Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги как объект финансово-правового регулирования





 

Приступая к рассмотрению проблем финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации, отметим, что их исследование в науке финансового права долгое время недооценивалось. Связано это было с тем, что деньги воспринимались учеными-правоведами в качестве категории, заимствованной у экономической науки. Деньги представлялись чем-то самим собой разумеющимся, уже изученным и познанным, данным в готовом виде.

Важную роль в недооценке роли денег в функционировании хозяйственного механизма сыграла и государственная идеология советского государства. Так, по мнению И.В. Сталина, деньги представляли собой «тот инструмент буржуазной экономики, который взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма»[2]. Вооружившись таким подходом, наука финансового права низвергла институт денежного обращения на последние страницы учебников по финансовому праву, оправдывая тем самым идеологические постулаты вождей советского государства. К сожалению, необходимо признать, что и на современном этапе развития науки финансового права сохраняется недооценка денег и денежного обращения.

До сих пор существует представление о том, что финансовое право занимается исключительно общественными отношениями, возникающими по поводу и в связи с деньгами, но не изучает «физический субстрат», то есть сами деньги. Между тем, как показывает практика, ни одно более или менее серьезное исследование правового регулирования денежного обращения не обходится без рассмотрения понятия и сущности денег[3]. Важно отметить, что финансово-правовая наука не просто исследует деньги, опираясь на заимствованные ей положения экономической науки, – она имеет свой собственный оригинальный подход к их изучению. Отличается это понимание также и от взглядов иных правовых наук.

Переходя к рассмотрению вопроса по существу, отметим, что в науке финансового права сложилась традиция, по которой понятие денег рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом. Такой подход представляется абсолютно оправданным, поскольку позволяет наиболее полно охватить такой многогранный феномен, как деньги. Как было справедливо отмечено Е.А. Ровинским, наука финансового права «не может в своём исследовании отвлечься от экономического содержания регулируемых финансовым правом общественных отношений. Но наука финансового права не должна превращаться в экономическо-правовую науку и растворять тем самым право в экономике»[4]. В связи с этим нами поставлена задача при рассмотрении природы и сущности денег сместить акцент с экономического на собственно правовой аспект.

Экономическое понимание денег обычно раскрывается через рассмотрение функций, которые выполняют деньги в процессе товарного оборота. В отечественной литературе таких функций обычно выделяют пять[5]:

1) функция средства обращения – в этой роли деньги используются для обслуживания процесса товарного обмена, т.е. выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров (товар – деньги – товар). Таким образом, они устраняют пространственные и временные ограничения натурального обмена (позволяют покупать и продавать товар в нужном количестве в удобное время в отдаленных друг от друга местностях);

2) функция меры стоимости – деньги используются для измерения стоимости различных товаров. В свою очередь, стоимость, выраженная в деньгах, есть цена. Устанавливая цены, люди устанавливают соотношение стоимостей различных товаров;

3) функция средства накопления – эта функция позволяет сберегать часть доходов с целью их использования в будущем. Обладая высочайшей ликвидностью, деньги в любой момент могут быть использованы как платежное средство (в отличие от других средств накопления (драгоценностей, недвижимости, ценных бумаг и т.д.), которые лишь после продажи за деньги становятся средствами обращения);

4) функция средства платежа – в этой функции деньги используются не для приобретения товаров, а для осуществления платежей, не предполагающих получение встречного предоставления, например, для уплаты налогов;

5) функция мировых денег, выполняемая деньгами в обороте между государствами.

Таким образом, под деньгами в экономическом смысле принято понимать определенный товар, являющийся универсальным измерителем стоимости других товаров, выполняющий функции средства обращения, накопления и платежа.

Здесь необходимо отметить, что деньги не являются застывшей категорией – они эволюционировали с развитием общества, уровня его производительных сил и ускорением процесса товарообмена[6]. Эволюция денег заключается в постоянной и последовательной смене их видов и форм. С развитием уровня общественного производства, деньги, которые более не соответствовали потребностям времени, постепенно исчезали из оборота и заменялись более совершенными деньгами[7].

Исторически первым видом денег стали вещные или товарные деньги. Данный вид денег характерен для ранних этапов развития общественного производства. Такими деньгами, как явствует из их названия, служили реальные товары. Можно выделить три основные формы товарных денег:

1) анималистические товарные деньги (от лат. animal – животное). К ним относились скот, меха, ракушки и так далее;

2) гилоистические (от лат. hyle – вещество) – камни, металлы, соль и так далее;

3) вегетабилистические (от лат. vegetabilis – растительные) – зерно, растения и плоды деревьев.

Такие деньги, по сути, не создавались человеком. В процессе товарообменных операций люди определяли наиболее ценные и полезные для того или иного региона товары, которые и служили в качестве денег.

Далее, с развитием производительных сил, примерно в VII–IV вв. до н.э., появляется следующий вид денег – металлические деньги. Они, так же как и товарные деньги, относятся к полноценным деньгам, поскольку их стоимость определялась стоимостью материала, использовавшегося для их производства. Внутренняя стоимость металлических денег определялась стоимостью валютного металла, которым обычно служили золото, серебро или медь[8]. В большей степени платежная сила таких денег также обеспечивалась ценностью валютного металла.

Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Однако такая форма оказалась не слишком удобной. Так, в ходе товарообменных операций возникали проблемы с определением количества и качества, то есть чистоты металла в слитке. Кроме того, слитки часто приходилось делить на более дробные части, в результате чего терялся драгоценный металл. Все это привело к тому, что государство закрепило единую форму слитков – монету. Первоначально монеты обладали привычной круглой формой – они имели вид расплющенных плашек, на которых проставлялась княжеская печать, служившая гарантом полноценности этих денег. С развитием производственных технологий монетам стали придавать все более и более округлую форму.

Между тем металлические деньги, несмотря на все их достоинства, обладали и рядом недостатков. Так, металлические монеты, находясь в постоянном обращении, подвержены такому негативному процессу, как стирание, которое вело к потере их первоначальной стоимости. Получалось, что потертые монеты столь же исправно выполняли функцию средства обращения, как и новые, и притом их номинальная стоимость была одинаковой. Поэтому государству приходилось изымать из обращения изношенные монеты, переплавлять и чеканить новые. Кроме того, сама чеканка металлических монет была делом весьма затратным. Помимо всего прочего, государство порой сознательно шло на порчу монет, что выражалось в снижении процента содержащегося в них драгоценного металла, а также в замене дорогих денег более дешевыми, например золотых монет – серебряными, а серебряных – медными. Такая деятельность приносила неплохой доход в государственную казну. Особенно славны этим были французские короли – Филипп IV Красивый за такую деятельность даже получил прозвище «фальшивомонетчик».

Стремясь снизить издержки денежного производства, государство вводит в обращение бумажные деньги. В отличие от металлических денег они не имели внутренней стоимости и наделялись принудительным курсом.

Первым видом бумажных денег стали казначейские билеты. Они выпускались государством в лице Министерства финансов либо казначейства и не подлежали размену на золото. Вследствие того, что такие денежные знаки были ничем не обеспеченны, их платежная сила, то есть обязательность приема данных денег в качестве средства платежа, обеспечивалась исключительно государственным властным велением. Еще одним следствием необеспеченности казначейских билетов стала их бесконтрольная эмиссия. Постоянные войны требовали от государства все больших и больших затрат, поэтому оно включало печатный станок всякий раз, когда в этом была необходимость, особо не задумываясь о последствиях. Вследствие этого деньги все сильнее обесценивались, доверие к ним падало, а инфляция, наоборот, росла.

Несовершенство таких денег привело к появлению банкнот. Первоначально банкноты представляли собой вексель, содержащий обязательство банка выплатить предъявителю указанную в нем сумму золотом. Такие банкноты выпускались коммерческими банками и обеспечивались его золотым запасом, в связи с чем они имели большую ценность и надежность, чем векселя, выданные иными частными лицами. Такие банкноты еще не были деньгами в полном смысле этого слова – они пока не признавались законным платежным средством и применялись лишь в сфере частных расчетов. Постепенно банкноты все чаще стали использоваться как средство наличного платежа, приобретя тем самым свойство всеобщей обращаемости. Со временем государство признало их законным платежным средством, а исключительное право на эмиссию банкнот было закреплено за государственным эмиссионным банком.

В зависимости от обеспечения банкнот выделяют:

1) банкноты с полным покрытием, подлежавшие размену на золото в неограниченном количестве, при этом разменный курс соответствовал рыночным ценам;

2) банкноты с частичным покрытием – золотой запас обеспечивал лишь часть выпушенных банкнот, а их разменный курс был ниже номинала банкнот. Суть частичного обеспечения заключалась в том, что банкноты, не будучи обеспеченными всем золотым запасом, все же подлежали размену на золото по установленному курсу. Проблемы могли возникнуть только в случае, если бы к размену было бы предъявлено большее количество банкнот, чем находилось под обеспечением, чего в реальности случиться просто не могло;

3) банкноты без покрытия – это ничем не обеспеченные денежные знаки, размен которых на золото не производится.

В процессе своей эволюции банкноты постепенно утрачивали золотое обеспечение, пока страны–участницы Международного Валютного Фонда на проходившей в 1976–1978 гг. Ямайской конференции – не договорились отказаться от золотого обеспечения национальных валют. Таким образом, современные денежные знаки более не разменны на золото. Еще одной особенностью современного этапа развития денежных форм стал переход денежных знаков из наличной в преимущественно безналичную форму. Безналичные деньги представляют собой записи, отражающие баланс счета, открытого в кредитных организациях. Выполняя функции средства обращения и средства платежа, деньги могут переходить из наличной формы в безналичную, и наоборот. Здесь же необходимо отметить, что безналичные деньги, не существуя в реальном мире, представляют собой юридическую фикцию.

Итак, охарактеризовав деньги с экономической точки зрения, а также проследив эволюцию денежных форм[9], перейдем к выявлению правовой природы денег.

Выступая в качестве юридической категории, деньги становятся объектом правового регулирования различных отраслей и в первую очередь финансового и гражданского права. Между тем подход к понимаю денег в этих отраслях отличается друг от друга.

Так, долгое время в правовой науке превалировал цивилистический подход, который во многом был воспринят и наукой финансового права. На наш взгляд, это было связано с существовавшей в советское время недооценкой как отрасли финансового права, так и самой категории денег. Наука финансового права на долгое время забыла труды своих дореволюционных представителей, и лишь в последнее время, в связи со сменой государственного строя, ситуация начала исправляться.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации[10] (далее также ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги (курсив мой. – А.С.) и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, можно сделать вывод, что для теории гражданского права деньги – это в первую очередь вещь, т.е. предмет материального мира. Главное назначение вещи заключается в удовлетворении потребностей субъектов гражданского права[11]. В соответствии с гражданско-правовой концепцией деньги относятся к[12]:

1) движимым вещам. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги (курсив мой. – А.С.) и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе;

2) потребляемым вещам. Потребление денег во многом условно и не означает их немедленного уничтожения в процессе такого потребления. Оно заключается в преобразовании денег в иную вещь, что обусловлено выполняемой деньгами функцией средства обращения;

3) родовым вещам, то есть они характеризуются признаками, общими для всех вещей своего рода[13]. Как отмечал Л.А. Лунц, «будучи родовыми вещами, деньги, однако… определяются в гражданском обороте не по своим физическим свойствам, а исключительно по числовому отношению к определенной абстрактной единице; это свойство деньги разделяют с иностранной валютой и с некоторыми видами ценных бумаг»[14];

4) являясь родовыми, потребляемыми вещами, деньги обладают свойством заменимости. Так, например, если денежное обязательство заключается в иностранной валюте, то его можно погасить в валюте РФ;

5) делимым вещам – деньги могут быть разделены без имущественного ущерба и при этом сохраняют свою платежную силу. Абсолютно понятно, что при делении наличных денег делится не сам физический носитель (хотя раньше, в период существования товарных денег существовала и такая практика), а их числовое значение.

Таким образом, с точки зрения гражданского права, деньги есть движимые, потребляемые, родовые, заменяемые, делимые вещи. Представляется, что подобное понимание денег основывается в первую очередь на их функции средства обращения. Обладая «абсолютной полезностью»[15], деньги выступают в качестве универсального орудия обращения, что проявляется в их способности обмениваться на любые другие товары. Следовательно, гражданское право исходит из товарной природы денег. Однако такое понимание денег не может удовлетворить науку финансового права. В связи с этим необходимо процитировать В.А. Лебедева, который указывал на то, что «назвать деньги товаром можно лишь тогда, когда они металлические, – словом, не деньги сами по себе товар, а тот металл, из которого они сделаны»[16].

В то же время вещная концепция денег более не устраивает и науку гражданского права, поскольку, исходя из буквального толкования ст. 128 ГК РФ, деньгами могут быть признаны исключительно наличные денежные знаки. Безналичные деньги не имеют материального выражения во вне, то есть не закреплены на бумажном или металлическом носителе и, следовательно, не могут быть признаны деньгами. Действительно, во времена создания данного учения о деньгах они существовали исключительно в наличной форме, а следовательно, наиболее логичным было отнести их к вещам. Между тем появление безналичных денег привело к переоценке понимания денег, признанию их более сложной природы по сравнению с существовавшими ранее представлениями. Здесь необходимо сказать, что современные цивилисты или вовсе не рассматривают безналичные деньги[17], либо признают их имущественными правами[18].

Таким образом, из всего вышесказанного неизбежно следует вывод о том, что наука гражданского права в настоящее время не может выработать единую непротиворечивую концепцию денег. Между тем подобное замечание следует отнести ко всей правовой науке в целом, ибо, как указывал Л.А. Лунц, «гражданский оборот создает орудие обращения, а государство – законное платежное средство»[19]. В связи с этим понятие денег в гражданском и финансовом праве просто не могут полностью совпадать[20]. Нам представляется, что многие исследователи, затрагивавшие в своих трудах эту проблему, просто не учитывали вышеозначенного обстоятельства, пытаясь выработать универсальное определение денег, и, как следствие, претерпевали неудачу. В дальнейшем мы попытаемся дать характеристику денег с финансово-правовой точки зрения.

Характеризуя деньги как категорию финансового права, необходимо исходить из их государственно-правовой природы. Указание на это мы находим еще у Аристотеля. Так, в частности, он указывал на то, что «по общему уговору появилась монета; оттого и имя ей “номисма”, что она существует не по природе, а по установлению (nomoi) и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления»[21].

Идея Аристотеля стала основой для зарождения государственно-правовой теории денег. Она была воспринята и развита многими учеными, в том числе и отечественными. Так, еще В.А. Лебедев в конце 80-х годов XIX века отмечал, что главная функция денег заключается не в «их товарном значении, а в санкции, даваемой им законом. В силу этого самые лучшие иностранные деньги не могут быть законным и обязательным платежным средством, если они не признаны законом данного государства. А с другой стороны, закон может уполномочить к обращению деньги даже и худого качества»[22].

Однако наиболее целостное учение о государственно-правовой природе денег было создано в начале XX в. немецким ученым Г.Ф. Кнаппом. Как отмечал Кнапп: «В настоящее время платежный механизм всюду регулируется нормами административного права, которые и являются материалом для исследования»[23]. Совершенно очевидно, что то, что политэкономом Кнаппом было принято как административные нормы на самом деле являются нормами финансового права.

Согласно учению Кнаппа деньги есть «хартальное платежное средство» (от charta – знак), которое приобретает платежную силу на основании властного веления государства и определяется правовым порядком. Таким образом, государство объявляет определенные предметы в качестве платежного средства и устанавливает их платежную силу.

Учение о государственно-правовой природе денег было воспринято и многими современными учеными, представителями науки финансового права. Так, например, профессор К.С. Бельский отмечает, что деньги являются «юридической категорией и без участия государства они не могут находиться в обращении»[24]. Аналогичной позиции придерживается Е.Р. Денисов, который указывает на то, что «современные деньги – продукт права, так как черпают свою способность служить всеобщим эквивалентом в законодательных актах государства и его органов»[25].

Действительно, с момента выпуска и до момента изъятия из обращения, деньги выступают объектом правового регулирования со стороны государства, которое в лице законодательных органов устанавливает наименование и формы денежных знаков, находящихся в обращении, определяет порядок расчетов, устанавливает правила хранения, обмена и изъятия денежных знаков из оборота, а также регулирует иные вопросы, связанные с оборотом денег. Функционирование государства, как особого механизма, зависит от правильного построения денежной системы, чего невозможно добиться без введения единых, общеобязательных правил её организации. Соблюдение таких правил гарантируется государственным аппаратом принуждения, и их нарушение влечет за собой ответственность. Из всего вышесказанного следует, что деньги являются объектом правового регулирования со стороны государства.

Лишь за собой государство признает право на осуществление эмиссии денежных знаков, а также установление основ денежной системы. Такое исключительное право по своей сути представляет регалию.

Юридическая конструкция регалий часто использовалась представителями дореволюционной школы финансового права[26]. Позже советская доктрина финансово-правовой науки на долгое время отказалась от нее. Между тем юридическая конструкция регалий представляется довольно интересной и полезной в целях настоящего исследования.

Само название «регалия» произошло от латинского regalis – «царский». Понятие регалий со временем претерпевало значительные изменения. Источник своего происхождения регалия находит в римском праве, из которого перешло в германское право. В Средние века под регалией понималось верховное право государства (право государства осуществлять суд, взимать налоги и т.д.), вытекавшее из самого понятия государства, его верховной власти над всеми гражданами и всей территорией страны. Позже регалии были более четко осмыслены и между названными регалиями и другими – более низшего разряда стали делать различия. Таким образом, регалии были разделены на два вида. Первый из них – regalia majora включал в себя вышеозначенные верховные права государства. Второй – regalia minora включал полезные права фиска, то есть права, приносящие доход (jura itilia fisci).

В свою очередь, в российской дореволюционной науке финансового права также сложился определенный взгляд на понятие регалий. Так, Э.Н. Берендтс определял регалию как «исключительное право государства на эксплуатацию какого-либо предприятия промыслового характера с исключением всякого частного соперничества, но не в целях извлечения фискальной выгоды, а в целях организации данного предприятия образом наиболее целесообразным и соответствующим общественным интересам»[27].

И.И. Янжул указывал на то, что «под регалиями принято теперь называть такого рода казенные промыслы, в которых государство имеет какое-либо преимущество пред подданными, или, другими словами, такие промысловые источники дохода, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или же значительно ограничивая последнюю»[28].

По своей сути регалия представляла собой нечто среднее между частноправовыми и общественно правовыми источниками государственных доходов. С одной стороны, государство выступало как субъект частного права, с другой – в значительной мере ограничивало частную конкуренцию. В связи с этим регалии делились на:

1) регалии, при которых государство выступает наравне с другими субъектами гражданского оборота, не пользуясь какими бы то ни было преимуществами субъекта публичного права. Сюда включались дорожная, пороховая, фарфоровая и другие регалии;

2) юридические регалии, при которых государство или ограничивало, или полностью исключало частную конкуренцию. Делалось это исключительно в общественных интересах, для того, чтобы наилучшим образом организовать промыслы, которые не могли находится в частных руках. Сюда относились монетная, денежная, почтовая, телеграфная и иные регалии;

3) фискальные регалии – их введение было обусловлено исключительно фискальными целями. В сущности, такие регалии могут осуществляться как регалии первого вида, то есть без ограничения конкуренции, и их введение не обуславливается общественным интересом. Сюда относились горная, соляная, табачная и другие регалии. Такой вид регалий также именуется фискальной или казенной монополией.

Как мы видим, для целей настоящего исследования наибольший интерес представляет второй вид регалий – юридические регалии. Как уже было отмечено выше, введение данного вида регалии обусловлено общественным, экономическим, политическим и любым иным интересом, отличным от фискального. Таким образом, юридическая регалия не предполагает извлечение дохода и направлена на содействие народному благосостоянию.

В числе юридических денежных регалий чаще всего выделяли монетную регалию, реже – регалию на выпуск бумажных денег.

Так, под монетной регалией понималось «исключительное право государства чеканить монету и пускать ее в обращение»[29]. Монетная регалия является основанием для осуществления государством законодательного регулирования выпуска в обращение монет, определения их наименования, материала, из которого изготавливаются такие монеты, пробы, веса, размера, графического изображения, чеканящегося на монетах, и так далее. Названный вид регалий позволял государству извлекать в казну определенный доход. К числу доходных источников монетной регалии относились:

1) собственно монетный доход, получаемый посредством установления пошлины, которая взималась за преобразование металла в монету. Сумма такой пошлины обычно не превышала суммы расходов, произведенных в связи с чеканкой монет;

2) доход от чеканки разменной (билонной) монеты;

3) доход, получаемый путем установления преимущественного права покупки драгоценных металлов, используемых для чеканки монет, по определенной государством цене, которая была ниже рыночной (jus praeemtionis). Разница между установленной и рыночной ценами и составляла доход государства;

4) плата за пробирование и клеймение золотых и серебряных вещей;

5) доход от порчи монеты. Как отмечает С.Г. Пепеляев: «…история не знает более крупного фальшивомонетчика, чем государство. Чеканка неполновесной монеты или выпуск обесцененных денег – наиболее распространенный способ извлечения доходов из монетной регалии»[30]. Бесспорно, такой способ извлечения дохода нельзя отнести к легальным формам – порча монеты представляла собой довольно порочную практику, которая свидетельствовала о расстройстве денежной системы страны. Между тем извлечение дохода подобным путем имело место быть.

Следует сказать, что получение дохода при чеканке золотых и серебряных монет не было основной целью. Полагалось, что чеканка монеты есть ни что иное как услуга, оказываемая государством обществу, заключающаяся в том, что государство облегчает частным лицам ведение хозяйства, путем надлежащей организации монетного обращения, но за которую государство не взимает какой бы то ни было платы[31].

Здесь необходимо отметить, что в настоящее время монетная регалия уже не играет той роли, которую она играла в период существования системы золотого монометаллизма. Сейчас монеты в большинстве своем более не чеканятся из драгоценных металлов, а та незначительная их часть, которая все же продолжает изготавливаться из благородных металлов, как правило, не используется в обращении и предназначена для коллекционирования.

Кроме того, Э.Н. Берендтс, помимо монетной регалии, относил к числу государственных регалий также исключительное право государства выпускать бумажные деньги, кредитные билеты[32]. Он особо подчеркивал, что выпуск в обращение бумажных денег источником дохода не служит и служить не может[33].

Таким образом, основываясь на анализе сложившегося в дореволюционной науке финансового права учения о регалиях, мы приходим к выводу о необходимости выделения государственной денежной регалии.

Источник своего существования денежная регалия, несомненно, находит в государственном суверенитете, который заключается «в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости»[34]. Верховенство государственной власти на всей территории страны в первую очередь проявляется в возможности такой власти осуществлять правовое регулирование общественных отношений на всей территории данного государства. Следовательно, отсюда же вытекает и верховное право государства осуществлять правовое регулирование денежного обращения в стране. В свою очередь, наличие хорошо отлаженной, исправно функционирующей денежной системы является залогом сохранения государством своего суверенитета. В истории нередки случаи, когда страны, обладавшие слабой валютой, впадали в зависимость от своего более сильного в этом отношении соседа. Многим государствам, не сумевшим должным образом наладить денежное обращение, приходилось (и приходится) пользоваться во внутреннем обращении иностранной валютой, более твердой и сильной по сравнению с национальной. Таким образом, такие государства перестают быть «хозяевами своих денег», а это неизбежно ведет к подрыву суверенитета и доверия к государственной власти.

Следовательно, для сохранения и поддержания своего суверенитета государство берет на себя функцию правового регулирования денежного обращения. Такое право государство признает исключительно за собой, и ни одно частное лицо не может выпускать в обращение иные денежные знаки, которые признавались бы законным платежным средством на территории данной страны, или же подделывать денежные знаки, установленные законом, что гарантируется системой государственного принуждения. Вполне очевидно, что ни одно частное лицо не в состоянии справиться с функцией организации денежного обращения в стране.

Таким образом, под государственной денежной регалией мы понимаем основанное на суверенитете исключительное право государства устанавливать наименования и виды денежных знаков, используемых в качестве законного средства платежа на его территории, а также его исключительное право определять правила обращения таких денежных знаков, начиная с момента выпуска их в обращение и заканчивая моментом изъятия денежных знаков из обращения.

 

Выступая в качестве правовой категории, деньги характеризуются рядом признаков, выявляющих их юридическую природу[35].

Во-первых, деньги являются особыми знаками, выраженными в форме, установленной законом. Государство посредством правового регулирования определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории. Кроме того, оно закрепляет наименование национальной денежной единицы. Такие наименования складываются в процессе долгого исторического развития видов и форм денег в каждом конкретном государстве и являются частью его национальной культурной традиции. Между тем именно государство закрепляет эти наименования в качестве официальных.

Также законодательством определяются виды денежных знаков. Классификация денег может быть проведена по различным основаниям.

В зависимости от материального выражения, деньги делят на:

1) наличные деньги – денежные знаки, существующие в реальном мире, выраженные в материальной форме банкнот либо металлической монеты;

2) безналичные деньги, представляющие собой записи по счетам в кредитных организациях, из чего следует, что они не находят своего материального выражения во вне.

В зависимости от органа, осуществляющего эмиссию, выделяют:

1) казначейские денежные знаки, то есть деньги, выпускаемые казначейством;

2) денежные знаки, выпускаемые эмиссионным банком.

Кроме того, в зависимости от национальной принадлежности деньги делятся на:

1) национальную валюту – денежные знаки государства, выпускаемые им и признаваемые законным платежным средством на всей его территории;

2) иностранную валюту – деньги, выпускаемые иностранным государством.

В зависимости от конвертируемости, то есть от способности валюты обмениваться на иностранную валюту, выделяют:

1) неконвертируемую валюту, под которой понимается валюта, не подлежащая обмену;

2) частично (ограниченно) конвертируемую валюту – существует в странах, в которых установлена система валютных ограничений (например, запрещен ввоз и вывоз валюты за пределы страны, ограничена возможность владения, пользования и распоряжения средствами в иностранной валюте и так далее). К частично конвертируемой валюте относится и российский рубль;

3) свободно конвертируемую валюту, обмен которой на другие валюты происходит без каких бы то ни было ограничений. Такая валюта свободно обращается на мировом валютном рынке.

Во-вторых, государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Платежная сила товарных денег в большей степени определялась стоимостью использовавшегося для их изготовления драгоценного металла, то есть это было их внутреннее свойство. Современные деньги, утратив свою товарную природу, более не обладают внутренней платежной силой. Она, с одной стороны, гарантируется государством, которое ручается за платежеспособность национальной валюты, а с другой – закрепляется (обозначается) им с помощью финансово-правовых норм на денежных знаках. Таким образом, поскольку современные деньги не обладают внутренней стоимостью, обязательность их приема в качестве средства платежа гарантируется государственным властным велением.

Платежная сила обозначается в количестве национальных денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счетной единицы. Таким образом, с помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, то есть узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, они должны быть выражены в одинаковых денежных единицах.

Кроме того, государство устанавливает внутреннее строение денежной единицы. Это выражается в том, что законодатель вводит более мелкую денежную единицу, определенное число которой составляет основную денежную единицу. Например, в Российской Федерации денежной единицей является рубль, который состоит из 100 копеек.

Государство также выбирает масштаб деления денежной единицы. В большинстве стран существует десятичная система деления. Так, 1 доллар США состоит из 100 центов, 1 евро равняется 100 евроцентам. Однако в истории имеются случаи, когда деление происходило более сложным путем. Например, до 1971 года 1 английский фунт стерлингов состоял из 20 шиллингов, 1 шиллинг, в свою очередь, равнялся 12 пенсам, 2 шиллинга составляли флорин, а монета в 5 шиллингов – крону. В настоящее время 1 фунт стерлингов равен 100 пенсам. Таким образом, масштаб деления денежной единицы также устанавливается законом.

В-третьих, важным признаком, характеризующим деньги как правовую категорию, является монопольное право государства на эмиссию денежных знаков. Это право прямо вытекает из государственной денежной регалии.

В-четвертых, деньги реализуют свои экономические функции только с помощью юридических и в первую очередь, финансово-правовых норм. Из этого мы заключаем, что вне права современные деньги не способны выполнять вышеозначенные экономические функции.

Таким образом, с точки зрения финансового права, деньги могут быть определены как особые знаки, чье наименование закреплено в нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения с тем, чтобы они служили законным платежным средством на всей территории данного государства [36].

 

Для целей дальнейшего исследования нам представляется необходимым также определить соотношение таких понятий, как «деньги», «валюта» и «денежные суррогаты».

По самой распространенной версии слово «деньги» произошло от названия монгольской монеты «диргема» или «денга» («звенящие»)[37]. Такие монеты использовались во внутреннем обращении княжеств Российского государства в период монголо-татарского нашествия. Это было обусловлено, с одной стороны, зависимостью российских княжеств от Золотой орды, а с другой – нехваткой собственных драгоценных металлов для насыщения внутреннего рынка. При князе Дмитрии Донском монгольские монеты стали перечеканиваться – на них была сделана соответствующая надпись: «Эта деньга московская». Позже деньгой стали называть мелкую разменную монету, и постепенно ее название стало нарицательным.

Слово валюта произошло от итальянского valuta – «стоимость», которое, в свою очередь, находит корень в латинском слове valeo – «стою». В Большой Советской Энциклопедии валюта определяется как:

1) денежная единица страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная);

2) денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах (векселя, чеки и так далее) и используемые в международных расчетах (иностранная валюта) [38].

В свою очередь, в словаре Русского языка С.И. Ожегова под валютой понимается:

1) денежная система определенной страны, а также (собирательное) денежные единицы этой системы;

2) иностранные деньги[39].

Как мы видим, слово «валюта» несет в себе оттенок иностранного элемента в отношениях, возникающих по поводу и в связи с деньгами. Действительно, слово «валюта» в обыденной речи употребляется для обозначения иностранных денег. Так, Б.И. Соколов отмечает, что валютой являются «деньги, включенные в международные экономические отношения»[40]. Например, российский рубль на территории Российской Федерации является внутренней валютой, национальными деньгами, но за ее пределами они уже выступают в качестве иностранной валюты для представителей того государства, на территории которого они обращаются.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятия «деньги» и «валюта» являются синонимами. Аналогичной позиции придерживается и законодатель. Подтверждение данного вывода мы находим в ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[41] (далее также Закон о валютном регулировании)[42]. Анализ гражданского законодательства также свиде­тельствует о правильности нашего вывода. Из названия статьи 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» следует, что эти два понятия используются как равнозначные.

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что понятия «деньги» и «валюта»[43] являются синонимами.

Под денежными суррогатами (от лат. surrogatus – поставленный взамен) необходимо понимать заменитель денег, используемый в качестве средства платежа. Статья 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[44] (далее также Закон о Банке России) содержит запрет на введение других денежных единиц, помимо рубля, а также запрет на выпуск денежных суррогатов.

Главной особенностью денежных суррогатов является их ограниченная ликвидность, что означает, что не всякий платеж может быть осуществлен с их помощью. Они могут использоваться исключительно для расчетов между частными лицами, и только в случае, если между ними существует такая договоренность. Ни одно лицо не может быть принуждено осуществлять платеж денежными суррогатами или же, наоборот, принять такой платеж. Денежные суррогаты не могут быть приняты в качестве платежного средства при расчетах с государством или муниципальными образованиями.

Чаще всего к денежным суррогатам относят векселя и чеки. Между тем в соответствии с российским законодательством они являются ценными бумагами[45].

В период политической нестабильности в государстве может иметь место хождение так называемых «региональных» денег. Например, на территории бывшей Российской империи в период с 1918 по 1924 гг. в денежном обращении находились денежные знаки, выпущенные на местах белыми правительствами, правительствами самопровозглашенных национальных республик, а также отдельными банками и кооперативами. Так, например, собственные деньги печатали на Украине с 1917 по 1919 гг., в Закавказье с 1918 г. по 1924 г., на Дальнем Востоке и Сибири вплоть до 1921 г.[46].

К денежным суррогатам может быть отнесена и иностранная валюта, но только в случаях, когда она используется в качестве платежного средства с нарушением установленных правил осуществления расчетов иностранной валютой.

В целом можно сказать, что денежные суррогаты получают свое распространение в периоды расстройства системы денежного обращения. В случаях, когда денежных средств либо не хватает, либо к ним утрачено доверие, расчеты происходят с использованием денежных суррогатов. Распространение денежных суррогатов приводит к тому, что они замещают национальную валюту.

Отметим здесь, что в целях настоящего исследования частные деньги или денежные суррогаты не рассматриваются нами в качестве денег.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 1586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию