Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Примеры веры ветхозаветных праведников





Почти вся одиннадцатая глава послания к Евреям посвящена описанию примеров веры ветхозаветных праведников. Раскрыв сущность и понятие веры, автор послания затем приводит ряд славных предков, которые достигли праведности именно верой. Таким ходом мыслей апостол Павел свидетельствует о взаимоотношении между Ветхим и Новым Заветом.

Собрание ветхозаветных святых представлено автором в послании не с целью продемонстрировать их достоинства, так как все они были людьми грешными, порой огорчали Бога и ошибались. Автор передает всю правду о них для того, чтобы мы узнали в них людей обычных, однако, которые исключительно с помощью благодати Божией смогли достичь совершенства. «Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, так как сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого потомки их уже не имели»[82]. Автор послания из числа праведников самые яркие характеры: Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея. Апостол пишет: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр. 11:4). Жертва Авеля угодила Богу столько своим качеством и тем, провожалась пролитием крови, сколько своей искренностью. Авель представил Богу не просто жертву лучшую, но он принес свое чистое сердце. Каин же не смог одолеть своего греха. Впоследствии Господь указывает на искренность Авеля, а апостол Иоанн – на греховность Каина. Бог заверил праведность Авеля тем, что принял жертву его. Хоть Авель и был убит своим греховным братом, жертва его и сейчас еще говорит, а дела веры его есть пример чистоты сердца и помышлений, обращенных к Богу, и это несравненно важнее, чем качество жертвы. Является ли видимое проявление нашего поклонения и хвалы, наши пожертвования искренним изъявлением любви и посвященности Господу? Господь обращает внимание не только лишь на свойство жертвы, но и на сердце того человека, который жертвует. Жертва, которую принес Авель, взывает к человечеству с призывом рассмотреть в ней символ большей из всех жертв – крови Христа. Иисус хоть и был убит завистниками – потомками Каина, однако, вполне добровольная жертва Спасителя была одобрена и предусмотрена Богом.

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11:5). Ссылаясь на Ветхий Завет, автор послания тем самым снова и снова показывает важнейшее взаимоотношение между двумя заветами. Для верующего человека преданность Богу проявляется не только в обыкновенной религиозной практике поклонения и периодическом принесении какой-либо жертвы. Жизнь наша отдана Богу, значит, праведность наша простирается на всю нашу жизнь. Ветхозаветное Писание немало говорит о том, что те в ком есть истинная вера – ходят с Богом. Краткое рассмотрение жизни Еноха в Писании содержит один немаловажный момент: в книге Бытия говорится, что он ходил пред Богом. Надо полагать, что серьезным духовным переоценкам Еноха содействовали его родительские обязанности, когда он, чувствуя свою беспомощность в этом вопросе, обратился к Богу за помощью. Енох понял, что являться хорошим примером для детей своих он будет тогда, когда будет ходить с Богом. Именно своим сильным доверием ветхозаветный праведник и угодил Богу. Верующие люди другого поколения, сегодняшние верующие могут угодить Богу лишь своим полным доверием к Нему.

Далее апостол Павел говорит о таком праведнике как Ной: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Ной, живший в ветхозаветное время, предоставляет нам, живущим в новозаветное время, замечательный образец веры. Этот образец заключается в готовности выполнять повеления Бога и внимательно относится к Его словам. Ной не просто принял повеление от Бога, но он еще и выполнил его и начал строить ковчег. Кроме этого, Ной показал новый тип веры, так как поверил в невидимое. Делая ковчег, Ной слышал насмешки от людей, показывавших за все время строительства свое неверие. Бог проявлял Свое терпение и милосердие, Ной же отвечал полным послушанием, с помощью которого он получил такие блага как праведность, спасение и способность свидетельствовать. Вследствие его послушания весь его дом был спасен. «Крайне важно то, что Ной не только спасся физически, но назван в Библии праведным»[83]. Его соседи принимали за глупость то, что он делал. Однако верой своей Ной показал неправоту всего мира.

Далее вслед за описанием истории жизни праведного Ноя автор послания рассказывает своим читателям о другом праведнике, который показал пример послушания по вере – Аврааме. Появление его в числе ветхозаветных святых вполне обычно. Вполне естественно Авраам занимает одно из самых почетных мест в традиции иудейской как отец народа, но так же почетное место он занимает и в новозаветное время как отец всех верующих. На страницах послания к Евреям можно увидеть, что верующие названы «потомками Авраама». Апостол Павел с помощью примера из жизни Авраама и его жены показывает такие стороны веры как: жертвенность, смиренность, настойчивость, смелость и полная зависимость от Бога. Смиренность веры Авраама заключалась в его готовности исполнить любое дело, которое поручил ему Бог. Многократно в послании к Евреям видится та мысль, что послушание Богу, которое проявили эти великие праведники происходило безусловно от их непоколебимой веры в Бога. Они все абсолютно полагались слово Его, так как были уверены в его огромной важности авторитете, полнейшей надежности безграничной силе. Жертвенность веры Авраама - это качество его веры, которое проявилось в его готовности оставить все то, что было успешно, надежно, приятно и безопасно. Книга Бытия говорит о том, что Бог повелел Аврааму оставить дом и все свое хозяйство, и он так и сделал. Жертвенность веры Авраамовой так же проявляется в его согласии пойти в страну, которую имел получить в наследство. Авраам понял, что в полном своем повиновении воле Бога ему придется совершенно положиться не только на Призвавшего его, но и на Того, Кто будет заботиться о будущем его. Апостол Павел ободряя своих читателей приводит ту мысль, что когда Бог нас призывает, то нам не известно, куда и как идти, но Он обещает нам Свое благую помощь во всем.

Смелость веры ветхозаветного праведника проявилась в том, что Авраам начал путешествовать, не ведая, куда он идет. Мысль, которую апостол вносит в это место послания, является значимой. В Харане Аврааму истина о его будущем наследии открыта не была. Он был отправлен в место, которое имел получить в наследие. Писание понятно говорит, что Авраам не унаследовал обетования до той поры, пока не вошел в Ханаан. Бог сказал Аврааму, что от него произойдет великий народ, который будет в нем благословлен. Когда он добрался до места, Господь явился ему и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:7). Наградой за послушание явилось обещание наследия, это была награда, но не результат послушания. Настойчивость веры Авраама видна из того, что когда праведник, войдя в землю обетованную и получив обещания о наследии, Авраам не увидел их быстрого исполнения. Он имел это наследство лишь обетованию, а не в действительности, потому что земля эта была занята другими народами, которые жили в своих городах, тогда как Авраам, как впоследствии его сыновья и внуки, жил в шатрах. Исаак и Иаков разделяли с ним эти условия существования, будучи сонаследниками того же обетования. Земля та им не принадлежала, но вера их была непоколебимой, так как они не сомневались в верности слов Бога. В трудные моменты жизни Авраам всегда вспоминал то, как Бог произнес свое обетование и дал повеление. Автор послания так же пишет о том, что Авраам не раз утешался надеждой: он ждал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Зависимость Авраама от Бога напрямую связана с верой его жены Сарры. Сарра после первого своего сомнения поверила Богу, Который не только выполняет то, что обещал, но и совершает чудеса: Сарра зачала не по времени возраста, потому что вместе с Авраамом пришла в то место, где обновилось ее упование на верного Бога. По человеческим меркам женщина такого пожилого возраста родить ребенка не могла. Она сильно хотела своего собственного дитя, и только Бог в силе сотворить такое чудо. Поверив Ему, она доказала свою зависимость и упование на Него. Так от омертвелой плоти родилось дитя обетования.

Согласно с иудейским пониманием, искушение Авраама было десятью разными способами. Апостол Павел делает акцент на том моменте жизни праведника, когда он получил от Бога повеление принести в жертву своего сына Исаака. Хоть это повеление и смутило Авраама, но все же он продолжал верить и не отступал от воли Бога. Сама мысль принесения в жертву единородного сына казалась нелепой, потому что этот ребенок есть обещанный Божий дар, через которого Бог обещал подарить Свою благодать: в Исааке наречется тебе семя. Авраам был исполнен решимости во всем и полностью повиноваться Богу. Он твердо держался истины Божьего обещания и верил, что Исааку было предначертано стать жертвой и что потом Бог воскресит его для того, чтобы совершить Свою последнюю волю. Авраам оставался послушным Богу и не изменил Ему ни в чем.

Затем автор послания говорит об эпизодах из жизни Исаака и Иакова, эти эпизоды говорят о благословении ими других людей. В ветхозаветное время родительскому благословению придавалось огромное значение. Родительское благословение давало доступ к будущему наследству. При первом поверхностном ознакомлении с историей благословения Иакова Исааком может создаться странное впечатление, будто благословение было взято Иаковом вследствие того, что он проворно обманул своего отца, который оказался лишенным мудрой родительской проницательноси. Однако Священное Писание предоставляет нам иное понимание сущности происшедшего, потому что во всем случившемся присутствует удивительная Божия милость. Божия мудрость заключалась в Господнем совершенно естественном и привычном требовании благословлять первенца. Вполне ясно, по какой причине Исаак отдал эту привилегию Исаву, однако благоволение Бога находилось с Иаковом, через него предусмотрено было исполнение Божьего плана. Несмотря на то, что Иаков так обманул отца, ненавидел своего брата и завидовал ему, поддался уговорам своей заблуждавшейся матери, Бог помог ему использовать Исава и благословил его. Бог дарует Свои благословения не потому, что мы заслуживаем их, а потому, что мы нуждаемся в них.

Далее автор послания приводит примеры веры и Моисея. Авраамом было принято обетование, а Моисеем был принят закон, и по этой вполне понятной причине эти два праведника представляют огромный интерес для апостола Павла. Но, несмотря на огромную роль Моисея, вера этого замечательного вождя еврейского народа ни в коем случае не должна умалять живую и действенную веру отдельного израильтянина. О Моисее апостол говорит: «Верою Моисей по рождении три месяцa скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их» (Евр. 11:23-28).

Из этих слов апостола можно заключить, что вера имеет свойство побеждать наши страхи. Несмотря на то, что фараон дал приказ умертвить всех младенцев мужского пола, родители Моисея не послушались царского повеления и последствия их не пугали. Умиленные красотой младенца и движимые сначала чисто естественными мотивами, они спрятали его в доме с большим риском для себя, так как были уверены в своей правоте.

Иногда верующего человека жизнь ставит перед выбором, а правильный выбор можно осуществить лишь при помощи веры. Именно верой Моисей принял множество важных решений для своего народа, связавших его жизнь с жизнью израильского народа. С помощью веры Моисей оставил свои социальные привилегии, удовольствия и материальное благополучие. Когда перед ним встала необходимость выбора между славой египетского царского двора и невзгодами пустыни, он выбрал второе.

Невзирая на героизм народа и мудрость Моисея, успех исхода был обеспечен исключительно вмешательством Бога. Однажды ночью посетил каждый египетский дом и в каждом погубил первенца. Все прежние попытки Бога убедить фараона лишь ожесточали его еще больше. Но когда ангел пронесся над египетской землей, чтобы забрать первенцев, не пострадали только те дома, косяки дверей которых были помазаны кровью. Египтяне и Фараон с упорством отказывались повиноваться Богу, но в ту ночь все евреи удостоверились, что кровь пасхального агнца на входных дверях не осталась незамеченной. Все люди Божии предстали перед Богом в едином духе смирения. Требования Господа казались им сложными и странными, агнец должен являться безупречным во всех отношениях и сам ритуал – невиданным, однако они сделали все так, как повелел Бог. Благодаря своей простой вере народ Божий совершил пасху. Они доверились Богу, Который говорил к ним через Своего слугу.

Все эти примеры веры ветхозаветных праведников были приведены апостолом Павлом с той целью, чтобы наставить в вере тех христиан, которые ее теряли. Автор послания делает это не без помощи взаимоотношений Ветхого и Нового Заветов. Апостол учит вере людей, которые уже живут в Новом Завете, и, причем учит примерами не современными, а из Ветхого Завета. Автор призывает своих христиан из иудеев не возвращаться к иудейским обычаям, а остаться в рядах Церкви Христовой, при помощи веры, на что как раз и указывали древние праведники.


Заключение

Таким образом, подводя итог, проведенной исследовательской работы по раскрытию вопроса взаимоотношения Ветхого и Нового Заветов по учению апостола Павла в послании к Евреям мы пришли к заключению. Во-первых. Взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветами есть ни что иное как преемственная связь между ними. При этой связи Ветхий Завет с его многочисленными прообразами явился подготовительной ступенью к принятию Нового Завета, а в свою очередь Новый Завет явился завершением и исполнением обетований Ветхого Завета. Учение о взаимоотношениях заветов со страниц послания к Евреям можно справедливо свести к лаконичной формулировке блаженного Августина, который говорил: «Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается»[84]. Во-вторых. Весь Ветхий Завет указывал на виновника Нового Завета – Иисуса Христа. В Иисусе Христе Бог сообщает откровение, завершающее тысячелетнюю пророческую весть, что подчеркивает как непрерывность, так и преемственность, существующую между двумя Заветами, а следовательно и тесную взаимосвязь. Своей жертвой и Своим служением Господь сделал преобразование завета из прообраза в Свой первообраз. Спаситель принял плоть человеческую и прошел тем путем, который был указан скинией, и тем самым сделал ненужными ветхозаветные подобия. Господь явил Собой в свете Нового Завета реальную победу над смертью. То, что сделано Христом, становится антитипом для предшествующих ветхозаветных событий. Ветхий Завет, таким образом, прочитывается сквозь события Нового. В-третьих, скиния предназначена была стать центром жизни израильского богоизбранного народа и она приготовляла постепенно, раз за разом народ к пришествию Иисуса Христа. Священная служба в скинии учила людей памяти о Боге, воспитывала в нем страх Божий и чувство ответственности пред Господом за свои дела. Все постановления закона посвящены были плоти, однако душу не очищали. Все ветхозаветное служение готовило людей к служению в Новом Завете, в котором и происходило очищение, в чем и проявилась взаимосвязь ветхого и Нового Заветов в послании апостола Павла к Евреям.

Все те места послания к Евреям, где встречается понятие превосходства Нового Завета над Ветхим, следует понимать не в смысле умаления или принижения роли Ветхого Завета, а в том смысле, что Новый Завет явился исполнением и завершением Ветхого Завета.

Из рассмотрения структурообразующей функции ветхозаветных текстов можно заключить, что буквально каждая глава послания к Евреям отмечена открытой или скрытой цитацией Ветхого Завета. Из того, что автор использует Писание, видно, что он глубоко убежден: существует преемственность между словами и делами Бога в Ветхом Завете и в Новом Завете, в чем и раскрывается взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами.


Date: 2015-11-14; view: 2079; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию