Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы интеграции России в глобальное инновационное пространство 3 page





В-четвертых, научно-технический задел Дальневосточного федерального округа лишь фрагментарно интегрирован в общероссийское пространство исследований и разработок, что обусловлено кризисом науки и инноваций. Научно-технологическое сотрудничество с другими регионами нарушено или осуществляется в неполном объеме [45, с.83].

Инновационная составляющая сотрудничества в АТР предполагает и другие направления взаимодействия, например, интеграцию научно-производственных потенциалов приграничных территорий. Стратегия инвестиционно-инновационного развития научно-технического сотрудничества Дальневосточного региона с приграничными регионами Монголии, Китая и Северной Кореи в долгосрочной перспективе должна быть ориентирована на углубление и расширение, прежде всего, производственно-экономических связей; более комплексную увязку направлений сотрудничества с долговременными стратегическими целями РФ на востоке страны; усиление инновационной направленности приграничного сотрудничества [43, с.332]. Последнее может быть реализовано лишь в том случае, если будет проведен отдельный комплекс мероприятий, предусматривающий:

- формирование территориальной воспроизводственной системы, основанной на инновационном типе развития, подготовку высококвалифицированных кадров, создание новых рабочих мест и закрепление населения на указанной территории;

- создание информационной и научно-образовательной инфраструктуры, необходимой для инновационной формы деятельности;

- обеспечение развития промышленного потенциала территории с ориентацией на выпуск высококачественной продукции за счет проведения реструктуризации производств, внедрения совместных инновационных технологий [43, с.333].

Вместе с тем следует отметить, что собственного научно-технического и инновационного потенциала Дальнего Востока недостаточно для развертывания полноценного кооперационного сотрудничества со странами АТР.

В этой связи гораздо перспективнее постепенно включать потенциал Европейской России в развитие дальневосточных регионов и – либо через Дальний Восток, либо непосредственно – наиболее крупный и креативный отечественный бизнес в те экономические интеграционные процессы, которые происходят в АТР[136, с.49].

В более широком контексте региональной интеграции интересы России в АТР в плане сотрудничества в области инноваций и образования были обозначены на азиатско-тихоокеанском форуме, проведенном Российским советом по международным делам в ноябре 2011 г. Применительно инновационной сфере выдвигалась идея создания баз данных по инновациям и образованию, включая пул венчурных проектов и пул объектов инновационной инфраструктуры, а также создания баз данных, связанных запросов на финансирование инновационных проектов; координации усилий национальных фондов, работающих в сфере НИОКР; анализ трансфера технологий в рамках экономик АТЭС [61, с.24].В институциональном плане была озвучена идея создания рабочей группы по инновациям в рамках АТЭС и многонациональных исследовательских групп по приоритетным научным направлениям.

Перспективы научно-технологического взаимодействия России и Китая связаны с развитием сотрудничества на институциональном уровне. При выстраивании системы такого сотрудничества необходимо использовать опыт взаимодействия России с ЕС.

В структуре российско-китайских связей одно из главных мест занимает военно-техническое сотрудничество. По данным ЦАТМО, Китай в период с 2004 по 2011 годы занимал второе место среди крупнейших стран-импортеров российских вооружений с долевым показателем 22,5%. В то же время, доля Китая в общем балансе российского военного экспорта, начиная с 2006 года, неуклонно снижалась. В 2004 году она составила 46,5%, в 2005 году – 65,4% (наивысший результат за 8-летний период), в 2006 году – 30,6%, в 2007 году – 20,2%, в 2008 году – 20,4%, в 2009 году – 14,6%, в 2010 году – 10,5% и в 2011 году – 4,5%. В расчете учтен объем идентифицированного экспорта обычных вооружений согласно классификации Регистра ООН[177].

Экспорт в КНР отечественной военной техники и оружия приближается к нулевой отметке, новые контракты практически не заключаются. С большим трудом в конце 2012 года «Рособоронэкспорт» и Министерство обороны Китая заключили предварительное соглашение о поставке Пекину 24 истребителей Су-35, поскольку Китай настаивал на покупке лишь четырех российских истребителей, что делало сделку для России экономически невыгодной. При этом сообщалось, что твердый контракт может быть подписан в течение ближайших двух лет, а поставки самолетов начнутся после 2015 года. Оценочная стоимость возможной сделки составляет 1,5 млрд. долл.

Одна из причин сложившегося положения дел в двустороннем военно-техническом сотрудничестве заключается в том, что Китай, успешно копируя многие образцы российских вооружений, превращается в крупного экспортера оружия. Объем поставок Китая в 2012-2015 гг. в страны Южной Америки (с учетом Мексики) прогнозируется в объеме 1,254 млрд. долл., в страны Северной Африки – 333 млн. долл., в страны Африки (южнее пустыни Сахара) – 280 млн. долл., в страны Ближнего Востока – 36 млн. долл. Китай стал прямым конкурентом России на рынке развивающихся стран Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в марокканском тендере в 2011 году китайский танк VT1A обошел российский Т-90С; Марокко купило у Китая 150 машин ─ доработанных копий Т-72.

Картина, отражающая экспортные позиции КНР за двадцатилетний период, представлена в таблице 2.3.6.

 

Таблица 2.3.6. – Военный импорт-экспорт Китая (млн. долл.) (1993-2012 годы)

Период Импорт Экспорт
1993-1997 годы 4 515 4 875
1998-2002 годы 10 630 2 038
2003-2007 годы 14 098 2 463
2008-2012 годы 7 483 6 462

Источник: [193].

 

В 2003-2007 годах Китай поставил на экспорт собственной военной продукции на общую сумму в 2,5 млрд. долл. (4,4 млрд. долл. в ценах 2012 года). Для сравнения, лидеры оборонного экспорта ─ США, Россия и Германия ─ продали за рубеж вооружений и военной техники на 34,9; 27,6; 10,8 млрд. долл. соответственно. По объемам военных поставок на мировой рынок Китай занимал восьмое место, уступая Италии и Нидерландам. В следующие пять лет ему удалось значительно улучшить свои позиции ─ КНР вышла на пятое место в рейтинге SIPRI. В 2008-2012 годах военный экспорт Китая составил уже 6,5 млрд. долл. (11,4 млрд. долл. в ценах 2012 года) (таблица 2.3.7).

 

Таблица 2.3.7 – Топ-5 крупнейших военных экспортеров

Страна Экспорт (миллионов долларов) Доля на рынке (процентов)
США    
Россия    
Германия    
Франция    
Китай    

Источник: [193].

В целом объем военного экспорта Китая в 2012-2015 гг. прогнозируется следующим образом: 1,994 млрд. долл. в 2012 году; 1,508 млрд. долл. в 2013 году; 1,123 млрд. долл. в 2014 году; 1,069 млрд. долл. в 2015 году (5,694 млрд. долл. за 4-летний период).

В сложившейся ситуации существенного сокращения российского военного экспорта в Китай и жесткой конкуренцией со стороны КНР на рынках ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, необходимо менять существующую и уже изжившую себя стратегию военно-технического сотрудничества с Китаем и преимущественно переходить к совместному производству современного оружия, что позволит решить проблему безлицензионного копирования вооружения и военной техники и оградить нашу страну от потенциального конкурента на рынках других государств.

В качестве заключительных выводов относительно сотрудничества России и Китая можно представить следующие положения.

Во-первых, назрел переход на новую модель сотрудничества России и Китая – кооперационную.

Во-вторых, двустороннее сотрудничество стран нуждается в расширении и углублении на основе взаимовыгодного использования конкурентных преимуществ России и Китая.

В-третьих, необходимо максимально использовать научно-технологическое сотрудничество с КНР, в том числе и для скорейшего подключения к глобальному инновационному пространству, повышения конкурентоспособности РФ на рынках стран азиатско-тихоокеанского региона.

В-четвертых, усилить внешнеэкономический потенциал Дальневосточного федерального округа путем диверсификации его экспорта и недопущения превращения в сырьевой придаток стран Азиатско-тихоокеанского региона, при этом, не умаляя активизации использования нефтегазового потенциала.

В-пятых, необходим комплексный подход к решению всего спектра назревших проблем двустороннего сотрудничества России и Китая.

Наша страна имеет фундаментальные интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего, в силу своего геополитического положения – евроазиатской принадлежности. В настоящее время данный регион превращается в мощный центр мирового экономического и культурного развития. В целом в азиатской политике России можно выделить четыре основных приоритета: Китай, Индию, Японию и страны АСЕАН, межгосударственные связи с которыми базируются на системе двусторонних и многосторонних договоров.

Индийское направление сотрудничества является достаточно перспективным. Индия вошла в XXI век вместе с Китаем как претендент на статус глобального центра влияния. Она является одним из лидеров развивающихся государств и входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного и сельскохозяйственного производства, обладая значительными природными ресурсами и колоссальными резервами рабочей силы.

Экономика Индии является одной из крупнейших в мире по объему ВВП, который, по данным МВФ, в 2011 г. составил 1,84 трлн. долл. США в текущих ценах и 4,47 трлн. долл. США по паритету покупательской способности. В последние годы индийские власти позиционируют экономику страны как вторую (после Китая) наиболее быстро растущую экономику в мире. Согласно прогнозам, к 2020 г. объем ВВП Индии может достичь 6 трлн. долл. США.

Большое внимание в Индии в настоящее время уделяется развитию инновационных технологий и переводу экономики на инновационный путь, что в первую очередь связывается с такими областями, как атомная энергетика, космос, информационные, коммуникационные, нано- и биотехнологии, автомобилестроение, электронная промышленность, фармацевтика.

Основными направлениями сотрудничества РФ и Индии являются космос, атомная энергетика, телекоммуникации, а также вооружение и военная техника и они пока сохраняют положительную динамику, но их потенциала недостаточно для развертывания взаимоотношений в долгосрочной перспективе, особенно в свете растущей заинтересованности США в сближении с Индией.

Между тем, важнейшее значение для повышения конкурентоспособности России, ее подключения к глобальному инновационному пространству приобретает научно-техническое сотрудничество с Индией.

К настоящему времени сформировалась обширная договорно-правовая база двустороннего взаимодействия, разработаны институциональные механизмы сотрудничества на межправительственном уровне и по линии деловых кругов, призванные определять его основные направления. К числу таких механизмов относятся Российско-Индийская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (Межправкомиссия) и ее Рабочие группы, Российско-Индийский Совет руководителей предприятий, Российско-Индийский Форум по торговле и инвестициям, Российско-Индийский деловой совет и др. Активно взаимодействуют между собой различные торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей.

Между двумя странами на постоянной основе функционирует Рабочая группа по науке и технологиям, включающая шесть профильных групп, в том числе по биотехнологии, медицине, океанологии, метеорологи, стандартизации, метрологии и сертификации, коммерциализации и трансферу технологий и к настоящему времени уже завершено свыше 500 совместных проектов. Результатами сотрудничества, в том числе является образование девяти совместных исследовательских центров в различных областях, совместное производство полупроводникового кремния для нужд солнечной энергетики и микроэлектроники, создание индийско-российского Центра науки и технологий, функционирующего в обеих странах [32, с.407-408].

Особо следует отметить то, что в структуре российского экспорта в Индию преобладает не сырье, а товары с высокой добавленной стоимостью, среди которых значительную долю составляет машинно-техническая продукция. Достаточно велик ее удельный вес и в индийском экспорте в Россию. Кроме того, Индия является для России крупным поставщиком фармацевтических товаров, на которые приходится почти 30% индийского экспорта в Россию.

На конец первого полугодия 2012 г. объем накопленных индийских инвестиций в экономику России составил 2 730,5 млн. долл. США, в том числе прямых – 2 655,7 млн. долл. США. В первом полугодии 2012 г. в российскую экономику поступило 314,1 млн. долл. США индийских инвестиций, в том числе прямых – 269,8 млн. долл. США. На конец первого полугодия 2012 г. объем накопленных российских инвестиций в экономику Индии составил 615,4 млн. долл. США, в т.ч. прямых – 554,2 млн. долл. США. Объем поступивших российских инвестиций в экономику Индии в первом полугодии 2012 г. составил 34,8 млн. долл. США [169].

Индия является одним из крупнейших в мире национальных рынков вооружений, уступающим по объему только США, Саудовской Аравии и (до последнего времени) КНР.

Россия выступает основным экспортером вооружений и военной техники (ВиВТ) в Индию. На долю РФ в период 2008–2011 гг. пришлось 55,3 % закупок Индии в данной сфере. Портфель заказов, сформированный на март 2013 г., составляет 10,3 млрд. долл. Второе место в рейтинге крупнейших экспортеров продукции военного назначения в Индию в период 2008–2011 гг. занимает Великобритания – 2,007 млрд. долл. Сформированный в 2003–2010 гг. портфель заказов – 4,094 млрд. долл. Третье место в рейтинге занимает Израиль – 1,839 млрд. долл. Портфель заказов – 3,452 млрд. долл. [126, с.18].За 2011 г. военно-техническое сотрудничество с Индией принесло РФ около 3,6 млрд., или 27% от общего дохода «Рособоронэкспорта» [121, с.14].

В 2012 г. в ходе визита В. Путина в Индию были подписаны контракты в сфере военно-технического сотрудничества на сумму около 3 млрд. долл. В соответствии с достигнутыми договоренностями индийские ВВС получат 171 вертолет Ми-17В-5 и технологические компоненты для лицензионной сборки 42 истребителей СУ-30МКИ. Предполагается активизация усилий по совместному созданию многоцелевых крылатых ракет «БраМос» [104, с.7].В лицензионном производстве СУ-30МКИ задействованы 157 индийских поставщиков комплектующих, широкое участие индийских предприятий предполагается и при совместном с Россией создании многофункционального истребителя[103, с.49].

Но в последнее время Россия все чаще терпит поражение на тендерах, объявляемых индийским Минобороны. Также в Индии приостановили проект создания с РФ истребителя пятого поколения на основе перспективного авиационного комплекса Т-50 (разработан корпорацией «Сухой») [121, с.14].

Вместе с тем, по прогнозам, в 2012-2015 гг. доля России на рынке вооружений Индии снизится до 37,5% при сохранении лидерства в абсолютном исчислении. Это связано с несколькими факторами:

1. Проводимой Индией политикой диверсификации;

2. Неспособностью РФ конкурировать с другими странами по всему спектру закупаемого ВиВТ (в то время как Индия увеличивает количество областей ВТС);

3. Согласием наших основных конкурентов поставлять Индии лицензии на военное производство и самое совершенное вооружение (от чего ранее они часто отказывались);

4. Стремлением индийских вооруженных сил получить наиболее боеспособные системы, когда вопросы оплаты отходят на второй план.

Определенная стагнация в сфере военно-технического сотрудничества России и Индии связана с недостаточно четким и качественным исполнением военных контрактов РФ. Проблема неспешной трансформации «Адмирала Горшкова» в авианосец Vikramaditya стала одной из главных в российско-индийских отношениях. Индийская сторона жестко ставит вопрос о контроле со стороны российских государственных инстанций за качеством поставляемой в Индию продукции и постпродажного обслуживания, а также выражает недовольство «излишними» (посредническими) звеньями в системе российско-индийского сотрудничества в сфере ВТС.

Нынешние сложности оказались для Москвы довольно неожиданными. Официально статус отношений Москвы и Дели именуется «привилегированным стратегическим партнерством». СССР был донором технологий и инвестиций, а Индия – благодарным «младшим братом». За последние годы ситуация резко изменилась. Индия лишь не намного отстает от РФ по размеру экономики, занимая 10 место в мире по размеру национального ВВП (у РФ – девятое). Но темпы роста у нее быстрее – в ближайшие два года ожидается – около 6,7% в год, против российских 3,6%. [121, с.15].В современной ситуации положение РФ может еще усугубиться. Индия становится все более требовательной в отношении своих внешних партнеров. А сами мировые игроки все активнее хотят закрепиться на динамичном рынке растущей страны и активнее всех в Индию стремятся США.

Перспективы развития российско-индийских отношений на глобальном уровне во многом зависят от характера взаимодействия Индии с главными игроками на мировой арене: для Индии, так же как и для России, основное значение имеют отношения с КНР и США.

Эффективное взаимодействие России и Индии возможно на стыке российской фундаментальной науки и ресурсов, индийской инженерной мысли и китайского производства с его качественной и дешевой рабочей силой. Полученный продукт имел бы емкий рынок сбыта: страны БРИКС имеют наиболее высокие в мире долговременные темпы роста, и здесь постоянно растет покупательная способность населения.

Военно-техническое сотрудничество с Индией может оказать благоприятное воздействие на промышленную структуру отечественной экономики вследствие длительности программ и стабильно значительных объемов закупок. Необходим выход на индийский рынок с уникальными решениями и технологиями оперативного и субстратегического уровня (в сегменте противоракетной обороны, ракетных технологий др.) и увязывание возможности таких поставок с закупками обычных вооружений. Также вероятно подключение России к индийской программе по созданию ядерных подводных лодок «INS Арихант» при условии качественного исполнения взятых на себя обязательств.

Весьма актуально найти прорывную отрасль в военно-техническом сотрудничестве с Индией. Ей может стать масштабный проект создания национальной системы предупреждения о ракетном нападении и ПВО (индийская система построена на морально устаревших советских технологиях). Индийская сторона весьма заинтересована в создании современной системы противоракетной обороны. На данном направлении совместной деятельности РФ могла бы предложить Индии новые разработки, в частности по дальнобойным системам ПВО, имеющим большой противоракетный потенциал, по войсковой системе ПВО «Антей-2500», зенитно-ракетным комплексам «Тор-М2Е-2» и «Бук-М2Е», по новым модификациям, таким как С-400, а в перспективе и С-500.

Целесообразным выглядит соединение возможностей Индии в области программного обеспечения с экспортом программного оборудования и обеспечения из России. В сфере инноваций полезно поставить вопрос об адресной поддержке российских проектов, возникающих в рамках деятельности Инновационного центра Сколково. Важно рассмотреть возможные меры по привлечению индийских инвестиций для поддержки российских инновационных проектов, которые могут быть представлены на индийском рынке.

Положение Индии в мировой политической и экономической системе предполагает особое значение, которое Россия должна придавать развитию двусторонних отношений с азиатским гигантом. Несмотря на существующие проблемы, стратегическое партнерство России и Индии, как уже отмечалось имеет значительные перспективы.

В ближайшей и среднесрочной перспективе внешняя политика Индии в отношении России будет определяться следующими факторами: стремлением Индии к позиционированию себя в качестве мировой державы; заметным улучшением отношений с США; сохранением нынешнего уровня отношений с Китаем (с учетом его растущей экономической и военной мощи, а также того, что у Индии сохраняются пограничные проблемы с этой страной); развитием отношений с Россией; конфликтными отношениями между Индией и Пакистаном, которые вряд ли могут быть преодолены в обозримом будущем; зависимостью Индии от импорта энергоресурсов.

Несмотря на радикальные изменения в геостратегическом соотношении сил после распада СССР и снижение уровня и объема сотрудничества между Индией и Россией в первой половине 1990-х годов, Индия заинтересована в сохранении и развитии отношений с РФ в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе.

В заключении главы отметим, что в свете глобального стратегического прогноза, подготовленного сотрудниками ИМЭМО, риски и возможности для России во взаимодействии с основными странами и регионами выглядят следующим образом (Таблица 2.3.8).

 

Таблица 2.3.8 – Глобальный стратегический прогноз США

Риски Возможности
Сохранение взаимного недоверия и отсутствие всеобъемлющего диалога по проблемам обоюдной озабоченности, негативно влияющим на весь комплекс российско-американских отношений. Долгосрочное и поступательное наращивание позитива 2010 г. в российско-американских отношениях. Выход на уровень взаимовыгодной научно-технологической кооперации по тем направлении ям, где РФ и США добились наиболее весомых результатов.
Волнообразные перемены в отношениях от «плюса» к «минусу» в зависимости от смены администраций в Вашингтоне и Москве Превращение инновационного и энергетического сотрудничества в прочную основу политических отношений
Потеря США интереса к РФ как «нужной» и «важной» стране, с которой полезно взаимодействовать в обеспечении американских интересов. Ответная реакция РФ – изоляция от США и противодействие им. Всеохватывающий диалог по проблемам базовых ценностей, скоординированного видения мирового развития и т.д.

ЕС

Риски Возможности
Отсутствие прогресса в создании взаимоприемлемой новой архитектуры европейской безопасности Превращение РФ в ключевого (после США) партнера ЕС в области международной безопасности
Учащение столкновений интересов РФ и ЕС на постсоветском пространстве, их соперничество и игры на противоречиях в других регионах мира Формирование нового действенного формата отношений ЕС-Китай и НАТО-Китай без учета российских интересов Заключение нового соглашения между РФ и ЕС о стратегическом партнерстве. Постепенная интеграция РФ и ЕС в 4 общих пространствах: -экономическом; -внутренней безопасности и правосудия, -внешней безопасности, -науки и образования, включая культурные аспекты. Учет взаимных интересов в сфере энергетической безопасности. Выход экономического сотрудничества за пределы энергетической сферы. Расширение присутствия европейских ТНК обрабатывающей промышленности и сферы услуг на российском рынке д уровня меняющего структуру российской экономики в инновационном направлении. Усиление инвестиционной экспансии российских компаний в ЕС до размеров, позволяющих выстраивать трансграничные цепочки добавленной стоимости. Отмена визового режима.

Тихоокеанская Азия

Риски Возможности
Неучастие РФ в процессах становления транстихоокеанского пространства, сотрудничества и совместного развития Инициативное встраивание РФ в пространство безопасности и совместного развития в Тихоокеанской Азии. Использование для этого формата АТЭС, новых многосторонних форматов: РФ-Япония-США, РФ-Китай-США, диалог Россия-«Альянс США-Япония» (по примеру диалога Россия-НАТО).
Отставание развития отношений РФ с Китаем и США по тихоокеанской тематике от китайско-американского экономического и стратегического партнерства Включение проблематики транстихоокеанской безопасности в российско-американский диалог по глобальной безопасности
Неурегулированность территориального вопроса в отношениях с Японией препятствует прорывам в двусторонних отношениях Создание в энергетике: -рынка углеводородов Тихоокеанской Азии на основе российских ресурсов; -многостороннего нефтегазового резервного фонда СВА-3 (Китай, Япония, Республика Корея). Использование РФ как логистического моста между ЕС и ТА. Формирование в Тихоокеанской России особого таможенного и налогового режима сотрудничества с экономиками СВА-3. Использование Тихоокеанской России как площадки инновационной интеграции с СВА-З, предусматривающей: -свободное перемещение работников инновационной экономики (специалистов, ученых и т.д.) по территории СВА; -создание многосторонних бизнес-инкубаторов

Источник: [120, с. 73].

 

Комментируя данный прогноз, отметим, что с 2011 года положение дел в глобальном пространстве определенным образом изменилось. В условиях антироссийских санкций и нарастания напряженности в отношениях с ЕС и, особенно, с США есть основании говорить, что доминирующее значение приобретают риски, как в отношениях с США, так и с ЕС.

Вместе с тем, ситуация может измениться в лучшую сторону в любой момент и здесь все в большой степени будет зависеть от позиции ЕС и особенно Германии, то есть будет ли ЕС настроен создавать «большую Европу». Относительно азиатско-тихоокеанского региона представляется, что все будет зависеть от динамики и полноты взаимовыгодного сотрудничества России с Китаем, усиления потенциалов двух стран, тем более, что в ближайшей перспективе научно-технологическим лидером глобальной экономики опять же будут США, достаточно высокие позиции сохранит и Япония.

Таким образом, интеграция России в глобальное инновационное пространство возможно по таким направлениям внешнеэкономического сотрудничества как западно-европейское, ориентированное на страны ЕС; восточное, в рамках АТЭС и активизацией сотрудничества в БРИКС, в том числе наращивание двустороннего взаимодействия с Китаем и Индией; постсоветское; многовекторное, учитывающее все приведенные возможности.

Какой из перечисленных вариантов наиболее оптимален для России в плане повышения ее глобальной конкурентоспособности? Проведенное исследование показало, что в условиях тяжелой внешнеэкономической ситуации именно многовекторное сотрудничество является основой высокого позиционирования РФ в глобальном инновационном пространстве, где доминирующее значение приобретает активизация инновационных процессов на всем постсоветском пространстве, в том числе в рамках ЕАЭС и более широких объединений.

ЕС по большому счету не заинтересован в технологическом усилении России, как и других стран СНГ, и не видит в них равноправного партнера. Для ЕС больше интересны их сырьевые ресурсы в первую очередь энергоносители, поскольку даже высокотехнологичные экономики не могут не использовать природные ресурсы, о чем свидетельствуют периодически повторяющиеся энергетические кризисы. Конечно, ЕС обеспечивает экспорт технологий и оборудования в Россию, но они предназначены в основном для ТЭКа. Помимо этого, взаимодействие России и ЕС в области научных исследований, инноваций выгодно не только для РФ. В этом заинтересованы сами страны ЕС, в силу необходимости преодоления их отставания от США и Японии, а в ближайшей перспективе возможно и от Китая, достижения индустриально-инновационного лидерства (Программа «Горизонт – 2020», которая начала реализовываться с 1 января 2014 года). Вместе с тем, о прекращении сотрудничества с ЕС речи не идет.

Исключительная ориентация только на развитие отношений на постсоветском пространстве также не возможна, хотя это самое приоритетное направление с точки зрения обеспечения национальных и экономических интересов стран, которое необходимо максимально быстро развертывать в инновационной сфере. Вместе с тем, в силу обострения конкуренции ведущих мировых игроков на постсоветском пространстве, а также реализации собственных интересов стран СНГ и определенной слабости РФ как лидера инновационного развития, необходимо официально зафиксировать это направление как основное и разработать новую экономическую и инновационную политику, прежде всего, направленную на усиление взаимовыгодной интеграции стран, входящих в ЕАЭС.

Восточное направление сотрудничества на протяжении всего периода после распада СССР не было активным, но оно также как и западное само по себе не решит проблемы повышения конкурентоспособности России. Перекос в одну сторону и концентрация на одном направлении чревата, как показали современные реалии. Между тем перспективы сотрудничества в рамках АТЭС и, прежде всего, с Китаем обозначились, но, опять же, главным образом, в энергетической сфере. Данное направление может стать определяющим и на перспективу, поскольку значительное увеличение расходов на науку и образование позволит КНР осуществлять радикальные инновации на основе собственных НИОКР уже в ближайшее время. Кроме того, Китай исходит из своих национальных интересов и также ищет форматы для многостороннего сотрудничества для их реализации, выдвинув, например, свой многосторонний интеграционный проект, представляющий расширенный вариант АСЕАН.

Date: 2015-11-14; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию