Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Научный руководитель





Допустить к защите

Научный руководитель

______________________________

«___»_______2013 г.

 

 

Жировичи, 2013

 

 

 

 

«Се ныне дни благи, время делания, лето взыскания Бога»

Преп. Феодор Студит (VIII в.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……………4

ГЛАВА 1. ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ……………………………………………………………….…13

ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО)………….……………………………………….…...19

ГЛАВА 3. ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОПТИНСКИМИ И ГЛИНСКИМИ СТАРЦАМИ………………………………………….…….23

ГЛАВА 4. УЧЕНИЕ ОПТИНСКИХ И ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ О СТРАСТЯХ

1. Учение об очищении сердца от страстей……………….…….……..40

2. Учение о помыслах……………………………………….…………...50

3. Учение о гордости……………………………………….……….........73

4. Учение о самолюбии………………………………………….….....…77

5. Учение о гневе……………………………………….............................81

6. Учение о зависти………………………………………….……….…..85

7. Учение об осуждении……………………….…………….……….….88

ГЛАВА 5. УЧЕНИЕ ОПТИНСКИХ И ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ

1. Учение о покаянии.……………….……………….………………….94

2. Учение о вере……………………………………………………...…..99

3. Учение о смирении…………………………………………….…….102

4. Учение о терпении в скорбях……………….………………………113

5. Учение о страхе Божием……………………………….…………....123

6. Учение о любви к Богу и ближнему………………………………..127

7. Учение о молитве……………………………………………………135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….150

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Письма Глинского старца преподобного Илиодора (Голованицкого) к сёстрам Севского Свято-Троицкого монастыря……….169

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Письма Оптинского старца преподобного Макария (Иванова) к сёстрам Севского Свято-Троицкого монастыря……………187

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Письма архимандрита Арсения (Митрофанова), настоятеля Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии преподобному Оптинскому старцу Моисею (Путилову)….....193

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Обращая внимание на духовное устроение и духовную преемственность русского старчества XIX начала XX века, трудно не заметить особое влияние на него духовного делания преподобного Паисия (Величковского). Как показывает история русского монашества данного периода, ученики преподобного Паисия явились продолжателями его духовного делания во многих монастырях России, современной Украины, а также Греции и Западноевропейских стран. Но особенно глубокая духовная связь с преподобным, прослеживается в известных русских монастырях того времени, в Оптиной и Глинской пустынях.

Восприняв духовный опыт преподобного Паисия (Величковского), Оптинские и Глинские старцы сумели не только употребить его в своей монашеской жизни, но и передать своим ученикам. Именно путь духовного делания, объединявший их, явился главной основой их личного духовного единения. Глинскую пустынь поистине можно назвать второй Оптиной. Именно в этих двух обителях старчество было поставлено так твёрдо и прочно, что на протяжении целого столетия в них сформировалась целая плеяда духоносных старцев, объединённых живой преемственностью и одинаковым духовным устроением. Оптинские и Глинские старцы отличались удивительными духовными дарованиями, зачастую их аскетический, монашеский подвиг не отличался от подвига древних отцов-подвижников. С глубоким уважением и духовным почитанием относились к Оптинским старцам такие знаменитые подвижники и учителя духовной жизни, как святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий (Брянчанинов). В опубликованных письмах святителя Феофана многократно упоминается Оптина пустынь и её прославленные старцы[1]. В конце своей жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) даже желал остаться в этом монастыре[2]. Такое же глубокое уважение испытывали к Глинской пустыни и многие другие известные православные подвижники. Например, высоко отзывался о Глинской пустыни преподобный Серафим Саровский, который нередко направлял к преподобному игумену Филарету (Данилевскому) просивших благословения на поступление в монастырь, «указывая на обитель его как на великую школу иноческой жизни»[3]. А знаменитый миссионер преподобный Макарий (Глухарев), писал об этой обители так: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую, дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества»[4]. Так же, особого внимания заслуживает то, что четырнадцать старцев Оптинских[5] и шестнадцать[6] старцев Глинских[7] были прославлены Русской Православной Церковью в лике преподобных. Многие Оптинские и Глинские старцы оставили после себя большое количество учеников, которые в свою очередь явились продолжателями их духовного делания. В 2003 году почил один из последних учеников Оптинских, старец Фадей Витовицкий, который был духовным сыном схиархимандрита Амвросия (Курганова)[8], настоятеля Мильковского Введенского монастыря в Сербии, ученика преподобного Амвросия Оптинского. В 1991 году почил известный церковный исследователь, доктор богословия схиархимандрит Иоанн (Маслов), духовный сын и преемник великих Глинских старцев. Он внёс выдающийся вклад в изучение истории Глинской пустыни, написанный им «Глинский патерик», содержит жизнеописания около 140 Глинских подвижников. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008), называл схиархимандрита Иоанна «выдающимся Глинским подвижником XX века»[9].

Отец Иоанн (Маслов) первым заметил большую необходимость глубокого сопоставления учения Оптинских и Глинских старцев. В нём он видел особую духовно – нравственную пользу, и глубокое доказательство духовной связи между Оптиной и Глинской пустынью, которая заключалась не только в их личном духовном общении, но и в их духовном делании, которое вело их к нравственному совершенствованию. По мнению схиархимандрита Иоанна, «во всех трудах, посвящённых Оптиной и Глинской пустыни, не было показано в полной мере, в чём конкретно проявлялась духовная связь этих обителей»[10]. А проявлялась она «прежде всего при сопоставлении их учений»[11]. Отец Иоанн впервые предпринял эту попытку, посвятив шестую главу своей докторской диссертации «Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительская деятельность в 18-20 веках», сопоставлению учения Глинского старца Илиодора (Голованицкого) с учением Оптинских старцев Макария, Амвросия и Антония.

Продолжая начатую работу, предпринятую отцом Иоанном, впервые в данном исследование предполагается сопоставить учение о духовном делании уже всех Оптинских и Глинских старцев и некоторых их учеников. А также, выявить в нём отражение духовного делания преподобного Паисия (Величковского) и древних отцов-иссихастов. Актуальностьэтой работы обусловливается не только новизной, но и большой заинтересованностью в духовном опыте святых отцов, в частности опыте русских подвижников живших в сравнительно недавнее время, тем более, что наш XXI век ставит нам всё более изощрённые, хитрые соблазны, отдаляющие нас от Бога, затмевающие наши духовные очи. Духовное делание Оптинских и Глинских старцев является поистине сокровищницей русской духовной культуры. Данное исследование может стать полезным руководством в духовной жизни как монашествующих, так и мирян.

Целью данного исследования является определение того, насколько духовное наследие Оптинских и Глинских старцев является продолжением духовного делания преподобного Паисия (Величковского).

Задачи данной диссертации:

1. Определить термин духовное делание в святоотеческой традиции.

2. Рассмотреть духовное делание преподобного Паисия (Величковского).

3. Выявить особую духовную связь между Оптиной и Глинской пустынью.

4. Сопоставить учение Оптинских и Глинских старцев о нравственном совершенствовании: учение о борьбе со страстями и учение о доброделании.

5. Выявить степень духовного согласия в учении Оптинских и Глинских старцев, показав, что их учение является продолжением духовного делания преподобного Паисия (Величковского).

Объектом исследования является духовное наследие преподобного Паисия (Величковского), а также духовное наследие всех Оптинских и Глинских старцев и их прямых учеников.

Предметом исследования является учение всех Оптинских и Глинских старцев о духовном делании христианина.

Date: 2015-11-14; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию