Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация: сущность, особенности, основные характеристики





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация: сущность, особенности, основные характеристики

Вся наша жизнь состоит из общения. Мы гармонично существуем только тогда, когда нас понимают и ценят. Находясь в постоянном процессе взаимодействия, мы узнаем много нового о разных культурах и людях, принадлежащих к ним. Сохранять добрые отношения – весьма не легкая, но чрезвычайно важная задача. XX-й век показал несостоятельность людей как участников коммуникации. Желание подавлять интересы и ценности других культур привело человечество к ситуации кризиса взаимопонимания. Войны, революции, межэтнические конфликты – все это результат человеческого непонимания. В XXI-м веке люди не должны совершать такие имеющие разрушительные последствия ошибки. Современная динамичность культуры и все возрастающие темпы ее развития требует новых форм взаимодействия, которые позволят обогатить, приумножить национальные и мировые ценности. Поэтому изучение коммуникации, ее основ и специфики является необходимой составляющей для развития гармоничных отношений на всех уровнях.

Коммуникация -( от лат. сommunico-делать общим, связывать), процесс передачи и обмена информацией; средства связи между любыми объектами материального и духовного мира. Термин «коммуникация» возник вначале XX-го века в контексте различных философских и психологических течений бихевиоризма, экзистенционализма, персонализма. После второй мировой войны сформировалось два основных подхода к изучению коммуникации: рационалистический, который рассматривает средства информации в качестве единственного стимула, источника социального развития и иррационалистский, который считает, что основным результатом коммуникации является взаимопонимание.

Существуют разные подходы в определении понятия «коммуникация».

С точки зрения социологии, коммуникация - процесс передачи информации между социальными группами, главной задачей которого является воздействие на сознание и поведения индивида.

Философия трактует ее как смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия.

С точки зрения культурологии под коммуникацией понимают процесс взаимодействия между субъектами культурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Культурная коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая возможность формирования взаимодействий между людьми, управления их совместной жизнедеятельностью, а также накопление и трансляцию культурного опыта.

Основной содержательной единицей коммуникации является сообщение (моноинформация информация о чем-либо) или текст (комплексная информация о нескольких аспектах чего-либо). С культурологической точки зрения любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами, а значит, является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархическом статусе в системе. Соответственно, средством культурной коммуникации является вся культура, как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов.

Некоторые исследователи считают, что главной целью коммуникации является понимание. Например, Хабермас считает, что все участники коммуникации ориентируются на обобщенные, интерсубъективно понятые нормы коммуникации, которые в совокупности с коммуникативной компетентностью и наличием рациональных мотивов делает возможным сам этот процесс. Коммуникативное действие является мегатипом всех типов социальных действий. Оно не является стратегическим, не ориентировано на успех и, тем не менее, направлено на общую для всех участников цель-взаимопонимание.

Сущность коммуникации раскрывается через выполняемые ею функции:

а)информационная: коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми;

б)социальная: формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей, обеспечение культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе;

в)экспрессивная: выражение чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации;

г)прагматическая: регламентирование поведения и деятельности участников коммуникации, координирование их совместных действий;

д)интерпретативная: понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний, а также отбор и освещение фактов с определенных позиций.

Коммуникация может иметь как однонаправленный так и многосторонний характер. В зависимости от количества субъектов взаимодействия, его уровня, а также сочетания способов и приемов общения, современные культурологи выделяют следующую типологию коммуникативных процессов:

- по характеру субъектов коммуникации: межличностная коммуникация-предусматривает наличие нескольких субъектов взаимодействия, межгрупповая - несколько, объединенных общей целью, социокультурных образований, межкультурная - взаимодействие между этносами, нациями, культурами различных стран;

- по уровням протекания коммуникации: на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.д.;

- по формам коммуникации: а)вербальная-языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, ин­формацией, эмоциональными переживаниями собеседников посредством речи и слов-понятий(монолог- общение, рассчитанное на пассивное и опосредованное восприятие обращения, поскольку оно произносит­ся одним человеком, диалог- общение, состоящее из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партне­ров посредством реплик, ответов на вопросы, возражений или согласий, полилог- обмен высказываниями нескольких взаимодействующих сторон или партне­ров посредством реплик, ответов на вопросы, возражений или согласий); б)паравербальная- использование различных звуковых модусов - интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения - паралингвистических средств; в)невербальная- неречевая, несловесная коммуникация(мимика, жесты, позы тела, запахи и т.д.).

Известно, что для каждого типа культуры характерен свой способ общения. Например, культуры, где неоспорим приоритет коллектива, стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Представители же индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы. Следовательно, для полноценной коммуникации необходимо учитывать ряд факторов, присущих конкретной культуре, с которой собираются вступить в диалог.

Коммуникация как проблемное поле всегда была в центре исследовательских интересов философов, социологов, психологов, культурологов. Особое же внимание она приобрела во второй половине XX-го века, когда возросла роль СМИ, появились новые технические средства и на смену индустриальному обществу, пришло информационное. Так, Э.Тоффлер в своей работе «Третья волна» утверждает, что в процессе своего развития общество проходит три основные стадии: 1)доиндустриальное общество (аграрное), основанное на добывающих видах хозяйственной деятельности, главной задачей которого является производство продуктов питания; 2)индустриальное, основанное на механизированном товарном производстве, урбанизации и утверждении рыночной экономики; 3)постиндустриальное (информационное)-тотальное распространиение информации, престиж образования и приоритет интеллектуального труда, сверхразвитая сеть коммуникаций. Развитые государства ставят перед собой задачу овладеть максимальным объемом информации и усвоить новые способы ее обработки, поэтому в условиях гонки за информацией в современном обществе возросла роль информационных войн. Теперь государствам, чтобы выйти на лидирующие позиции недостаточно только экономической мощи, необходим усиленный контроль над коммуникативными процессами.

Согласно М.Маклюэну весь мир можно рассматривать как глобальную деревню, единство которой достигается благодаря СМИ. Он разделяет все СМИ на «горячие» и «холодные». Горячие средства загружают орган чувств полностью, холодные - из-за недостаточной информационной определенности заставляют подключаться все органы чувств. Маклюэн подчеркивает повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде слу­чаев само сообщение. Он считает, что современные средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколько его автора, например, имея в виду телевидение.

Г. Бейтсон представляет коммуникативный процесс в виде двухуровневой модели:

-коммуникативный уровень, основанный четкой передаче информации, без учета контекста;

-метакоммуникативный уровень, предполагающий интерпретацию передаваемого сообщения с учетом контекста. Метакоммуникативные процессы должны соотносить­ся с теми или иными жанрами, с теми или иными типа­ми дискурсов. Человек, владеющий речью, должен од­новременно владеть набором принятых в данной культуре типов дискурсов, поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения.

Также Г.Бейтсон разделяет коммуникацию на иерархическую и демократическую. Для иерархической коммуникации приоритетна прямая связь и приказ, а для демократической - обратная связь и убеждения.

П.Ершов рассматривает поведение участников коммуникации. По его мнению, существует сильное и слабое поведение, которое обуславливает существование дихатомии сильный-слабый в процессе коммуникации. Саму же коммуникацию автор рассматривает как сферу борьбы.

Г.Почепцов под коммуникацие понимает процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Таким образом, для процесса коммуникации характерен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно с этой целью и осуществляется передача значений межу двумя разными автономными системами, которыми являются два человека.

Ю.Лотман отмечает, что слабый или сильный говорящий может быть дополнен пассивным или активным слущающим. В зависимости от активности потребителя Ю.Лотман разделял все искусство и культуру на высокую и низкую. Соответственно, более активный потребитель сможет пользоваться образцами высокой культуры, а пассивный-низкой, массовой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация – понятие сложное и многомерное. Она осуществляется на различных уровнях, выполняет ряд функций, имеет свои формы, что делает возможным ее изучение наряду с другими элементами культуры. Проблема коммуникации активно разрабатывается многими авторами начиная с середины XX-века, что обусловлено научно-техническими достижениями, социальным и экономическим прогрессом, а также увеличением количества культурных контактов. Среди исследователей, работавших в этой области, нами выделены Э.Тоффлер, М.Маклюэн, Г.Бейтсон, П.Ершов, Г.Почепцов т.к. они высказали идеи, напрямую или косвенно затрагивающие основные процессы, возникающие в ходе культурного взаимодействия. Классические же основы теории коммуникации были сформулированы и теоретически обоснованны в XX-м веке в работах К.Шеннона и У.Уивера, Р.Якобсона, У.Эко, Ю.Лотмана.


Date: 2015-11-14; view: 887; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию