Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация исследованияЦель работы: повышение качества процесса физического воспитания, за счет повышения моторной плотности урока за счет использования оптимальных средств, методов и способов организации занятий при освоении легкоатлетического материала. Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи: 1. Изучить современные представления о содержании и методики построения процесса физического воспитания школьников на уроках по усвоению легкоатлетического материала. 2. Определить основные факторы, влияющие на повышение моторной плотности урока физической культуры при освоении легкоатлетического материала. 3. Определить уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста. 4. Разработать и экспериментально обосновать программу поурочных занятий, направленную на повышение моторной плотности уроков легкой атлетики. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы; 2. Педагогическое тестирование; 3. Педагогический эксперимент; 4. Статистическая обработка результатов исследования. Изучались литературные источники, характеризующие теоретические основы влияния различных факторов на моторную плотность урока физической культуры по легкой атлетике. Педагогический эксперимент проводился с целью определения уровня подготовленности занимающихся и их двигательной активности. Определялись следующие показатели: - бег 30 м; - челночный бег; прыжок в длину с места; - прыжок в длину с разбега; - бег на 1000 м. Определялось время затрачиваемое на выполнение каких-либо действий (хронометрирование) с занесением результатов в таблицы. Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СШ №33 Дзержинского района г. Волгограда в период 2014-2015 учебного года. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса. Для каждой переменной вычислялись среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибки средней арифметической. Для проверки гипотезы о разности между двумя средними арифметическими применяли t критерий Стьюдента. Достоверными считались результаты при 5% -уровне значимости. Исследование проводилось в несколько этапов: I этап - определилось общее направление исследования, изучались теоретико-методические концепции отечественных специалистов, написание главы 1, а также написание введения и главы 2; II этап - выявлялась возрастная динамика показателей скоростносиловых способностей учащихся 3 «Б» класса, разрабатывалась экспериментальная программа; III этап - экспериментально обосновывалась разработанная программа по повышению моторной плотности на уроках легкой атлетики, обработка полученных результатов; IV этап - посвящен уточнению теоретико-методических аспектов разработанной программы по повышению моторной плотности, написание выпускной квалифицированной работы. 2.2. Возрастные показатели двигательных способностей учащихся Данные обследования учащихся 3 «Б» класса позволили выявить их уровень физической подготовленности. Он оценивался по основным показателям, характеризующим скоростно-силовой компонент подготовки (бег на 30м, челночный бег 3x10м, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега). Представленные экспериментальные данные анализировались на основе программных требований к уровню физической подготовленности учащихся I-IVклассов (Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов (1996г.) под ред. Ляха В.М., Кофман Л.Б., МейксонаГ.Б.) (Приложение 1). В классе 26 человек (14 девочек, 12 мальчиков) в возрасте 9 лет. Из них 5 учащихся (19,2%) имеют высокий уровень развития, 18 учащихся (69,2%) - средний уровень подготовленности и 4 человека (11,5%) - низкий уровень развития. По данным показателям уровень физической подготовленности класса оценивается как средний. С целью проведения педагогического эксперимента были сформированы, две группы, по 13 человек каждая. В каждой группе были рассчитаны значения: среднего арифметического (X), стандартного отклонения (σ), средней ошибки среднего арифметического (m) показателей бега на 30м, прыжка в длину с места, прыжка в длину с разбега, челночного бега 3x10 м. Для удобства описания обозначим экспериментальную группу цифрой - II, контрольную -1 (табл. 4). Таблица 4 Сравнительные результаты показателей уровня физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп
Экспериментальная контрольная 11,5% 69,2% 19,2% Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Показатели физической подготовленности учащихся В беге на 30м результаты в обеих группах равны и соответственно равны в I группе - 6,1 (с), а во II группе - 6,1 (с); ±m = 0,144. В прыжках в длину с места X и ±m составили в I группе - 151,6м, 1,5м, а во II группе - 154,6м и 1,7м. В челночном беге в I группе X = 9,5с; ± m 0,19; во II группе X = 9,4с, ±т=0,19; В прыжках в длину с разбега I группа - X = 263,0м; ±m = 3,9; II группа - X = 263,1 м, ± m = 28. Сравнивая данные показатели можно сделать вывод, что группы по уровню физической подготовленности практически равные (рис. 1).
Таблица5 Сравнительные показатели моторной плотности структурных частей урока по легкой атлетике
Подсчет моторной плотности уроков на начальном этапе исследования, показал (табл. 5), что при проведении уроков в обеих группах с идентичным содержанием, моторная плотность практически равная. Так при измерениях на первом уроке в группе I она составила 55,2%, а во II группе 56%; на втором уроке в I группе 60,1%, а во II группе - 59,7%. Следовательно, можно сделать вывод, что учащиеся проявляли равную двигательную активность в процессе урока.
2.3.Экспериментальная программа повышения моторной плотности урока Для проведения педагогического эксперимента была составлена программа, направленная на повышение моторной плотности урока, которая основывается на «Комплексной программе физического воспитания учащихся I - XI классов» (1996г.) под руководством Ляха В.М., Кофмана Л.Б. и других и «Программой для общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11 кл.» составители Матвеев А.П. и Петрхова Т.В. Предлагаемый план - график состоит из шести разделов: - основы знаний; - ОРУ (общеразвивающие упражнения); - основные навыки бега; - основные навыки прыжков; - основные навыки метания; - подвижные игры. Основным содержанием программы являются подвижные игры (приложение 2). Подвижные игры подобраны с таким условием, что они позволяют контролировать правильное формирование техники изучаемых видов легкой атлетики и закреплению навыков уроков. Для формирования предложенных навыков были подобраны игры, в которых отражаются специфические свойства или близкие по структуре с умениями и навыками, техники бега, метания, прыжков в длину и высоту. Так же они позволяют развивать физические качества: быстроту, координацию, выносливость (приложение 3). В качестве активного отдыха, для перехода от одного двигательного действия к другому, предполагается выполнение строевых упражнений или упражнений ОФП. Этот прием позволит учащимся овладеть основными строевыми упражнениями и навыками передвижения в строю и сохранить двигательную активность. Наибольшее применение этот способ повышения моторной плотности получил при развитии выносливости. Так, при использовании повторного интервального метода, отдых заменяется выполнением строевых упражнений. [22,41]. Использование интегрального подхода (комплексного) на уроках физической культуры по легкой атлетике позволяет формировать двигательные навыки, развивать физические качества и сохранять высокую моторную плотность. Так на уроках начального обучения навыкам и уроках с преимущественным поточным методом организации учащимся между подходами по выполнению заданий предлагается выполнение простых физических упражнений (приседание, прыжки, подскоки и т.д.). Эти упражнения направлены на повышение общей физической подготовленности, которые выполнялись между подходами при выполнении основного упражнения, были доступны для самостоятельного выполнения учащимися, не требующие страховки и позволяющие легко дозировать нагрузку, подбирались так чтобы это не вызывало отрицательного переноса, позволили восстановиться основным работающим мышцам. Особенно это следует учитывать при развитии скоростно-силового качества. [2,32]. Использование на уроках легкой атлетики нестандартного оборудования так же является одним из способов повышения моторной плотности. При обучении техники метания были использованы мешочки с песком, пластиковые бутылки, наполненные водой (вес «снаряда» соответствовал весу мяча -150 гр.), это позволило сократить время на подбор снаряда и увеличить количество повторений. А так же применить комплексный подход в организации урока. При подборе «снаряда» учащиеся экспериментальной группы выполняли различные задания (ходьба в присяде, прыжки на одной или двух ногах и т.д.). Разработанная программа предусматривает широкое применение различных средств ОФП.
Рис.2. Показатели физической подготовленности учащихся после
|