Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-правовое регулирование наличного денежного обращения в Российской Федерации





 

Налично-денежное обращение или наличный денежный оборот[163] представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Анализ налично-денежного обращения позволил нам выделить ряд его существенных характеристик, которые проявляются в том, что налично-денежный оборот:

1) является частью денежного оборота. Выступая в качестве одной из составных частей денежного оборота, наличное денежное обращение тесно связано с безналичным. Это проявляется в том, что денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму, и наоборот;

2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о Банке России организация денежного обращения возложена на Центральный банк РФ. В целях осуществления данной функции Центральный банк уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монет нового образца, изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ. Кроме того, необходимо отметить важную роль коммерческих банков и иных кредитных организаций в осуществлении денежного обращения – наличные денежные средства постоянно поступают на счета, открытые в кредитных организациях, что опосредует их переход в безналичную форму;

3) предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это свойство проявляется в том, что в ходе оборота наличных денежных средств банкноты и монеты, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются «из рук в руки». Следовательно, денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок. Безналичные деньги не обладают таким свойством, так как представляют собой информацию о средствах на счетах в кредитных организациях;

4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Это свойство обусловлено стремлением государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения, а также препятствовать сокрытию денежных средств от налогообложения. В связи с этим вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денежных средств, которые распространяются в первую очередь на организации и индивидуальных предпринимателей. К таким ограничениям, в частности, относятся установление предельного размера расчета наличными деньгами, установление лимитов денежных средств в кассе, правила кассовой дисциплины и другие. Таким образом, расчеты между организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляются преимущественно в безналичном порядке. Говоря о налично-денежном обращении среди населения, можно выделить следующие основные направления осуществления платежей наличными деньгами:

– расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

– оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

– внесение денег населением во вклады;

– выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

– платежи населения за жилищные и коммунальные услуги;

– уплата населением налогов в бюджет и другие[164];

5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства. Необходимо отметить, что система нормативных актов, регулирующих наличное денежное обращение, в целом, соответствует системе источников права денежного обращения[165], поэтому здесь отметим лишь некоторые из них. Так, особое значение в регулировании наличного обращения имеют нормы Закона о Банке России и, в частности, главы VI «Организация наличного денежного обращения» данного закона. Кроме того, регулирование налично-денежного обращения осуществляется на основе норм иных законов.

Среди иных источников мы можем выделить Указ Президента от 14 июня 1992 года «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», который, по сути, определил принципы, на основе которых происходит организация наличного денежного оборота в Российской Федерации.

Основной же массив нормативных актов, относящихся к подзаконному уровню регулирования наличного обращения, составляют акты Банка России. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о Банке России данный орган монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение. Кроме того, на основании ст. 34 Закона о Банке России в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции по:

– прогнозированию и организации производства, перевозке и хранению банкнот и монеты Банка России, созданию их резервных фондов;

– установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– установлению признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

– определению порядка ведения кассовых операций.

В связи с этим Банк России принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование наличного денежного обращения в Российской Федерации. Среди таких актов можно выделить:

· Положение Центрального банка Российской Федерации от 5 января 1998 года № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;

· Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России»[166];

· Положение Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» [167];

· а также ряд иных нормативных актов Банка России, содержание которых будет раскрыто ниже.

Очевидно, что организация налично-денежного обращения должна осуществляться на основании соответствующих принципов, однако своего законодательного закрепления они так и не нашли. Между тем, мы полагаем, что принципы организации наличного обращения могут быть выведены из Указа Президента от 14 июня 1992 года «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения». Таким образом, к основным принципам организации налично-денежного обращения относятся:

1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях. Данный принцип проявляется в том, что государство обязало все учреждения, организации и предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, хранить свои денежные средства в кредитных организациях. Этот принцип устанавливается в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег;

2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам. Этот принцип обуславливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;

3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Так, юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, то есть определенного количества наличных денег, необходимого для нормального функционирования организаций;

4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;

5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения. Такие сроки устанавливаются нормативно и зависят от специфики работы предприятия, а также удаленности кредитных организаций. Конкретные сроки согласуются с учреждениями банков;

6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты. Так, организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка;

7) принцип документированности денежных операций. Согласно этому принципу все денежные средства, поступающие в кассу и выплачиваемые из нее, подлежат обязательной документации. Оформление таких операций обычно производится путем составления приходных и расходных кассовых ордеров, в определенных случаях они могут быть оформлены другими документами;

8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе. Так, в частности, каждая организация обязана иметь укрепленное помещение, специально выделяемое для кассы, а также проводить обучение своих работников – неподготовленные сотрудники не допускаются к работе с денежной наличностью.

9) принцип неограниченности расчетов населения. В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений, что, однако, не означает бесконтрольности таких расчетов. На основании ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», контролю подлежат операции, совершаемые физическими лицами на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, связанные с приобретением ценных бумаг за наличный расчет, получением денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, обменом банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, покупкой или продажей наличной иностранной валюты, внесением денежных средств в уставной капитал организации[168].

Таким образом, мы приходим к выводу, что правовое регулирование наличного денежного обращения, основанное на всех вышеперечисленных принципах, направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Расчеты населения в этом отношении затронуты меньше.

Переходя к рассмотрению вопроса по существу, нам представляется необходимым начать свой анализ с освещения проблем, связанных с эмиссионной деятельностью. Обусловлено это тем, что эмиссия представляет собой отправную точку всего денежного обращения, а следовательно, она должна занимать центральное место при рассмотрении проблем финансово-правового регулирования денежного обращения. Кроме того, как отмечает профессор Горбунова О.Н., «эмиссия денег влияет в целом на процесс функционирования фондов денежных средств, на уровень инфляции и валютный обмен»[169], оказывая, таким образом, огромное влияние на развитие всей экономики и социальных процессов.

Само слово эмиссия происходит от латинского emissio – «выпуск». В настоящее время под эмиссией принято понимать выпуск в обращение денег, ценных бумаг и банковских карт[170]. Между тем, с точки зрения экономики, не всякий выпуск денег признается эмиссией, а лишь тот, который ведет к увеличению денежной массы в стране[171]. Таким образом, денежную эмиссию следует отличать от выпуска в оборот денежных знаков, который может и не сопровождаться ростом денежной массы, что, в частности, происходит при замене ветхих и поврежденных бумажных купюр.

Необходимо отметить, что эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение – она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства, которое обладает рядом особенностей.

Во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности. Выступая в качестве одного из направлений финансовой деятельности государства наряду с аккумуляцией, распределением (перераспределением) и расходованием денежных средств, а также финансовым контролем, эмиссия во многом обуславливает их. Основное отличие эмиссии от других направлений финансовой деятельности государства заключается в том, что она представляет собой процесс создания «новых» денег. Между тем финансово-правовые отношения, связанные с аккумуляцией, распределением (перераспределение) денежных средств, а также их использованием и финансовым контролем, возникают исключительно по поводу уже существующих денежных средств. Таким образом, в случае если не будет произведена эмиссия денег, то нечего будет мобилизировать, распределять, тратить и тем более контролировать. Таким образом, эмиссия представляет собой отправную точку всей финансовой деятельности государства.

Во-вторых, эмиссия носит систематический характер. Она представляет собой процесс планомерного выпуска денежных средств в оборот, проводимого на основе прогнозного планирования Банка России, которое, в свою очередь, основывается на данных кассовых оборотов и аналитической отчетности. Систематический характер осуществления эмиссии позволяет Банку России оперативно реагировать на состояние рынка, удовлетворяя его потребность в денежных средствах.

В-третьих, денежная эмиссия обладает свойством единства. Это свойство проявляется в том, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации, – субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права на выпуск своих денежных знаков. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

В-четвертых, эмиссия всегда носит законный характер. Проявляется это, в частности, в том, что государство законодательно запретило выпуск денежных суррогатов, подделку и незаконное изготовление банкнот и монет, а также установило запрет на введение ограничений при обмене старых образцов денежных знаков на новые, при обмене ветхих и поврежденных банкнот и другие ограничения.

В-пятых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство, выступающее в лице Центрального банка РФ (Банка России).

Здесь важно подчеркнуть, что право на осуществление денежной эмиссии является исключительным правом государства, и ни один иной субъект права не может осуществлять ее. В связи с этим мы решительно не согласны с точкой зрения, высказанной А.А. Ивановым. Так, по мнению данного автора, «в обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает как эмитент денег. Однако, с точки зрения права, все выглядит иначе. Эмитентом денег выступает Центральный Банк (Банк России) как отдельное от государства юридическое лицо»[172]. Представляется, что такое суждение было вызвано теми сложностями, которые возникают в правовой науке при определении статуса Центрального банка РФ.

 

Действительно, в настоящее время вопрос о статусе Банка России не может быть решен с абсолютной точностью. Связано это с тем, что Центральный банк, с одной стороны, выступает в качестве органа, осуществляющего государственное регулирование денежного обращения и банковской деятельности, а с другой – обладает статусом юридического лица. Между тем в российской правовой науке сформировались определенные точки зрения относительно данного вопроса.

Так, по мнению Ю.А. Крохиной, «Центральный банк РФ является одним из органов государства, но не входит ни в одну из известных (“классических”) ветвей власти»[173]. К данному выводу автор приходит исходя из анализа ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в соответствии с которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Между тем А.Г. Братко, ссылаясь на ту же статью Конституции, приходит к совершенно противоположному выводу. По его мнению, Банк России «не относится к числу органов, осуществляющих государственную власть. Он не является государственным органом, его нельзя назвать органом исполнительной власти»[174].

В российской правовой науке предпринимались попытки охарактеризовать статус Банка России и как юридического лица. Так, например, Я.А. Гейвандов считает, что Банку России наиболее соответствует правовая форма государственного учреждения[175]. В то же время Л.Г. Ефимова, анализируя статус Банка России в качестве юридического лица, не считает его некоммерческой организацией. К данному выводу автор приходит на основе анализа ст. 2 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[176], в соответствии с которой на Центральный банк возлагается обязанность осуществлять собственные расходы за счет собственных доходов[177]. Таким образом, по мнению Л.Г. Ефимовой, «Банк России не может полностью освободить себя от деятельности направленной на извлечение прибыли. … Поэтому придется признать, что Банк России поневоле вынужден зарабатывать себе средства к существованию, а редакция ст. 3 Закона о Банке России является в лучшем случае неточной»[178]. Кроме того, автор указывает на то, что собственник – государство изымает значительную часть прибыли Банка России и направляет ее в бюджет. Таким образом, исходя из п. 2 ст. 296 ГК РФ Л.Г. Ефимова делает вывод о том, что Банк России есть государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Однако и данная позиция не бесспорна, поскольку, как указывают Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин, несмотря на то, что Банк России и осуществляет свои расходы за счет своих доходов, «но проводимые им банковские операции и сделки изначально не носят предпринимательского характера, в связи с чем могут не только приносить прибыль, но при определенных условиях являться заведомо убыточными»[179].

Таким образом, российская правовая наука пока не может выработать единой непротиворечивой концепции статуса Банка России как субъекта права. Между тем для целей настоящего исследования нам интересен не столько статус Банка России, сколько вопрос о его государственно-правовой природе.

В связи с этим необходимо согласиться с Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтиным и Е.Г. Хоменко, которые указывают на то, что «правовой статус ЦБ РФ имеет в первую очередь государственно-правовой, и лишь в последнюю очередь – частноправовой характер»[180]. Данный вывод представляется нам особенно важным для характеристики эмиссионной деятельности Банка России.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации содержит прямое свидетельство государственно-правовой природы Центрального банка. Об этом, в частности, свидетельствует вывод, сделанный Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от 14 декабря 2000 года № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»[181] о том, что установленные частями 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссии и функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Вывод о государственной природе эмиссионной деятельности Банка России представляется нам особенно важным, поскольку иное свидетельствовало бы о частном характере денег.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 декабря 2005 года № 487-О указал на то, что вопросы денежной эмиссии (курсив мой. – А.С.) и обмена денежных знаков относятся к публично-правовой, а не частноправовой сфере регулирования[182].

Здесь же следует отметить, что Банк России, помимо денежной эмиссии, также осуществляет финансовое, валютное и кредитное регулирование, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации. Таким образом, получается, что Банку России делегированы федеральные полномочия.

Также на Банк России возложены функции по выработке и проведению единой государственной денежно-кредитной политики[183].

Помимо этого, в ст. 7 Закона о Банке России установлено, что нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Таким же образом происходит обжалование нормативных актов Банка России, устанавливающих те или иные правила в сфере денежного обращения.

Таким образом, из всего вышесказанного неизбежно следует вывод о государственно-правовой природе Центрального банка Российской Федерации и, как следствие, государственном характере эмиссии.

В связи с этим стоит процитировать Я.А. Гейвандова, который указывает на то, что денежная эмиссия носит публично-правовой характер, поскольку «она должна быть направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп»[184].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что эмиссия представляет собой направление государственной финансовой деятельности, заклю­чающееся в планомерном выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных средств, осуществление которого возложено на Центральный банк Российской Федерации.

Исторически возникновение института центрального банка было обусловлено необходимостью ограничения эмиссионных полномочий правительства, но никак не самого государства. Признание негосударственного характера эмиссии ведет к автоматическому признанию частноправовой природы денег, что, как нами уже было доказано в предыдущей главе, не соответствует действительности.

Итак, как уже было сказано, для того чтобы ограничить эмиссионные полномочия правительства возникает институт центрального банка. Как отмечает профессор Братко А.Г., «эмиссионная деятельность – главный признак и основная функция Центрального банка»[185]. Между тем проведение самостоятельной эмиссионной политики возможно лишь при наличии определенных гарантий независимости Центрального банка. В частности, к таким гарантиям может быть отнесено конституционное закрепление статуса Банка России[186]. Кроме того, к правовым гарантиям независимости Центрального банка РФ относится установленное в ст. 7 Закона о Банке России его право издавать обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативные акты по вопросам своей компетенции. Законодательно также установлено, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

Еще одним важным гарантом является имущественная независимость Банка России. В ст. 10 Закона о Банке России закрепляется размер уставного фонда Центрального банка – 3 млрд рублей. Кроме того, согласно абз. 2 ст. 2 Закона о Банке России государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Помимо этого, в теории для определения степени независимости Центрального банка выделяют следующие критерии[187]:

назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. В Российской Федерации Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров также назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Такой порядок назначения руководства Центрального банка позволяет добиться высокой степени его независимости;

срок пребывания в должности управляющего и членов правления. В соответствии со ст. 14 Закона о Банке России Председатель ЦБ РФ назначается на свою должность сроком на четыре года. Аналогичный срок пребывания в должности установлен для членов Совета директоров[188];

взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. На основании ст. 19 Закона о Банке России члены Совета директоров не могут быть одновременно членами Правительства. Здесь же можно отметить, что в заседании Совета директоров имеют право участвовать министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или же по их поручению один представитель от соответствующего министерства. Между тем такие лица наделены лишь правом совещательного голоса.

В соответствии со ст. 50 Закона о Банке России он несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами;

процедура формирования денежно-кредитной политики. Как уже неоднократно отмечалось, Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Кроме того, Банк России для реализации возложенных на него функций участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

цели политики, установленные законом. На основании ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;

ограничения на предоставления кредитов правительству. В соответствии со ст. 22 Закона о Банке России Центральный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Также Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов[189].

Таким образом, мы приходим к выводу, что российское законодательство содержит целую систему гарантий независимости Центрального банка, которая, помимо всего прочего, направлена на обеспечение проведения им самостоятельной эмиссионной политики[190].

Важную роль в осуществлении эмиссионных полномочий Центрального банка играют его территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры (далее также РКЦ). Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Положения Банка России от 29 июля 1998 года № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России»[191] территориальное учреждение представляет собой обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Такие территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Между тем по решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. В сфере организации наличного денежного обращения территориальные учреждения:

1) прогнозируют, организуют и регулируют денежное обращение в регионе в рамках денежно-кредитной политики Банка России;

2) организуют проведение исследований по вопросам расчетов, анализируют результаты и используют их в последующей работе;

3) анализируют состояние наличного денежного оборота в регионе и определяют его тенденции, разрабатывают прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций по экономическому содержанию поступлений и выдач наличных денежных средств;

4) организуют работу по созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ территориального учреждения и перевозкам ценностей между ними, определяют им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;

5) ведут учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах РКЦ территориального учреждения по купюрам и достоинствам;

6) контролируют соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях, а также осуществляют ряд иных полномочий по организации наличного денежного обращения[192].

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры, основная цель которых заключается в обеспечении деятельности территориальных учреждений Банка России.

Помимо всего прочего, РКЦ выполняют важную роль в осуществлении эмиссионной функции Банка России. Так, в РКЦ создаются резервные фонды и оборотные кассы. Резервные фонды хранят запас не выпущенных в обращение банкнот и металлической монеты, а оборотные кассы осуществляют функцию по приему и выдаче наличных денег в течение операционного дня. Технически процесс эмиссии заключается в перемещении денежных средств из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. Деньги в резервных фондах не считаются находящимися в обращении, и в случае возникновения потребности в денежных знаках, банкноты и монеты из резервных фондов перемещаются в оборотную кассу. Деньги в оборотной кассе уже считаются выпущенными в обращение. Подкрепление оборотных касс происходит на основании эмиссионных разрешений, которые выдаются в пределах установленной Правительством РФ эмиссионной директивы, которая определяет предельный объем выпуска в обращение денежных средств. Для оборотных касс устанавливается лимит остатка наличных денег, при превышении которого происходит перевод всей сверхлимитной наличности в резервный фонд РКЦ. Посредством перечисления денежных средств из операционной кассы в резервный фонд происходит изъятие наличных денег из обращения. Осуществление такой операции происходит автоматически и не требует какого бы то ни было специального распоряжения Центрального банка.

В целях эмиссионного регулирования Банк России осуществляет прогнозирование денежной эмиссии, основываясь на данных кассовых оборотов кредитных организаций, а также данных аналитической отчетности.

В соответствии с п. 3.1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Основой для составления прогноза кассовых оборотов являются составляемые кредитными организациями прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и их выдачи. Такие расчеты составляются ежеквартально с распределением по месяцам и доводятся до РКЦ, в котором у них открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

Далее РКЦ составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям. Такие прогнозы составляются на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через кассы РКЦ, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Они осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России. Кроме того, территориальные учреждения Банка России могут собирать прогнозы кассовых оборотов непосредственно от кредитных организаций, минуя РКЦ.

После этого территориальные учреждения Банка России на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от РКЦ или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю или республике и доводят их до сведения Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 дня до начала прогнозируемого квартала.

Территориальные учреждения Банка России учитывают прогнозные расчеты эмиссии денег при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды РКЦ.

В соответствии со ст. 33 Закона о Банке России выпуск банкнот и монеты Банка России нового образца и изъятие из обращения денежных знаков старого образца осуществляется на основании решения Совета директоров Банка России. Этот же орган утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков:

а) банкноты номиналом 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей;

б) металлическая монета достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

По данным статистики ЦБ РФ по состоянию на 1 января 2010 года, в обращении находилось 4 629,7 млрд рублей в виде наличных денег. Эта сумма превышает на 251,6 млрд рублей аналогичный показатель на 1 января 2009 года[193].

При этом по сумме банкноты составляют 99,43 % всей денежной массы и всего 12,68% в покупюрном выражении, в то время как на монеты приходится 0,57% и 87, 32 % соответственно[194].

Изготовление банкнот и монет возложено на предприятия, входящие в состав ФГУП «Гознак»[195], которые обладают монопольным правом на изготовление основных видов защищенной печатной продукции на территории РФ, – тех же банкнот и монет, а также акцизных марок, ценных бумаг, паспортов и других видов защищенной печатной продукции. Кроме того, в структуру «Гознака» входит собственное НИИ, разрабатывающее новые образцы купюр и монет, а также новые способы печати, позволяющие предохранить наличные деньги от подделки[196].

Говоря о наличных деньгах, интересно проследить тенденцию, свидетельствующую о планомерном удешевлении их производства. Так, изначально для производства монет использовались латунь, медь и медно-никелевый сплав. Между тем, начиная с 2006 года, монеты в 10 и 50 копеек стали чеканиться из стали, а со второго квартала 2009 года сталь также стала использоваться и для производства монет достоинством в 1, 2 и 5 рублей.

Помимо этого, с 1 октября 2009 года в обращение были введены металлические монеты достоинством 10 рублей, которые в ближайшей перспективе должны будут заменить бумажные банкноты аналогичного достоинства. Эмиссия таких банкнот прекращена с 1 января 2010 года. Так, по состоянию на начало 2010 года, банкноты достоинством в 10 рублей составляли 20% всех купюр в наличной денежной массе. В то же время их общая сумма не составляла и 1%. Кроме того, бумажные «десятки» довольно быстро изнашивались, поскольку скорость их обращения была выше, чем у остальных банкнот в связи с тем, что они были самыми «популярными» разменными купюрами. В этом смысле металлические монеты более долговечны. Сумма экономии, связанная с переходом на изготовление более долговечных металлических монет за ближайшие 10 лет должна составить 18 млрд рублей Таким образом, банкноты достоинством в десять рублей должны повторить судьбу пятирублевых купюр, ранее также выведенных из обращения.

Такие примеры наглядно демонстрируют действие экономического закона, по которому дешевые деньги вытесняют из обращения более дорогие. Ранее под влиянием данного закона полноценные деньги, изготавливавшиеся из драгоценных металлов, были вытеснены неполноценными деньгами. Между тем в разных странах все еще существует практика выпуска в обращение полноценных денег, используемых в основном в целях нумизматики. Центральный банк Российской Федерации также чеканит монеты из драгоценных металлов (в основном из золота и серебра). Подобные монеты делятся на коллекционные и инвестиционные.

Коллекционные монеты выпускаются Банком России в связи с юбилейными датами и знаменательными событиями. Такие монеты производятся как из драгоценных, так и из недрагоценных металлов. В соответствии с пп. 11, п. 2 ст. 149 НК РФ к коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

– монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

– монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств).

Инвестиционные монеты, в отличие от коллекционных, изготавливаются исключительно из драгоценных металлов высокой пробы (до 999-й) и выпускаются безотносительно к юбилейной тематике. Поскольку операции с данными монетами в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а также в связи с относительно невысокой стоимостью производства данных монет (что делает возможным их обращение по ценам, приближенным к стоимости содержащегося в них драгоценного металла), подобные монеты являются весьма выгодным объектом инвестиций.

В настоящее время в качестве инвестиционных монет Банком России рассматриваются: золотой червонец 1975–1982 годов обычного качества, серебряная монета «Соболь», золотые и серебряные монеты «Георгий Победоносец», золотые монеты серии «Знаки зодиака»[197]. Данные монеты являются законным платежным средством на территории Российской Федерации и обязательны к приему по их нарицательной стоимости. Кроме того, в соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 19 сентября 2005 года № 1614-У «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям-резидентам памятных и инвестиционных монет»[198] такие монеты ввиду применения сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

Практика выпуска коллекционных и инвестиционных монет существует не только в нашей стране, но в других государствах, и она никогда не рассматривалась как атавизм системы золотого стандарта. Как уже было отмечено, подобные монеты привлекательны, скорее, с инвестиционной и эстетической точек зрения.

Также Банк России устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков. Указанием Банка России от 26 декабря 2006 года № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» (далее также Указание о признаках платежеспособности) установлено, что платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие незначительные повреждения (загрязненные, изношенные, надорванные, потертые, проколотые, утратившие углы и края банкноты, и монета с механическими повреждениями, полностью сохранившая изображение). Кроме того, Центральный банк, а также иные кредитные организации обязаны бесплатно обменять банкноты и монеты, не содержащие признаков подделки, но не являющиеся платежеспособными[199].

Банкноты и монета принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции, а также кредитными организациями от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц. Обмен производится путем зачисления суммы обмененных банкнот и монеты Банка России на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в Банке России или кредитной организации.

На основании абз. 3 п. 4 Указания о признаках платежеспособности кредитные организации производят обмен путем выдачи физическому лицу эквивалентной суммы неповрежденных банкнот и монеты или путем ее зачисления на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в кредитной организации.

Как уже было отмечено, правовое регулирование денежного обращения в первую очередь направлено на ограничение расчетов, производимых наличными деньгами. В экономически развитых странах процент наличных денег в обороте не превышает 8–15%. Между тем согласно данным Центрального банка на 1 декабря 2009 года общая денежная масса Российской Федерации составляла 15 697,7 млрд рублей, из них 4 038,1 млрд рублей, то есть примерно 25,7%, приходилось на наличные деньги[200]. Таким образом, необходимо признать, что денежная система Российской Федерации пока не достигла оптимального соотношения между наличными и безналичными денежными средствами в общей денежной массе[201].

Нужно сказать, что в финансовом праве в рамках института «валютное регулирование» для обозначения мер запретительного характера, направленных на лимитирование валютных операций, принято употреблять термин «валютные ограничения». В отношении же ограничительных мер в сфере обращения национальной валюты схожего понятия выработано не было. Более того, в науке финансового права вообще не принято говорить о системе ограничений в сфере обращения национальной валюты. Между тем анализ норм, регулирующих наличный денежный оборот, позволяет нам сделать вывод о наличии такой системы. В связи с этим нами предлагается выделять «валютные ограничения» в широком смысле этого слова как систему законодательно установленных мер запретительного характера, направленных на регламентацию и лимитирование обращения как национальной, так и иностранной валюты. Представляется, что в рамках права денежного обращения понятие валютных ограничений должно занять одно из центральных мест, обеспечивая тем самым взаимосвязь его институтов.

Так, в целях снижения процентной доли наличных денежных средств в денежной массе государство стимулирует безналичные расчеты и ограничивает расчеты, осуществляемые с использованием наличных денежных средств. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 года № 40[202], предусматривает преимущественно безналичный расчет предприятий по своим обязательствам. Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций, все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности (далее – предприятия) обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Данное правило представляет собой нормативно установленную меру ограничения денежного обращения.

Еще одной мерой валютного ограничения в широком смысле, является установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие ограничения введены в действие Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее также Указание о предельном размере расчетов наличными деньгами; Указание от 20 июня 2007 года)[203]. Этот нормативно-правовой акт внес ряд существенных изменений в правила расчетов с использованием наличных денежных средств по сравнению с ранее действовавшим Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (далее также Указание от 14 ноября 2001)[204].

Здесь следует отметить, что Указанием от 20 июня 2007 года № 1843-У Банк России, во-первых, увеличил предельный размер расчетов наличными деньгами с 60 тыс. до 100 тыс. рублей.

Во-вторых, в отличие от ранее действовавших правил, по которым ограничения, связанные с расчетами наличными деньгами, распространялись на сделку, новые правила стали распространяться на расчеты по договору. Важность этого изменения заключается в том, что по одному договору может выполняться несколько сделок, равно как и одна сделка может осуществляться в рамках нескольких договоров.

В-третьих, Банк России четко прописал, что ограничения, связанные с расходованием наличных денег, распространяются и на индивидуальных предпринимателей. В ранее действовавшем Указании Банка России от 14 ноября 2001 года № 1050-У определялось, что ограничение по расчетам наличными деньгами распространяется на сделки между юридическими лицами. Позже Банк России в своем письме от 17 июня 2006 года № 08-17/2540 пояснил, что данные ограничения также распространяются и на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями[205]. После этого, однако, Банк России, в письме от 17 октября 2006 г. № 36-3/1993 разъяснил, что письмо № 08-17/2540 «не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового»[206]. Представляется, что внесенные изменения будут способствовать устранению существовавших неточностей.

В-четвертых, теперь согласно Указанию от 20 июня 2007 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные работы и оказанные услуги, на заработную плату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. Таким образом, Центральный банк РФ снял ограничения, содержащиеся в п. 7 Порядка ведения кассовых операций, разрешающие расходовать денежную выручку лишь на оплату труда, выплату социально-трудовых льгот, на закупку сельскохозяйственной продукции, а также скупку тары и вещей у населения.

Несмотря на жалобы на то, что подобные меры препятствуют свободному перемещению денежных средств, а также ограничивают право на свободу предпринимательской деятельности, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 13 апреля 2000 года № 164-О[207] указал, что установление предельного размера расчетов наличными деньгами не ограничивает подобные права, поскольку не лишает юридические лица возможности проводить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал законность установления лимита расчетов наличными деньгами как средства ограничения налично-денежного оборота.

Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Так, наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдается в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. При этом лимит остатка кассы устанавливается:

1) в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня – для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня;

2) в пределах среднедневной выручки наличными деньгами – для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день;

3) в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) – для предприятий, не имеющих денежной выручки;

4) для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, размеры устанавливаются в зависимости от сроков сдачи и суммы денежной выручки.

В случае если предприятие не представит расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной. Таким образом, предприятие не сможет хранить наличность. Однако из этого правила есть исключение. Порядком ведения кассовых операций установлено, что предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке. Таким образом, государство вводит принцип сверхлимитности денежных средств, направляемых на оплату труда и социальные выплаты. Во всех остальных случаях предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов (в том числе и на оплату труда, стипендий, пособий) до установленного срока их выплаты.

Для перечисления на счета в банках наличные деньги могут быть сданы:

1) непосредственно в кассы учреждений банков;

2) инкассаторским службам, заключившим договор с данным предприятием и имеющим лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;

3) предприятиям Госкомсвязи России.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с п. 29 Порядка ведения кассовых операций на каждом предприятии для кассы должно быть выделено специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, возлагаются на руководителя организации.

Все поступающие денежные средства должны быть документально оформлены. Для этого ведется кассовая книга. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах. Первые экземпляры остаются в кассовой книге, а вторые служат отчетом кассира. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия[208].

Контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций возлагается на Банк России, коммерческие банки и иные кредитные организации. Так, в соответствии со ст. 57 Закона о Банке России для выполнения функций надзора и контроля Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Также Центральный банк вправе проводить проверки кредитных организаций. Такие проверки проводятся уполномоченными представителями Банка России – его служащими, которые имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций. В свою очередь, кредитные организации осуществляют соответствующую деятельность по контролю за соблюдением требований ведения кассовых операций предприятиями. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки и иные кредитные организации относятся к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а значит, обязаны вести контроль за подозрительными операциями с денежной наличностью и уведомлять соответствующие государственные органы о таких операциях. В частности, к операциям, подлежащим обязательному контролю, отнесены операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, связанные с приобретением ценных бумаг за наличный расчет, получением денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, обменом банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, покупкой или продажей наличной иностранной валюты, внесением денежных средств в уставной капитал организации[209].

В случае несоблюдения установленных правил ведения кассовых операций лица, виновные в таких нарушениях, привлекаются к ответственности. Согласно российскому законодательству, к ответственности привлекаются:

1) предприятия – в случае несоблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, они могут быть привлечены только к административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с наличностью на юридические лица возлагается ответственность в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Следует отметить, что субъектами данного правонарушения являются должностные лица и предприятия. Индивидуальные предприниматели к ответственности по данной статье не привлекаются. Кроме того, субъектом данного правонарушения может быть признано только предприятие, рассчитывающееся сверхлимитной наличностью. Сторона, принявшая такую наличность, к ответственности не привлекается.

В тех случаях, когда предприятие накапливает в кассе наличность сверх установленных лимитов, но не сдает её в установленный срок в кредитную организацию для зачисления на свой счёт, ответственность не будет наступать, если несвоевременность предоставления наличности связана с форс-мажорными обстоятельствами и в тех случаях, когда у банка и предприятия имеется соответствующее соглашение, определяющее обстоятельства, при которых непредставление сверхлимитных средств не будет являться нарушением установленных правил (например, в случае неявки инкассаторов)[210].

Также необходимо отметить, что законодательство не содержит санкций за нецелевое использование наличной выручки. Отсутствие мер ответственности за нецелевое использование наличных денег было подтверждено еще в Письме Банка России от 16 марта 1995 года № 14-4/95[211];

2) кредитные организации. На основании ст. 74 Закона о Банке России в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае повторного неисполнения предписаний Центральный банк имеет право взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, потребовать увольнения руководителя кредитной организации или проведения её реорганизации, а также ввести иные меры ответственности вплоть до отзыва лицензии[212];

3) руководители предприятий несут ответственность в случае, если по их вине не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке. В частности, к таким условиям относятся: несоблюдение установленных нормативов укреплённости касс, несоблюдение условий хранения кассовых книг и иной отчётной документации, непроведение инструктажа и обучения кассовых работников и так далее. В этом случае на руководителя предприятия, если это предусмотрено трудовым договором, в соответствии со ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ТК РФ)[213] может быть возложена полная материальная ответственность в размере, равном сумме недостачи денежных средств. Кроме того, на руководителя может быть возложена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения[214].

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ с руководителя предприятия может быть взыскан штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В случае если в действиях руководителя будет обнаружен состав преступления, в зависимости от конкретных обстоятельств дела он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 158 (кража), 159 (мошенничество), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 174.1 (легализация (отмывание денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления)) или ст. 201 (злоупотребление полномочиями) УК РФ;

4) бухгалтерские, кассовые, инкассаторские работники, а также иные должностные лица, ответственные за сохранность денежных средств. Так, кассовым работникам при выполнении своих обязанностей запрещается:

– передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей;

– выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам, минуя бухгалтерских работников при отсутствии вышеуказанной системы контроля;

– хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями кредитной организации.

Незнание бухгалтерами, кассовыми и инкассаторскими работниками требований ведения кассовых операций не может служить основанием для освобождения их от ответственности в случае допущенных ими каких-либо нарушений. К ним могут быть применены меры:

1) материальной ответственности – в случае, если это предусмотрено трудовым договором или отдельным договором о материальной ответственности;

2) дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения;

3) административной ответственности – в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ на должностных лиц предприятия возлагается штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Невыполнение обязанности по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций банковским работником влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей[215];

4) уголовной ответственности, в случае обнаружения в деянии лица состава преступления.

 

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что установленный государством порядок ведения операций и работы с денежной наличностью является эффективным инструментом ограничения расчетов наличными денежными средствами и поддержания кассовой дисциплины. В связи с этим еще раз подчеркнем необходимость выделения в финансовом праве понятия «валютных ограничений» в широком смысле. На наш взгляд, объективно существующая система законодательно установленных мер запретительного характера, направленная на лимитирование и регламентацию денежного обращения, является связующим звеном между институтами права денежного обращения[216], которое обеспечивает единство данного правового образования в рамках системы финансового права. Представляется, что выделение понятия «валютных ограничений» в широком смысле будет способствовать дальнейшей теоретической разработке проблем финансово-правового регулирования денежного обращения.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 691; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию