Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы сексуального влечения личности





 

Важность исследования сексуальности определяется тем, что это одна из наиболее значимых сфер жизни человека (Ананьев Б.Г., Бехтерев В.М., Васильченко Г.С., Дарвин Ч., Демокрит, Кон И.С., Кречмер Э., Мясищев В.Н., Платон, Рубинштейн C.JI., Фрейд 3., Фуко М., Фельдштейн Д.Н., Реан А.А., Безруких М.М. и др.). Биологический аспект сексуальности как проявления репродуктивной функции заключается в том, что она обеспечивает постоянное сохранение человека как вида. В той или иной степени с сексуальностью связаны основные потребности человека. Поэтому ее проявления и нарушения имплицитно затрагивают не только узкую область биологической репродукции, но и всю среду человеческого существования.

Секс – понятие, которое включает в себя все аспекты жизни человека: биологию и генетику пола, анатомию, физиологию, половое поведение, половые отношения, половую практику, половое развитие, совокупность психических и эмоциональных реакций (установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения). Человеческая сексуальность и любовь – синонимы. Любовь удовлетворяет основные психологические потребности человека: в общении, в желании любить и быть любимым, восхищаться и быть объектом восхищения, испытывать родство и единство тел и душ, в реализации сексуальных желаний. Термины «сексуальное желание» или «половое влечение» в специальной литературе часто заменяются понятием «либидо» [44, с. 62].

Либидо - желание, влечение. Этот термин был введён А. Моллем в 1898 году, а в дальнейшем заимствован З. Фрейдом и другими психоаналитиками. В «либидо» Молль выделил два компонента: 1) стремление к прикосновению, побуждающее к физическому (объятья, поцелуи) и духовному общению с другим человеком (в нормальных условиях – с особой противоположного пола); 2) стремлению к расслаблению – оргазму [53, с. 246].

Говоря о теориях сексуального влечения, нельзя не остановиться на теории З. Фрейда, который создал новую, революционную концепцию личности в начале ХХ века. Фрейд считал секс основой мотиваций человека. Он впервые показал роль человеческой сексуальности, ее влияние на всю жизнь человека, и основополагающее значение либидо – психической энергии влечений, связанной с любовью. В теории Фрейда личность человека и его психика включают три главных компонента: ид, эго и суперэго [47, с. 23].

«Ид» (оно) - состоит из либидо и агрессии. «Либидо» – психическая энергия, которая исходит из ид и является преимущественно сексуальной. «Ид» – «это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии, требующей немедленного удовлетворения. Оно считается глубоким компонентом души, собственно бессознательным… Единственное, что им управляет, это принцип удовольствия». Два врожденных инстинкта жизни (эрос) и смерти (танатос) оказывают влияния на решения, принимаемые человеком [49, с. 58].

«Либидо» как энергия эротическая противостоит разрушительным силам влечения к смерти. Энергия «либидо» может трансформироваться. Если сексуальные желания, проходя через сознание, отвергаются им, то они вытесняются и трансформируются в различные неврозы (З. Фрейд считал секс главной причиной всех разновидностей неврозов и нервных расстройств) либо сублимируются, то есть энергия либидо используется в другой области, например, творческой. «Эго» – сознательная часть психики, связанная с ид. Эго подавляет опасные требования ид. Подавление – процесс, исключающий неприемлемые желания, мотивы, мысли, воспоминания из сознательной сферы, но сохраняет их на подсознательном уровне. «Суперэго» – это совесть человека, способность отличать добро от зла, нравственное от безнравственного. Оно отвечает за принимаемые человеком решения. «Ид» сосредоточен на удовлетворении, эго – на реальности, «суперэго» – на идеальном. Конфликтуя между собой, эти три составляющие нашего «Я» формируют личность человека [50, с. 21].

В дискуссии о модели сексуальности основной акцент делается не на разграничении врожденности или приобретенности сексуальной мотивации, а на то, представляет ли собой сексуальная мотивация состояние с постоянно накапливающейся «движущей» энергией или же состояние предрасположения к реагированию определенным образом на определенный раздражитель.

Существует также несколько концепций сексуальности:

1) узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения и чувственной разрядки;

2) более широкая, согласно которой сексуальность представляет собой (кроме источника разрядки сексуального напряжения) источник удовлетворенности в связи с удовлетворением других психических потребностей (например, лидерство);

3) наиболее широкая, трактующаяся сексуальность в категориях редукции сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создания связи с другим человеком [51, с. 65].

Эти концепции соответствуют трем подходам к проблеме сексуальности: биологическому, психологическому и психосоциальному. Предпринимаются также определенные усилия в направлении создания социальной теории сексуальности в тесном сотрудничестве с другими научными дисциплинами и на основании теории общества.

Такая теория должна была бы объяснить социальные механизмы, определяющие различные формы сексуального поведения, а также социоэкономические и социокультурные механизмы, способствующие появлению сексуальных расстройств. Кроме того, она должна была бы выявить механизмы перехода общественных противоречий на индивидуальные механизмы социализации сексуальной потребности, а также механизмы, на основе которых сексуальные фрустрации становятся причиной агрессивного и деструктивного поведения.

После выяснения патогенности социальной системы можно будет создать оптимально социальную модель сексуальности, то есть на социальном уровне предупреждать развитие многих сексуальных расстройств.

При обсуждении вопросов сексуальности человека довольно часто употребляют термин сексуальное влечение. Сексуальное влечение — это избирательное состояние готовности принять партнера с учетом его половой принадлежности. В целом же под термином «половое влечение» понимают мотивационные факторы, обусловленные биологической структурой организма и обеспечивающие такие формы поведения, цель которых — удовлетворение определенных потребностей организма. Сексуальное влечение является одним из основных факторов, побуждающих людей к интерперсональным контактам и связям. Изучение различных форм поведения показало существование обобщенной модели «пусковых механизмов», действующих в направлении сближения особей разного пола. Сущность сексуального влечения не может быть выражена в биологических или психологически гедонистических категориях. Эволюционные концепции не могут разъяснить, как в процессе эволюции возникает «сексуальное сознание». Теологические концепции объясняют смысл и цель жизни (в том числе и сексуальности) посмертным вознаграждением.

Психоаналитические концепции (Ференца, Фромма и др.) объясняют смысл и цель сексуального влечения категориями стремления к возвращению утраченного единства с окружающей средой, однако смысл и цель этого неподвластны сознанию человека. Подобное же содержание, хотя и в скрытой форме, заключается и в других концепциях, например, в тантризме в индийской философии. Бихевиористские концепции, несмотря на то, что они повсеместно принимаются для объяснения причин сексуальных расстройств и их лечения, также не могут объяснить сущность сексуальности и сексуального влечения. Исследуя различные формы сексуального поведения человека и выясняя даже причины этих форм поведения, они не дают ответа на вопрос об их смысле и ценности и о чем они свидетельствуют у человека [52, с. 114].

Общественное происхождение в исторической эволюции сексуального влечения позволяют рассматривать его в рамках различных категорий ценностей.

Этими ценностями являются:

- витальная, рассматриваемая в аспекте здоровья и энергетическом;

- культурная, сформированная историческими традициями;

- моральная, то есть относящаяся к этической и правовой системам;

- личностная, связанная со знанием человека о самом себе и о различном значении отдельных форм сексуальной активности [46, с. 90].

Иерархия ценности сексуального влечения для человека меняется в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, от индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженность сексуальной потребности), а также от возраста. Кроме того, она зависит от степени выраженности других потребностей, интересов и богатства внутреннего мира, например, от стремления к власти, лидерству, которое, будучи выраженным достаточно сильно, может изменить иерархию ценностей в ущерб сексуальной потребности. Определенное влияние на ценность сексуального влечения оказывает весь комплекс социальных перемен происходящих с личностью, а также колебания в сфере оценки других ценностей, связанных с сексуальностью, таких, как здоровье, успех, удовлетворенность жизнью.

Сексуальное влечение является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, который формируется уже в рамках жизненного опыта; в целом же сексуальное влечение обусловлено интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов.

Сексуальные расстройства возникают тогда, когда эта врожденная функция подвергается затормаживанию или деформации, либо находится в состоянии крайней дисгармонии с остальными сферами личности. В этом смысле сексуальность следует рассматривать как недифференцированную силу, находящую выход в формах, определяемых психосоциальными и культурными факторами. Сексуальность является основой активности не только направленной непосредственно на сексуальное удовлетворение, но и обусловливает многие другие формы поведения, хотя они и не приводят к сексуальным контактам.

Сексуальное влечение является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром; трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой зависят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, модифицируя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства из двух лиц противоположного пола [38, с. 16].

Сексуальное влечение имеет большое значение в межчеловеческих отношениях. Филогенетическая эволюция благодаря развитию речи (в качестве второй сигнальной системы) и культуры обусловила существенные отличия сексуальности человека от сексуальности животных. Однако они по-прежнему сохраняют общие биологические черты, лежащие в основе двух функций — репродуктивной и коммуникативной.

В этом смысле половая связь с психосоматической точки зрения выражает увлеченность, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение. Обнаженность в свою очередь обозначает искренность, доверие и преданность. Поскольку привязанность, близкий контакт, доверие и безопасность являются универсальными потребностями человека, их элементы желательны в любых межчеловеческих отношениях, в том числе сексуальных. В сексуальном контакте имеется также определенная двузначность коммуникации в компоненты амбивалентности, такие как беззащитность, открытость, зависимость и др., и лишь существующие параллельно мета-сигналы объясняют истинное значение сигнала. В этом смысле сексуальное влечение становится не столько источником «изолированного» наслаждения, сколько средством выражения сущности любовных отношений. Если это так, то сексуальная связь может приобрести более глубокое значение, не ограничиваясь лишь предоставлением временного удовлетворения. Культивирование именно таким образом понимаемой коммуникативной функции сексуального влечения создаст условие для развития межчеловеческих контактов и связей и для их большей гуманизации. Сексуальное влечение является средством, а не целью, может выражаться в мастурбационной активности или приобретать форму опытности и спонтанной связи в древнегреческом понимании, определяющем ее в метафизических категориях, с помощью которых формируется смысл существования человека. Сексуальный экстаз является предельным выражением эротической связи между людьми. Он, в частности, характеризуется сознанием существования «вне себя» и переживанием чувства единения со вселенной. Поэтически это можно определить как соприкосновение с вечностью [38, с. 17].

Сексуальная потребность подвержена эволюции в процессе онтогенетического развития, в соответствии с биологическими законами, относящимися к возрасту человека, хотя при этом большую роль играют психические и социокультурные факторы. Для удовлетворения сексуальной потребности большое значение имеет степень ее интеграции с потребностью в эмоциональном контакте. У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологические механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако осознание сексуального влечения, как и принадлежность к определенному полу, половая роль и направленность сексуальной потребности определяются главным образом под «влиянием средовых факторов. На развитие сексуальной потребности большое влияние оказывают также психологические особенности личности, прежде всего потому, что в процессе ее развития они возникают раньше. Они формируются с момента рождения и к наступлению периода созревания достигают определенной степени зрелости. На них наслаивается резко возрастающая в период созревания сексуальная потребность. В зависимости от того, какие ценности отражают черты личности, на которые «наслаивается» сексуальное напряжение, человек ведет себя в сексуальной жизни тем или иным образом [20, с. 41].

Из сказанного следует, что окончательные формы сексуального поведения человека создаются сексуальной потребностью, представляющей собой, прежде всего, фактор динамический, а также чертами личности, придающими тот или иной характер выражению сексуальности. Не существует никакой «природы» сексуальной потребности, предопределяющей ее поли - или моногамность. Это зависит, прежде всего, от несексуальных тенденций к перемене и новым впечатлениям, от характера переживаемых чувств и степени их интеграции с сексуальной потребностью, от конкретной жизненной ситуации, степени выраженности сексуальной потребности, уровня развития интеллектуально-эмоциональных сдерживающих механизмов, а также от возможности регулярно удовлетворять сексуальную потребность с эротически привлекающим партнером.

Сексуальное влечение человека настолько тесно связано с его психологическими особенностями, что не рассматривается изолированно, в качестве самостоятельной функции. Для обозначения развития личности, функционирующей под влиянием собственной сексуальности, используется термин психосексуальное развитие. Это понятие не ограничивается только сексуальными ощущениями и поведением самим по себе, и оно не является синонимом либидо в том широком смысле, который вкладывал в него З.Фрейд.

Психосексуальное развитие — один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Из множества свойств личности, различающих мужчин и женщин, для сексологии важнее всего коммуникативные и эмоциональные качества. При всех индивидуальных и культурно-исторических вариациях мужской стиль жизни чаще бывает предметно-инструментальным, а женский — эмоционально-экспрессивным. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно и более соревновательным и конфликтным, чем женский. Какие бы культурные среды ни рассматривались, мужская сексуальность выглядит более агрессивной, напористой, инструментальной, экстенсивной, возбудимой и несдержанной. Большая экстенсивность мужской половой жизни означает меньшую эмоциональную вовлеченность и психологическую интимность [38, с. 26].

Г. Айзенк констатирует тесную зависимость сексуального влечения от типа личности. По его данным, экстраверты раньше интровертов и амбивертов начинают половую жизнь, чаще имеют сексуальные контакты, с большим числом партнеров и в более разнообразных формах; они придают больше значения эротической любовной игре, быстрее привыкают к сексуальным стимулам и больше ориентированы на смену партнеров, ситуаций.

Экстравертам легко дается сближение с лицами противоположного пола, они более гедонистичны, получают больше удовлетворения от своей сексуальности и не испытывают в связи с ней тревог или сомнений. Сдержанные и заторможенные интроверты тяготеют к более индивидуализированным, тонким и устойчивым отношениям, что часто сопряжено с психологическими проблемами и трудностями. Лица, страдающие психозами, имеют высокие показатели по либидо и маскулинности, предпочитают безличную половую жизнь, переживают сильное половое возбуждение и не признают никаких социальных и моральных ограничений.

Однако они редко удовлетворены своей половой жизнью и часто склонны к девиантному поведению, включая групповые сексуальные отношения, их установки отличаются грубой биологизацией пола в противоположность романтическим ценностям [52, с. 169].

Таким образом, сексуальное влечение — это избирательное состояние готовности принять партнера с учетом его половой принадлежности. Сексуальное влечение является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др.

Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, который формируется уже в рамках жизненного опыта; в целом же сексуальное влечение обусловлено интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов. На развитие сексуальной потребности большое влияние оказывают также психологические особенности личности, прежде всего потому, что в процессе ее развития они возникают раньше. Они формируются с момента рождения и к наступлению периода созревания достигают определенной степени зрелости. На них наслаивается резко возрастающая в период созревания сексуальная потребность. В зависимости от того, какие ценности отражают черты личности, на которые «наслаивается» сексуальное напряжение, человек ведет себя в сексуальной жизни тем или иным образом.


Date: 2015-11-14; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию