Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. Глава IV 1 page





 

1 См.: Andrae W. Das Gotteshaus und die Urformen des Bauens im Alten Orient. B., 1930; Lenzen H. I. Mesopotamische Tempelanlagen von der Frьhzeit bis zum zweiten Jahrtausend. ‑ ZA. 51, 1955, с. 1‑36; Heinrich E. Bauwerke in der altsume‑rischen Bildkunst. Wiesbaden, 1957.

2 См. примеч. 29 к гл. II.

3 О мифологии в Месопотамии см. дискуссию: Kramer S. N. (ed.). Mythology of Sumer and Akkad. ‑ Mythologies of the Ancient World. Garden City, N. Y., 1961.

4 О новогоднем ритуале см.: Thureau‑Dangin F. Rituels accadiens. P., 1921, с. 127 и сл.; английский пер. см. ANET 2, с. 331 и сл. Этот важный текст до сих пор не исследован должным образом. См. также: Berger P.‑R. Das Neujahrsfest nach den Kцnigsinschriften des ausgehenden babylonischen Reiches. ‑ Actes de la XVIIe Rencontre Assyriologique Internationale. Ed. A. Finet. Ham‑sur‑Heure, 1970, с. 155‑159.

5 По поводу этих текстов см.: Thureau‑DanginF'. Rituels accadiens, с. 11 и сл.; ANET 2, с. 336 и сл.

6 О птицах см. СТ 40 49; СТ 415; STT 341; KAR 125. См. также: Lambert W. G. ‑ AnSt. 20, 1970, с. Ill 117. Связь между некоторыми божествами месопотамского пантеона и животными пока еще не исследована. Некоторые животные, реальные или мифические, сопровождают божество, другие так или иначе его представляют.

7 По поводу текста СТ 24 50 см.: leremias A. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. Lpz., 1913.

8 См.: Spucket Agnиs. Les statues de culte dans les textes mйsopotamiens dиs origines а la 1 dynastie de Babylone (==Cahiers de la Revue Biblique. 9). P., 1968.

9 Clerq C. Les thйories relatives au culte des images chez les auteurs grecs du 2e siиcle avant J.‑C. P., 1915; Geffcken ]. Der Bilderstreit des heidnischen Altertums. ‑ Archiv fьr Religionswissenschaft. 19, 1919, с. 286‑315; Eising H. Die Weisheitslehrer und die Gцtterbilder. ‑ Biblica. 40, 1959, с. 393‑408.

10 См. примеч. 10 к гл. III. Отметим также очевидную fraus pia (благочестивую ложь), к которой прибегли в тексте BBSt. 36, где сообщается (кол. iii, 20 и сл.), что глиняный диск с характерными чертами и атрибутами бога Шамаша был ''найден'' на западном берегу Евфрата ‑ как раз в то время, когда царь согласился на восстановление забытого культа этого бога.

11 См.: Blackman A. M. The Rite of Opening the Mouth in Ancient Egypt and Babylonia. ‑ Journal of Archaeology. 10, 1924, с. 47‑59; Smith S. The Babylonian Ritual for the Consecration and Induction of a Divine Statue. ‑ JRAS. 1925, с. 37‑ 60; Otto E. Das дgyptische Mundцffnungsritual. Wiesbaden, 1960.

12 О весовых стандартах, находившихся в ведении царя и храмов, см.: Edzard D. O. Die ''zweite Zwischenzeit'' Babyloniens. Wiesbaden, 1957, с. 81, примеч. 398; ср.: ''волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому'' (2‑я Кн. Царств. XIV, 26).

13 См.: Les sacrifices quotidiens du temple d'Anu. ‑ Thureau‑Dangin F. Rituels accadiens, c. 74‑86.

14 См.: Vaux R. de. Ancient Israel, Its Life and Institutions. N. Y., Toronto and London, 1961, с. 469. Очевидно, что этот институт возник в послепленный период. См. также: Hermann W. Gцtterspeise und Gцttertrank in Ugarit und Israel. ‑ ZATW. 72, 1960, с. 205‑216; Notscher F. Sakrale Mahlzeiten vor Qumran. ‑ Lex Tua Veritas (Festschrift fur Hubert Junker). Ed. H. Gross, F. Meissner. Trier, 1961, с. 145‑174.

15 Это текст GCCI I 405, но см. также ABL 187 rev. 4, где Ашшурбанапал назван наследником престола.

16 См. passim: Bost Р. Die Keilschrifttexte Tiglath‑Pilesers III. Lpz., 1893.

17 О пребенде в старовавилонский период см.: Cocquerillat Denise. Les prйbendes patrimoniales dans les temples a l'йpoque de la l"' dynastie de Babylone. ‑ Revue Internationale des Droits de l'Antiquitй. Third Series. 2, 1955, с. 39‑106.

18 Сходная практика существовала и в Египте. См.: Kees H. Дgypten (Kulturgeschichte des alten Orients, l. Abschnitt). Mьnchen, 1933, с. 248 (о распределении пожертвований в храме Собка в Эль‑Лахуне).

19 См., например: Vincent A. Les rites du balancement (Tenouphah) et du prйlиvement (Teroumah) dans le Sacrifice de Communion de l'Ancien Testament. ‑ Mйlanges Dussaud. Vol. 1, с. 267‑272.

20 Свидетельства, относящиеся к западной практике жертвоприношений, в клинописных текстах из Алалаха см.: Wiseman D. J. The Alalakh Tablets. L., 1953, 126: 15 (''пламя поглотит ягнят и птиц'') и 19.

21 Упоминаиия, собранные с CAD под аапги, ясно показывают, что кровь не играла особой роли в месопотамских культах и даже в магии. В Ветхом завете многократно упоминается ритуальное использование крови (окропление и помазание кровью как средство очищения). Хорошо известно, что на мифологическом уровне кровь имеет очень важное значение.

22 Свидетельство о том, что предсказатель помещался за занавесом, см.: ZA. 51, 1955,170: 25. В письме новоассирийского периода (ABL. 1094: 9) упоминается о том, что занавес задергивался, когда с изображения божества снимали драгоценные украшения.

23 См.: Thureau‑Dangin F. Rituels accadiens, с. 89 и сл.

24 См.: Kantorowicz E. Oriens Augusti ‑ lever du roi. ‑ Dumbarton Oaks Papers. 17, 1963, с. 119‑177, особенно с. 162 и сл.; Hermann Л. Zu den altorientalischen Grundlagen des byzantinischen Zeremoniell. ‑ Jahrbuch fьr Antike und Christentum. 7, 1964, с. 117 и сл.

25 Соответствующий текст опубликован: Pinches Т. G. The Chariot of the Sun at Sippar in Babylonia. ‑ Journal of the Transactions of the Victoria Institute. 60, 1928, с. 132‑133.

26 Превосходный, но далеко не полный обзор этих имен см.: Stamm J. J. Die akkadische Namengebung. Lpz., 1939. Специальные исследования о наборе имен, бытовавшем в определенный период, см.: Biggs R. D. Semitic Names in the Fara Period. ‑ Orienlalia. N. s. 36, 1967, с. 55‑66; Limet H. L'anthroponymie sumйrienne dans les documents de la 3' dynastie d'Ur. P., 1968; Saporetti C. Onomastica medio‑assira. Vols. 1‑2. Rome, 1970. Анализ имен определенного типа и происхождения см.: Oppenheim A. Leo. Die akkadischen Personennamen der Kassiten‑zeit. ‑ Anthropos. 31, 1936, с. 470‑488.

27 Книга Талквиста (Tallqvist K. Akkadische Gцtterepitheta. Helsinki, 1938) знакомит нас с обилием формальных эпитетов, использовавшихся в религиозной литературе. Однако эта книга ‑ скорее сборник материалов, чем шаг к их пониманию.

28 Оанн научил людей искусству письма и рисования, а также разным ремеслам; он научил их селиться в городах и строить храмы. См.: Schnabel P. Ве‑rossos und die babylonisch‑hellenistische Literatur. Lpz., 1923, c. 253. Этимологию имени ''Оанн'' см.: Lambert W. G. ‑ JCS. 16, 1962, с. 74; Hallo W. W. ‑ JAOS. 83, 1963, с. 176, примеч. 79.

29 В текстах II тысячелетия, происходящих из отдаленных областей, Ша‑маш и Адад встречаются вместе. На стеле ВА 7 153 ii 9 и сл. есть упоминание о жертве, принесенной этим двум богам царем Эшнунны (?) в Аррафе. Оба бога упоминаются в формулах проклятия царя Аннубанини и еще одного царя ‑ Луллуба. См.: Sollberger E., Kupper J.‑R. Inscriptions royales sumйriennes et akkadiennes. P., 1971, с. 168, IIIG1 и IIIG2. О древневавилонском происхождении текстов tamоtu, где Шамаш и Адад фигурируют как оракулы, см.: Lambert W. G. ‑ Bibliotheca Orientalis. 23, 1966, с. 164.

30 Об этом материале ср. переводы, приводимые в книгах: Witzel M. Tam‑muzliturgien und Verwandtes. Rome, 1935; Frank С. Kultiieder aus dem Ischtar‑Tamьz Kreis. Lpz., 1939; недавнюю попытку свести эти данные воедино см.: /а‑ cobsen Т. Toward the Image of Tammuz. ‑ History of Religion. 1, 1961, с. 189‑ 213; Gurney O. R. Tammuz Reconsidered: Some Recent Developments. ‑ JSS. 7, 1962, с. 147‑160.

31 Перечень этих символов (без определения их культовых и религиозных функций) см.: Frank С. Bilder und Symbole babylonisch‑assyrischer Gцtter. Lpz., 1906; Douglas Van Buren Elizabeth. Symbols of the Gods in Mesopotamian Art. Rome, 1945; Seidl Ursula. Die babylonischen Kudurru‑Reliefs. ‑ Baghdader Mitteilungen. 4, 1968, с. 7‑220.

32 См. также: Soden W. von. Die Schutzgenien Lamassu und Schedu in der babylonisch‑assyrischen Literatur. ‑ Baghdader Mitteilungen. 3, 1964, с. 148‑156.

33 См.: Cohen M. Genou, famille, force dans le domaine chamito‑sйmitique. ‑ Mйmorial Henri Basset. P., 1928, c. 203.

34 0 simtu ср.: Furlani G. Sul concetto del destino nella religione babilonese e assira. ‑ Aegyptus. 9, 1928, с. 205‑239.

35 Основной материал по этому вопросу см.: Zimmern H. Simat, Sima, Tyche, Mainl. ‑ Islamica. 2, 1926‑1927, с. 574‑584; Langdon S. The Semitic Goddess of Fate, Fortuna, Tyche. ‑ JRAS. 1930, c. 21‑29; Baudissin W. W. Altlostamentliches hajjim in der Bedeutung von Glьck. ‑ Festschrift Sachau, c. 143‑161. О хеттских и иранских материалах см.: Friedrich). ‑ ZA. 37, 1927, с. 189‑190; Herzfeld E. Zo‑ rqaaipr_apd HJL'L^Vndd Yыl_l Eancfiton.1947 _c 1.77

36 ^''w..uoii.toi,''wo.луичоподоопо, noononii^o uu с. и ucfuuu vtyu ш^,, uu^u±.u r,me.lйm.bi nir.gвl, существует в ранней шумерской и в более поздней двуязычной версии.

37 Cumont F. La double fortune des sйmites. ‑ Etudes Syriennes. P., 1917, с 263‑276; Gagй ]. La thйologie de la victoire impйriale. ‑ Revue Historique. 171‑ 172, 1933, с. 1‑43.

38 Превосходный обзор см. в сборнике статей: La divination en Mйsopotamie ancienne et dans les rйgions voisines. ‑ XIVe Rencontre Assyriolpgique Internationale. P., 1966; внимания заслуживает в первую очередь: Falkenstein A. ''Wahrsagung'' in der sumerischen Ьberlieferung (с. 45‑68). См. также: Nougayrol J. La divination. Ed. A. Caquot, M. Leibovici. Vol. 1. P., 1968, с. 25‑81.

39 Эламский перевод текста астрологического предсказания см.: Scheu V. Dйchiffrement d'un document anzanite relatif aux prйsages. ‑ RA. 13, 1917, с. 29‑59; о хеттских предсказаниях см.: Goetze A. Kleinasien2, с. 148‑151; Hiemschneider К. К. Babylonische Geburtsomina in hethitischer Ьbersetzung (=Studicii /.11 den Bogazkцy‑Texten. Heft 9). Wiesbaden, 1970; он же. Die akkadischen und hethitischen Omentexte aus Bogazkцy (в рукописи).

40 О связанных с этим проблемах см.: Boissier A. Manlique babylonienne et Mantique hittite. P., 1935; Nougayrol J. Les rapports des haruspicines йtrusque et assyro‑babylonienne, et le foie d'argile de Falerii veteres. ‑ CRAIB. 1955, с. 509‑517. См. последнее по времени исследование этой категории текстов: Biggs R. D. A propos des textes de libanomancie. ‑ RA. 63, 1969, с. 73‑74.

42 См. CAD под isqu.

43 См.: Nougayrol f. ‑ OLZ. 51, 1956, с. 41 (со ссылкой на LKA 137 и 138).

44 Об этом обычае см.: Goetze A. Kleinasien, с. 150.

45 Предсказаниями такого рода занимались старухи; толкование снов в Месопотамии тоже было первоначально чисто женским делом. См.: Oppenheim. A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, с. 221 и сл.

46 В дополнение к ассирийским ''наблюдателям птиц'', настолько важным лицам при дворе, что они должны были приносить клятву на верность царю вместе с другими предсказателями и секретарями (ABL 33), один текст (ADD. 851) называет их в числе предсказателей, доставленных в качестве пленников в Ниневию из Египта.

47 См. ЕА 35.

48 Подтверждение этому в старовавилонском тексте сохранилось, по‑видимому, в BE 6/1 118, где сообщается, что tupsarru дал предсказателю шесть птиц. О тексте из Алалаха см.: Wisenwn D. 1. the Alalakh Tablets. №355; хеттский LU. MUSEN. DU был связан, вероятно, с похожей практикой предсказаний; его функции можно сравнить с ролью древнеримского пуллария (предсказателя, наблюдавшего за поведением священных цыплят), который сопровождал войско ‑ примерно так же, как Ьагй в Месопотамии (ARM 2 22: 23‑26, AKA 551 iii 20, KAR 428 r. 3 и т. д.).

49 См. отрывки, цитируемые в статье: Reiner Erica. Fortune‑Telling in Mesopotamia. ‑ JNES. 19, 1960, с. 28 и сл.

50 См.: Nougayrol J. Divination et vie quotidienne au dйbut du deuxiиme millйnaire av. J.‑C. ‑ Acta Orientalia Neerlandica. Proceedings of the Congress of the Dutch Oriental Society Held in Leiden on the Occasion of Its 50th Anniversary, 8th‑9th May 1970. Ed. P. W. Pestman. Leiden, 1971, с. 28‑36.

51 Такая формулировка, как ''правая половина относится ко мне, левая половина ‑ к врагу'' (СТ 20 44: 59) ‑ pars familiaris в противоположность pars hostilis, ‑ встречается в мссопотамских гаданиях очень редко. В этой связи см. также сложный текст об астрологических и других предсказаниях, рассмотренный Виролло [Virolleaud С. ‑ Babyloniaca. 4, 1910, с. 109‑113) и вторично изданный с моими комментариями: A Babylonian Diviner's Manual. ‑ JNES. 33, 1974, с. 197‑220.

52 Пять старовавилонских табличек (YOS 10 57, 58 и 62, а также СТ 3 2 и сл., 5 4 и сл.) повторяют один и тот же текст с некоторыми различиями. О текстах из Богаакёйя см. KUB 34 5 и KUB 37 198. О гадании на масле в тексте из Ашшура см. KAR 151 r. 31 и сл. Эти последние изданы Петтинато [Pettinato G. Die Цlwahr‑sagung bei den Babyloniern. Vol. 2. Rome, 1966), который использовал также неизвестную ранее старовавилонскую табличку (IM. 2967).

53 Это тексты PBS 1/2 № 99 и UCP 9 367‑377.

54 См., например: Nougayrol J. ‑ "RA. 38,1941, с. 87. О несколько ином способе установления связи с божеством мы узнаем из текста, BBR. № 98‑99: 7‑9, в котором говорится, что предсказатель шептал сообщение в уши жертвенному животному перед тем, как его убивали.

55 Об использовании таких моделей см. предположение, высказанное А. Лео Оппенхеймом (JNES. 13, 1954, с. 143 и сл.); об условиях, в которых должен был действовать предсказатель'в Мари, см.: Finet A. La place du devin dans la sociйtй de Mari. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 87‑93.

56 См.: Landsberger В., Tadmor H. Fragments of Clay Liver Models from Ha‑ гог. ‑ IEJ. 14, 1964, с. 201‑218. О моделях печени, найденных на Западе, см.: Gadd С. 1. Ideals of Divine Rule in the Ancient East. L., 1948, с. 92. Модели печени и легких дошли до нас также из Угарита (с угаритскими надписями) ‑ см.: Virolleaud С. ‑ CRAIB. 1962, с. 93; Schaeffer G. F.‑A. ‑ AfO. 20,1963, с. 215 (ил. 34) и 210 (ил. 29); Dietrich M., Loretz 0. Beschriftete Lungen‑ und Lebermodelle aus Ugarit. ‑ Ugaritica. Vol. 6, P., 1969, с. 165^‑179. Литературу о таких моделях (в том числе из Алалаха и Мегиддо) см.: Nougayrol J. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 8. Древневавилонские модели легких опубликованы, например, в YOS 10 4 и 5, модели кишечника ‑ YOS 10 65; см. также: Goetze А. ‑ JCS. 11, 1957, с. 97 и сл. О рисунках внутренностей на табличках с предсказаниями см.: Nougayrol J. ‑ RA. 68, 1974, с. 61 и сл.

57 Гепатоскопия в Мари практиковалась совершенно по‑другому, чем в собственно Вавилонии. Это подтверждают три ''доклада'' из Мари об экстиспиции, опубликованные Нугеролем: Nougayrol J. Rapports palйo‑babyloniens d'haruspices. ‑ JCS. 21,1969, с. 219‑235, особенно с. 226‑232 (тексты L, M и N); см. также письма: ARM 4 54 и 5 65. Следует подчеркнуть два существенных момента, которые прояснились благодаря этим материалам (подобные свидетельства будут, безусловно, умножены в дальнейшем): во‑первых, между местными предсказателями и их собратьями из Вавилонии существовал антагонизм (текст М); во‑вторых, вопрос предсказателю формулировался только в расчете на ответ ''да ‑ нет'' (текст N, стк. г. 6'‑11'), что говорит об отсутствии специальных формулировок, включающих условие и следствие. Я склонен предположить, что в Мари гепатоскопия находилась, если можно так сказать, на уровне фольклора, тогда как в Вавилонии предсказание уже приобрело научный характер: там мы имеем дело с четкими, конкретными выводами, основанными на определенных исходных данных. В Мари к гепатоскопии, по‑видимому, прибегали только с целью получить одобрение или запрет со стороны божества. Это подтверждает письмо, опубликованное в ''Compte‑rendu de la Seconde Rencontre Assyriologique Internationale'' (P., 1951, c. 66 и сл.), анализ которого содержится в моей статье ''Divination and Celestial Observation in the Last Assyrian Empire'' (Centaurus. 14, 1969, с. 132, примеч. 47). Вполне возможно, что у хеттов прорицание тоже носило ''фольклорный'' характер, прежде чем одержал верх научный подход, привнесенный туда из Вавилонии. В пользу этой теории говорит факт существования хеттской терминологии для обозначения различных внутренностей и их особенностей (см.: Laroche E. Sur le vocabulaire de l'haruspicine. ‑ RA. 64, 1970, с. 127‑139).

58 См.: YOS l 45; Bohl F. M. T. Die Tochter des Kцnigs Nabonid. ‑ Symbolae Koschaker. Weimar, 1939, c. 151‑178. По этому поводу см.: Lods A. Le rфle des oracles dans la nomination des rois, des prкtres chez les Israйlites, les Egyptiens et les Grecs. ‑ Mйlanges Maspйro. 1, c. 91‑100.

59 См.: Knudtzon 1. A. Assyrische Gebete an den Sonnengott fьr Staat und kцnigliches Haus. 2 vols. Lpz., 1893; Klauber E. G. Politisch‑religiцse Texte aus der Sargonidenzeit. Lpz., 1913; Aro J. Remarks on the Practice of Extispicy in the Time of Esarhaddon and Assurbanipal. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 109‑117. В похожей ситуации возникли тексты tamоtu, более древние, но менее известные, так как этих текстов сохранилось очень мало; см.: Lambert W. G. The tamоtu Texts. ‑Там же, с. 119‑123.

60 Попытку анатомической идентификации этих названий см.: Hussey, Mary I. Anatomical Nomenclature in an Akkadian Omen Text. ‑ JCS. 2, 1948, с. 21‑32; Goetze A. ‑ YOS 10, табл. 126; Moran W. L. Some Akkadian Names of the Stomachs of Ruminants. ‑ JCS. 21, 1969, 178‑182; Biggs R. D. Qutnu, masrahu and Related Terms m Babylonian Extispicy. ‑ RA. 63, 1969, с. 159‑167.

61 Nougayrol J. Le foie d'orientation, BM 50494. ‑ RA. 62, 1968, с. 31‑50.

62 Об исторических предзнаменованиях см. примеч. 16 к гл. III.

63 Об одном специфическом типе экстиспиции см.: Nougayrol). Prйsages mйdicaux de l'haruspicine babylonienne. ‑ Semitica. 6, 1956, с. 5‑14. Следует также отметить необычное сочетание экстиспиции и толкования снов в двух текстах средневавилонского периода ‑ см. соответственно: Lutz H. F. ‑ JAOS. 38, 1918, с. 77‑96 и Scheil V. ‑ RA 14, 1917, с. 146, 149 и сл. Похожий случай, когда небесные предзнаменования являются во сне (YOS I 39 и RT 19 101 и сл.), рассмотрен в моей работе (см.: Oppenheim A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, c. 205).

64 Полное новейшее издание всех имеющихся фрагментов этой большой и довольно хорошо сохранившейся серии см.: Leichty E. V. The Omen Series summa izbu (=Texts from Cuneiform Sources. 4). Locust Valley, N. Y., 1970. См. также: Riemschneider K. K. Babylonische Geburtsomina in hethitischer Ьbersetzung.

65 См.: Reiner Erica. ‑ JNES. 19, 1960, с. 28.

66 См.: Thureaii‑Dangin F. Rituels accadiens, c. 34: 16; 36 r. 3 и сл.; 38 г. 14 и сл.; 145: 451 и сл.; также отметим тексты в СТ 40 35‑40.

67 См.: MeissnerB. Omina zur Erkenntnis der Eingeweide des Opfertieres. ‑ АЮ. 9, 1933, с. 118‑122. Старовавилонские тексты подобного типа см. YOS 10 47‑49.

68 См.: Reiner Erica. ‑ JNES. 19, 1960, с. 25 и сл.

69 Можно сослаться только на устаревшее и неполное издание этой серии; см.: Notscher F. ‑ Orientalia. 31, с. 39‑42, 51‑54. См. также: Weisberg D. B. An Old Babylonian Forerunner to summa дlu. ‑ HUCA. 40‑41, 1969‑1970, с. 83‑104.

70 См.: Oppenheim A. Leo. ‑ АЮ. 18, 1957‑1958, с. 77, addendum.

71 См.: Oppenheim A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, с. 195; Gordon E. I. ‑ BiOr. 17, 1960, с. 129, примеч. 57. По поводу недавно опубликованного тома писем Мари (ARM. 10, Paris, 1967) см.: Moran W. L. New Evidence from Mari on the History of Prophecy. ‑ Biblica. 50, 1969, с. 15‑56, и упоминаемую в этой статье литературу (с. 15 и 56).

72 Об этой книге толкований сновидений см. выше, примеч. 71.

73 См.: Kraus F. R. Texte zur babylonischen Physiognomatik. B., 1939; ом же. Weitere Texte zur babylonischen Physiognomatik. ‑ Orientalia. N. s. 16, 1947, с. 172‑206. Текст из Богазкёйя (аккадский и хеттский) см.: Weidner E. F. ‑ AfO. 15. 1945‑1951, с. 102.

74 См.: Labat R. Traitй akkadien de diagnostics et pronostics mйdicaux. P., 1951; Kinnier Wilson J. V. Two Mйdical Texts from Nimrud. ‑ Iraq. 18, 1956, с. 130‑146; он же. The Nimrud Catalogue of Medical and Physiognomical Omina. ‑ Iraq. 24, 1962, с. 52‑62.

75 См.: Labat H. Traitй akkadien, с. xlix; он. же. Une nouvelle tablette de pronostics mйdicaux. ‑ Syria. 33, 1956, с. 119‑130. Подобный старовавилонский текст см. TLB 2 21.

76 См. PBS 2/2 104. О редких типах предзнаменований см.: W eidner E. F. Ein Losbuch in Keilschrift aus der Seleukidenzeit. ‑ Syria. 33, 1956, с. 175‑183; Nou‑gayrol J. Aleuromancie babylonienne. ‑ Orientalia. N. s. 32. 1963, с. 381‑386.

77 Новейшее издание см.: Lambert W. G. Babylonian Wisdom Literature. Oxford, 1960, с. 110‑115 и табл. 31‑32. Для датировки документа существенно то, что его начало появляется в каталоге предзнаменований серии summa дlu (см. выше, примеч. 69); KAR 407, правая колонка, строка 21 фигурирует в качестве первой строки одной из табличек (53) этой серии. См. также СТ 40 9 Sm 772:16. Критический анализ содержания см.: Diakonoff l. M. A Babylonian Political Pamphlet from about 700 В. С. ‑ Studies in Honour of Benno Landsberger on His 75th Birthday (=AS. 16, 1965), с. 343‑350.

78 См.: Kraus F. R. Ein Sittenkanon in Omenform. ‑ ZA. 43, 1936, с. 77‑113, и сходные тексты СТ 51 147 и STT 324.

79 Старовавилонский текст см.: ZA. 43, 1936, с. 309‑310; текст из Мари: Dos‑sin G. ‑ Syria. 22, 1939, с. 101; он же. Compte‑rendu de la Seconde Rencontre Assyri‑ologique Internationale. P., 1951, с. 46‑48; текст из Катны: Virolleaud С. ‑ Antiquity. 3, 1929, с. 312‑317; текст из Сузы: Scheil V. Un fragment susien du livre Enuma Anu (ilu) Ellil. ‑ RA. 14, 1917, с. 139‑142 (=MDP 18 258); аккадский материал из Богаэкёйя: Laroche E. ‑ RHA. 62, 1958, с. 24. См. также: Weidner E. F. ‑ AfO. 14, 1941‑1944, с. 173‑174. Хеттский перевод начала серии, сохранившегося в KUB 34 12 (согласно сообщению Гютербока), показывает, что необычное шумерское предисловие к тексту (сохранившееся в библиотеке Ашшурбанапала вместе с добавленным аккадским переводом) восходит к старовавилонскому оригиналу. Однако трудно допустить, что начало каталога, опубликованного Крамером и Хал‑ло (Kramer S. N. ‑ RA. 55, 1961. 172: 49 и сл.; Hallo W. W. ‑ JAOS. 83, 1963, с. 176) ‑ U4.an.ne: i‑nu AN u ''EN. LОL, ‑ относится к астрологической серии.

80 См. примеч. 23 к гл. VI.

81 В тексте, опубликованном Лейчманом (Lacheman E. R. An Omen Text from Nuzi. ‑ RA, 34, 1937, с. 1‑8), говорится о землетрясениях, так же как и в табличках' из Богазкёйя (KUB 37 163 и 164). Средневавилонский текст с метеорологическими предзнаменованиями см.: PBS 2/2 123. Обе темы включены в астрологические серии из библиотеки Ашшурбанапала (см. ниже, примеч. 82).

82 См.: Weidner E. F. Die astrologische Serie Enuma Anu Enlil. AfO. 14, 1941‑1944, с. 172‑195, 308‑318; АЮ. 17, 1954‑1956, c. 71‑89; AfO. 22, 1968‑1969, c. 65‑75. Обзор астрологического материала у хеттов см.: Laroche E. ‑ RHA. 59, 1956, с. 94‑96.

83 О гороскопах в Вавилонии см.: Sacks A. J. Babylonian Horoscopes. ‑ JCS. 6, 1952, с. 49‑75. Примитивный тип предсказания основывался на дате рождения ребенка. Имеются соответствующие тексты из Богазкёйя на хеттском (Laroche E. ‑ RHA. 62, 1958, с. 28) и на аккадском языках (там же). О традиционных текстах см.: Meissner В. Ьber Genethlialogie bei den Babyloniern. ‑ Klio. 19, 1925, с. 432‑434 (со ссылкой на Virolleaud С. ‑ Babyloniaca. I, 1906, с. 187, 192 и сл., и TCL 6 14). О продолжении традиции ср. замечание Страбона: ''Но некоторые из них (местных философов. ‑ Примеч. пер.), которых другие не признают, не считают себя предсказателями по звездам'' (Strabo 16, I 6, цит. по: Cramer F. H. Astrology in Roman Law and Politics. Philadelphia, 1954, c. 5, примеч. 20).

84 См.: Caplice R. I. The Akkadian namburbi Texts: An Introduction. Los Angeles, 1974.

85 См.: Gurney 0. The Cuthean Legend of Naram‑Sin. ‑ AnSt. 5, 1955, с. 103:80 и сл.

86 ‑р О. Шёберг сообщил мне, что хорошо известное шумерское сочинение, названное ''Проклятие Аккаду'', говорит о том же: о презрении Нарам‑Суэна к предсказаниям и об ужасных последствиях этого презрения для его столицы Аккада. О родственной проблеме см.: Soden W. von. Religiцse Unsicherheit, Sдkularisierungstendenzen und Aberglaube zur Zeit der Sargoniden. ‑ Anaiccta Biblica. 12, 1959, с. 356‑367.

87 См. ABL 46 r. 8 и сл.

88 См.: Tadmor H. ‑ Eretz Israel. 5, 1958, с. 150‑163.

 

ГЛАВА V. ''НА ОБОЖЖЕННЫХ КИРПИЧАХ''

 

Плиний

Наличие письменности ‑ характерная особенность ранних цивилизаций Юго‑Западной Азии. В начале III тысячелетия всюду ‑ от Инда до Нила ‑ можно было встретить различные системы письма. Хотя внутри этого региона, несомненно, имелся единый центр, откуда был дан первоначальный импульс, тем не менее возникло несколько совершенно различных систем письма. Позднее различия между ними приобрели устойчивый характер и стали частью культурных традиций той или иной страны. Таким образом, пространство от Инда до Нила оказалось важным центром распространения письменности по всей Евразии. Одни системы письменности были отсюда просто заимствованы, другие возникали или перерабатывались под влиянием ранее здесь существовавших.

Роль письменности

Важнейшими системами письменности в названном регионе были: клинопись, как в Месопотамии, так и за ее пределами, египетские иероглифы, а также ряд алфавитных систем письма, зародившихся на берегах Средиземного моря. Близкие к ним, пока еще не расшифрованные или мало разработанные системы мы оставим за пределами нашего исследования. К ним следует отнести вид письма, который обычно называют хеттскими иероглифами, древнеперсидскую систему алфавитной клинописи, частично расшифрованную письменность или, вернее, системы письменности Крита, нерасшифрованное протоэламское письмо, письменность долины Инда и некоторые другие, от которых сохранились только следы [1].

Три основные системы письменности породили каждая собственную технику письма, основанную на применении и использовании особых инструментов и материалов. Эта техника повлияла, в свою очередь, на возможность сохранения текстов, а также на объем и даже характер дошедшей до нас информации. Глиняные таблички, на которых писали народы, применявшие клинописные системы письма, явились наилучшим ‑ самым дешевым и прочным ‑ материалом из всех когда‑либо использованных человеком для письма. Папирус, пергамент, кожа, дерево, металл и камень сохранились до наших дней лишь случайно. Климатические условия, характер почвы и вмешательство людей часто уничтожают такие материалы полностью. Там, где люди перешли от использования глины к каким‑либо другим менее устойчивым материалам, погибли письменные памятники ряда эпох. Именно это случилось с документами, характеризующими заключительный этап месопотамской цивилизации.

Полная утрата документов, составленных на коже или пергаменте и относящихся к формированию корпуса, известного ныне под названием ''Ветхий завет'', вынуждает современных ученых прибегать к реконструкции основных этапов истории создания этих текстов. Надписи на камне и металле, обнаруженные в Египте, в большинстве случаев сильно отличаются по содержанию и стилю от текстов, записанных на свитках папируса или коже. Утрата последних создает трудности, которые всегда будут серьезно осложнять попытки египтологов восстановить литературные памятники важной цивилизации. По сравнению с этими трудностями проблемы, с которыми сталкиваются ассириологи, представляются второстепенными. Земля Месопотамии еще долго будет возвращать человечеству таблички с записями, которые она так хорошо сохранила.

Цивилизации древнего Ближнего Востока оставили нам записи трех типов. Это, прежде всего, тексты, фиксирующие информацию для использования ее в будущем, затем записи, передающие факты на синхронном уровне, и, наконец, как я их называю, ''церемониальные надписи''. Последний термин покажется неясным только нам, современным людям Запада, где такой вид записей стал редким явлением. Число документов в каждой цивилизации распределяется между тремя названными видами в зависимости от местных условий и потребностей. Предпочтение, отдаваемое тому или иному виду записей, не стабильно, оно меняется не только от цивилизации к цивилизации, но и в ходе исторического развития каждой из стран. Я вынужден рассмотреть эти виды записей лишь в самом общем виде и постараюсь при этом уделить особое внимание использованию их в каждой цивилизации. Начнем с записей, фиксирующих информацию.

Date: 2015-11-14; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию