Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие денежного обращения и денежной системы. Основы государственного регулирования денежного обращения





 

Характеризуя деньги, А. Смит называл их «великим колесом обращения»[47]. Действительно, обладая свойством абсолютной ликвидности, они в любой момент времени могут быть обменены на иной товар. Выступив в качестве универсального платежного средства, деньги позволили преодолеть ограничения системы натурального обмена, что, в свою очередь, привело к повышению темпов товарооборота.

Сами по себе деньги не несут в себе какой бы то ни было ценности. Ценность представляет то количество товаров, работ и услуг, которые можно купить за эти деньги. Обладание деньгами просто ради самого факта обладания не несет в себе никакой экономической выгоды. Следовательно, для того чтобы приносить пользу, деньги должны постоянно находится в движении, постоянно обмениваться на иные блага. Процесс такого непрерывного движения денег в качестве средства обращения и средства платежа в экономике принято называть денежным обращением[48].

Между тем необходимо отметить, что в экономической теории не всякое движение денег принято относить к денежному обращению. Понятие «денежное обращение» используется многими представителями экономической науки для характеристики движения исключительно наличных денег. Для обозначения процесса движения денег в наличной и безналичной форме принято употреблять термин «денежный оборот». Подобное разграничение связано с особенностями движения наличных денег, «которые подобно обращающимся инструментам физически передаются (перемещаются) из рук в руки хозяйствующими субъектами и, поэтому участвуют во многих случаях в неизменном виде»[49]. В этом смысле понятие денежного обращения, используемое учеными-экономистами[50], отличается от аналогичного понятия, употребляемого в правовой науке.

Проведенный нами анализ существующих в науке финансового права определений денежного обращения позволяет сделать вывод, что в финансовом праве сложилась традиция, при которой в понятие денежного обращения включается оборот как наличных, так и безналичных денег. Так, например, профессор Е.Ю. Грачёва определяет денежное обращение как «процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах»[51]. Профессор Е.М. Ашмарина под денежным обращением понимает «движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах, которое обслуживает кругооборот товаров, а также платежи и расчеты»[52]. Аналогичной точки зрения придерживается Е.В. Покачалова[53], а также ряд иных авторов. В связи с этим в дальнейшем, в целях настоящего исследования, термин «денежное обращение» будет использоваться для обозначения процесса движения денег как в наличной, так и безналичной форме, и употребляться в качестве синонима денежного оборота[54].

Итак, определившись в общем виде с содержанием понятия «денежное обращение», необходимо соотнести его с другим не менее важным понятием – «денежной системой».

Еще профессор Л.А. Лунц отмечал, что понятие денежной системы имеет два аспекта: юридический и экономический. По его мнению, в первом значении денежная система представляла собой «совокупность различных денежных знаков, выраженных в одной и той же денежной единице, которая определяет их платежную силу»[55]. Такое определение денежной системы характеризует ее статику – она остается неизменной, поскольку не изменяется лежащая в ее основе денежная единица.

С экономической же точки зрения денежная система, по мнению профессора Л.А. Лунца, должна быть определена как один из «исторически сложившихся типов государственного регулирования ценности денежных знаков»[56]. Между тем, на наш взгляд, «экономическое» определение в гораздо большей степени раскрывает правовую природу денежной системы, чем «юридическое», поскольку прямо указывает на признак государственного регулирования, которое должно осуществляться в правовой форме.

Современное экономическое определение денежной системы во многом схоже с определением, данным профессором Л.А. Лунцем. Так, по мнению Б.И. Соколова, денежная система есть «исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, обслуживающая народно-хозяйственный оборот, закрепленная традициями и оформленная законодательно (курсив мой. – А.С.)»[57]. Как мы видим, данное определение также указывает на правовую связь денежной системы и государства.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что денежная система есть ни что иное, как определенная модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Она оформляется и существует исключительно благодаря закреплению правил организации денежного обращения в общеобязательных нормативно-правовых актах. Таким образом, денежная система – это в большей степени юридическая категория. Денежное же обращение складывается объективно в процессе вступления субъектов права в различные виды денежных отношений.

Отсюда следует еще один вывод: предметом финансово-правового регулирования являются общественные отношения в сфере денежного обращения. Денежная система, как мы уже говорили, лишь одна из моделей его существования. Правовое же регулирование направлено на планомерную организацию денежного оборота.

В связи с этим позволим себе не согласиться с мнением, высказанным А.И. Худяковым о том, что финансовое право не знает института финансово-правового регулирования денежного обращения, и с тем, что категория «денежное обращение» принадлежит исключительно гражданскому праву[58]. Общественные отношения в сфере денежного обращения являются предметом правового регулирования различных отраслей права, в том числе и гражданского. Однако гражданско-правовые нормы регулируют лишь те связанные с денежным оборотом отношения, в которых реализуется принцип «равенства сторон», то есть отношения, которые затрагивают денежное обращение по горизонтали. Предмет правового регулирования финансового права в сфере денежного оборота составляют общественные отношения, связанные с планомерной организацией порядка движения денежных средств в наличной и безналичной форме, при котором реализуется принцип «власти и подчинения». В результате такой планомерной организации и возникает денежная система.

Денежное обращение также исторически определило появление денежной системы. Профессор О.Н. Горбунова указывает на то, что «рассматривая развитие человеческого общества, мы неизбежно приходим к выводу о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, оно начало осуществлять вначале простой товарообмен, затем появилось денежное обращение»[59]. Гораздо позже возникают денежные системы. Как отмечает Е.В. Покачалова, в России денежная система была создана в 1534–1538 годах[60].

Денежные системы эволюционировали с развитием товарного хозяйства. Смена типов денежных систем исторически обусловлена сменой видов и форм денег. Таким образом, с учетом исторически существовавших видов и форм денег, денежные системы могут быть подразделены на металлические и бумажно-кредитные денежные системы[61].

Под металлическими денежными системами принято понимать такую форму организации денежного обращения, при которой всеобщим эквивалентом служили металлические деньги. В таких системах стоимость денег определялась стоимостью валютного металла. В зависимости от того, один или несколько металлов составляли основу денежной системы, выделяют:

а) монометаллические денежные системы – они покоятся на одном единственном металле. В таких системах лишь один металл занимал господствующее положение, служа всеобщим эквивалентом. В то же время в обращении находились и другие денежные знаки, например, банкноты и билонная монета, разменные на основную металлическую монету. Монометаллические системы были характерны для промышленно развитых стран конца XIX – начала XX вв. В зависимости от того, какой именно металл выполнял роль всеобщего эквивалента, выделяют:

1) систему золотого монометаллизма, получившую также иное название – золотой стандарт. Золотой монометаллизм – наиболее совершенная система среди всех металлических систем. В начале XX в., вплоть до начала Первой мировой войны, золото играло ведущую роль в международных валютных отношениях. Золотой стандарт был введен во всех промышленно развитых странах той эпохи[62].

Исторически сложилось три вида золотого монометаллизма:

золотомонетный стандарт, основной особенностью которого являлось свободное обращение золотых монет. Золотые монеты составляли основу денежного обращения. Золотое содержание монет было установлено законодательно и оставалось неизменным;

золотослитковый стандарт, при котором бумажные денежные знаки подлежали размену на золото, но не в форме монет, а на золотые слитки. Такая система существовала в странах, обладавших большими запасами золота, например в Великобритании, Франции и Японии;

золотодевизный стандарт, заключавшийся в том, что национальная валюта подлежала размену не на само золото, а на девизы, то есть иностранную валюту, которая была обеспечена золотом. Такой стандарт вводился в странах, не располагавших большими запасами золота (в Германии, Норвегии, Австрии и других странах);

2) серебряный монометаллизм, при котором господствующее положение занимало серебро. Такая система вводилась в основном в странах, которые не могли позволить себе золотой стандарт[63];

3) медный монометаллизм. Такая система, в частности, существовала в Древнем Риме в период с III по II вв. до н.э.;

б) биметаллические денежные системы, при которых в денежном обращении находились два вида монет, в основном золотых и серебряных, которые в равной мере осуществляли денежные функции.

Биметаллические системы могли принимать вид:

i) системы параллельной валюты, суть которой заключалась в том, что ценовое соотношение двух видов металлических монет определялось исходя из рыночной стоимости валютных металлов;

ii) системы двойной валюты, при которой соотношение между металлами устанавливалось государством;

iii) системы «хромающей» валюты, которая складывалась при переходе от биметаллизма к монометаллизму, когда государство отказалось от чеканки одной из монет. При этом в свободном обращении находились как золотые, так и серебряные монеты.

Система бумажно-кредитного обращения сложилась при переходе от металлического к бумажно-денежному обращению. При системе бумажно-кредитного обращения денежные знаки более не обеспечиваются золотом. Размен денег на золото также не осуществляется. Большая часть денег при таких системах существует в безналичной форме. Еще одной особенностью системы бумажно-кредитного обращения является усиление роли государства в регулировании денежного обращения.

В настоящее время правовое регулирование денежного обращения осуществляется исключительно государством, что, несомненно, находит свой источник в денежной регалии. Государство закрепляет в финансово-правовых актах основные элементы денежной системы, определяя тем самым порядок организации движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте в наличной и безналичной форме. Иные субъекты права обязаны безоговорочно соблюдать установленный порядок денежного обращения, то есть в таких отношениях отсутствует диспозитивность. Как отмечал П.М. Годме, «государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как это денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами»[64].

Профессор К.С. Бельский указывает на то, что денежное обращение – это категория субстанциональная, а денежная система – функциональная[65]. В отсутствии денежной системы становится невозможным участие субъектов права в денежном обращении. Выступая в качестве функциональной категории, денежная система, на наш взгляд, выполняет:

1) регулирующую функцию, заключающуюся в том, что государство, посредством установления элементов денежной системы, упорядочивает общественные отношения, складывающиеся в процессе эмиссии, обращения и изъятия из обращения денежных средств;

2) эмиссионную функцию, которая проявляется в том, что именно в рамках денежной системы действует механизм, обеспечивающий надлежащий и своевременный выпуск денежных средств в обращение;

3) накопительную функцию – устанавливая правила организации денежного обращения, государство создает тем самым в рамках денежной системы механизм, обеспечивающий накопление денежных средств в различных централизованных и децентрализованных денежных фондах. Данная функция, в частности, проявляется в том, что государство посредством установления правил кассовой дисциплины обязует предприятия сдавать всю денежную наличность сверх установленных лимитов в банк, где и происходит их накопление;

4) распределительную (перераспределительную) функцию– денежная система создает основные каналы, по которым происходит перемещение денежных средств, а следовательно, и их распределение (перераспределение);

5) контрольную функцию – в частности, для контроля за исполнением субъектами денежных отношений законодательства Российской Федерации государством создается система контролирующих органов, к которым относятся: Счетная палата, Министерство финансов РФ, Банк России, а также ряд иных органов.

Данные функции составляют организационно-функциональное содержание денежной системы.

С организационно-институциональной точки зрения, денежная система состоит из совокупности субъектов, регулирующих денежное обращение, а также иных субъектов, вступающих в денежные отношения.

Кроме того, денежная система может быть определена с материальной точки зрения. В этом смысле она, по сути, представляет собой совокупность всех денежных знаков, находящихся в обращении.

Организационно-структурная характеристика денежной системы заключается в выявлении ее элементов. Одним из направлений финансово-правового регулирования денежного обращения является закрепление в нормативно-правовых актах элементов денежной системы, представляющих собой отдельные структурные единицы, из суммы которых и складывается денежная система. Внутри системы такие элементы находятся в упорядоченном и взаимозависимом состоянии. К элементам денежной системы мы можем отнести:

1) официальную денежную единицу;

2) виды денежных знаков;

3) порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;

4) методы регулирования денежного обращения;

5) организацию денежного обращения.

Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

Под официальной денежной единицей мы понимаем установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны. Как уже отмечалось, наименования денежных знаков складываются исторически и обусловлены существующими в государстве-эмитенте национальными традициями. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации[66] денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Виды денежных знаков выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение. Так, например, в СССР эмитировались три вида денежных знаков:

1) билеты Государственного банка СССР – бумажные денежные знаки, выпускавшиеся достоинством в 10, 25, 50 и 100 рублей, обеспечивавшиеся золотом и иными активами Государственного банка СССР;

2) государственные казначейские билеты СССР, которые также представляли собой бумажные денежные знаки, обладавшие достоинством в 1, 3 и 5 рублей и не имевшие законодательно установленного банковского обеспечения. Такие знаки обращались наравне с билетами Государственного банка СССР;

3) металлическая монета достоинством в 1 рубль, 50, 20, 15, 10, 5, 3, 2 и 1 копейку.

Порядок эмиссии денежных знаков – это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Как нами уже было определено, в настоящее время единственным эмитентом денежных знаков является государство. Непосредственная эмиссия может быть возложена либо на эмиссионный банк, либо на казначейство. Кроме того, данные органы могут одновременно осуществлять эмиссионную деятельность независимо друг от друга, что было, например, реализовано в СССР.

Порядок установления официального курса представляет собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют. Поскольку разные валюты имеют разную покупательную способность, они не могут стоить одинаково. Таким образом, для осуществления расчетов с использованием иностранной валюты необходимо определить ее цену в валюте национальной. Валютные курсы также помогают сопоставить цены на мировых рынках.

На формирование валютного курса оказывают влияние многочисленные факторы, как то: спрос и предложение валют, инфляция, уровень процентных ставок, состояние золотовалютных резервов страны и другие факторы.

Определение валютного курса может происходить как стихийно, то есть рыночным путем, так и централизовано. В последнем случае валютный курс определяется центральным банком страны. Рыночный курс определяется по результатам биржевых торгов и осуществления внебиржевых операций. В связи с этим огромное значение для определения валютных курсов имеют валютные рынки[67].

Масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице[68]. С переходом на систему золотого стандарта масштаб цен указывал на разменный курс бумажных денег на золото. Масштаб цен устанавливался государством законодательно и не изменялся в связи с корректировкой цен на золото.

К основным методам регулирования денежного обращения относятся:

1) Денежная реформа – коренное, качественное преобразование денежной системы, проводимое в целях стабилизации национальной денежной валюты и денежного обращения в целом. Денежная реформа является одним из основных методов регулирования денежного обращения – только в XX в. денежные реформы в России проводились пять раз: с 1894 по 1903 гг., с 1922 по 1924 гг., в 1947г., в 1991 г. и с 1993 по 1994 гг. Реформирование денежной системы обусловлено полной разбалансировкой и нестабильностью денежного обращения, что зачастую связано не столько с экономическими, сколько с политическими проблемами[69]. Осуществление денежной реформы на каждом этапе исторического развития общественных отношений должно быть экономически обоснованно[70].

Также необходимо отметить, что денежная реформа может проходить с одновременным применением иных методов регулирования денежного обращения.

2) Деноминация (от лат. denominatio – переименование) – это изменение нарицательной стоимости денежных знаков, производимое с обменом старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация не предполагает качественного преобразования денежной системы. Она проводится без изменения наименования национальных денег, и ее назначение заключается в укрупнении денежной единицы страны, проводимое в целях сокращения денежной массы. В России деноминация проводилась в 1961[71] и 1998 годах[72]. Как отмечают В.А. Парыгина и А.А. Тедеев, «в государствах с разбалансированной денежной системой она может осуществляться для создания у населения психологического ощущения перехода к стабильности и подавления инфляции»[73]. Представляется, что именно с этой целью была проведена деноминация в 1998 году. В условиях спада экономики деноминация проводилась без четкого обоснования, а её результаты никогда и никем не анализировались[74].

3) Эмиссия – выпуск денежных знаков в обращение. В отличие от денежной реформы и деноминации, проводимых единовременно, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности государства, осуществляемых постоянно. Более подробно понятие эмиссии будет раскрыто в следующей главе.

4) Нуллификация (от лат. nulificatio – уничтожение) – объявление денежных знаков недействительными. Посредством нуллификации происходит изъятие старых денег из обращения с последующим выпуском новых, но уже в меньшем количестве.

5) Девальвация (от лат. de – понижение и valeo – иметь значение, стоить) заключается в понижении стоимости денежной единицы. Экономическое значение девальвации состоит в том, что государство путем снижения курса собственной валюты снижает тем самым и экспортную цену товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития. Зачастую государство проводит девальвацию в целях снижения своих обязательств перед населением, то есть формально объем обязательств остается на том же уровне, однако фактически – он становится гораздо меньше. Между тем девальвация вызывает рост социальной напряженности, поскольку ведет к тому, что реальная покупательная способность валюты падает, а следовательно, население может позволить приобретать меньшее количество товаров.

6) Ревальвация – процесс обратный девальвации, заключающийся в повышении стоимости денег. В настоящее время и девальвация, и ревальвация происходят путем применения Банком России различных инструментов и методов реализации кредитно-денежной политики.

7) Дефляция – процесс уменьшения денежной массы, проводимый путем изъятия из обращения излишков денежных знаков.

 

Выбор тех или иных методов регулирования денежного обращения должен основываться на денежно-кредитной политике государства. Выработка основных направлений денежной политики предшествует правовому регулированию денежного обращения, а оно само должно осуществляться на основании и в соответствии с выбранными направлениями такой политики.

Само слово «политика» происходит от древнегреческого politikó — государственные или общественные дела, pólis — государство. Политика как явление общественной жизни важна для финансового права постольку, поскольку, как отмечает М.В. Карасёва: «финансовое право, как и любая другая отрасль права, явление политическое. Политика – непременное условие формирования любых с отраслевой точки зрения правовых норм»[75]. В то же время следует сказать, что и финансовое право оказывает определенное влияние на государственную политику – обусловлено это действием прямых и обратных связей.

Денежно-кредитная политика является одним из направлений финансовой политики. Таким образом, финансовая политика – родовое понятие для денежно-кредитной политики.

Что же представляет собой финансовая политика государства? В науке финансового права предлагались различные определения данного понятия. Так, например И.В. Рукавишникова говорит о государственной финансовой политике как о составной части «социально-экономической политики, которая определяет цели, задачи, принципы, направления, способы правового регулирования, а также формы деятельности органов государственной власти РФ, иных уполномоченных органов и организаций, в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышения благосостояния государства и личности»[76]. К понятию финансовой политики обращались в своих трудах и иные представители российской науки финансового права: Н.М. Артёмов[77], Е.М. Ашмарина[78], Е.Ю. Грачёва[79], Е.В. Покачалова[80] и другие[81].

Следует отметить, что финансовая политика основывается на совокупности взглядов и представлений, согласно которым определяются цели финансовой деятельности государства, методы ее осуществления, а также принципы, на основе которых происходит постановка таких целей и выбор методов. Такой теоретический базис должен основываться на господствующей на данном этапе исторического развития экономической теории. Здесь же необходимо отметить, что финансовая политика государства должна находить свое закрепление в нормативно-правовых актах и выражаться в системе финансово-правового регулирования. То же самое относится и к денежно-кредитной политике.

Н.М. Артёмов, в зависимости от объема финансовых задач, решаемых финансовой политикой, а также сроков ее проведения выделяет:

1) финансовую стратегию, представляющую собой определенную долгосрочную линию поведения, основанную на выработанной позиции по перспективным целям, на достижение которых должна быть направлена финансовая деятельность государства. Финансовая стратегия также предполагает выбор приоритетных методов достижения поставленных целей;

2) финансовую тактику, направленную на решение конкретных задач, возникающих на отдельных этапах развития государства[82].

И.В. Рукавишникова в соответствии со структурой финансовой системы выделяет: бюджетную (в том числе политику в области доходов и расходов), налоговую политику, государственную долговую политику, политику в области страхования, валютную и денежно-кредитную политику[83].

Переходя к рассмотрению денежно-кредитной политики, следует отметить, что российское законодательство не содержит определения этого понятия. В то же время в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция разделяет три этих понятия. Термин «денежно-кредитная политика» используется в Законе о Банке России. Так, например п. 1 ст. 4 Закона о Банке России определяет, что Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Основные инструменты и методы проведения такой политики определяются в главе VII Закона о Банке России «Денежно-кредитная политика». В частности, к инструментам и методам денежно-кредитной политики относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Так, Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентная политика Банка России проводится в целях воздействия на рыночные процентные ставки;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Такие обязательные резервы представляют собой денежные средства, депонируемые кредитными организациями на счета Банка России. Кредитная организация не может использовать денежные средства, перечисленные в качестве обязательных резервов для проведения своих операций.

Следует отметить, что размеры обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. В настоящее время нормативы обязательных резервов кредитных организаций не могут превышать 20 процентов ее обязательств кредитной организации, и они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. Кроме того, необходимо отметить, что размеры обязательных резервов могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;

3) операции на открытом рынке, под которыми понимается:

а) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;

б) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

4) рефинансирование кредитных организаций, то есть кредитование Банком России кредитных организаций. Ее формы, порядок и условия устанавливаются Банком России;

5) валютные интервенции, под которыми необходимо понимать куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Такие ориентиры устанавливаются Банком России, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения, то есть установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Центральный банк Российской Федерации имеет право применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации;

8) эмиссия облигаций от своего имени. Банк России вправе осуществлять от своего имени эмиссию облигаций. Такие облигации размещаются и обращаются среди кредитных организаций. Следует особо отметить, что эмиссия облигаций Банка России производится им не для извлечения прибыли, а в целях проведения денежно-кредитной политики.

Банк России ежегодно утверждает основные направления государственной кредитно-денежной политики, являющиеся основным программным документом в этой сфере[84]. В связи с расширением горизонтов бюджетного планирования, Центральный банк РФ также перешел на среднесрочный план денежно-кредитной политики, что обеспечивает ее взаимосвязь с бюджетной политикой государства[85].

Основные направления государственной кредитно-денежной политики должны быть рассмотрены Государственной Думой не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Необходимо отметить, что понятие денежно-кредитной политики не может и не должно сводиться исключительно к совокупности инструментов и методов ее проведения. Она представляет собой сложную совокупность концептуальных идей и практических мероприятий, направленных на организацию денежного обращения и кредита в соответствии с текущими и стратегическими задачами, стоящими перед государством на каждом отдельном этапе его исторического развития.

Денежно-кредитная политика может быть разделена на:

1) денежную политику, то есть политику в сфере денежного обращения;

2) кредитную политику[86].

В свою очередь, говоря о денежной политике государства, мы можем выделить две основные ее разновидности: эмиссионную и валютную политику[87]. Эмиссионная политика определяет основные направления государственной деятельности по выпуску в обращение и изъятию из обращения денежных средств. Валютная политика, являясь составной частью денежной политики, направлена на достижение стабильности денежной системы государства посредством обеспечения устойчивости национальной валюты с помощью мер валютного регулирования.

Следует отметить, что инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики имеют своим назначением регулирование основных макроэкономических показателей, к которым относятся, например, объем и структура денежной массы в экономике, уровень инфляции, уровень денежных предложений, а также ряд иных показателей. Следовательно, использование этих инструментов направлено на косвенное регулирование экономики страны в целом и денежного обращения в частности. Такое регулирование отличается от прямого, которое осуществляется путем издания соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих те или иные вопросы организации денежного обращения. Посредством прямого регулирования, в частности, устанавливаются элементы денежной системы, а также закрепляются инструменты и методы проведения государственной кредитно-денежной политики. Использование же этих инструментов воздействует на денежное обращение косвенным путем.

Таким образом, мы приходим к выводу, что государственное регулирование денежного обращения включает в себя нормативное закрепление элементов денежной системы и инструментов реализации государственной кредитно-денежной политики, а также непосредственное использование этих инструментов в целях влияния на основные макроэкономические показатели.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 884; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию