Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие представлений о понятии «идентичность» в зарубежной и отечественной психологии





 

Изучение идентичности восходит к работам Гарвардского университета. У. Джемса разработал концепцию осмысления личностью своей самоотождествленности, своих границ и места в мире [3]. Джемс показал, что человек думает о себе в двух направлениях, а именно в личном, где создается личная самотождественность, и в социальном, где формируется многообразие социальных "Я" индивида. Эти два направления - стороны одного целостного образования "Я". Знаменитая аксиома Джемса гласит: «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем - то стать» через сочетание двух параметров идентификации и самоуважения. Социальная идентичность в концепции У. Джемса является одним из личностных оснований, которые помогают человеку целостность его «Я» и самоуважение [3].

В середине 20 века появились и другие работы, которые по-своему повлияли на развитие проблемы идентичности в психологии. Можно выделить теоретические подходы, которые составили историю формирования данной проблематики. Вот некоторые из них:

1) психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Ватерман),

2) бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф),

3) символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г.Фогельсон),

4) феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан),

5) когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс),

6) деятельностный подход (В.С. Агеев),

7) конструкционистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко).

Распространение термина «идентичность» и его введение в научный обиход связано с именем представителя психоаналитического направления американского психолога Э. Эриксона. Ввел понятие кризисов личностной идентичности и отметил их непрерывную связь с кризисами общественного развития [21]. В своей работе «Детство и общество» он определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Он определил идентичность как идентичность как «внутреннюю непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Обладать идентичностью – значит иметь личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения собственным Я [20].

Становление идентичности не всегда сопровождается, как считал Э. Эриксон, приобретением индивидом позитивных образов о самом себе. Культурное и социальное влияние может быть таковым, что уже в раннем детстве у ребенка появляются представления, под воздействием которых образуется «порочная» идентичность [21].

Э. Эриксон рассматривал структуру идентичности как сложное образование личности, имеющее многоуровневую структуру. Он рассматривает три уровня анализа человеческой природы: индивидуальный (идентичность как результат осознания человеком собственного представления о себе, своего облика, темперамента, задатков), личностный (идентичность как осознанием человеком собственной уникальности, индивидуальности) и социальный (идентичность определяется как осознанием человеком принадлежности к значимым социальным группам) [21]. В рамках этого подхода проблема идентичности стала рассматриваться как предмет научного анализа в психологии.

Исследователем бихевиористического направления является М. Шериф. Он использовал термин идентичность как следствие осознания человеком своей причастности к какой-то группе, которое происходит под влиянием реальных межгрупповых действий. М. Шериф считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами в терминах групповых идентичностей [17].

С работами чикагской школы (Дж. Мид, Ч. Кули, Дж. Болдуин) связано изучение идентичности в рамках символического интеракционизма. Они определяют идентичность как результат процесса самопознания, самопонимания, отождествления. Идентичность обсуждают и как сумму знаний о себе, и как чувство, и как поведенческое единство, т.е. она выступает как сложный интегративный психологический феномен [9].

Ч. Кули вводит понятие «Я-концепция», как представление человека о самом себе, которое отражением мнения окружающих. Здесь основное внимание отдается изучению того, как другие рассматривают человека, как он сам себя видит, и как соотносятся эти два процесса. Дж. Мид рассматривает идентичность как социальный феномен, который формируется в процессе социального взаимодействия. Дж. Мид говорит об идентичности как о целостном восприятии себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым. По суждениям Дж. Мида, идентичность рассматривается как целостная структура, в которой человек стремится достичь переживания себя как единого целого в гармонии с окружающими и окружающим миром [10].

Символический интеракционизм построил основу социологическим исследованиям в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности и сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [10].

Большое влияние на изучение идентичности оказал когнитивный подход. В когнитивной психологии идентичность представляется как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире собирается в связанные интерпретации – установки, идеи, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Изучение идентичности основывается на идеи, что все люди характеризуются социальными характеристиками, которые показывают состояние в группе. Индивидуальные характеристики или персональные, которые специфичны и уникальны [17].

Основной проблемой для современных исследований идентичности является вопрос о закономерностях динамики, о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [17]. Г. Тэшфел утверждает, что каждый человек стремится к хорошему, положительному образу себя. Таким образом, одна из основных закономерностей в динамике является стремление человека к достижению позитивной идентичности [18].

Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Бурное социальное развитие в 60-70-е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самоотношения и самопознания, так же идентичность рассматривалась как одна из сторон проблемы «Я». Благодаря усилиям отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Л.Д. Олейника, Л.С. Рубинштейна) сложился категориальный аппарат в области изучения самосознания.

И.С.Кон рассматривал идентичность как динамический конструкт. Этот конструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационные тенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы [ссылка]. Л.С. Выготский изучал идентичность как культурно-исторический продукт. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности [ссылка]. Б.Г.Ананьева рассматривал идентичность как многоуровневую и многокомпонентную структуру [11].

В современной отечественной психологии большинство исследований идентичности связано с изучением отдельных ее видов: профессиональным, этническим, семейным и др.

При определении видов идентичности в качестве главного признака выступает понятие социальной идентичност и. Этическая, гражданская, социальная, профессиональная идентичность – отражают разные компоненты социальной отнесенности [18].

Выделяют различные виды идентичности в зависимости от выраженности социальных и личностных аспектов «Я», сознательных или бессознательных, полного или частичного включения в группу, опосредованного и другие.

Бессознательную идентичность можно заметить, когда человек считает себя представителем одной группы, но при этом он проявляет качества, интересы характерные для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом сообществе, когда человек воспринимает себя членом, состоящего в нескольких общностей, например, семья, профессиональная или спортивная группа. Опосредованная идентичность осуществляется через близкое сообщество, к которой он субъективно себя относит человек, но по каким-то причинам не может ей принадлежать [17].

Основные функции социальной идентичности [17]:

1) когнитивная функция является ключевой в психологии социального познания, связана со знанием о себе как члене общностей, а также с осознанием особенностей этих общностей и с отличием своих от чужих и нас от них;

2) смысловая – эта функция заключается в ценностных представлениях о себе и своей группе, атрибуты должного, нормы и требования, разрешения и запреты;

3) эмоциональная функция проявляется в оценке значимости своего членства, установки по отношению к чужим и своим. Установки можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Например негативные установки проявляются в чувстве неудовлетворенности от того что вы принадлежите этой общности, переживание дискомфорта, унижения, стыда; а позитивные – включают в себя удовлетворенность и принятия своей группы, у человека возникает желание быть в группе, чувство защищенности, гордость и удовлетворенность;

4) регулирующая функция проявляется во влиянии на поведение;

5) организующая функция связана с сочетанием социального и сенсорного опыта как реакций на нестабильность социальной среды, с удовлетворением потребности в психологической устойчивости и стабильности.

Социальная идентичность функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство с одними людьми и категории отличия от других. Изучение социальной идентичности направлено на понимание [17] механизма отнесения человеком себя с какой-либо определенной социальной группе, а также природе межгрупповой дифференциации и внутригруппового фаворитизма.

Таким образом, идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Истоки «идентичности» зародились в зарубежной психологии, в работах Гарвардского университета. В зарубежной психологии идентичность понимают как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, как осознание своей причастности к какой-то группе, как процесс самопонимания, самопознания, отожествления, как важнейшая психологическая структура. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самоотношения и самопознания, так же идентичность рассматривалась как одна из сторон проблемы «Я». Социальная идентичность характеризуется принадлежностью человека к определенной социальной группе (профессиональной, этнической, семейной, религиозной и др.).

При рассмотрении понятий «идентичность» и «социальная идентичность» нас в большей степени заинтересовал феномен «профессиональной идентичности».

 

ВЫ МОЛОДЕЦ! СТАРАЕТЕСЬ!


Date: 2015-11-14; view: 2779; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию