Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В процессе изучения духовного наследия Оптинских и Глинских старцев было выявлено, что их духовная традиция и учение о нравственном совершенствовании





В процессе изучения духовного наследия Оптинских и Глинских старцев было выявлено, что их духовная традиция и учение о нравственном совершенствовании христианина, являются продолжением духовного делания преподобного Паисия (Величковского).

Именно духовное делание преподобного старца Паисия явилось тем звеном, которое сумело духовно объединить Оптину и Глинскую пустынь. Единая традиция старчества, литургическая, аскетическая практика, личный духовный облик, и непосредственно, эпистолярное наследие, служит неотъемлемым доказательством этого единства, не говоря о личных взаимоотношениях Оптинских и Глинских старцев, посредством их переписки, встреч и общих духовных чад.

Духовные наставления Оптинских и Глинских старцев являются важным пластом учения о духовном делании, благодаря которому мы, наиболее, подробно и глубоко можем увидеть духовное делание преподобного Паисия (Величковского). Можно с уверенностью сказать, что Оптинские и Глинские старцы смогли не только продолжить духовное делание преподобного Паисия (Величковского), но и наиболее полно раскрыть его в своём эпистолярном наследии. Письма старцев дышат святоотеческим духом, зачастую наполнены точными цитатами отцов добротолюбия, а также глубоким личным духовным опытом.

Как и у преподобного Паисия (Величковского), духовное делание Оптинских и Глинских старцев заключалось в очищении сердца от страстей и насаждении в нём противоположных добродетелей. По учению Оптинских и Глинских подвижников очищение сердца, есть самая важная внутренняя работа и необходимая задача христианина. Ведь человек должен открыть своё сердце для Самого Бога, Господа Иисуса Христа. В борьбе со страстями старцы уделяли, поистине, огромное значение борьбе с помыслами. Именно учение преподобного Паисия о важности мысли и важности борьбы с греховными помыслами, нашло отражение в учение Оптинских и Глинских старцев. Постоянное откровение помыслов своему старцу было возрождено именно в монастыре преподобного Паисия и распространилось в Оптину и Глинскую пустынь благодаря его ученикам.

Учение Оптинских и Глинских старцев о помыслах хорошо разработано. Почти все Оптинские и Глинские подвижники пишут о важности чистоты мыслей. Их наставления отличаются характерным личным опытом. Сам монастырский устав обителей предполагал ежедневное, полное откровение помыслов старцу. Духовная связь послушника со своим духовником, по учению старцев, должна быть настолько доверительной, что он не должен бояться раскрывать пред старцем всю свою душу, все мысли, пожелания, поступки, при этом, всегда просить его советов и благословения.

Оптинские и Глинские старцы, подобно древним святым отцам и преподобному Паисию (Величковскому), с полным единодушием решительно ставили гордость на первое место среди всех страстей. И, особенно, стремились искоренить из своего сердца всякое самолюбие, гнев, зависть и осуждение, как характерные причины гордости. Согласно их учению, именно гордость есть причина всех наших падений, грехов, зол и бедствий. Никакие духовные дарования, никакие добрые дела не имеют цены, если человек в гордости. Его духовное делание идёт в другом направлении, его молитва не угодна Богу, и стоит он над пропастью. Для Оптинских и Глинских старцев духовным примером всегда был Сам Господь, наш Иисус Христос, который был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Именно к богоуподоблению Господу, всегда стремились они в своём духовном делании, отвергая даже малейшее проявление гордости в своём сердце.

Можно сделать вывод, что важным стержнем духовной борьбы Оптинских и Глинских старцев, являлось постоянное низложение в сердце своём гордости и насаждение в нём смирения. Именно от смирения, согласно их учению, рождаются все добродетели, а от гордости, которая полностью противоположна смирению, происходят все наши страсти. Смирение было характерной чертой каждого Оптинского и Глинского старца и явилось основанием их святости. В их глубоком и, в тоже время, простом учении о смирении, мы видим полное единодушие и продолжение духовного делания преподобного Паисия (Величковского).

Так же явилось продолжением духовного делания преподобного Паисия (Величковского) и учение Оптинских и Глинских старцев о покаянии. В их понимании, покаяние есть постоянное духовное делание, которое не должно прекращаться. О важности покаяния в духовном делании старцев свидетельствует не только постоянная, ежедневная практика исповеди помыслов, но и всё их учение, которое пропитано особым покаянным и смиренным духом.

Неразрывно связана с покаянием у старцев вера, которая в их понимании не может находиться в статическом состоянии. Она должна постоянно возгреваться и возрастать. Если же вера холодеет, то тут же оскудевает. Всё их духовное делание было исполнено величайшего благоговения и страха Божия.

Большое значение в духовном делании имело терпение. Глубокое смирение и мужественное терпение было их постоянным душевным состоянием. Именно смиренное и терпеливое сердце становится вместилищем Благодати Божией. Терпеливое перенесение скорбей, по учению старцев, настолько соединяет нас с Господом, что Господь вселяется в сердце человека, очищая его от грехов. Следует заметить, что советы их отличались не только личным опытом духовным, но и глубоким знанием святоотеческого наследия.

Учение Оптинских и Глинских старцев о любви показывает нам, что любовь есть основание христианской жизни и без этого основания безрезультатны любые подвиги. Любовь, как главное свойство Самого Господа, должна быть у всех его последователей. Образ жизни старцев навсегда запечатлел в себе качества нелицемерной, сострадательной любви к человеку. Любовь была одной из главных основ жизни их монашеской общины, как и основой монашеской общины Нямецкого монастыря преподобного Паисия (Величковского).

Характерным отражением духовного делания преподобного Паисия (Величковского) явилось учение Оптинских и Глинских старцев о молитве. Жизнь и учение старцев показали, что они сами обладали великим даром Божиим, даром непрестанной сердечной молитвы, поэтому для нас очень важен их духовный опыт. Особое и важное место в молитвенном делании, старцы придавали непрестанной умно-сердечной молитве Иисусовой. Молитва Иисусова для них является самым сильным оружием в духовном делании. Как и преподобный Паисий, Оптинские и Глинские старцы не советовали заниматься умно-сердечной молитвой мирянам, которые не имеют опытного духовного наставника.

Всё учение Оптинских и Глинских старцев пропитано духовным согласием и единодушием. Глубокая святоотеческая начитанность и единый духовный опыт делают их советы не только единодушными, но и наиболее полными, что является доказательством единого Священного Предания и единой традиции духовного делания, начатого преподобным Паисием (Величковским).

Date: 2015-11-14; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию