Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: Введение





Вопросъ о личномъ спасеніи человека,—эта важнейшая истина христіанскаго ученія, (praecipuus locus doctrinae christianae" 2), конечно, уже давно решенъ въ церкви православной. Господь I. Христосъ принесъ это ученіе во всей его небесной чистоте и удобопонятности для всякаго религіозно-нравственнаго сознанія, и не только принесъ, но и Самъ прошелъ указаннымъ Имъ путемъ. Целые полки мучениковъ и исповедниковъ, подвижниковъ и святителей, целые періоды высшаго развитія церковной жизни,—все это образцы деятельнаго последованія Христу, все это живыя воплощенія Христова ученія. Наконецъ целая св.-отеческая литература не имеетъ ли своей единственной целью раскрыть и уяснить истину спасенія именно для частнаго сознанія? Притомъ, все это не соображенія только разума, а прямые снимки съ жизни, плоды личнаго опыта самихъ св. писателей. Вопросъ этотъ, след., более, чемъ решенъ церковнымъ сознаніемъ, да безъ этого не мыслима была бы и церковная жизнь.

He то нужно сказать ο его научной разработке. Здесь до сихъ поръ еще не выработаны твердыя основанія. Причина этого въ томъ, что на западе заботились не столько о верности св.-отеческому и общецерковному преданію, сколько о верности принятому по какимъ нибудь основаніямъ началу, ο логической состоятельности своихъ мудрованій; наша же богословская наука, всегда находясь подъ сильнымъ вліяніемъ запада, боялась самостоятелъныхъ изысканій въ завещанномъ ей наследіи греческой, св.-отеческой церкви. Поэтому тотъ обильный матеріалъ, который дается Св. Писаніемъ и Преданіемъ по данному вопросу, остается еще не обобщеннымъ и не изследованнымъ, какъ должно.

Вопросъ ο личномъ спасеніи не можетъ быть лишь теоретической задачей: это вопросъ самоопределенія. Сеазать себе серьезно, что нужно делать, чтобы спастись, значитъ произнесть судъ надъ всемъ своимъ душевнымъ содержаніемъ,—разрушить понятія, очень дорогія, можетъ быть, наследственныя, и выводы, достигнутые съ пожертвованіями, съ трудомъ. Этого не можетъ сделать человекъ естественный, темъ более полагающійся на силу толъко собственнаго ума. И вотъ, вместо чистой истины, человек в своих разсужденіяхъ предлагаетъ намъ только более или менее удачную сделку истины съ его взглядами и желаніями. Таково происхожденіе всякаго богословскаго заблужденія и всякой ереси. Въ основе своей все они имеютъ, именно это несовершенство нравственное, неспособность или нежеланіе отрешиться отъ себя для воспріятія истины. Исходя изъ своего несовершеннаго религіознаго опыта и свой столь же несо-вершенный разумъ беря руководителемъ, человекъ и доходитъ до искаженія Божественной истины.

Какъ имеющее въ своей основе нравственное несовершенства, всякое такое заблужденіе требуетъ и врачеванія прежде всего нравственнаго, т. е. подлежитъ пастырскому воздействію. Но не можетъ молчать и богословская наука, особенно, когда заблужденіе успело уже развиться въ систему, когда оно даже грозитъ православію, или хочетъ стоять рядомъ съ нимъ въ качестве равноправнаго. Только пусть наука не забываетъ пріемовъ пастырскаго воздействія, пусть она не пытается разбить своего противника одними силлогизмами: этотъ путь испытанный въ своей непригодности. Наука должна безпристрастно разложить каждую ложную теорію на ея составные элементы, показать то „человеческое", которое своимъ примешеніемъ искажаетъ истину, и потомъ положительно раскрыть эту истину.

Такую задачу мы и осмеливаемся взять на себя въ данномъ вопросе. Мы делаемъ попытку выяснить ту основную ложь западнаго христіанства, которая съ необходимостью влечетъ его къ искаженію христіанской истины, къ нелепостямъ, къ противоречіямъ себе и религіозному опыту,—а, съ другой стороны, мы пытаемся, на основаніи собранныхъ нами данныхъ св.-отеческой литературы и Св. Писанія, выяснить и утвердить въ научномъ сознаніи ту идею, которая, какъ мы убеждены, господствуетъ въ православномъ церковномъ ученіи ο спасеніи и верность которой предохранитъ богослова отъ всехъ помянутыхъ заблужденій.

Тотъ пунктъ, где наиболее харавтерно обнаруживаются особенности православнаго ученія, есть вопросъ объ отношеніи доброделанія въ земной жизни и блаженства за гробомъ. Отъ такого или иного решенія этого частнаго вопроса зависитъ дальнейшій ходъ разсужденій. Этотъ вопросъ мы и ставимъ во главу своихъ изследованій, чтобы вывести право-славное ученіе ο существе спасенія, а отсюда въ свою очередь и объ условіяхъ его достиженія.

 

Date: 2015-11-13; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию