Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ прибыли и показателей рентабельности





Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Прибыль предприятия включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Динамика прибыли предприятия за период 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.7

Рисунок 2.7 - Динамика и структура прибыли предприятия 2007-2009 гг.

Из рисунка 2.7 видно, что основную часть прибыли предприятия за 2007-2009 гг. составляет прибыль от реализации работ и услуг. Таким образом, в 2007 г. прибыль от реализации работ и услуг составила 722 млн. р. В 2008 г. этот показатель составил 625 млн. р., то есть на 13,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика обусловлена ростом себестоимости работ, услуг в 2008 г. (прирост себестоимости работ, услуг составил 103%). Но в 2009 г. прибыль от реализации - 955 млн. р., таким образом, темп роста прибыли от реализации составил 152%. Это обусловлено высокими темпами роста доходов и незначительным ростом себестоимости работ, услуг в 2009 г.

Прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов) за анализируемый период предприятие не получило, так как сумма операционных доходов (доходы от операций с активами) полностью покрыло сумму операционных расходов (расходы от операций с активами).

Что касается прибыли от внереализационных доходов, то в 2007 г. прибыль от данных операций составила лишь семь миллионов рублей. Данный вид прибыли был обеспечен преимущественно доходами от реализации неиспользуемого оборудования. Итого, общая прибыль предприятия составила 729 млн. р. Однако в 2008 г. внереализационные доходы предприятия уменьшились и составили лишь два млн. р., в то время как расходы увеличились до 93 млн. р. в основном из-за страховых взносов. Таким образом, предприятие понесло убытки за счет признанных штрафов и неустоек в размере 42 млн. р., возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств в размере 26 млн. р. Также, 13 млн. р. было затрачено на списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности, а 12 млн. р. составили прочие расходы предприятия. Таким образом, общая прибыль предприятия уменьшилась до 534 млн. р. В 2009 г. прибыль предприятия от внереализационных доходов составила 20 млн. р., что положительно повлияло на рост общей прибыль. Ее сумма составила 975 млн. р.

Проведем по факторный анализ прибыли предприятия. На общую прибыль предприятия оказывают влияние прибыль от реализации, операционные финансовые результаты и внереализационные финансовые результаты. Факторная модель балансовой прибыли

(2.2)

где ПБ - общая прибыль предприятия, ден. ед.;

ПрП - прибыль от реализации, ден. ед.;

ОФР - операционные финансовые результаты, ден. ед.;

ВФР - внереализационные результаты, ден. ед.

Таким образом, результат проведенного анализа показывает, что наибольшее влияние на изменение общей прибыли оказало изменение:

прибыли от реализации продукции

∆Пбпрп = ∆Прп ( 2.3)

2008 г.: Пр2008- Пр2007 =625 - 722 = - 97 млн. р.;

2009 г.: Пр2009- Пр2008 =955 - 625 = +330 млн. р.;

прибыли от внереализационных доходов и расходов

∆Пбвфр = ±∆ВФР (2.4)

2007 г.: Пбвфр2008- Пбвфр2007 = - 91 - 7 = - 98 млн. р.;

2008 г.: Пбвфр2009- Пбвфр2008 = 20 - (- 91) = +111 млн. р.

Таким образом, мы видим, что наибольшее влияние на изменение общей прибыли предприятия оказали внереализационные расходы в 2008 г. Это обусловило снижение общей прибыли на 195 млн. р. Так же снижение прибыли от реализации в 2008 г. было вызвано резким ростом себестоимости работ. Превышение величины прибыли от реализации над величиной общей прибыли в 2008 г. связано с получением убытка от внереализационных операций.

Теперь рассмотрим динамику чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (налог на прибыль составляет 24%) и других налогов (налога на недвижимость, местные налоги и сборы). Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и служит для формирования различных фондов (резервный фонд, фонд накопления, фонд поощрения). Динамика чистой прибыли (см. рисунок 2.8) напрямую зависит от динамики общей прибыли предприятия.

 

Рисунок 2.8 - Динамика чистой прибыли предприятия за 2007-2009 гг.

Из рисунка 2.8 видно, что максимальную чистую прибыль в размере 737 млн. р. предприятие получило в 2009 г. В 2008 г. чистая прибыль предприятия составила 362 млн. р., что является самым низким показателем за анализируемый период. Снижение суммы чистой прибыли объясняется пропорциональным снижением балансовой прибыли в 2008 г. за счет увеличения внереализационных расходов. Чистая прибыль в 2007 г. составила 498 млн. р.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и служит для формирования различных фондов (резервный фонд, фонд накопления, фонд пополнения) или на выплату дивидендов, на финансирование капитальных вложений, на финансирование выплат социального характера, благотворительные и другие цели. Распределение чистой прибыли ООО "Мивитспецстрой" производиться согласно уставу. В состав учредителей входит четыре физических лица, каждый из которых имеет право на получение дивидендов в размере семи процентов от суммы чистой прибыли. Некоторая часть чистой прибыли распределяется в резервный фонд, который служит для социального развития предприятия, для покрытия потерь, для пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли. Небольшие денежные средства также идут на благотворительные цели. Распределение чистой прибыли представлено в таблице 2.5

Таблица 2.5 - Распределение чистой прибыли

Показатели, млн. р. Годы
     
Чистая прибыль      
Резервный фонд      
Отчисления на благотворительные цели 9,9 7,2 14,7
Выплата дивидендов      

Таким образом, мы видим, что основная часть прибыли поступает в резервный фонд, из которого предприятие сможет взять денежные средства будущем для развития предприятия. Дивиденды выплачиваются фиксировано в размере 28% от суммы выручки. Отчисления на благотворительные цели составляют два процента от общей суммы чистой выручки.

Важная роль в системе экономических показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности принадлежит показателю рентабельности. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность производства исчисляется путем отношения суммы прибыли к производственным фондам предприятия (сумма стоимости основных фондов и стоимости оборотных средств). Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования предприятия, и наоборот. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (работ) на сумму полученной выручки. Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется. Показатель рентабельности продукции (работ) исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции (работ) к полной себестоимости этой продукции. Эти показатели - рентабельности продукции и рентабельности продаж - взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.

Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 2.6

Таблица 2.6 - Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатели     Темп роста,%   Темп роста, %
Прибыль (убыток) предприятия от реализации работ, услуг, млн. р.         152,8
Общая прибыль предприятия, млн. р.     73,2    
Затраты на выполнение работ (услуг), млн. р.   2 012   2 890  
Выручка от реализации работ, млн. р. 2 317 2 965   4 456  
Производственные средства предприятия, млн. р. 2 889 3 726   3 985  
Рентабельность продаж,%          
Рентабельность продукции (работ, услуг),%          
Рентабельность производства,%          

Как видно из расчета, показатели рентабельности предприятия являются достаточно высокими. Однако 2008 и 2009 гг. не наблюдается динамика роста данных показателей, так как они находятся примерно на одном уровне. Самые высокие показатели рентабельности наблюдались в 2007 г. Однако в 2008 г. темпы роста показателей рентабельности снизились. Это обусловлено резким ростом себестоимости работ (услуг) и одновременным значительным снижением общей прибыли (темп роста составил 73%). Также, наблюдается рост производственных фондов предприятия в основном за счет увеличения дебиторской задолженности. Так, показатель рентабельности производства снизился на 56% и составил 14%. Но в 2009 г. этот показатель практически достиг своего первоначального уровня и составил 24%, так как производственные фонды значительно не выросли, а темп роста общей прибыли составил 182%. Это является наивысшим показателем темпа роста за рассматриваемый период. Показатель рентабельности продукции в 2007 г. составлял 73%. Это говорит о том, что предприятие полностью покрывает затраты на производство работ (услуг) и имеет высокий уровень прибыли с каждого рубля, затраченного на производство работ (услуг). В 2008 г. это показатель снизился до 31%, так как затраты значительно выросли, а прибыль от реализации снизилась на 14%. В 2009 г. показатели выросли, но, тем не менее, не дотягивают до первоначальных показателей 2007 г., которые являются самыми высокими за рассматриваемый период.

Таким образом, анализируя состояние предприятия по динамике прибыли и показателям рентабельности, можно сказать, что, за анализируемые три года наблюдается волнообразная динамика данных показателей. Показатели рентабельности в 2008-2009 гг. остаются на одном и том же уровне. Но, не смотря на это, предприятие стабильно получает прибыль, не имеет отрицательных показателей, что позволяет ему избежать банкротства, производить выплаты дивидендов и распределять чистую прибыль по своему усмотрению. По нашему мнению, самым удачным является 2009 г., так как предприятие смогло повысит темпы роста прибыли, а так же догнать показатели рентабельности за 2007 г.

Date: 2015-11-14; view: 729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию