Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история эпохи цеховой системы и теорий образования Средневековье и начало Цехов





Первые шаги цехового строя мало известны, не засвидетельствованы документами, так как цехи создавались ремесленниками тайно и лишь позднее получали публичную санкцию. Корпорации ремесленников возникали не сразу, но во всяком случае в XIII в. их было уже очень много. Так, в Париже, например, по свидетельству «Книги ремесла» ЭтьенаБуало, составившего в 1268 г. запись кутюмов (обычаев) парижских ремесленных корпораций, последних насчитывалось около 100, а самих цеховых мастеров— 51/2 тысяч.

То же самое наблюдалось в Германии того времени, и потому естественным является предположение, что цехи возникли в XII—XIII вв. в период коммунальных восстаний и создавались как боевые организации ремесленников в освободительной борьбе их с феодалами, с крепостным гнетом. Правда, в Константинополе, Венеции и некоторых других городах ремесленные корпорации появились значительно раньше.

Ремесленники как наиболее активная часть горожан сплачивались в боевые организации для борьбы против феодалов. После завоевания особого статуса городов эти организации превращались в профессиональные объединения – цехи.И хотя первые цехи зародились в Италии в IX–X веках, а во Франции – в XII веке, расцвет цехового строя пришелся на XIII–XV века. В этот период городская власть перешла в руки цеховых объединений, которые стали управлять многими европейскими городами. Так, в Париже уже в 1268 году существовало около сотни ремесленных корпораций, представители которых входили в совет города. Формирование специализированных цеховых мастерских шло достаточно быстро. Во второй половине XIII века была составлена «Книга ремесел Парижа», в которой были зарегистрированы 100 цехов, 22 из них занимались производством металлических изделий. К началу XIV века число зарегистрированных цехов в Париже достигло 350.

Потребность городских ремесленников в объединении обусловливалась прежде всего стремлением защитить свои хозяйственные интересы от вмешательства феодалов. Кроме того, ремесленники, которые одновременно были и продавцами своих изделий, нуждались в особых торговых помещениях, общих правилах поведения в условиях неразвитого рынка. Горожане хотели защитить себя и свою продукцию от конкуренции со стороны сельских производителей, чей товар был более низкого качества, а его продавцы сознательно сбивали цены на рынке. Все это заставляло городских ремесленников объединяться в цехи и работать по определенным правилам.

Окончательное оформление цехов осуществлялось путем получения специальных грамот от короля и сеньора, а также составления и записи цеховых уставов. В этих документах фиксировалась главная цель цехового объединения – монополия на производство иреализацию определенного вида продукции.

Цех(гильдия, братство) – это типичная сословная корпорация, созданная по иерархическому признаку. Во главе цеха стояли выборные старшины, магистры и т. п. Основой цеха являлась мастерская, принадлежавшая мастеру, который был полноправным членом цеха. В каждой мастерской работали члены семьи, а также от одного до трех подмастерьев и три-четыре ученика. Подмастерья получали плату за работу, а ученики трудились бесплатно, заеду. Профессия, как правило, передавалась по наследству.

Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией: ее члены участвовали в военных действиях и несли сторожевую службу в городе. Для членов цеха была организована общая казна, из средств которой оказывали материальную помощь в случае потери кормильца или его болезни.

Цеховой организации была присуща замкнутость. В целях борьбы с конкуренцией мастера препятствовали увеличению количества однородных мастерских, чтобы держать под контролем объем продукции, поставляемой на местный рынок. Для занятия определенным ремесленным производством в городах существовал принцип цунфтцванга (цехового принуждения), т. е. обязательной принадлежности к цеху. Не вступивших в цех «свободных» мастеров ограничивали чаще всего в реализации их изделий, а крестьяне-ремесленники могли привозить только продукцию, не производившуюся в данном городе, и лишь в ярмарочные дни.

Вся производственная и сбытовая деятельность мастерских четко регламентировалась уставами, принимаемыми на общих собраниях членов цеха. Для каждого мастера, которому могла принадлежать только одна мастерская, определялись максимальное число подмастерьев и учеников, объем закупаемого сырья, а также количество инструментов и оборудования. Мастерам запрещалось выпускать продукции больше и продавать ее дешевле, чем было регламентировано, работать в ночное время и по праздникам, чтобы не разорять остальных. Городские ремесленники не могли продавать свои изделия за пределами города, т. е. они не должны были искать новые рынки сбыта, не имели права зазывать покупателей в свои лавки, выставлять товар в окнах мастерских и витринах. Была установлена определенная ширина прилавка, с которого шла торговля, и т. д. Специальные надсмотрщики следили за соблюдением данных правил, а в случае их нарушения мастер подвергался наказанию вплоть до запрета работать и заниматься продажей своих изделий в этом городе.

Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, нужно было повышать качество изделий до уровня определенных эталонов, поскольку товары, не отвечавшие установленным стандартам, не допускались на рынок. Тем же целям служила и система подготовки новых мастеров. Прежде чем получить право на открытие своей мастерской, ремесленник должен был обязательно пройти все низшие ступени: проработать пять – семь лет учеником, а потом три – четыре года подмастерьем. Нужно было сдать экзамен на звание мастера, а на суд строгой комиссии представить шедевр– новое изделие особенно высокого качества. Такая иерархия соблюдалась очень строго, механизм продвижения по этой лестнице был отлажен, и ему, как правило, ничто не мешало. Цеховая система стимулировала рост самосознания и самоуважения городских мастеров[1].

В период позднего Средневековья цеха делались все более замкнутыми, членство в некоторых становилось наследственным, они цепко держались за свои привилегии, хотя рост капиталистического производства в других городах уже снизил их значение. Они сохраняли жизнеспособность лишь в масштабах местного рынка, причем лишь там, где пользовались поддержкой властей.

К началу 16 в. система цехов уже не соответствовала нуждам капиталистического производства, ориентированного на широкий рынок. В преимущественном положении оказались те цехи, которые из ввезенного сырья производили продукцию на экспорт. Они взяли под контроль местных мелких производителей. Так, например, в производстве текстиля во Флоренции и Фландрии капиталисты поставляли ремесленникам шерсть или пряжу, а затем скупали у них произведенные ткани. Мелкие производители, не имевшие доступа к источникам сырья и рынкам сбыта, были низведены фактически до положения наемных рабочих, трудившихся на богатых купцов[2].

Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12 —13 векам. Северо-итальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Крупными центрами ремесленного производства становятся Флоренция, Сиена, Милан. Политическая власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников. Объединенные в цехи, они активно противостояли местным феодалам и способствовали отражению натиска иноземных завоевателей (прежде всего германских императоров). В условиях политической самостоятельности в городах зарождались новые формы капиталистического уклада. Эти изменения вызвали коренные сдвиги в мировоззрении и культуре, характеризующейся интересом к человеку как мыслящей и чувствующей личности, к античности. На раннем этапе переходной эпохи культура во многом носила противоречивый характер, новое часто уживалось со старым, либо облекалось в традиционные формы.

Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частности во Флоренции. Здесь написал свою «Божественную комедию» Данте — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» работали скульпторы, в произведениях которых ясно обозначились реалистические тенденции.

 

Date: 2015-11-14; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию