Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ научных подходов к изучению отчуждения в психологии





Диапазон современного восприятия проблемы отчуждения в науке весьма широк – от констатации этого явления, естественности и закономерности его последствий до крайне пессимистических оценок тотальности отчуждения, обречённости человека и общества на его власть над людьми (102,145,161). Исходя из проблемы нашего исследования, в своей работе мы будем делать акцент на нравственно – психологическом аспекте отчуждения, которое в основном рассматривается как следствие утраты смысла жизни и системы ценностей человека, разрушение целостной личности, чувства «Я», то есть самоотчуждение человека, его обезличивание.

Говоря об отношениях между людьми, всегда встаёт вопрос между кем/ чем и кем/кем возникло отчуждение. Индивид может быть отчуждён от чего угодно, громадное число новых видов отношений может заменить утраченный им вид отношений, отчуждение может быть выражено великим множеством способов и иметь много агентов. Исходя из этих соображений К. Кенистон предлагает, прежде чем ответить на вопрос, что такое отчуждение, конкретизировать данный вопрос, расчленив его на несколько пунктов:

1) Отчуждённый от чего?

2) Что замещает старое отношение?

3) Как проявляется отчуждение?

4) Чем производится отчуждение, каков его агент?

По мнению Л.Р.Сулейманова, этих вопросов явно не хватает. Надо определить: во-первых, кто (или что) отчуждается. Во-вторых, означает ли термин «отчуждение» определённый процесс или состояние? В-третьих, каковы причины отчуждения? Является ли оно условием человеческого существования вообще, или имеет корни в социальной организации, или есть продукт отношений в каких – то локальных ситуациях, или, наконец, отчуждение – явление индивидуально – психологического порядка? В-четвёртых, каковы возможности и пути преодоления отчуждения? (151)

История философии даёт нам целый ряд ответов на вопрос, какова природа самого отчуждения.

Этический аспект отчуждения анализирует Т.Гобс, который считает, что моральное отчуждение преодолевается лишь в праве, в необходимости следовать его нормам. В этико-социальной концепции К.Гельвеция отчуждение – это выход из- под контроля людей их собственной деятельности, когда результаты этой деятельности приобретают враждебный характер. Исследование политического отчуждения велось им на более общем фоне социального отчуждения, отчуждаемой деятельности людей в процессе преследования ими своих личных интересов (120).

В этико – нормативной системе И.Кант стремится дать ответ на вопрос о том, каким образом преодолевается саморазорванность человеческого бытия, его отчуждённость от самого себя (61). И.Г.Фихте как философ и педагог выступает с резкой критикой современной ему эпохи, указывая, что главная причина деградации публичного сознания - в его оторванности или отчуждённости от самого себя (120).

Иная позиция выражена в философии и политэкономии К. Маркса, который рассматривал отчуждение как исторически преходящий и идеологический феномен. Он считает, что отчуждение – это многоаспектное явление, органически сочетающее в себе:

1) опредмечивание человеческой деятельности и отдаление её результатов от человека;

2) превращение их в неподвластные ему силы;

3) насильственное господство этих сил над человеком

их чуждость, враждебность ему (100,112,154).

Именно нравственно – психологический аспект отчуждения становится главным в философской мысли 20 века, где оно в основном связано с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечению» личности. Такой подход к проблеме отчуждения мы находим, прежде всего, в экзистенциальной философии А.Камю, С.Кьеркегор, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, М. Хайдеггер, К.Ясперс. Экзистенциализму присуще изначальное противопоставление самобытия личности и чуждого ей современного общества. Эту проблему философы трактуют как проблему отчуждения сущности человека от своего социального и нравственного существования. В экзистенциальной философии встречаются такие характеристики исследуемого понятия как одиночество, отчаяние, страх, трагизм, абсурд, вина (60,96,158,182,190).

Отечественными философами проблема отчуждения исследовалась в историко-философском плане, критическом плане, была излишне идеологизирована и позитивно до недавнего времени не разрабатывалась.

Например, в центре внимания русского философа Н.А.Бердяева был также нравственный аспект проблемы отчуждения. В свою концепцию Н.А.Бердяев вводит термин «объективация» как отчуждение и разобщение, которая оставляет субъекта в одиночестве, и вместе с тем принуждает его к связности с другими (22).

В последние десятилетия ситуация значительно изменилась, существенно расширилось исследовательское поле проблемы отчуждения, предпринимаются попытки уточнить объём понятия, его сущность, функциональное назначение отчуждения в истории культуры, его эмпирические общечеловеческие и личностные параметры: его исторические пространственно- временные границы, степень необходимости и возможности ослабления, снятия, преодоления. При этом данное понятие рассматривается в двух аспектах: отчуждение человека от его собственной сущности и отчуждение людей от людей.

В отечественной философско-энциклопедической литературе в певом аспекте отчуждение определяется как философско-социологическая категория, как различная степень утраты субъектности, возможности гармоничной целостности и обречённость на частичность, а значит неподлинность бытия. Отчуждение – это состояние вражды человека со своей сущностью. Если отчуждение выступает как утрата и «размывание» собственной субъектности, конфликт со своей сущностью, то присвоение – это «размывание» сущности «Другого». Поэтому оно в любом случае дисгармонично и деструктивно, т.к. рано или поздно оно приводит человека к разрыву социальных связей, к утрате социальности, утрате социальной и индивидуальной целостности (127).

Смысложизненный масштаб проблемы отчуждения позволяет акцентировать её связь с проблемой духовности – бездуховности. Одно из существенных свойств духовности – это смысложизненное беспокойство и тревога. Отчуждение может выполнять провокационную функцию относительно данного качества духовности и опосредованно играть некоторую позитивную роль в мироотношении человека. Но только при условии, если оно выступает на начальной стадии социальной патологии – на стадии отклонений, частичных деформаций. А в крайнем деструктивном проявлении смысложизненные беспокойства и тревога переходят в утрату смысла жизни.

С позиции второго аспекта, например, Г.С. Киселёв, отмечает, что отчуждение есть не столько отчуждение человека от собственной природы, а «…сам человек оказывается собственным врагом, поскольку как природное и социальное (а социальное представляет собой «вторую» природу) существо он противостоит себе как существу духовно-телесному, целостному. Такому человеку всё больше начинает противостоять его собственная природно-социальная сторона (наряду с объективированными результатами его социальной деятельности)». (68)

Отчуждение есть, пишет Э.В.Ильенков, «…феномен, возникающий внутри совокупности общественных отношений между реальными индивидами, классами таких индивидов. Отчуждение тут – это отчуждение людей от людей».(58)

Таким образом, исторически сложившаяся в философии внутренняя дихотомия самого термина «отчуждение», вытекающая из немецких entfremdung – «отдаление», «отрыв» и anomie- «отклонение от закона», предполагает в первом случае наличие интерсубъектных отношений, когда личность чувствует свою разобщённость с другой личностью, группой или общностью в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, вплоть до враждебности. Во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание закона (в широком смысле), т.е. как отрицание норм морали, жизненного уклада, социально - одобряемых целей. Эти два значения понятия оказались основными и относительно самостоятельными в направлении социологических, психологических и социально-психологических исследований на Западе.

В философско-социологической литературе, затрагивающей проблему отчуждения, главное внимание уделяется макросоциальным процессам: отчуждению самой деятельности человека, выходящим из процесса труда обеднённым и опустошённым; отчуждению от рабочих условий и результатов его труда (80). Для нашей темы важна субъективная сторона: то, как эти социальные процессы воспринимаются и переживаются индивидом. Американский социолог М. Симэн выделил шесть социально-психологических модальностей отчуждения:

1) бессилие – чувство своей неспособности контролировать события;

2) бессмысленность - чувство непонятности, непостижимости общественных и личных дел;

3) нормативная дезориентация – необходимость прибегать для достижения своих целей к социально - одобряемым средствам;

4) культурное отстранение – отвержение принятых в обществе и определённой социальной группе ценностей;

5) самоотстранение – участие в действиях, которые не доставляют удовлетворение и воспринимаются как внешняя необходимость;

6) социальная изоляция – чувство своей отверженности, непринятости окружающими.

Эмпирические исследования западных социологов показывают, что именно в сфере труда люди чаще всего испытывают чувство бессилия, бессмысленности и самоотчуждения(21,94,177).

Другой американский социолог К. Эриксон отмечает, что существует два основных источника отчуждения: первый – нарастающая диверсификация (дробление профессий) и всё более узкая специализация трудовых функций; второй – снижение уровня контроля индивида над работой, которую он выполняет (180).

Психологи также как и социологи, прежде всего, исследуют различные аспекты отчуждения личности в условиях современного общества. Это отстранение, замкнутость человека, рефлективный уход от мира, «внутренняя эмиграция», порождающая одиночество. Это и конформность молодёжи как выражение двух тенденций одного процесса идентифицированного человека и отчуждённого мира. Это и отчуждение цели, порождённое ситуацией целевого конфликта, когда индивид оказывается в плену одновременно двух или более целей, одинаково значимых для него, что в свою очередь вызывает у него невротические симптомы. Таким образом, богатство смысловых значений, а также необходимость объяснения сложных, противоречивых связей человека с миром и другими людьми обусловили распространение этого понятия из общефилософского плана в собственно психологический.

В целом при знакомстве с традицией использования понятия отчуждения в психологии можно заключить, что оно применяется, как правило, в двух разных аспектах. Первый - непосредственно заимствуется из категориального аппарата различных направлений философии и социологии. Второй - фигурирует как своего рода житейское понятие т. е. привлекается непроизвольно при описании различного рода феноменов.

В связи с этим важно при характеристике самого понятия отчуждения не утратить его обогащённый философской традицией смысл и вместе с тем раскрыть его значение непосредственно в психологии, отнеся это понятие к тем или иным конкретным феноменам жизни личности.

При анализе процесса отчуждения Абраменкова В.В. говорит о необходимости различения трёх взаимодополняющих планов проявления этого механизма в развитии личности:

1. Онтогенетический план отчуждения выступает как необходимый момент становления личности ребёнка, т. е. благодаря отчуждению ребёнок может увидеть себя глазами другого.

2. Функциональный план. Отчуждение выступает в форме отчуждения того или иного продукта деятельности индивида через оценку значения результата этого продукта для других, а затем для себя. Действия постановки себя на место другого и противопоставления себя другому из непроизвольных становятся произвольными и намеренными.

3. Структурный план. Отчуждение социальных норм, ценностных представлений, установок и переживаний другого человека. Оно начинается с первичного осознания этих норм, ценностей и установок, и тогда поведение индивида из непосредственного становится опосредованным. В ряде случаев это поведение может проявиться в отвержении самих норм и ценностей, в неприятии установок других людей, в отстранении от их переживаний и нужд) (2).

По-видимому, первым из психологов, использовавших понятие отчуждение, был З. Фрейд. Он связывал феномен отчуждения с патологическим развитием личности, для которой социальная культура является чем-то чуждым, враждебным её естественной природе. Самоотчуждение, по Фрейду, ведёт к невротической потере своего собственного Я или деперсонализации. Данная категория просматривается как противостоящий процессу идентификации механизм, который проявляется в зависти и агрессии (167).

В психоаналитической психологии проблема отчуждения встречается также у К.Г.Юнга, Э.Эриксона, К. Хорни, Э. Фромма. Отчуждение ими рассматривается как отстранение, стремление индивида выделится из числа других, закрыться от объекта общения, как защитный механизм личности. А социальная среда изначально трактуется как что-то чуждое естественной природе индивида, поэтому отчуждение есть своего рода норма реакции индивида на среду. Источником отчуждения, как правило, является давление, исходящее из внешнего мира (7, 81, 166, 168, 169, 171,181,184).

Вслед за Фрейдом Э. Фромм, включив понятие отчуждения в научный оборот, существенно расширил сферу его применения. Согласно Э. Фромму, отчуждение выступает в пяти ипостасях:

1) как отчуждение от ближнего;

2) отчуждение от работы, дела;

3) отчуждение от потребности;

4) отчуждение от государства;

5) отчуждение от себя.

Исходя из темы нашего исследования, интересен последний аспект. Отчуждение от себя, по Э. Фромму – это, прежде всего, отношение человека к своему Я как к рыночному товару, который необходимо продать на “личностном рынке” подороже (170).

В гуманистической и экзистенциальной психологии проблеме отчуждения уделяли внимание такие учёные и психологи как К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, Ф.А. Хейниман, К.Ясперс, В. Франкл, А.Валлон.

Отчуждение согласно экзистенциальной психологии – это способ бытия в условиях общественности, в мире повседневных забот. Вся экзистенциальная психология исследует личность через её способность к отчуждению. Теоретики данного направления считают, что между внешним и внутренним Я может быть определённое рассогласование. И в этом смысле мы можем говорить об отчуждении от самого себя, рассматривая этот вид отчуждения как тесно связанный с отчуждением от мира. Отчуждение от мира выступает одновременно и как отчуждение от себя.

Отчуждение – это поглощение повседневностью. Человек хочет быть не только каждым, но и самим собой. По его мнению, при анализе своих поступков человек должен исходить из одного критерия: сохраняет ли он в них свою самобытность, не приносит ли на алтарь социальных норм свою самобытность (136,140,153,193,194).

В отечественной психологии также существует ряд направлений, в которых рассматривается проблема отчуждения. Отчуждение — органичное для русского языка поня­тие. В. Даль: 1) отчуждать — значит, делать чужим, чуж­дым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться - быть отчуждаемым, становиться как бы чужим; 3) отчуж­дение — действие обособления. В отечественной психологии до недавнего времени выделялась не проблема отчуждения, а проблема обособления. Соответственно, личность рассматривалась с позиций присвоения ею материальной и духовной культуры, накопленной человечеством в ходе исторического развития (уподобление одного индивида другому). И как обратный процесс, с позиций сохранения, отстаивания присвоенной духовной культуры (обособление индивида от других людей).

Эта идея уподобления нашла своё развитие в теориях, объясняющих развитие личности через «присвоение» материальной и духовной культуры, созданной человечеством (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).

У С.Л. Рубинштейна встречаем: «Отчуждённый человек – это человек вне контекста бытия, не способный соотнести себя с ним, не способный двигаться в нём (бытии), определять перспективу собственной жизненной судьбы. Это нецеленаправленный, слабый, неустойчивый «маленький человек» (137). С.Л. Рубинштейн полагает, что источником отчуждения может быть и самое Я – недостаточная активность личности, ведущая к невозможности самореализоваться, найти своё место в мире. Этот момент на теоретическом уровне фиксируется единством природы отчуждения от мира и от себя. Таким образом, Я может быть не только объектом отчуждения, но и одновременно и его причиной.

Одной из причин возникновения этого отчуждения является то, что личность в процессе своего существования может быть включена в различные социальные отношения, регуляторы (нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Характерным примером подобного рассогласования является то, что личности одни значимые люди прививают одни общественные ценности, другие – свои и, чаще всего, отличающиеся. Если эти ценности значительно отличаются друг от друга, то приводит к внутриличностному конфликту и затем к отчуждению.

Л.С. Выготский показал, как «через других мы становимся самим собой», доказывая, что «вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому, что функция является первоначально социальной. Это – центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения»(132)

В контексте культурно-исторической психологии понятие отчуждения может быть определено как проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы как носители норм, установок и ценностей представлены в сознании субъекта различной степенью противоположности ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери Я).

В отечественной теоретико-экспериментальной психологической литературе отчуждение рассматривают такие учёные, как К.А. Абульханова – Славская, В.В.Абраменкова, В.С.Мухина, А.В. Мудрик, А.В.Петровский и другие (1,4,6,24,57,71,72,82,83,107,110,121,159). Они исследуют развитие личности обусловлено не просто внешними обстоятельствами, а внутренне детерминировано, что позволяет ему стать хозяином судьбы.

Мухина В.С. подчёркивает, что механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление, а частный случай обособ­ления — отчуждение. Обособиться — отдели­ться, выделиться из общего целого; занять особое положе­ние. Обособление - это отстране­ние, стремление индивида выделиться из числа других, за­крыться от объекта общения. Обособление есть непосред­ственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления. При этом, автор подчёркивает, что идентификация и обособление рассматривают­ся как диалектически связанные механизмы, по своей глу­бинной сущности находящиеся в единстве и противопо­ложности.

Объективно идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности (121).

Обособление индивида в процессе общения с другими людьми на социально приемлемых началах даёт общающимся возможность сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства, творить свою личность. Обособление не может функционировать без включения личности в социальное окружение, где, по мнению А.А. Бодалева, происходит общение личности с другими людьми (24).

И.С. Кон считает, что «личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им. Но во всех этих случаях при определении своего «Я» социальные роли как бы служат для личности точкой отсчёта(72).

К.А. Абульханова – Славская делает вывод о причинах возникновения отчуждения у детей. В структуре сознания детей нет чётких нравственных норм, что толкает их на путь конформизма, то есть стремления угадать, чего хочет, ожидает от них взрослый. Если ребёнок сталкивается с нравственными противоречиями, исход бывает различным: либо активизируются и его интеллект, и нравственная сфера, либо все эти показатели блокируются. В первом случае речь идёт об идентификации, во втором – об отчуждении (2).

Таким образом, большинство авторов отмечает, что как категория, предполагающая описание нравственной сферы личности, отчуждение представляет собой понятие, несущее в себе свою противоположность и при определённых условиях оборачивающееся своей другой стороной. Отчуждение человека, когда объектом выступает социальная группа или общество, и отчуждение самим человеком норм этого общества есть две различные стороны процесса, представляющие собой самостоятельные линии научного анализа.

Если принять за точку отсчёта самого субъекта, то его полная центрированность на собственном Я является одновременно отчуждением от других и может проявляется в эгоцентризме, эгоизме, негативизме. Если же мы говорим об уподоблении другому человеку, проникновении в его внутренний мир, эмпатии, уподоблении ему, это означает, что при этом субъект отчуждён в той или ной степени от собственных нужд.

Естественно, гиперболизация какой-то стороны двуединого процесса идентификации – отчуждения может привести к патологической однобокости личности: или её полной растворённости в окружающем, когда личность подобно жидкости, способна принимать любую форму любого сосуда, полностью утрачивая своё лицо, или же другая крайность – неприятие, отрицание, «тотальное отчуждение», эгоизм.

Очевидно, что движение по оси «идентификация - отчуждение» замыкает нас в рамки дихотомии: либо – либо. Получается: чем больше идентификации, тем меньше отчуждение и наоборот.

Вместе с тем, безусловно и другое: отчуждение необходимо, когда нужно увидеть что-то другими глазами, посмотреть на ситуацию, например, взаимодействия субъекта как бы сверху, отстранённо. Тогда идентификация – отчуждение не означает погружения ни в собственное Я, ни в Я другого человека, а выход за пределы поля общения и взаимодействия с ним. В данном случае, отчуждение превращается в способность субъекта встать над ситуацией, а не находится внутри неё. Кроме того, возникновение отчуждения как способности выйти за пределы как собственного Я, так и Я другого человека связано со сменой позиции и совместной деятельности. Как показали исследования Ж.Пиаже, а затем Д.Б. Эльконина, преодоление детского эгоцентризма не есть идентификация ребёнка с другими носителями различных точек зрения, а соотнесение этих мнений благодаря отношению к собственному мнению как к «чужому», выработка новой позиции (122).

Шнейдер Л.Б отмечает, что в нормальном состоянии человек в меру и идентифицируется, и в меру отчуждается, т.е. человек включен в оба процесса - идентификации и отчуждения. В силу активизации первого изменяется величина второго. Равная включенность, баланс процессов идентификации и отчуждения, по мнению Л.Б. Шнейдер, порождает устойчивую идентичность(179).

Ю. А. Александровский рассматривает психологический комплекс средового отчуждения как универсальную форму реагирования в условиях средовой дезадаптации человека, не имеющего возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него. Осознание своей некомпетентности побуждает его к переходу к защитным формам поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношениях с окружающими, снижению уровню социальных притязаний. Расстраивается чувство положения среди себе подобных, способность соотносить свои поступки с нормами, принятыми для разных групп, изменять способ поведения в зависимости от жизненных ситуаций, планировать отдалённую жизненную перспективу(8).

Источником такого средового отчуждения становится психическое напряжение, порождённое расстройством средовой адаптации. Это напряжение достигает пределов стрессовой и экстремальной выносливости личности и сопровождается чувством разочарования.

Алмазов Б.Н. изучил динамику средовой дезадаптации, которую мы можем рассматривать как динамику отчуждения (9):

Первая стадия компенсаторно – защитного поведения – «компенсаторно – уступчивая». Её основная особенность состоит в том, что напряжение снимается благодаря дезактуализации главной цели. Вместо того, чтобы концентрировать усилия на достижении успеха в деятельности, человек не чувствуя себя способным удержаться наравне с другими, переориентируется на ценности более общего или параллельного порядка. Например, не обладая достаточной компетентностью профессионал добивается признания демонстрацией таких человеческих качеств, как услужливость, уступчивость, поддерживает услужливый тон с людьми, которые ему не симпатичны. Нередко ни сам адаптирующийся, ни окружающие не воспринимают такое поведение как проявление психической дезадаптации.

Вторая, «конфликтно - демонстративная» стадия наступает, если бесконфликтная форма приспособительного поведения не обеспечивает личности положения приветствуемого члена микросреды и он остаётся в положении аутсайдера. Его компенсаторные возможности начинают истощаться. Нормативные установки, которым он обязан следовать, подвергаются критической переоценке, он делает попытки выйти из – под их влияния.

Пока ещё поведение личности не связано со стремлением изменить социальные диспозиции: он продолжает внутренне причислять себя к той среде, в которой находится, и в его поступках преобладает стремление занять в ней достойное положение. Да и само такое поведение, как правило, имеет смысл для неё лишь при свидетелях, т.к. главное при этом – не достижение какой-то определённой цели, а реакция окружающих. Подспудное желание быть замеченным, заявить о своём неблагополучии даёт своеобразный выход фрустрационному напряжению в ответ на «несправедливое» и «негуманное» отношение. Такая форма поведения даёт возможность испытать действенность нормы и подготовиться к перестройке социальных диспозиций личности, которая позволила бы радикально изменить ситуацию.

Третья стадия – состояние внутренней средовой изоляции. Будучи не в силах изменить обстоятельства в свою пользу, личность из чувства самосохранения начинает отрицать релевантную значимость требований, заложенных в ожиданиях окружающих. С этого момента мотивообразующая сила нормы начинает быстро уменьшается. Перестав причислять себя к коллективу, куда она продолжает формально входить, личность испытывает внутреннее облегчение, так как теперь можно без ущерба для себя пренебречь порицанием и осуждением.

В структуре личности моральное отчуждение можно охарактеризовать совокупностью нескольких компонентов: аффективным, волевым, когнитивным, конативным.

1. Аффективный компонент представляет собой отсутствие эмоционального участия в проблеме, ситуации другого человека, группы, общества. Это неспособность к привязанности и любви, холодность, отвержение себя и других, что проявляется в феноменах неконгруэнтности, неприязни, враждебности, дисгармоничности. В свою очередь может репродуцироваться в субъективных переживаниях – чувстве одиночества, отверженности, дистантности, обособленности, изоляции, потере собственного Эго.

2. Волевой компонент. Очень часто в разных формах отчуждения проявляются все формальные качества воли. Отчуждение часто возникает и развивается в конфликтах и борьбе между требованиями подчинения социальным нормам морали и имеющимся у человека желаниями. Эта ситуация требует наличия таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев – инициативность и смелость. Вместе с тем, моральное отчуждение часто отражает неспособность индивида адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия своих действий, справиться с эмоциями.

Волевой компонент морального отчуждения связан с проблемой силы воли, которая проявляется в способности личности управлять своим поведением в состоянии отчуждения.

3. Когнитивный компонент есть отсутствие общности гностических интересов, безразличие или отрицательная оценка когнитивной деятельности другой личности. Уход от контактов при отсутствии поддержки гностических интересов других продуцирует переживание отчуждённости, возникновение смысловых барьеров, т.е. непонимание людьми друг друга. Несовпадение смыслов, высказываний, просьб и т.д. создаёт препятствия для взаимодействия людей. Наиболее выражены смысловые барьеры во взаимоотношениях учеников с учителями и родителями. При этом ученики понимают правильность требований взрослых, но не принимают их, если эти требования игнорируют их взгляды, ценности, стремления.

4. Конативный компонент есть проекция морального отчуждения личности на её поведение в обществе. Существуют разные модели поведения при отчуждении. Условно их можно разбить на несколько групп в зависимости от внутреннего восприятия личности окружающей её действительности и её отношение к миру и к себе.

А) сомнение личности в самом существовании нравственного мира, в его познаваемости и в передаваемости нравственных ценностей. В результате отход от общепринятых моральных норм, который осуждается общественностью в разной степени. Здесь приемлемы:

- агрессивные формы поведения

- проявления алчности и нечестности (н-р, взятка, утаивание ценностей)

Для людей, которые сомневаются в самом факте существования морали, никакие её нормы не являются преградой. Они склонны самовольно расширять границы дозволенного ради достижения своих целей.

Б) Внутреннее оправдание абсолютной свободы индивидуального желания, своевольного каприза. Это проявляется таких моделях поведения, как тунеядство, акты жестокости, насилия. Из бунта против морали, которую они считают ограниченной, лицемерной, обывательской, вырастает тотальная тенденция контрэтической ориентации человека в мире, из него рождается циничный нигилизм (93,95).

Представляется возможным определить типы морального отчуждения:

1. Конструктивное отчуждение. В определённой степени отчуждённость является частью нормального отношения человека к миру, т.е. необходимым условием возможности созерцания, размышления, изучения – всего процесса духовного производства. Оно необходимо, когда нужно увидеть что – то другими глазами, посмотреть, например, на ситуацию общения и взаимодействия с другими как бы сверху, отстранённо. Т.е. это способность субъекта встать над ситуацией, а не находится внутри неё. Такая «психологическая дистанция» особенно необходима при выработке объективной позиции в процессе познания и при сохранении собственной закрытости от травмирующей среды.

Познать что - то и взаимодействовать с чем - то можно, только полагая это познание только в отчуждении от субъекта, т.е. в объективной форме. В таком понимании историческое явление исторически отчуждает человека от его природной сущности. Стало быть, сам по себе этот процесс необходим и до определённых пределов нормален(143).

Часто это уход человека из общества в свою внутреннюю, нравственную жизнь как способ сохранения себя как нравственно существа в деморализующих человека условиях. Борясь за моральную чистоту, личность считает, что будущее человека должно вытекать из доброй воли и воплощаться в исполнении долга. Этот тип отчуждения способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности. Для него характерна определённая изолированность, уход в себя становится главной формой отношения к окружающим.

2. Деструктивное отчуждение – это тот разрушающий механизм, который является силой, противостоящей кому–то или чему-то. Это что–то чуждое и враждебное человеку. На практике оно проявляется от недисциплинированности до крайнего индивидуализма, от необщительности до правонарушений.

3. Явное отчуждение – это такие виды межличностных отношений, как дистанцирование и деструктивность. При дистанцировании чувство собственного бессилия может быть преодолено путём ухода в себя, отчуждённости от других, которые воспринимаются как внешняя угроза.

Деструктивность – это активная форма отчуждённости; потребность разрушать личность другого возникает из страха быть разрушенным этим другим. Поскольку отчуждённость и деструктивность – пассивная и активная форма одного и того же типа отношений, они часто сочетаются в разных пропорциях. Эти формы взаимоотношений предполагают уединённость, отсутствие контактов с людьми. Они основаны не на ожидании получения благ из внешних источников, а на приобретении этих благ путём накопления и недопущения расточительства. Любые близкие контакты с внешним миром воспринимаются как угроза. Проблема отношений с окружающим миром решается таким человеком через отчуждённость от него, либо, если он воспринимается как представляющий слишком большую угрозу, путём разрушения его.

4. К скрытому отчуждению относится внутреннее духовное непринятие других, общества, мира. Внешне оно может никак не проявляться. Это внутреннее неприятие мировой данности, это отталкивание обыденности, внутреннее отвержение морали внешне никак не проявляется и приносит личности чувство одиночества и страдание (132).

Таким образом, теоретический анализ подходов к пониманию проблемы отчуждения показал, что:

1. Отчуждение – это потеря человеком чувства собственной субъективности в общении со значимыми другими, потеря идентичности, а также разъединение с самим собой и своим психическим опытом. Быть отчуждённым (позиция самоотчуждения) - это значит ощущать неполноту, ограниченность, ущербность своего «Я», что сопровождается негативными эмоциями.

2. В тоже время отчуждение – это феномен, несущий позитивные личностные и социальные функции. Отчуждение, являясь механизмом социализации, персонализации, самоопределения, позволяет человеку анализировать свой опыт и в дальнейшем его присваивать, управлять самим собой, заново «обретать» себя, свою идентичность.

3. Отчуждение – это разноплановое, динамичное явление, имеющее определённую структуру.

4. Отчуждение – это одна из сторон двуединого процесса идентификации - отчуждения. Усиление какой-то одной стороны этого процесса может привести к однобокости личности: или личность теряет своё лицо, или же другая крайность – неприятие, отрицание, тотальное отчуждение.

 

Date: 2015-11-14; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию