Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Остановка в океане





 

21 сентября 1920 г. Вторник.

Атлантический океан.

 

Сегодня у русских большой церковный праздник день Богородицы. Слышно, как мальчики настраивают музыкальные инструменты, готовясь к танцам.

Из судового журнала «Йоми Мару».

 

После Нью‑Йорка пароход оставил за кормой две тысячи миль – две трети расстояния, разделяющего Америку и Европу.

Кочегары сумели приспособиться к неудобному топливу, и упавшая до восьми узлов скорость вернулась к прежним десяти. «Йоми Мару» пробегает 240 миль в сутки. И теперь уже легко посчитать, когда судно пристанет к французскому берегу. Произойдет это, как обещают штурманы, в ночь с 24 на 25 сентября.

Все бы хорошо. Но главный двигатель (то же самое сердце) начал давать сбои. Механик попросил остановить пароход. Достаточно одного или двух часов, сказал он капитану, чтобы осмотреть и привести машину в порядок.

Воцарившаяся тишина заставила притихнуть и пассажиров. Но затем из глубины каждого трюма вырвался вопль ликования.

Дети привыкли – остановка в открытом океане означает купание. За борт опустят большую сеть. И они станут прыгать в океан. Друг за дружкой. Кто «солдатиком», а самые умелые и отчаянные – головой вниз. Конечно, кроме девочек и младших мальчиков, кому еще рано очертя голову бросаться в воду.

Придут и обнаженные до пояса кочегары. Для них наступила передышка, поубавилось работы… И они поднимутся из клокочущей огнем котельной на палубу, чтобы присоединиться к детям и вместе окунуться в океанскую купель.

Не теряя времени, дети обратились к воспитателям, а те к Бремхоллу.

Ответ был неожиданным.

– Со дня смерти мисс Марии, – сказал он, – прошло всего четыре дня. Дети будут прыгать в океан, и многим это напомнит страшную картину похорон.

Георгий Иванович Симонов счел такое объяснение неубедительным. Дети не должны слишком долго пребывать в унынии.

Но жена Симонова, Елизавета Аристидовна, поддержала Бремхолла:

– Я согласна с Барлом. Еще не время для веселья.

Отвернувшись от мужа, она сказала своим воспитанницам:

– Девочки, идемте на урок.

Большие ее глаза готовы были пролиться слезами. Вот почему она поспешила вместе с детьми к трюмному трапу, подальше от солнца и океана.

 

У каждого на судне свои заботы.

Начальник колонии пригласил к себе Серафиму Викторовну Боброву. Кто‑то распространил слух, будто пароход везет в нижних трюмах оружие для Франции.

– Что вы на это скажете, миссис Боброва? Шутка это или злонамеренная пропаганда, начатая еще в Нью‑Йорке?

– Не придавайте значения, мистер Аллен. Мало ли что болтают!

– И все же я хочу рассеять сомнения. Вот список грузов, которые мы везем в Европу.

– Мы и без того знаем, что Красный Крест не может быть замешан в подобных делах.

– Прошу, тем не менее покажите эти списки воспитателям. И детям тоже. У нас нет секретов. В Европе только что закончилась война. Близится зима. И мы везем гуманитарные грузы – лекарства, одеяла, палатки, теплую одежду… И многое другое. Сами убедитесь, когда станем выгружаться.

 

После двухнедельного пребывания в Нью‑Йорке на «Йоми Мару» вернулся 931 человек, не считая экипажа.

На берегу осталась большая группа военнопленных.

Не поднялись на борт судна также семнадцатилетний Дмитрий Буянов (№ 89) и восемнадцатилетний Аполлоний Воробьев (№ 735). Видимо, им захотелось продолжить знакомство с Америкой.

Два колониста – Елена Александрова (№ 24) и Павел Николаев (№ 29) – похоронены на кладбище Маунт Оливет.

– Оставили вы полиции какое‑либо распоряжение в отношении Буянова и Воробьева? – спросила Серафима Боброва.

– Разумеется, я попросил разыскать подростков и отправить их в Петроград за счет Красного Креста.

 

В это же время Леонид Дейбнер и Виталий Запольский прогуливались по верхней палубе от юта до полубака и обратно. Уже в третий раз они проходят мимо одного и того же места – средней надстройки, где назначена встреча с судовым радистом. Отличное место, которое ниоткуда не просматривается. Разве только со стороны океана. Но там пусто. До самого горизонта.

Совсем короткая встреча. Хватит и минуты, чтобы вручить сто долларов, а взамен узнать о пути следования парохода. Конечно, детям и их воспитателям объявлено, что «Йоми Мару» следует в Брест. Но кто знает, нет ли подвоха?

Так действует план, придуманный в Нью‑Йорке Людвигом Мартенсом.

Радист – самый информированный человек на судне. Он первым читает радиограммы, которые приходят на имя капитана и начальника колонии. Посылает на них ответы. Слушает радио и хорошо знает мировые новости.

Как удалось Дейбнеру склонить японца на свою сторону, остается загадкой. Конечно, желание заработать, притом без особого труда, сыграло свою роль. Но было и другое. За два с половиной месяца совместного плавания радист проникся сочувствием к русским детям. Уж на что моряки закаленные люди, и те ждут не дождутся окончания рейса. Что же сказать о маленьких пассажирах, чья разлука с семьей затянулась на годы…

Японец уже шел навстречу. Легким движением руки он дал понять Дейбнеру, чтобы тот остановился.

Как ни покажется странным, радист и Дейбнер похожи. Одного роста, худощавые и в очках. Оба высокие, а среди японцев это редкость. Издалека и со спины их можно перепутать, если бы не шевелюры, отличавшиеся как ночь и день – черная, как смоль, и ярко‑рыжая.

– Лео, – сказал радист, подставляя лицо ветру и щуря глаза, – у меня для вас хорошие новости.

Глаза Дейбнера, наоборот, широко открылись.

– Какие именно? – спросил он нетерпеливо.

– «Йоми Мару» держит курс на Брест. Это уже не вызывает сомнения.

– А после Франции?

– Зайдет в один из балтийских портов. Какой? Пока неизвестно. Может быть, в Стокгольм… А может, и в Финляндию.

…Тем временем Елизавета Аристидовна начинает свой урок. Перед ней двадцать семь девочек. Младшей – девять лет. Старшей – восемнадцать. Самые разные. Но объединяет их одинаковое имя.

Каждую Марию учительница хорошо знает – Богданова, Виноградова, Рукович, Эйзенберг, Иванова, Корди, Кинц… Она заплетает им косички, учит вязать спицами, выслушивает сердечные тайны, утирая при этом слезы. Не только девочек, но и свои.

Сегодня день Пресвятой Богородицы.

На пароходе нет священника. Вот почему учительница решила сама напомнить детям страницы Библии.

 

В шестой же месяц послан был архангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве Марии, которая была обручена с Иосифом, мужем ее.

…Архангел пришел известить Марию о рождении сына, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

 

Машенька Виноградова прикрыла глаза. Ей кажется, голос Елизаветы Аристидовны отражают не металлические стены полупустого трюма, а своды собора.

Учительница знает, сейчас начнутся вопросы. Неожиданные. На которые нет скорого ответа.

– Рожала Мария еще детей, кроме Иисуса?

– Каким мальчиком был Иисус? Шалил ли?

– Евангелие мало рассказывает об Иисусе отроке, – отвечает Елизавета Аристидовна. – Но известно: был он добр и приветлив, всеми любим. Был послушным сыном и на все спрашивал позволения у матери. Рос в семье плотника и, работая в мастерской, пилил доски, делал мебель, забивал гвозди.

– А потом ему самому забили гвозди в руки и ноги, – неожиданно прервала учительницу Мария Цветкова.

– Но, несмотря на это, – отвечает учительница, – Иисус молился за своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят».

– А где была мама, когда его мучили? – спрашивает самая маленькая девочка.

– Она стояла у креста, на котором распяли ее сына. В это время Мария была уже вдовой. И некому было о ней позаботиться и защитить. Иисус подумал, как одиноко будет его маме на этой земле. И обратился к Иоанну, любимому своему ученику. Поручил ему заботиться о ней. Иоанн так и сделал, взяв ее к себе в дом.

– Сколько лет прожила Мария? Где похоронена?

– Об этом не сказано в Библии, но ученые богословы пишут, что умерла Мария естественной смертью. И была похоронена в Гефсимании. Но тело ее затем вознеслось на небо. А когда вскрыли могилу, то нашли там букет роз. Совсем свежих, словно только что положенных туда.

После урока девочки привычно, одна за другой, поднимаются по трапу на верхнюю палубу.

– Елизавета Аристидовна, – говорит Мария Эйзенберг, – надо было пригласить на урок не только девочек, но и воспитательниц, которых зовут Мария. Я посчитала – их у нас шесть.

– А четыре дня тому было семь, – ответила учительница. – Но все равно, это и ее день. Она тоже святая. Она с нами, хоть и глядит на нас с небес.

 

Date: 2015-11-14; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию