Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты эволюции экологических концепций





В настоящее время очевидна потребность поиска путей выживания и устойчивого развития территорий, согласованного решения экологических, экономических и социальных задач. Важная роль в решении указанных проблем отводится новой отрасли архитектурных знаний – градостроительной экологии. Как самостоятельная научная область она сформировалась в 1970-80-е годы. Значительный вклад в ее становление внесли такие исследователи, как Владимиров В. [65,70], Демин М. [194], Микулина Е. [195], Чистякова С. [105, 194], Полуй Б. [195], Смыковская Г. [196], Яргина З. [57], Линч К. [44], Доксиадис К. [197] и др.

 

Для решения проблем экологического состояния городской среды помимо градостроительной экологии, сформировались различные научные направления: архитектурная экология, строительная экология, урбоэкология. Помимо градостроителей, архитекторов, инженеров вопросами экологии города занимаются специалисты по климатологии города, гигиене городской среды, ландшафтоведению, геоморфологии, геоэкологии и др. Система «город – природа», таким образом, изучается с различных точек зрения, рассматриваются различные ее грани и составляющие. В конечном итоге формируется более глубокое и целостное понимание функционирования данной системы на современном этапе развития человеческой цивилизации.

Сейчас внутри градостроительной экологии существуют два направления, которые условно можно назвать «санитарно-гигиеническим» и «природоохранным» [66,69,81]. Основные цели первого направления – сохранение и укрепление здоровья человека, создание условий для его гармоничного развития, защита от неблагоприятных воздействий как природной, так и техногенной среды, поддержание необходимых санитарно гигиенических условий состояния городской среды, обеспечение продуктами питания, питьевой водой, минимизация негативных воздействий путем внедрения рациональных градостроительных решений [199].

Природоохранное направление преследует такие цели как сведение к минимуму техногенных нарушений природной среды на городских территориях, использование естественного потенциала ландшафтно-экологических систем и происходящих процессов для совершенствования градостроительной деятельности, восстановление (экологическая рекультивация-реконструкция) уничтоженных и трансформированных экосистем с целью воссоздания экологического равновесия. Два этих направления имели разное значение на различных этапах исторического развития городов [199].

Развитие градостроительной теории на протяжении ХIХ-ХХ вв. характеризовалось борьбой двух тенденций: органической и технократической Органические концепции раскрываются в подходах к решению экологических и социальных проблем, которые заключались в следующем:

- соразмерное развитие элементов урбанизированной и природной среды;

- использование данных смежных наук: гигиены, медицины, психологии, социологии и экологии;

- расселение в поселениях ограниченного размера (дезурбанизм);

- внедрение элементов городской среды в природное окружение для обеспечения оптимального контакта с природным окружением. Органический подход в градостроительстве, ориентирующийся на гармоничное и соразмерное сочетание элементов в системе «город-природа», становятся наиболее выгодным подходом в наше время, в которых ведется поиск решений по актуальным проблемам градостроительной экологии.

Первые концепции «современного градостроительства» пытались дать ответ на вопросы: как разгрузить крупные города, как приблизить горожан к природе, как использовать преимущества скоростного общественного транспорта, резко усилившего неоднородность городского пространства? Развитие получило два принципиальных подхода к организации расселения: непрерывный и дискретный. Начало первого – в проекте линейного города А.Сориа-и Мата (1882 г.), который на уровне расселения превращался в сеть дорог (в основу модуля был положен треугольник), вдоль которых концентрировалась застройка, а пространства внутри треугольников предназначались для сельского хозяйства, промышленности, рекреации. Развитие концепция «непрерывности» получила у Ле Корбюзье. До логического завершения теорию довел К.Доксиадис (1970 г.), предсказавший формирование единого непрерывного города «Экуменополиса», охватывающего весь Земной шар.

Идея «прерывного» расселения сформулирована в рамах концепции «города-сада» Э.Говарда в 1898 году. Росла обеспокоенность общественности непрерывным потоком населения в уже переполненные города и запустением сельской местности. «Город-сад» призван был сочетать все преимущества городской жизни с благами села. Города-сады должны были быть окружены широким поясом сельхоз угодий и рекреационных земель. В дальнейшем эта концепция была развита в концепции «крупного города» Э.Глойдена и затем в схемах прерывного расселения В.Кристаллера (1950- 60-е г). Последняя представляет собой сложную иерархию населенных мест, состоящую из пяти ступеней, от села до крупного города. Зоны влияния вокруг каждого, в зависимости от величины и значения имеют радиусы от 4 до 40 км.

Преимущество прерывистой системы градообразования над непрерывной – сохранение целостной природной среды, развитие городов отдельными законченными порциями. Конечно, и та и другая концепции в чистом виде трудноосуществимы. Но первая половина ХХ века в градостроительстве характеризуется поиском бескомпромиссных, «единственно верных» идей, во второй половине столетия началось примирение этих противоположных концепций, разработка гибких подходов, учитывающих многообразие ситуаций, динамизм присущий градостроительным системам.

Помимо глобальных концепций расселения, принципиальные поиски путей взаимодействия города и природы велись и на уровне города. Переуплотненность городов, отрыв жилых массивов от природного окружения уже в начале века были вполне осознанны и воспринимались как острая проблема. Тут также можно отметить два принципиально разных подхода: приближение к природе за счет понижения плотности застройки (основной тип застройки – индивидуальный дом с приусадебным участком), или, наоборот, максимальная концентрация населения в домах-башнях с незаполненным первым этажом и использование освобожденной плоскости земли для озеленения пешеходного пространства. Первый подход прекрасно иллюстрирует город-сад Э.Говарда, второй – «Лучезарный город» Ле Корбюзье [200].

Огромный интерес к организации перспективных форм расселения не означал забвения конкретных проблем уже сложившихся городов. Большое внимание уделялось в них вопросам организации транспортного сообщения, в частности новой трассировке улиц, использованию подземного пространства для строительства многоярусных магистралей, перекрестков. Идеей Э. Энара было создание больших зеленых массивов, которые должны быть размещены, так чтобы каждый житель был удален не более чем на 1 км от больших парков и на 500м от садов и скверов, т.е. предпринята попытка создать в сложившемся городе некую систему озеленения.

Большое внимание реконструкции городов, в частности строительству жилых районов, уделялось в 1920-е г. в Германии. Был разработан новый прием «строчечной» застройки, когда здания ставились не по периметру кварталов, а перпендикулярно направлению улиц. Это защищало квартиры от транспортного шума и выхлопных газов, означало ликвидацию закрытых дворов и улиц-коридоров. Подобная система застройки была направлена на оптимальную ориентацию зданий, улучшение условий освещения и проветривания квартир, позволяла создать между домами большие комплексы зеленых насаждений. Новые принципы проектирования жилых образований были первыми шагами по пути к разработке нового понятия – жилой комплекс, которое получило развитие в дальнейшем.

В 1950-60-е гг. все явственнее становятся проблемы крупного города и агломераций. Скорость процессов урбанизации нарастает. Именно в эти годы возникает стремление объединить два аспекта при построении композиционной структуры города – «конструктивный» и «эколого-средовой подход» [97]. Начинается третий, так называемый «системный» этап развития градостроительной теории. С конца 1960-х начала 1970-х гг. получают развитие идеи «экологического города», появляются признаки экологизации мышления градостроителей.

Залесская Л. и Микулина Е. (1973 г.), основываясь на работах Бабурова В. и его учеников (1956 г.) отнесли город к особому специфическому типу антропогенного ландшафта, в котором интегрируются архитектурные и природные компоненты [198,201]. По их мнению, основой городского ландшафта является рельеф, а основой контакта человека с природой («каналом» контакта) - растительность, благодаря которой создается «фитопсихологический эффект единства с природой». В работах градостроителей все более явственно проступают идеи, заимствованные из ландшафтной географии (ландшафтной экологии, геохимии ландшафта), географии и экологии в целом. Данному обстоятельству способствовали, по меньшей мере, две причины:

- Расширение задач географии и экологии. Превращение этих наук в междисциплинарные направления [202];

- постепенная экологизации, т.е. усиление внимания к природным, ресурсосберегающим, средоформирующим факторам развития и жизнедеятельности города.

Несомненное влияние на «урбоэкологические» настроения архитекторов-градостроителей оказали исследования Вергунова А., сформировавшего в ряде работ идею о необходимости создания «ландшафтного градостроительства», «главная задача ландшафтного градостроительства – обеспечить оптимальное соотношение между естественными и искусственными компонентами окружающей среды на всех ее иерархаических уровнях, причем так, что бы усилить оздоровительное воздействие природы на человека и свести к минимуму отрицательный эффект промышленного и строительного развития на природу» [65]. Он на основе многолетних натурных исследований выявил оптимальные соотношения между размерами застроенных и незастроенных (озелененных) территорий города на различных иерархических уровнях. Им разработан «метод контрольных показателей связи города с природным окружением» так называемые «окна в природу».

Вергунов А.– один из первых градостроителей, обративших внимание на так называемые «пустоты» и «промежутки» между застроенными территориями в городе, на «дыры» между «объектами» построек. Сейчас признано, что открытые пространства в городе несут не менее значимые функции, нежели участки под застройкой. Вергуновым А. была разработана концепция организации и использования системы открытых пространств – «зеленых коридоров» разного иерархического уровня. Идея «зеленых коридоров», «зеленых клиньев», т.е. системы зеленых насаждений, расчленяющих и наполняющих промежутки между промышленной и жилой застройкой, впервые реализовал Аберкомби П. при осуществлении проекта «Большого Лондона».

Из анализа истории развития представлений об экологии городской среды можно сделать некоторые выводы. Первоначально собственно природоохранные проблемы в градостроительстве практически не рассматривались. Городские власти и создатели городских поселений были озадачены вопросами санации городской среды и разработкой правил личной и общественной гигиены горожан. Здесь и проблемы чистой воды, удаления мусора, выноса кладбищ за пределы города, выбора мест водозабора за пределами хозяйственного воздействия на водоисточники. Постепенно осознавалось значение зеленных насаждений в городе, борьбе с пылью, грызунами. Санитарно-гигиенические проблемы возникали и решались по мере развития промышленности, городского транспорта, роста городов.

В середине ХХ века наступает новый этап в осмыслении проблем создания здоровой городской среды. Стало ясно, что одни лишь санитарно-гигиенические мероприятия не могут сохранить здоровую для человека городскую среду. Города-агломерации стали уничтожать природное окружение. Стало очевидным разрушительное воздействие городов-гигантов и городских агломераций на глобальные городские процессы и на здоровье городского населения. В 1960-е гг. в промышленно развитых странах возникла проблема тотального кризиса городов, имевшая в основном, социально-экономическую и даже этническую окраску (особенно в США), но «кризис городов» имел и собственно экологическую, точнее социально-экологиескую составляющую. Ныне масштабный социально-экологический кризис переживают быстро растущие города стран развивающегося мира. Системный кризис – экологический, градопланировочный, инженерно-инфраструктурный, социально-экономический, демографический испытывают многие крупные и малые города.

Ранее высказанные представления о «городе-саде» стали приобретать черты «экологического города». Идеи «экологического города» пытаются реализовать в некоторых городах Германии, США, Великобритании, Финляндии, Австралии. Это понятие означает город, где с наименьшим ущербом для природы, но с максимальной социально-экономической эффективностью (при условии сохранения экологического баланса) выполняются главные условия жизнеобеспечения и развития человека – условия труда, образования, отдыха, быта.

В 1990-е годы наметилась тенденция углубления экологических знаний в градостроительстве с учетом новых социально-экономических условий и требований обеспечения устойчивого развития населенных мест и их систем, широкого включения в сферу градостроительной экологии проектной практики, усиления ведущей роли социально-экологического подхода к формированию городской среды.

В концепциях «города-сада», «линейного города», «экогорода», «устойчивого города», социальной экологии города налицо органический подход (Рисунок1, приложение5).

В технократическом подходе превалирует сам «Город» как система искусственных построек и сооружений, создаваемых в результате деятельности человека [200].

Сторонники технократического подхода предполагали, что социальные и экологические проблемы города необходимо решать путем механизации систем жизнеобеспечения (развития транспортной и инженерной систем города); были приверженцами урбанистических принципов, максимальное повышение плотности застройки); игнорировали основные биологические потребности человека в контакте с живой природой (живая природа допускалась в полуискусственных или искусственных формах).

Органический подход в градостроительстве, ориентирующийся на гармоничное и соразмерное сочетание элементов в системе «город-природа», использование данных смежных наук: гигиены, медицины, психологии, социологии и экологии; внедрение элементов городской среды в природное окружение для обеспечения оптимального контакта с природным окружением, становятся наиболее выгодным подходом в наше время, в котором ведется поиск решений по актуальным проблемам градостроительной экологии.

Футуристические концепции второй половины ХIХ - начала ХХI вв., направленные на сохранение экологической безопасности проживания и снижения возможного воздействия вредных техногенных факторов:

«Линейный город» (Сориа-и-Мато 1882г.) - город вдоль транспортных магистралей, где жилье приближено к природному окружению;

«Город-сад» (Э.Говард 1890-е гг.)- сочетающий достоинства города и деревни; поселение ограниченного размера (30-50 тыс. жителей) с расположенными внутри зелеными поясами;

«Города-спутники» (Р.Энвин и Тейлор начало ХХ-го века) – «спальные» районы, сформированные вокруг крупных европейских городов;

«Концепция Э.Энара» (1900г.) - сформулировавшего принципы современного урбанистического города: транспортные развязки, ликвидация традиционной улицы, башенные железобетонные дома, использование плоских крыш зданий, многоуровневые улицы с разделением видов транспорта;

«Индустриальный город» (Т.Гарнье 1904г.) – прототип современного индустриального города, основанного на функциональном зонировании территории;

«Город-мащина» (А. Сант-Элиа 1914г.) - футурологический город, «полный движения и динамики», состоящий из небоскребов и транспортных развязок, «подобный гигантской машине»;

«Футуристический город» (А.Сент’Элиа, М.Чаттоне, 1914 г.) – застроенный 70-этажными небоскребами многоуровневый город-машина с дифференцированным движением и взлетно-посадочной полосой между центральными зданиями.

«Органическая децентрализация» (Э.Сааринен 1918г.) - концепция рассредоточения крупных городов на систему относительно автономных, небольших по размеру поселений естественным, «органическим путем»;

«Город будущего» (О.Перре, 1922 г.) – кольцевая структура из сотни 800-квартирных башен вокруг Парижа, где 70-этажные небоскребы связаны на уровне 30 этажа транспортными эстакадами.

«Современный город на три миллиона жителей» (Ле Корбюзье, П. Жаннере, 1922 г.) – линейная структура с многоэтажными зданиями в центре и малоэтажными по периметру, осевой бульвар, взлетно-посадочная полоса в середине, разноуровневое движение.

«Идеальный город будущего» (А. Радинг, 1924 г.) – радиально-кольцевая структура с клинчатым зонированием территории, чередование застроенных и парковых клиньев.

«Крупный город» (Л.Гильберзаймер, 1925 г.) – многофункциональные двадцатиэтажные здания-плиты с пешеходными эспланадами на уровне шестого этажа, четыре подземных уровня, дифференцированное движение и вертикальное зонирование, двух- и четырехэтажные жилые здания по периметру, скоростная магистраль к городу-спутнику.

«Динамический город» (Н. Ладовский 1930-е гг.) - урбанизированное поселение, способное с течением времени приспосабливаться к изменяющимся потребностям общества;

«Зональный город» (Н. Милютин 1930-е гг.) - город линейного типа с поясным зонированием вдоль транспортных коммуникаций;

«Линейный город» (М. Гинзбург 1930-е гг.) – поселение, состоящее из одного непрерывного многофункционального дома, расположенного вдоль дорог;

«Вертикальный город» (А. Люрса, 1930 г.) – сгруппированные по восемь пятнадцатиэтажные башенные жилые здания, образующие ячейки с самодостаточной системой повседневного обслуживания.

«Лучезарный город» (Ле Корбюзье, 1933 г.) – расположенный в большом парке комплекс многоэтажных зданий на колоннах и с садами на крышах, вертикальные и горизонтальные улицы с дифференцированным односторонним движением.

«Функциональный город» (CIAM-IV, Афины, 1933 г.) – строго зонированная система (работа-жилье-отдых), нанизанная на развитую транспортную инфраструктуру.

Комбинация линейного города и поясного зонирования Л. Гильберзаймера в гипотезе «Большого Лондона» (1936г.) - объединение концепций Сориа-и-Мато и Н. Милютина;

«Пространственный город» (Ф.Л.Райт 1950-е гг.) - поселение вдоль шоссейных дорог, прообраз современных малоэтажных метрополисов - «одноэтажной Америки»;

«Висячий город» (Г.Борисовский, 1958 г.) – сетчатая структура на цилиндрических коммуникационных опорах с подвешенными на различной высоте сооружениями жилого и общественного назначения, связанными дифференцированными по виду движения коридорами при полностью открытой для озеленения и прогулок поверхности земли.

«Морской город» (К.Кикутаке, 1959 г.) – размещенная на искусственных островах-платформах система башенных сооружений различного функционального назначения.

«Новый Элемент Расселения» (А.Бабуров, А.Гутнов, И.Лежава, С.Садовский, З.Харитонова, Г.Дюментон, 1959 г.) – динамичная структура группового расселения на основе самоограниченных единиц (на 100 тыс. жителей каждая), каждая из которых планировочно увязана с соседними на основе открытой линейчатой или замкнутой схемы в окружении лесопарков.

«Глобальная деревня» (Л.Мамфорда и У.Оуэна 1960-е гг.) - система расселения, охватывающая всю планету в виде небольших поселков и городов;

«Плавающий город» (К.Кикутаке, 1960 г.) – круглые площадки диаметром восемьсот метров объединяют 12 погруженных на глубину в тридцать метров полых цилиндров с помещениями жилого и общественного назначения, обеспеченных по внешней стороне обзором подводного мира.

«Геликоидальный город» (К.Курокава, 1960 г.) – разноразмерные винтообразные геликоидальные башни со встроенными ячейками различного назначения, соединенные мостами.

«Пространственный город» (Э.Филиц, 1960 г.) – ситуационно-обоснованно развивающиеся трехмерные модульные структуры, образующие пространственный лабиринт.

«Пространственная агломерация» (Дж.Фицгибон, 1960 г.) – закрепленные на образующих пространственную решетку транспортно-проводных трубах ячейки жилого и общественного назначения.

«Пространственный город» (Й.Фридман, 1960 г.) – функционально дифференцированная двенадцатиуровневая пространственная структура на квадратных коммуникационных опорах с комбинируемыми и трансформируемыми модульными ячейками.

«Пространственный город» (П.Меймон, 1960 г.) – пирамидальная сорокапятиэтажная система на основе центральной стодвадцатипятиметровой опоры и вантовой паутины для крепления помещений различного назначения и коммуникационных мостов.

«Пространственный город» (И.Гунст, К.Пчельников) – пирамидальные и конические объемы закрепленные на огромный динамический каркас, позволяющий перемещать структурные единицы поселения по горизонтали и вертикали в зависимости от складывающейся при функционировании ситуации на примере реконструкции района Москвы.

«Пространственный город» (А.Исодзаки) – взаимоувязанная в различных уровнях башенная структура с развитыми консолями для трансформируемых модульных разнофункциональных ячеек.

«Город-мост» (К.Танге, 1960 г.) – развитая на основе регулярной планировки и четко функционально зонированная система зданий и сооружений в акватории Токио, воплощающая открытость и естественную подвижность современного общества.

«Воронкообразный пространственный город» (В.Йонас, 1960 г.) – связанные транспортными платформами расширяющиеся кверху структуры двухсотметрового диаметра и стометровой высоты с обращенными внутрь к озелененному центру и главной площади жилищами в верхних уровнях и общественными сооружениями в нижних.

«Тотальный город» (Ж.-К.Бернар, 1960 г.) – единый многоэтажный надземно-подземный пространственный лабиринт с лифтовыми вертикальными и механизированными горизонтальными связями из сочлененных зданий и сооружений, имеющий сросшиеся жилые и общественные пространства.

«Плавающий город-остров» (П.Меймон, 1960 г.) – адаптированная к условиям Монако плавающая воронкообразная система, структурированная на зоны «индивидуальной жизни», «общественной жизни» и «обслуживания», с акваторией и пляжным комплексом в середине.

«Плавающий город» (У.Катавалос, 1960 г.) – полосчато-дисковая трансформирующаяся структура на базе полимерных материалов, предназначенная для проживания и отдыха.

«Пространственный город на платформе» (В.Йонас, 1962 г.) – образованная многоэтажными цилиндрами и растяжками разноуровневая система высотой сто метров, связанная с транзитной транспортной магистралью.

«Меза-Сити» (П.Солери, 1962 г.) – основанный на распространенных методах строительства линейный город с бионически-образной планировкой, разноэтажной застройкой из природоподобных структур, дифференцированным по видам движением и четким функциональным зонированием.

«Город-мост» (Й.Фридман, 1963 г.) – преимущественно коммуникационная система с пляжно-гостиничными комплексами и портово-складской инфраструктурой через Ла-Манш.

«Минигород-мост» (Й.Фридман, 1963 г.) – полифункциональная преимущественно торгово-развлекательная структура на реке в центре Лондона.

«Кибернетический город» (Н.Шёфер, 1963 г.) – четко функционально дифференцированная вертикальная пространственно-динамическая скульптурная композиция, образованная объемами с прозрачными поверхностями на транспортно-коммуникационном каркасе.

«Город отдыха» (Н.Шёфер, 1963 г.) – расположенные на тридцатиметровой высоте релаксационные трансформирующиеся с различной периодичностью пространства различной величины и формы.

«Город-кратер» и «Пространственная паутина» (Ж.-Л.Реа «Шанеак», 1963 г.) образовываются различными уровнями из площадок и звездообразных объемов, которые заполняются образующими жилые кратеры трансформируемыми модульными ячейками жилого и общественного назначения, соединенных дифференцированными по видам движения транспортными каньонами.

«Динамичный город» (Р.Херрон, 1963 г.) – пространственно-неограниченная многоуровневая система с трансформируемыми или заменяемыми по мере необходимости элементами.

«Движущийся город» (Р.Херрон, 1964 г.) – кинетическая система позволяющая функционально-ограниченному многоуровневому образованию перемещаться по поверхности в зависимости от пожеланий обитателей.

«Clip-on-Tower» (У.Чок, 1964 г.) – сооружение в виде стационарной коммуникационной башни, к различным уровням которой по мере надобности или по желанию обитателей присоединяются или отсоединяются модульные ячейки различного функционального назначения.

«Неомастаба» (К.Акуи, Т.Нозава, 1964 г.) – структура из расположенных крестообразно четырех равнобедренных треугольников с диагонально перемещающимся между уровнями различного функционального назначения транспортом.

«Дендратом» (М.-М.Коти) – древоподобное сооружение с гнездовой системой расположения сооружений различного назначения, ориентированное на преимущественное использование аэромобильного транспорта.

«Таласополис I» (Ж.Ружери, Э.Ружери) – трансформирующаяся островная система из нескольких традиционных для индонезийского быта специализированных кварталов вокруг центрального, на который выходят основные оси движения.

«Таласополис II» (Ж.Ружери, Э.Ружери) – плавающая дискообразная система с помещениями научно-рекреационного назначения.

«Город будущего» (К.Паран, П.Вирильо, 1964 г.) – скульптуроподобная группа сооружений с наклоненными наружу внешними конусообразными поверхностями, где жилые помещения расположены с внутренней стороны, а коммуникационные пространства – с внешней, причем для общественных пространств предусмотрены специальные платформы на небольшой высоте от земли, а сама поверхность земли предназначена для пешеходных прогулок и короткодистанционных поездок.

«Х-образный город» (А.Биро, Ж.Фернье) – непрерывная линейная пространственная решетчатая система с трансформируемыми элементами жилого и общественного назначения, пронизанная коммуникационными платформами, главная из которых – торговая – находится в уровне пересечения Х-образной структуры.

«Трансконтинентальный город-мост» (Й.Фридман, 1964 г.) – связывающая через проливы основные центры внутриконтинентального расселения Евразии, Африки и Америки полифункциональная пространственная структура.

«Clip-on-City» («Аркигрэм», 1965 г.) – пространственно развитая несущая структура с заменяемыми разномодульными ячейками различного функционального назначения.

«Plag-in-City» («Аркигрэм», 1965 г.) – функционально дифференцированная по уровням крупномодульная пространственная каркасная система с коммуникациями для присоединения модульных ячеек соответствующего назначения.

«Plag-in-City» (Т.Анзаи, М.Отани, 1965 г.) – группа разновысоких башнеобразных сооружений из коммуникационного ствола и заменяемых модульных ячеек.

«Изменяющийся город» (А.Шибуйа, 1966 г.) – основанная на регулярной планировке трансформирующаяся структура из коммуникационных башен и соединяющих их многоуровневых платформ различного функционального назначения.

«Жилище 1990 – контролируемое и выбираемое жилище» («Аркигрэм», 1966 г.) – полностью механизированная пространственная система, образующая по мере необходимости соответствующие пространства с необходимой меблировкой и оборудованием.

«Город-остров» (Э.Альберт, Ж.-И.Кусто, 1966 г.) – подводно-надводная стационарная структура диаметром двести двадцать метров со стометровым маяком в центре и подводными путепроводами, предназначенная для развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий.

«Города-острова «Ноаноа» (П.Солери) – линейная и концентрическая плавающие структуры с трехуровневым зонированием для развлекательно-познавательных целей.

«Морской город» (Дж.Джеликоу) – полукольцеобразная островная структура с амфитеатровым зонированием пространств различного функционального назначения.

«Сетевая концепция расселения» (М.Бархин, 1967 г.) – объединенная в сеть последовательная ленточная структура с чередующимися селитебными, рекреационными и научно-производственными зонами, вариант линейной системы расселения, отражающий принцип советского градостроительства конца 60-х годов;

«Изменяющийся город» (К.Наиакава, 1967 г.) – комбинируемая из уступчато-пирамидальных и консольно-мостовых сооружений трансформирующаяся система.

«Иерархия К.Доксиадиса» (1968 г.) – теоретическая модель динамичного градостроительства, подразумевающая постепенную трансформацию поселений от малого к глобальному: эополис, полис, динаполис, метрополис, мегалополис, экуменополис, космополис.

«Радио-Сити» (Ю.Дахинден, 1968 г.) – группа куполообразных структур с внутри- и внешнеповерхностным размещением ячеек рекреационно-развлекательного назначения, пронизанная на различных уровнях дифференцированными по видам движения магистралями.

«Моментальный город» («Аркигрэм», 1969 г.) – образуемая на основе сборно-разборных плоскостных, решетчатых, сложноповерхностных элементов, аудио-визуальных и обонятельно-осязательных эффектов тематически различная среда для временно группирующегося по интересам приезжих жителей, оснащенных дополнительными шлемами для создания эффекта «персонального пространства».

«Кинетическая система расселения» (А.Иконников, К.Пчельников, С.Гречаников. А.Панин, 1970 г.) – система изолированных компактных образований с трансформирующимися многоэтажными структурами для модульных разнофункциональных ячеек.

«Спутник Афин» (Ю.Дахинден, 1970 г.) – кольцеобразная островная структура диаметром шестьдесят пять метров с атриумным решением помещений познавательно-развлекательного назначения, связанная с материковой частью несколькими мостами.

«Агросеан-Сити» – грибовидная купольная двадцатичетырехуровневая функционально жестко зонированная закрепленная на якорях плавающая структура для исследовательско-релаксационных целей с внутренним парком и панорамными морскими видами.

«Динамичная пневматическая жилая структура» («Химмельблау», 1971 г.) – многоуровневый трансформирующийся односемейный трейлер с нанизанными на диагональную опору пространствами различного назначения, образуемыми по мере необходимости путем надувания соответствующих оболочек.

«Город-амфибия» (Л.Вердо, Ф.Лакруа, 1971 г.) – нанизанная на линейную транспортную платформу жилая структура для рекреационно-лечебных целей.

«Прибрежный город» (Дж.Гите) – четко разделенная на коммуникационно-промышленную континентальную и общественно-селитебную полуостровную части структура с преимущественно башенной застройкой.

«Город Посейдон» (П.-Ж.Грийо) – полуостровная радиально-кольцевая структура курортно-агротехнического назначения с мелкоквартальной застройкой.

Динамическая ячеистая структура «Пневмокосм» («Хаусрукер», 1972 г.) в качестве элемента произвольного и трансформируемого развития жилой системы по мере роста населения города.

«Экополис» (А.Брудный, Д.Кавтардзе1981г.) – город, встроенный в природные экоциклы;

«Биотический город» (А.Тетиор 1990-е гг.) – тип городской среды, благоприятный для существования растений, животных и человека;

«Ноосферный город» (В. Колясников 2000 г.) – город, отвечающий принципам устойчивого развития, являющийся частью саморегулирующейся системы-природной среды и др.

«Дубайские пальмы» (2000 г.) – реализуемая концепция развития Дубайской агломерации, связанная с формированием в прибрежной зоне островов селитебно-рекреационного назначения, совокупность которых напоминает очертания деревьев, расположение материков и т.п. (“Palm Deira”, “Palm Jumeirah”, “Palm Jebel Ali”, “World Islands”).

 

Date: 2015-11-14; view: 15123; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию