных) школ VIII вида и тренеры Специального Олимпийского Комитета г.Санкт-Петербурга по различным видам адаптивного спорта, входящим в программу Специальных Олимпийских игр (n=14), работающих с детьми, имеющими нарушения интеллекта;

· учителя коррекционного образования по различным предметам 2-х специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Санкт-Петербурга (n=28).

Данные по ответам респондентов, полученные в ходе исследования, представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Ответы специалистов по АФК и учителей на основные вопросы Анкеты № 2

 

№ в-са Название вопроса Ответы
утвердительные отрицательные
учителя (n=28) спец. по АФК (n=14) Учителя (n=28) Спец. по АФК (n=14)
  Какие, по вашему мнению, эмоции, чаще всего, испытывают дети на занятиях ФК и спортом (положительные)?        
Общее количество ответов    
%    
  Понимают ли дети назначение предлагаемых на занятии упражнений и заданий?        
Общее количество ответов    
%    
Продолжение таблицы 1
  Осознают ли дети значимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья?        
Общее количество ответов    
%    
  Существует ли необходимость целенаправленного формирования мотивации к занятиям Ф-С Д у детей с легкой степенью умственной отсталости?        
Общее количество ответов    
%    
  Будут, дети самостоятельно заниматься физической культурой после окончания школы?        
Общее количество ответов    
%    
             

 

Ответы респондентов на основные вопросы анкеты проиллюстрированы на рисунках 2 - 4.

Результаты анкетирования:

Все респонденты (100%) отмечают, что дети испытывают положительные эмоции на занятиях физической культурой и спортом.

Большинство респондентов (60%) считают, что дети самостоятельно понимают назначение предлагаемых на занятиях заданий, либо понимают при условии объяснения учителем назначения предлагаемых упражнений, однако лишь 36% респондентов считают, что дети осознают пользу занятий Ф-СД для укрепления и поддержания здоровья.

Рис.2. Распределение мнений специалистов по АФК и учителей по основным вопросам анкеты: 1 – положительный характер испытываемых детьми на занятии эмоций; 2 – понимание детьми назначения заданий; 3 – осознание детьми пользы занятий АФК для здоровья; 4 – необходимость целенаправленного формирования у детей мотивации к Ф-СД; 5 – будут ли дети заниматься Ф-СД самостоятельно после окончания школы

 

Все специалисты по адаптивной физической культуре и учителя (100% респондентов) подтверждают, что существует необходимость целенаправленного формирования мотивации к занятиям Ф-СД у данной категории детей. Данное обстоятельство, учитывая недостаточную освещенность решения исследуемого вопроса в научно-методической литературе, подтверждает актуальность проводимого исследования.

Подавляющее число респондентов (90%) согласились с тем, что дети не будут самостоятельно заниматься физической культурой после окончания школы. Специалисты по АФК высказывали предположения о возможности дальнейшего продолжения детьми самостоятельных занятий при условии создания специальных центров и баз для проведения подобных занятий, либо в уже существующих спортивных комплексах при условии проведения для персонала образовательных семинаров по особенностям взаимодействия с лицами, имеющими нарушения интеллекта для сотрудников подобных учреждений.

Таблица 2

Ответы респондентов на дополнительные вопросы анкеты

 

№ в-са Вопрос Учителя по другим предметам (n=28) Спец. по АФК (n=14)
                   
  Для чего дети занимаются ФК и спортом?                    
%                    
  Какой вид занятий по АФК наиболее способствует формированию у детей желания заниматься?                    
%                    
  Каково материально-техническое обеспечение занятий ФК для детей с легкой умственной отсталостью в России?                    
%                    

 

Большинство специалистов в области АФК (50%) и учителей (46%) были единодушны в том, что основными мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушением интеллекта являются мотивы материального вознаграждения (оценка, призы) и самовыражения. Наиболее вероятно, это связано с тем, что дети проявляют в словесной форме интерес к оценке учителем собственной деятельности и стремятся получить хорошие отметки за учебу.

Рис.3. Ответы коррекционных педагогов и специалистов по АФК на 1 вопрос анкеты: «Для чего дети занимаются физической культурой и спортом?»

1. они хотят получить вознаграждение за свою деятельность (оценка, призы);

2. им интересно выполнять задания учителя (тренера);

3. им нравится взаимодействовать с классом, в команде, общаться;

4. для приобретения и поддержания здоровья;

5. для многих это единственная возможность проявить себя как самостоятельную личность

 

Мнение респондентов о том, что занятия физическими упражнениями позволяют детям проявить свою индивидуальность, предположительно, связано с внутренней мотивацией педагогической деятельности учителей, которые ориентированы на раскрытие в ходе учебного процесса существующего у учащихся с нарушением интеллекта потенциала овладения различными умениями и навыками.

 

 

Рис.4. Ответы коррекционных педагогов и специалистов по АФК на 5 вопрос анкеты: «Какой вид занятий по АФК наиболее способствует формированию у детей желания заниматься?»: 1) формирование желания заниматься не зависит от вида занятия; 2) урок; 3) секционное занятие по адаптивному спорту; 4) рекреационное занятие; 5) индивидуальное занятие

 

Наилучшим видом занятия по адаптивной физической культуре респонденты (в среднем 48% человек) считают урок и секционное занятие по адаптивному спорту. В ходе общения с респондентами было выяснено, что, по их мнению, секционное занятие позволяет в достаточной мере уделить внимание всем учащимся, реализовать индивидуальный подход и вызывает у занимающихся более устойчивый интерес как к виду спорта, так и процессу общения с другими людьми. На втором месте в ответах – индивидуальное занятие.

 

Рис.5. Ответы коррекционных педагогов и специалистов по АФК на 9 вопрос анкеты: «Каково материально-техническое обеспечение занятий ФК для детей с легкой умственной отсталостью в России?»: 1) плохое; 2) неудовлетворительное; 3) удовлетворительное; 4) хорошее; 5) отличное

 

Современное состояние материально-технической базы для занятий с детьми, имеющими нарушения интеллекта в России, 39% специалистов по АФК и 57% учителей оценили как удовлетворительное, в среднем 29% респондентов оценили его как неудовлетворительное. Следует отметить, что в настоящее время тренировочные занятия по различным видам физкультурно-спортивной деятельности в большинстве случаев организованы на базе спортивных залов и площадок тех школ, в которых обучаются дети.

Для лиц с нарушениями интеллекта, не страдающих сопутствующими нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата нет необходимости в строительстве специальных спортивных сооружений, однако в учреждении, существующем на базе спортивного сооружения, обязательно должны быть люди, обладающие навыками продуктивного взаимодействия с лицами, имеющими нарушения интеллекта.

Таблица 3

Ответы специалистов на вопросы общего характера (допустимы

несколько вариантов ответа)

 

№ в-са Вопрос Учителя по другим предметам (n=28) Спец. по АФК (n=14)
                   
  От чего у детей зависит интерес к занятиям Ф-СД                    
  %                    
  Почему дети занимаются в недостаточной мере                    
  %                    

 

Варианты ответов на 3 вопрос анкеты:

1. У них не формируется самостоятельный интерес к занятиям ФК и спортом.

2. От наличия любимых спортивных команд и спортсменов.

3. От того, насколько родители уделяют внимание ФК занятиям детей.

4. От содержания и методов организации и проведения занятий.

5. От личного отношения ребенка к учителю (тренеру).

Варианты ответов на 7 вопрос анкеты:

1) Детям не интересно заниматься ФК и спортом.

2) Дети не осознают пользы занятий ФК и спортом для здоровья.

3) Почти нет бесплатных секций и организаций для занятий спортом.

4) Зачастую, нет возможности организовать посещение детьми мест занятий ФК и спортом.

5) Родители не знают о возможностях проведения занятий с детьми.

Большинство специалистов по АФК и учителей ответили (в среднем 79% респондентов), что интерес к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушением интеллекта зависит от содержания и методов организации занятия, в среднем, 40% респондентов ведущим фактором считают личное отношение ребенка к учителю (тренеру).

На вопрос о том, почему дети с нарушением интеллекта не занимаются физкультурно-спортивной деятельностью в достаточной мере, большинство специалистов и учителей (55% респондентов) ответили, что дети не осознают пользы занятий ФК для здоровья. Вторым по значимости фактором, 36% респондентов назвали недостаток бесплатных секций и организаций для занятий спортом.

 

Выводы по результатам анкетирования

 

1) Полученные данные подтверждают существование проблемы формирования мотивов самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушениями интеллекта.

2) Необходимо определить причины, по которым в настоящий момент дети, окончившие школу, не продолжают самостоятельно заниматься физической культурой (по данным 90% специалистов и учителей) несмотря на отмеченное большинством специалистов удовлетворительное состояние материально-технического обеспечения возможности занятий и понимание детьми назначения занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

3) По мнению всех специалистов, у учащихся необходимо целенаправленно формировать мотивацию к Ф-С Д, однако, учитывая актуальность и недостаточную освещенность указанной темы в литературе, требуется разработка эффективных путей решения данного вопроса. Средства и методы должны учитывать особенности проявления психофизического развития занимающихся.

 

 

3.2. Результаты исследования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида

 

Результаты предварительного исследования

 

В ходе предварительного исследования, проведенного в 2008 – 2009 гг. по вопросам мотивации детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта к физкультурно-спортивной деятельности, в процессе тренировочных занятий подростков с нарушением интеллекта, занимающихся адаптивным яхтингом, применялись различные приемы формирования самостоятельности и активности в отношении занятий физкультурно-спортивной деятельностью, активизации межличностного взаимодействия внутри группы и др. Определялись педагогические условия, благоприятствующие формированию у занимающихся мотивов общения, достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, а также социально значимых мотивов. Подробно результаты исследования отражены в публикациях автора (2009).

Основными выбранными на момент проведения исследования методическими подходами к формированию положительной мотивации к занятиям были: потребностно-деятельностный, личностно-ориентированный и гуманистический.

Потребностно-деятельностный подход характеризуется формированием у детей стремления к систематическим занятиям и потребности получать результаты и удовлетворение от проделанной работы, в частности, тренировочной и познавательной (ведение тетрадей, регистрация достигнутых результатов физической подготовленности, просмотр тематических передач, посещение тренировок и экскурсий в яхт-клубе). Занимающимся разъясняются направленность предлагаемых упражнений, их прикладное значение для будущей деятельности.

Личностно-ориентированный подход основан на руководстве принципом сознательности и активности занимающихся в процессе обучения. Он характеризуется поиском наиболее подходящей для каждого ученика функции в будущей команде. При этом учитываются интересы ребенка, развитость коммуникативных и организаторских навыков, способность к самостоятельному принятию решений. Даются задания по проведению некоторых фрагментов занятий с группой сверстников в качестве лидера.

Также, проводилась регистрация развития основных физических качеств детей, посещающих секцию парусного спорта. Анализ полученных результатов контрольных испытаний показал положительную динамику развития основных физических способностей занимающихся.

Мотивация занимающихся изучалась при помощи метода беседы и рисуночного теста, проводимыми психологом школы. Основные результаты предварительного эксперимента заключались в следующем:

1. Наблюдения за поведением мальчиков подросткового возраста с легкой умственной отсталостью, выявили частые нарушения поведения, использование ненормативной лексики, эмоциональное обсуждение просмотренных фильмов-боевиков и компьютерных игр, частые конфликты между собой вплоть до начала драки. Все указанное служит подтверждением опасности возникновения и закрепления у учащихся в будущем девиантного и социально опасного поведения, если не будут приняты меры по его профилактике. Об этом также свидетельствуют данные некоторых авторов, например, Е.Н. Каленика (2010). Он утверждает, что наиболее эффективным способом предотвращения усвоения учащимися норм асоциального поведения является включение их в регулярные занятия адаптивным спортом.

2. В начале проведения эксперимента, в октябре 2008 года у всех детей ведущим мотивом посещения секционных занятий был мотив аффилиации, то есть принадлежности к какой либо группе и общении с ней.

3. На момент окончания предварительного эксперимента преобладающими мотивами занятий у детей стали процессуальные (участие в соревновательной деятельности) и результативные (участие в соревнованиях и победа в них, получение положительной оценки на занятиях). Полученные данные явились подтверждением правильности выбранного нами направления и основой дальнейшей разработки методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

 

Результаты основного исследования

 

В 2009 – 2010 учебном году было проведено основное исследование по выявлению ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности и их динамики в течение года у учащихся 12 – 20 лет специальных школ VIII вида (n=88). В ходе проводимого исследования, по результатам беседы с учителями адаптивного физического воспитания, было выявлено, что 42% учащихся посещают в течение года дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью в виде секций и 58% учащихся посещает в течение года только уроки адаптивного физического воспитания.

Результаты исследования графически представлены на рисунках 6 - 11.

Рис. 6. Уровень сформированности мотивации к Ф-СД у учащихся 12 - 20 лет с нарушением интеллекта (n=88)

Таблицы 14 – 16 с данными рисуночного теста и беседы представлены в Приложении 6.

У большинства учащихся 6 – 12 классов (в среднем, у 90%) мотивация к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью сформирована и преобладает внутренняя. Наличие внутренней мотивации говорит о том, что большинство учащихся видит себя активными участниками процесса занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Внутренняя мотивация преобладает (на 16%) у детей, посещающих в течение года дополнительные занятия Ф-С Д.

Наличие у учащихся внешней мотивации свидетельствует о том, что учащиеся имеют представление о том, что такое занятия физкультурно-спортивной деятельностью, однако участие в ней будет осуществляться в основном при организованной деятельности со стороны учителя или тренера по привлечению учащегося к занятиям.

Не сформирована мотивация в среднем у 10% учащихся. Это объясняется тем, что некоторые дети, посещающие специальную (коррекционную) школу VIII вида, в течение всего года по состоянию здоровья освобождены от занятий на уроках АФВ и в различных секциях.

Рис. 7. Понимание детьми необходимости занятий Ф-СД и их предположение о продолжении занятий после окончания школы

Большинство детей, как занимающихся в системе дополнительного физкультурного образования (n=37), так и тех, кто посещает только уроки АФВ (n=51) (в среднем 84%) видят назначение занятий физкультурно-спортивной деятельностью в приобретении и сохранении здоровья, красоты, овладения различными двигательными умениями, необходимыми в жизни. Также, большинство учащихся (в среднем 65%) настроены на дальнейшее продолжение самостоятельных занятий или под руководством других людей после окончания школы.

 

Ведущие мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельностью у школьников 12 – 19 лет с легкой степенью нарушения интеллекта

 

Результаты изучения мотивации

 

В группе детей, не занимающихся дополнительно в секциях (n=51) у 67% учащихся основные мотивы занятий были направлены на сам процесс выполнения заданий учителя, у 16% детей ведущим был мотив общения, у 13% детей – долженствования, и у 4% - мотив получения материального вознаграждения за деятельность (оценка).

Рис.8. Ведущие мотивы Ф-СД у детей, не занимающихся дополнительно (НЗ) (n=51) в начале учебного года

Рис.9. Ведущие мотивы Ф-СД у детей, не занимающихся дополнительно (НЗ) (n=51) в конце учебного года

 

В конце учебного года основными мотивами занятий были мотивы, направленные на сам процесс выполнения заданий учителя (54%), у 20% учащихся – достижения результата деятельности, у 12% детей – общения у 10% детей ведущим был мотив долженствования, у 4% детей – мотив приобретения здоровья в процессе занятий.

В течение года наблюдается следующая динамика мотивов у детей, посещающих только уроки АФВ: лишь у 4% детей появился мотив приобретения здоровья и результата занятий и на 16% увеличился процент учащихся, у которых ведущим мотивом является достижение результата Ф-С Д.

Следовательно, реализация существующей программы по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида позволяет успешно формировать у учащихся мотивы получения удовольствия от процесса двигательной активности и общения с окружающими людьми, Мотивы достижения результатов Ф-С Д и приобретения здоровья формируются значительно медленнее.

 

Рис.10. Ведущие мотивы Ф-СД у детей, занимающихся в секциях (ЗС) (n=37) в начале учебного года

 

У учащихся, посещающих в течение учебного года дополнительные секционные занятия (n=37), мотивы занятий Ф-С Д разнообразнее. У 68% учащихся ведущими были мотивы, направленные на процесс, у 24% - на общение, на результат – у 11% и самосовершенствование – у 11%. Мотив материального вознаграждения выявлен у 6% учащихся, долженствования – у 8% детей.

Рис.11. Ведущие мотивы Ф-СД у детей, занимающихся в секциях (ЗС) (n=37) в конце учебного года

В конце учебного года выявлена следующая динамика ведущих мотивов Ф-С Д у учащихся с нарушением интеллекта, вовлеченных в систему дополнительного физкультурного образования: наиболее существенно то, что ни у одного ребенка не выявлено мотива долженствования. Это, вероятно, связано с тем, что некоторые дети приходят заниматься в секции по велению родителей, а в процессе тренировок они начинают получать удовольствие от участия в Ф-С Д и у них происходит изменение ведущего мотива занятий.

На 30% увеличилось количество детей, у которых ведущим мотивом является достижение результата Ф-С Д и на 6% увеличилось количество детей, занимающихся Ф-С Д с целью приобретения здоровья.

 

Психомоторное развитие школьников 12 – 19 лет с легкой степенью нарушения интеллекта

 

В ходе проводимого исследования, по результатам тестирования, были получены данные о психомоторном развитии обобщенных групп детей, вовлеченных в течение учебного года в систему дополнительного физкультурно-спортивного образования (ЗС) и посещающих только уроки АФВ (НЗ). Результаты представлены в таблице 4.

Анализ результатов, полученных в ходе сравнения данных тестирования, по величине среднего арифметического, позволяет сделать вывод о том, что к концу учебного года достоверных (p=0,05) отличий в динамике психомоторного развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, посещающих дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью и посещающих только уроки АФВ не обнаруживается, что наиболее вероятно связано с замедленностью психомоторного развития детей, обусловленной характером течения основного заболевания и отмечаемым психологами школ значительным утомлением нервной системы учащихся к концу учебного года.

Date: 2015-11-14; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию