Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь Заветов в рассмотрении сравнения Христа и Мелхиседека





В библейской науке имеется такая отрасль как типология. Типологией принято называть «установление исторической связи между определенными событиями и личностями либо вещами в Ветхом Завете и сходными событиями, личностями и вещами в Новом Завете»[41]. Одной из самых известных типологический параллелей послания к Евреям является параллель Христос – Мелхиседек. Впервые в Писании о Мелхиседеке говорится в книге Бытия, когда Авраам шел в Хеврон после победы над царем северного Ханаана – Кедорлаомером. В это время Мелхиседек – «священник Бога Всевышняго» (Быт. 14:18) вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино, а затем благословил его «от Бога Всевышняго» (Быт. 14:19) и далее Мелхиседек благословил Самого Бога благодаря за победу Авраама. За все это Мелхиседеку Авраам отдает десятую часть добычи, которая досталась ему после победы над врагами. Показавшись неожиданно в библейском рассказе, Мелхиседек и так же внезапно исчезает. Ничего не говорится о происхождении его или смерти. Не говорится так же о священническом родословии его и не упоимнается о потомках Мелхиседека. Изложив эти библейские события, апостол Павел сообщает, что «велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр. 7:4).

Используемый автором послания к Евреям прием типологизации «был хорошо знаком его современникам»[42]. Чтобы было понятно, каким эффективным являлся этот прием в те времена, нужно обратить внимание на образ мышления тех людей. Апостол ставит целью возвеличить Христа предельно доступным для тех людей приемом, чтобы показать им смысл превосходства священства Иисуса в сравнении с левитским священством. Священство Христа существовало по чину Мелхиседека, что совершенно отличалось от иудейского священства, которое было устроено по чину Аарона. Священство по чину Мелхиседека – вечное и действенное, по чину Аарона – временное, несовершенное и отныне отменено из-за бесполезности и немощи. Здесь вновь видится эффективное и уместное использование автором послания ветхозаветного наследия, «которое представляет собой не просто графический отпечаток многовековых событий из истории общения Бога со Своим народом на условиях заключенного завета, но все пронизано мыслью о Христе»[43]. Писание Ветхого Завета наполнено пророчествами о приходе Спасителя и наполнено радостью, которое рождает это событие. Ветхозаветные пророчества описывают земное служение Христа, точно предсказывают обстоятельства смерти Иисуса и предсказывают вечные блага, которые несет крестная смерть Искупителя. Автор послания высоко оценивает историческую достоверность, нравственные уроки и духовную ценность Ветхого Завета. Но при всем этом апостол «подходит к этому замечательному материалу уже по-другому – как человек, уполномоченный Божьим Духом сказать что-то еще, что-то новое»[44].

Первое что нужно отметить в типологии Христос – Мелхиседек, так это то, что Мелхиседек дает Аврааму благословение. Благословлять вправе тот, кто выше. Отсюда следует, что хоть Авраам и являлся родоначальником евреев и ему были даны Божии обетования, но он занимал низшее положение по отношению к Мелхиседеку. Далее говорилось, что Мелхиседек берет десятую часть добычи за свое покровительство. Впервые в библии здесь упоминается о десятине. По Моисееву закону левитам от своих братьев давалась десятина за свое культовое служение, исходя из того, что левиты не имели земельного участка в Ханаане. Мелхиседек же принял десятину с Авраама, который не состоял с ним в родстве и к тому же был прародителем священников из колена Левия. Превышая, таким образом, Авраама, Мелхиседек, следовательно, превышает потомков Авраама – весь род священников. Помимо всего этого, одной из целей сравнения Христа и Мелхиседека является то, что «что священство по чину Мелхиседека предшествовало установлению левитского священства, а не есть нечто новое, так как рассказ о доизраильском Мелхиседеке – это первый случай употребления слова «священник» в Ветхом Завете»[45]. Тот факт, что исходя из библейского повествования жизнь Мелхиседека не имеет ни начала и ни конца, делает подобным его Сыну Божию и Мелхиседек «пребывает священником навсегда» (Евр. 7:3).

Образ отношения Мелхиседека ко Христу апостол называет «уподоблением» (Евр. 7:3), где черты подобия заимствуются от одного предмета для перенесения на другой. Естественно здесь возникает вопрос: какое же лицо было для автора первым, с которого он переносил черты одного предмета на другой предмет? «Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя – Христа»[46].

Но стоит обратить внимание на один важный момент. Если, как уже говорилось, Мелхиседек «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:3), то далее, уже в (Евр. 7:15) автор послания к Евреям проводит обратную взаимосвязь – воскресший Спаситель становится Священником как вечный священник Мелхиседек: «по подобию Мелхиседека восстает Священник иной» (Евр. 7:15). Отсюда видно, что апостол показывает евреям не только превосходство Первосвященства Христа, но говорит своим читателям о взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов. И если обращаться к типологии послания к Евреям, то «можно сказать, что соответствия между типом и антитипом напоминают улицу с двухсторонним движением»[47].

Если левитские священники брали десятину, являясь смертными, то Мелхиседек содержит «о себе свидетельство, что он живет» (Евр. 7:8). Вечность здесь следует понимать не как «характеристику рассматриваемого священнического чина, а не указание на долговечность некоего конкретного священника времен Авраама»[48]. В левитском священстве десятиной чтится родовое достоинство, проявляющееся в отдельных членах, которые постоянно заменяются другими и, следовательно, сами по себе не имеют большого значения. В Мелхиседеке же чтится то, чему предается характер вечности. Такой взгляд на Мелхиседека заимствован апостолом из Писания Ветхого Завета, в котором Мелхиседек изображается только живым, но ничего не говорится о его смерти. Хотя это противопоставление между «человеками смертными» (Евр. 7:8) и то, что Мелхиседек «живет» (Евр. 7:8) свою идеальную силу имеет по преимуществу в отношении к Иисусу Христу, однако и прообразовательный исторический момент имеет здесь особенное значение. То, что Мелхиседек живет «должно разуметь как общую противоположность людям смертным, и едва ли писатель думает более, чем Писание, которое не ограничивает жизнь Мелхиседека ни началом, ни концом. Конечно, Мелхиседек умер, но всемирноисторисески он живет не умирая, навсегда запечатленный в типе Сына Божия, вечно живущего Священника»[49].

Последний довод в пользу величества Мелхиседека, а вместе с тем и Христова, заключается в том, что воздал честь Мелхиседеку Левий, так сказать, потенциально живший в лице своего родоначальника Авраама: «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр. 7:9-10). В этом месте тонкость умозрения богодухновенного писателя доходит до верха совершенства. Автор послания свободно пролетает через времена лет и объединяет их такими узами, которые естественны, но редко кому вообразимы. Видя смелость и резкость своего утверждения о даровании Мелхиседеку десятины Левием еще до его рождения, апостол оговаривается словами «так сказать». Между тем, можно сказать, что автор написал это, имея вполне достаточные основания, так как бытие Левия, во время благословения Мелхиседеком Авраама и принесения ему Авраамом десятины, не только, может быть, естественно мыслиться генетически, но должно быть обязательным, потому, что к этому времени Авраам неоднократно получал обетования Божии о происхождении от него великого потомства.

Иисус Христос не принадлежал колену Левия, но принадлежал колену Иуды, у которого не было права поставлять своих людей на священническое служение: «ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр. 7:14). Оценкой достоверности священства Христа обозначается не физическое членство принадлежности какому-то конкретному колену, что являлось совершенно законным, а высочайшая оценка великого дела, которое Он совершил, проявившаяся в воскресении.

Христос живет вечно, и Он есть наш единственный и реальный посредник, и священник вовек. Минувший иудейский чин священства, отринут из-за неполноценности и слабости, так как «закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7:19). Спасительное дело Христа принесло лучшую надежду, и это исключительный путь, который ведет нас к Богу.

Несомненно, что люди, которые вышли из иудейской обстановки, задавали христианам вопрос: отчего священство и жертва Христа считаются превосходней древнейшей, вековой традиции иудаизма? Первые читатели послания вопрошали: а может напрасно мы оставили религиозные обряды иудеев, к которым так уже привыкли, и сделались христианами? Но апостол их уверяет, что священство Христа превосходнейшее в сравнении со священством иудеев. Священство Иисуса бесконечно высокое, превосходное и эффективное по сравнению с тем, что христиане из иудеев знали до этого, так как священство это образовано на клятве и поручительстве.

Автор послания снова прибегает к взаимоотношению Ветхого и Нового Заветов и пользуется Ветхозаветным Писанием: «и как сие было не без клятвы, - ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 7:20-21). Для хорошей убедительности апостол цитирует здесь (Пс. 104:9). Это является очень уместным, по той причине, что в псалме этом имеется клятва Бога. Бог клянется, что это великое священство «по чину Мелхиседека» не перестанет, а будет вечным. Когда Бог утверждал левитское священство, то Он не клялся при этом, и поэтому «не было никакой гарантии того, что их институт останется незыблемым»[50]. Но когда Бог призывал Иисуса Христа к священству по «чину Мелхиседека», то Он дал клятву, что Христос будет священником навсегда. «Сама мысль о том, что Бог клялся, поражает. Это уже в древности отметил Филон Александрийский. Он указал на то, что необходимость клятвы может быть обусловлена отказом человека поверить на слово. Клятва же должна гарантировать истинность слова. Богу это не нужно, потому что невозможно, чтобы кто-то не поверил Ему на слово. Следовательно, если уж Бог когда-либо подтверждал и заверял Свое слово клятвой, то это должно было быть заявлением чрезвычайной важности. Таким образом, прежнее священство может носить преходящей характер, священство же Иисуса Христа непреходящее, потому что Бог дал клятву и никогда не раскается»[51]. «По иудейскому понятию, если Бог сказал что-то, оно обязательно исполнится»[52].


Date: 2015-11-14; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию