Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Правильное воспитание





[131] Самое тонкое дело, когда-либо порученное взрослым лю­дям, — это развивать молодые умы. Надо приложить все ста­рания и настолько разнообразить процесс воспитания и обра­зования, чтобы привести в движение самые возвышенные и благородные свойства ума. Родители и школьные учителя, конечно же, не готовы правильно воспитывать детей, если сами еще не усвоили главный урок самообладания, терпения, снисходительности, кротости и любви. Какое важное дело поручено родителям, наставникам и учителям! Немногие раз­бираются в наиболее существенных умственных потребнос­тях детей и немногие знают, как управлять процессом интел­лектуального развития, формирующимися мыслями и чувства­ми молодежи.

Необходимо, чтобы в школе процесс обучения был как можно теснее увязан с процессом воспитания. Детей можно научить служить греху, а можно научить служить праведнос­ти. Начальное образование формирует характер как для буду­щей светской, так и для духовной жизни. Соломон говорит: “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет” (Притч. 22:6). Сказано достаточно ясно. Наставление Соломона гласит о руководстве, воспитании и развитии. Чтобы родители и учителя справились с этой рабо­той, им надо прежде самим понять, каким “путем” ребенок должен идти. Для этого книжных знаний недостаточно. Сюда входит все доброе, добродетельное, праведное и святое. Необходимо [132] упражняться в воздержании, благочестии, братолю­бии и любви к Богу и ближним. Для достижения этой цели надо на высокую ступень поставить одновременно физичес­кое, умственное, нравственное и духовное воспитание.

Воспитание детей дома и в школе не должно напоминать дрессировку бессловесных животных, ибо у детей есть разум­ная воля, которую следует направлять так, чтобы ей подчиня­лись все остальные силы и способности. Бессловесных жи­вотных надо обучать и дрессировать, потому что у них отсут­ствует логическое мышление. Но людей надо учить самооб­ладанию. Ум человеку необходимо развивать, чтобы он уп­равлял всем его естеством, тогда как хозяин обучает живот­ных во всем повиноваться ему. Хозяин является умом, совес­тью и волей своего животного. Ребенка тоже можно воспиты­вать таким образом, чтобы у него не осталось собственной воли. Даже сугубо индивидуальные черты его личности мо­гут раствориться и потеряться в личности старшего настав­ника; воля ученика со всеми помышлениями и намерениями может во всем подчиняться воле учителя.

Детям, воспитанным таким образом, всегда будет недо­ставать нравственной энергии и личной ответственности. Их не учат жить на основании принципов и здравого мышле­ния. Их воля находится в подчинении у другого человека, их ум остается невостребованным, а при отсутствии соответ­ствующих упражнений он не развивается и не укрепляется. Такими детьми не руководят и их не учат тому, как исполь­зовать все свои природные способности и самые сильные черты в соответствии с их физическими особенностями и складом ума. Но учителям надо не только воспитывать в де­тях самостоятельность, но уделять особое внимание разви­тию их слабых сторон, чтобы все их способности упражня­лись и переходили от силы в силу и чтобы разум достиг не­обходимого уровня развития.

Во многих семьях детей вроде бы неплохо обучают и дис­циплинируют, но когда рушится та система правил, к которой они привыкли, дети оказываются неспособными самостоя­тельно мыслить, действовать или принимать решения. Этих детей очень долго держали в рамках железных правил, им долго не давали самостоятельно мыслить и действовать там, где это было крайне желательно, и в итоге у них не развилось никакой уверенности в том, что они могут положиться на соб­ственное суждение или мнение. Когда они выходят из [133] родительского дома, другие люди своими советами и суждениями могут легко увести их не в ту сторону. Характер таких детей непостоянен. Их не приучили полагаться на собственное суж­дение, когда это целесообразно и необходимо, поэтому ум их не развился и не окреп должным образом. Родители так долго контролировали их во всем, что они всецело зависят от них, полностью полагаясь на их разум и суждения.

С другой стороны, молодым нельзя позволять думать и действовать совершенно независимо от родителей и учите­лей. Детей надо учить с уважением относиться к суждению опытных людей и подчиняться руководству родителей и учи­телей. Их надо воспитывать таким образом, чтобы они мыс­лили так же, как их родители и учителя, и наставлять так, что­бы они вполне сознательно прислушивались к совету стар­ших. В этом случае, когда дети выйдут из-под опеки своих родителей и учителей, их характер не будет подобен трости, ветром колеблемой.

Если не приучать молодых самостоятельно мыслить и дей­ствовать настолько, насколько позволяют их дарования и склад ума, чтобы таким способом и дальше развивать их мышле­ние, чувство собственного достоинства и уверенность в сво­их способностях, то даже при самом строгом воспитании они останутся слабы как в умственном, так и в нравственном от­ношении. И когда им придется самостоятельно жить и дей­ствовать в этом мире, они вновь и вновь продемонстрируют, что их воспитывали скорее как животных, но не как людей. Вместо того чтобы направлять их волю, родители и учителя жесткими мерами принуждали их к подчинению.

Родители и учителя, гордящиеся тем, что полностью уп­равляли умом и волей отданных на их попечение мальчиков и девочек, перестали бы хвалиться, если бы проследили буду­щую жизнь детей, которых они принуждали к послушанию силой или страхом. Такие дети почти совсем не готовы вы­полнять суровый долг в этой жизни. Когда подобная моло­дежь выходит из-под опеки родителей и учителей и ей [134] приходится думать и действовать самостоятельно, она почти во всех случаях идет кривыми путями и уступает искушениям. Моло­дые люди не добиваются успеха, и те же недостатки просле­живаются в их духовной жизни. Если бы открыть наставни­кам детей и молодежи будущие плоды их ошибочных мето­дов воспитания, они бы изменили их. Учителя, стремящиеся к полному контролю над волей своих учеников, не добивают­ся больших успехов, хотя какое-то время может казаться, что им многое удается.

Бог никогда не одобрял того, чтобы один человек полнос­тью контролировал другого, и те, кто пытается нивелировать индивидуальные особенности своих учеников и быть их ра­зумом, совестью и волей, берут на себя страшную ответствен­ность. Подобные ученики в некоторых случаях выглядят как хорошо вымуштрованные солдаты. Но когда они выходят из-под жесткой опеки, то оказывается, что они не могут действо­вать самостоятельно на основании заложенных в них прин­ципов. Самыми ценными и преуспевающими учителями яв­ляются те, которые задаются целью внушить своим ученикам в процессе воспитания, что от них самих зависит, станут ли они мужчинами и женщинами с твердыми принципами и бу­дут ли они готовы выполнить любую ответственную задачу. Поверхностным наблюдателям работа таких воспитателей может казаться не столь впечатляющей, и они не оценят их труд так же высоко, как труд учителя, который абсолютной личной властью подавляет ум и волю своих учеников, однако когда дети вырастут, их будущая жизнь покажет, чей план вос­питания был лучше.

Родителям и учителям грозит опасность слишком увлечь­ся муштрой и диктатом и при этом не иметь достаточно тес­ного человеческого контакта со своими детьми или ученика­ми. Часто они бывают слишком холодны и сдержанны, не проявляют никакого сочувствия к ученикам, а только коман­дуют ими. Такая манера воспитания не завоюет сердца детей и учеников. Если бы преподаватели приблизили к себе учени­ков, показали им, что любят их, и проявили интерес ко всем их занятиям и даже увлечениям, сами становясь порой как бы детьми среди детей, то сделали бы своих воспитанников очень [135] счастливыми и завоевали бы их любовь, доверие и уважение. Тогда дети намного охотнее признавали бы авторитет родите­лей и учителей.

Привычки и принципы учителя намного важнее его гра­мотности или компетентности. Если он искренний христиа­нин, то будет проявлять одинаковую заинтересованность как в физическом, так и в умственном, нравственном и духовном воспитании своих учеников. Чтобы оказывать на них правиль­ное влияние, ему надо в совершенстве владеть собой и его сердце должно быть преисполнено любовью к ученикам, что обязательно проявится в его взглядах, словах и поступках. Учителю следует иметь твердую волю, и тогда он сможет фор­мировать интеллект учеников и обучать их различным наукам. Обычно будущий характер молодежи складывается на этапе начального образования. Тем, кто имеет дело с юными ума­ми, надо стараться привести в действие их лучшие качества, чтобы дети побыстрее узнали, как управлять своими способ­ностями и наилучшим образом использовать их.

Date: 2015-11-14; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию