Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Традиционные формы досуга Германской империи в художественной литературе Германии





Основное содержание и функции досуга. Исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи последней трети XIX- начала XX веков.

B конце XIX - начале XX веков ученые все чаще обращаются в духовную область человеческого бытия, к культуре, возникшей еще в Афинах, Иерусалиме и Риме. Сейчас многие говорят о том, что философское понимание природы, общества и человека не может быть сколько-нибудь полным без осмысления всего многообразия духовной культуры. Совершенно недостаточно того, что делают в этой области историки, этнографы, антропологи и религиоведы. Опыт прошлого должен быть заново пережит, его нельзя изучить заочно, как, скажем, нельзя изучить живопись, не видя ее, или музыку - не слыша ее.

B этой связи возрастает роль изучения прошлого историко- культурологическими методами, которые позволяют исследовать сферы, предметом изучения которых являются различные процессы, имеющие в обществе материальные, социальные, морально-политические, художественные и другие проявления. Одна из задач историко-культурологического исследования - изучение форм досуга, закономерностей его развития, принципов функционирования и взаимосвязей различных форм досуга.

Мы не даем полный анализ развития понятия «досуг», поэтому проведем обзор основных подходов к его определению. Слово «досуг» в русском языке начинает употребляться в XV веке. Удивительно, что выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века. Досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

B свою очередь, западные научные термины имеют сходное происхождение: от латинского слова «licere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходит французское «loisir» (свободное время) и английское «leisure» (свобода в выборе действий). «Schole» в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное от обязательных занятий. И предназначалось оно для поиска себя, самопознания, приобретения опыта.

Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для эпохи первобытности досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для современных людей - четвертое.

Примечательно, что греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, потому что это была творческая работа, а так работать мог только свободный гражданин. Достаточно глубоко проблему досуга и свободного времени рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятия и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но еще предпочтительнее - наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т.п. Досуг - не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философским умосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии»[25].

В подтверждение досуга как свободной деятельности, которая рассматривалась в качестве высшего проявления человеческого духа, можно привести слова Цицерона: «Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»[26].

Досуг воспринимался греками как не менее, если не более возвышенная сфера жизнедеятельности, нежели война или политика, поскольку осмысливался как сфера созидания древнегреческой культуры. Но досугу древние греки не придавали сакрального значения, он был ясно и четко отделен от религиозной жизни. Само градоустроение полиса, ориентирующее граждан на творчество, участие в социально значимых общественных мероприятиях, празднествах с непременными театральными представлениями, всегреческими или местными спортивными играми, вроде наиболее известных нам Олимпийских, посещение палестры и гимнасии, занятий философских школ, сопровождавшихся теоретическими спорами и размышлениями - все это носило характер светской деятельности. Она воспринималась как деятельность свободного, то есть реализующего свои цели субъекта, мыслилась как творчество, обозначавшееся терминами «chretis» или «pracsis», подразумевающими, прежде всего, духовную деятельность: философию и свободное искусство как воплощение личного замысла в творчестве.

Досугом в его концентрированном выражении для древнего грека был пир, поскольку и внутри божественного бытия олимпийского пантеона был пир, где боги пили дарующий бессмертие нектар; но он не сводился к застолью, ибо просвещенные афиняне во время пира предавались симпосиям - высокоумным беседам о возвышенном и божественном, философским беседам[27].

Римляне отходят от идеальных представлений о досуге, которые были свойственны грекам, но на первое место у них был поставлен именно труд, а не досуг. Досуг же стал рассматриваться как время, свободное от работы, продолжал ассоциироваться с творчеством, но интеллектуальная деятельность оставалась прерогативой только свободных людей, как граждан, так и освобожденных рабов-интеллигентов, и этой деятельности необходимо учиться долго и упорно. Именно к этому призывал Сенека: «Добьемся же, чтобы время принадлежало нам». Формировался круг людей, занимающихся «...культурной, научной, педагогической деятельностью, для которых эта деятельность была основной. Это актеры, педагоги, риторы, грамматики, литераторы»[28].

Шопенгауэр А., называл досуг высшим проявлением человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я»[29]. Саморазвитие личности связывалось непосредственно со свободным временем.

Само понятие «свободное время» происходит от латинского «Нсеге», что означает «быть свободным». Появление этого термина происходит в XIV веке. Именно тогда происходит индустриальная революция. Рабочие должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Однако к 1870 году более современные технологии и профсоюзы привели к уменьшению рабочих часов и разрешению двух официальных выходных - субботы и воскресенья.

Появление доступного транспорта позволяет рабочим путешествовать в свое свободное время. Рабочие начинают активно копить свои денежные средства, чтобы отправиться в отпуск.

Карл Маркс называл свободное время важнейшей ценностью человека: «Свободное время, представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства»[30].

В своем труде «Капитал» К. Маркс раскрывает сущность свободного времени: «...свободное время, это время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, - как угодно»[31].

На основании указанных трактовок понятий свободного времени и досуга виднейшими представителями передовой мысли различных эпох истории человечества можно говорить о значимости этих понятий в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Значимость досуга мы можем встречать в работах мыслителей древности. Как современное понятие досуг, обозначающий свободное от работы время, начинает формироваться в период индустриализации общества. И этому есть логическое обоснование.

Для того чтобы досуг появился и развивался, необходимо создать определенные условия. В качестве наиболее существенных из них современные исследователи Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников отмечают следующие два:

во-первых, общество должно перестать управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей;

во-вторых, деятельность, с помощью которой человек может заработать себе на жизнь, должна стоять в стороне от других ее видов, чтобы можно было бы отделить ее от свободного времени[32].

Благодаря этим условиям, досуг и труд, досуг и учебное время становятся разделенными. Общества смогли увеличить свободное время, благодаря увеличению производительности труда. И.Я. Биск дает развернутую характеристику этому термину: «Под историей быта и нравов понимается уклад повседневной жизни, включающий ряд материальных и духовных сторон, в частности удовлетворение основных жизненных потребностей - в пище, одежде, жилище, культуры, отдых и развлечения, особенности понимания «что такое хорошо, что такое плохо», атмосфера эпохи...»[33].

Таким образом, мы видим, что в литературе встречаются многообразие субъективных представления о категориях свободного времени. Мы будем рассматривать свободное время, как часть внерабочего времени. Свободным временем будет то время, когда она тратиться на самообразование, творчество, досуг. То есть то время, которое человек может расходовать по своему усмотрению в соответствии со своими желаниями, способностями и предпочтениями. По мнению Ж.-Р. Дюмазедье, природа досуговой деятельности зависит от социальной структуры общества и ее требований. Например: обязательное посещение театрального спектакля согласно учебной программе или превращение любительского спорта в профессиональный и т.д. У досуговой деятельности не может быть корыстной цели, такой как получение прибыли, или приобретение каких-либо материальных ценностей. Истинный досуг, по его мнению, это деятельность, не связанная с достижением ни материальных, ни социальных целей, даже если эти цели носят частичный характер, например: презентации, политические, спортивные праздники и т.д. Отмечается возрастание социальной значимости свободного времени, выраженной в его интенсификации[34].

При всем многообразии понятий и определений досуга, он часто ставиться в одну строчку с понятием свободного времени, так в Большом энциклопедическом словаре понятие досуг понимается как свободное время и обозначает «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат времени, одно из параметров качества жизни».

В Словаре русского языка С. И. Ожегова досуг понимается как свободное от работы время (если имеется свободное время)[35].

Анализ показал, что в первобытном обществе не существовало функционального деления времени на рабочее и свободное в силу неразвитости дифференциации деятельности. В античном обществе, разделенном на рабов и свободных граждан, свободное время стало привилегией последних. Досуг вошел в их жизнь как органический элемент и осознавался как время, посвященное не ничего не деланию и не пассивному отдыху, а творческим занятиям, обеспечивающим духовное совершенствование. Такое понимание досуга стало традиционным, хотя само содержание духовного совершенствования получало разную трактовку: в Средние века - религиозно-мистическую, в эпоху Возрождения - элитарно- гуманистическую, в Новое время - просветительскую, ориентированную на сравнительно широкие слои населения и преодоление сдерживающего их духовный рост отчуждения. В наши дни эта традиция получила дальнейшее развитие, в концептуальном осмыслении досуга как части свободного времени наметились следующие варианты:

1) эпистемологический - досуг и свободное время рассматриваются как тождественные понятия, исследуются смысловая, структурная и функциональная составляющие досуга и условия его развития;

2) социологический - досуг рассматривается в качестве синонима свободного времени, как сфера, в которой возможно проявление любой деятельности, связанной с самоопределением личности, как совокупность определенных элементов, противоположных труду и определяющих досуговую деятельность как «свободную и добровольную, предоставляющую возможность творчества» (М. Вебер), а Д. Моркович обозначает как «продукт рациональной организации жизни, детерминированной как экономическими, техническими, так и биологическими факторами... В промышленно развитом обществе свободное время - это периодически появляющаяся фаза как жизни индивида, так и больших и малых социальных групп»[36].


Date: 2015-11-14; view: 690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию