Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юношество





 

Психологическая характеристика юношества

Рассмотрим психологическую характеристику этого возраста, включающего в себя период жизни от 14 до 18 лет. Важнейшим новообразованием данного этапа является становление самосознания. Мышление приобретает рефлективный характер. Происходит расширение жизненного пространства ребенка. Впервые наступает осознание будущего, появляется жизненная пер­спектива. Возникают профессиональные намерения.

Ребенок уже не играет во взрослого, не подражает ему, он ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Требует признания своей самостоятельности, равенства при отсутствии для этого достаточных условий - физических, интеллектуальных и соци­альных. Чувствителен к оценкам взрослых. Ничего не принимает на веру, проявляет потребность в доказательствах.

Главной потребностью этого возраста является интимно-личное общение. Появление дружеских связей - первое личностное достижение в сфере отношений. Общение может протекать в виде малосодержа­тельных разговоров. Старшие школьники озабочены тем, соответству­ют ли они эталонам "мужественности" и "женственности". Учебные | интересы и склонности становятся более определенными. Оформляются взгляды и убеждения. Активно развивается процесс самовоспита­ния. Усиливается потребность в интимной дружбе.

Поведенческие реакции детей этого возраста проявляются весьма многообразно и зависят от индивидуальных особенностей. Эти реакции можно классифицировать:

1. Пассивно-оборонительная реакция. Возникает при резком из­менении ситуации и проявляется в отказе от игр, другой деятельности.

2. Реакция "оппозиции". Возникает как активный протест при непосильных требованиях, предъявляемых ребенку (отличная учеба, одновременные занятия спортом, музыкой, языками и проч.). В этих случаях ребенок активно сопротивляется, проявляет непослушание, дерзость.

3. Реакция компенсации. Развивается при слабости той или дру­гой психофизической функции, которую он компенсирует более разви­той функцией. Так, например, физическая слабость может компенси­роваться успехами в учебе и наоборот.

4. Реакция гиперкомпенсации. Ребенок развивает ту или иную слабую функцию и может достигать в этом отличных результатов.

5. Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу или образу. Чаще всего ребенок подражает кому-либо из своих сверстников, более популярному и в чем-либо преуспевающему.

6. Реакция группирования. Стремление ребенка в группу сверст­ников, развитие различных увлечений. (4. 44)

 

Влияние юности на дальнейшую жизнь человека

Святитель Феофан характеризует юношеский возраст как вскипание те­лесно-духовной жизни. Тихо живут дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняют к покою, одна юность кипит жизнью, надо иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от натиска волн. Пробуждающиеся силы имеют для юноши особую прелесть, и своим действием они вытесняют все, что прежде лежало на сердце. Только настоящие чувства ис­тинны, только они имеют действительное значение. Но если он прежде пробуждения этих сил связал себя обязательст­вом исповедания и христианской жизни, тогда все возбуж­дения будут слабее и легче уступят требованию первых уже потому, что те старее, прежде испытаны и избраны серд­цем, а главное - скреплены обетом. Юноша решительно хо­чет держать всегда свое слово.

Что сказать о том, кто не только не любил христиан­ской жизни и истины, но даже никогда не слышал о них? В этом случае он - дом без ограды, преданный разграбле­нию, или сухой хворост, преданный горению в огне. Когда своеволие юношеской мысли на все кидает тень сомнения, когда сильно тревожат его возбуждения страстей, когда вся душа наполняется искусительными помыслами и движения­ми - юноша в огне.

Какими мы выходим из лет юношеских, во многом за­висит от того, какими вступаем в них. Из этого периода жизни выходят два порядка людей: одни сияют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи, средний класс, склоняются то к добру, то ко злу.

 

Жажда впечатлений и склонность к общению как опасности юношеского возраста

К естественным опасностям юношеского возраста присоединяются еще две: жажда впечатлений и склонность к общению. Жажда впечатлений сообщает некото­рую стремительность, непрерывность и разнообразие действиям юноши. Ему хочется все испы­тать самому, все видеть, все слышать, везде побывать. Ищите его там, где есть блеск для очей, гармония для слуха, простор для движения. Он хочет быть под беспрерывным потоком впечатлений, всегда новых и разнообразных. Ему не сидится дома, не стоится на одном месте. Его стихия - развлечения. Он не довольствуется действительным, лич­ным испытанием, а хочет усвоить и как бы перенести на себя впечатления других, изведать, что чувствовали, как действовали другие в иных или подобных обстоятельствах. Поэтому он накидывается на книги, перебирает одну за другой, часто не разбирая их содержания, ему важно найти что-то эффектное, новое, чего он еще не касался. Здесь об­наруживается и образуется склонность к легкому чтению - та же самая жажда впечатлений, только в другом виде. Юноша ищет некоторой свободы и потому, часто отрываясь от действительности, уходит в свой придуманный мир и там начинает действовать на славу. Фантазия очень подвижна в эти годы, ее действиями развивается и воспитывается меч­тательность.

Мечты, легкое чтение, развлечения - все это одно по духу: жажда впечатлений, жажда нового, разнообразного. Ничем нельзя лучше загубить добрых семян, ранее посеян­ных в сердце юноши, чем этой жаждой. Чтобы душа не тосковала и не считала себя обкраденной после всего этого, следует, сколько есть сил и благоразумия, удерживаться от развлечений, беспорядочного чтения книг и мечтательности.

Хорошо юноше подчинить свою жизнь строгой дисци­плине под руководством строгого и мудрого наставника. Тех юношей, которым не позволяют распоряжаться своим поведением, можно назвать счастливыми. Сам юноша дол­жен радоваться, что он поставлен в такие условия. Он по­кажет много ума, если послушает совета быть больше дома и заниматься делом, а не мечтать и не читать пустого. Раз­влечения побеждаются трудолюбием, мечтательность - серь­езными занятиями под руководством наставника, который подбирает книги для чтения.

Вторая опасная юношеская склонность есть склонность к общению. Она обнаруживается в потребности товарище­ства, дружбы и любви. Юношеский возраст - время живых чувств. Его все занимает, все удивляет. Природа и общест­во открыли перед ним свои сокровища, но чувства не любят быть скрытыми в себе, и юноша хочет делиться ими. По­этому нуждается в лице, которое могло бы разделить его чувства, то есть в товарище и друге. Потребность благород­ная, но она может быть и опасной. Кому вверяешь свои чувства, тому даешь власть над собой. Хорошо не заклю­чать дружбы, пока не испытаешь друга. Еще лучше иметь первым другом отца или того, кто во многом заменяет отца, или кого из родных - опытного и доброго. Для юноши, жи­вущему по-христиански, первый, Богом данный друг - это духовный отец. Под его руководством, по его молитвам Бог пошлет, если нужно, и другого друга. Опасность не в дружбе, а в товариществе, в знакомых и приятелях. Есть компании с очень недобрыми правилами, попав в которые и не заметишь, как объединишься с ними в духе, и часто уже не будет сил от них отстать.

Главная опасность юношеского возраста

"Самый верх опасности для юноши, - писал святитель Феофан, - обращение с другим полом. Если в первых соблазнах юноша сбивается с прямого пути, то здесь он теряет себя. Про­буждение этого влечения связано с потребностью прекрасного, которая ищет своего удовлетво­рения. Между тем прекрасное постепенно начинает прини­мать в душе человеческий образ. Созданный образ носится в голове юноши. С этого времени он ищет будто прекрасного, то есть идеального, не земного, а между тем встречается с дщерью человеческой и ею уязвляется" (1. 49-56).

Святитель Феофан, ссылаясь на психологию, описы­вает путь, которым доходят до уязвления. Этот путь имеет три поворота:

1) Сначала пробуждается у юноши какое-то горестное чувство неизвестно о чем и отчего. Это чувство одиночества. Из него порождается другое - некоторая жалость, нежность и внимание к себе. Прежде он жил, как бы не замечая сам себя. Теперь он обращается к себе, осматривает себя и все­гда находит, что он не худ, не из последних, есть лицо стоящее, начинает чувствовать свою красоту, приятность форм своего тела, нравится себе. Этим заканчивается пер­вое движение соблазна к себе. С этих пор юноша обращает­ся к внешнему миру.

2) Вступление во внешний мир воодушевляется уве­ренностью, что он должен нравиться другим. В этой уверен­ности он смело и как бы победительно выходит на поприще действия и, может быть, впервые обращает внимание и ста­вит законом опрятность, чистоту, нарядность до щеголь­ства. Начинает бродить и искать знакомств, как будто без определенной цели, но по тайному влечению чего-то ищу­щего сердца, при этом старается блистать умом, приятно­стью в обращении, предупредительным вниманием - всем, чем надеется нравиться. Вместе с тем он дает всю волю преимущественному органу душеобщения - глазу.

3) В этом настроении он похож на порох, подставлен­ный под искры, и скоро встречается со своей болезнью. Взором очей или голосом, как стрелою пораженный или подстреленный, стоит он сначала несколько в исступлении и остолбенении, от которого придя в себя и опомнившись, находит, что его внимание и сердце обращены к одному предмету и влекутся к нему с непреодолимою силою. С этой поры сердце начинает съедаться тоской, юноша уныл, по­гружен в себя, занят чем-то важным, ищет, как будто что-то потерял, и что ни делает - делает все для одного лица. Он точно потерянный, сон и еда не идут ему на ум, обыч­ные дела забыты и приходят в расстройство, ему ничто не дорого. Он болен лютой болезнью, которая щемит сердце, стесняет дыхание, сушит самые источники жизни. Вот по­степенный ход уязвлений!

И само собою видно, чего должен опасаться юноша, чтобы не впасть в эту беду. Не ходи этой дорогой! Прого­няй предвестников - неопределенную грусть и чувство оди­ночества. Делай им наперекор: стало грустно - не мечтай, а начни делать что-нибудь серьезное со вниманием, и прой­дет. Стала зарождаться жалость к себе или чувство своего хорошества - поспеши отрезвить себя и отогнать эту блажь какою-нибудь суровостью и жестокостью к себе, особенно выяснением здравого понятия о ничтожности того, что ле­зет в голову. Случайное или намеренное унижение при этом было бы, как вода на огонь... Подавить и прогнать это чув­ство необходимо особенно потому, что тут начало движе­ния. Остановись тут - дальше не пойдешь: не родятся ни желание нравиться, ни искание нарядов и щегольства, ни охота на посещения. Прорвутся эти - и с ними борись. Какая надежная в этом случае ограда - строгая дисциплина во всем, труд телесный и еще более умственный. Усиль за­нятия, сиди дома, не развлекайся. Нужно выйти - храни чувства, бегай другого пола, главное же - молись. (1. 57-59)

 

Другие опасности юношеского возраста

Святитель Феофан обращает внимание еще на две опасности, вытекающие из юношеского возраста. Во-первых, это настроение, по которому до небес возносятся рассудочное зна­ние или личные постижения. Юноша на все налагает тень сомнения, все оставляет в стороне, что не совпадает с его пониманием. Этим одним он отсекает от сердца все настроение веры и Церкви, следовательно, отпа­дает от нее и остается один. Ища замены оставленному, увлекается теориями, не согласующимися с откровенною истиною, опутывает себя ими и изгоняет из своего ума все истины веры. Еще больше будет беды, если повод к тому подаст преподавание наук в училище или школе и ес­ли подобный дух станет там преобладающим. Во-вторых, светскость. Пусть она может представлять нечто полезное, но ее преобладание в юноше пагубно. Она знаменует жизнь по впечатлениям чувств. В таком состоянии человек мало бывает в себе, а почти всегда во вне и делами, и мечтани­ями. С таким настроением ненавидят внутреннюю жизнь и тех, кто говорит о ней или живет ею. Истинные христиане для них или мистики, запутавшиеся в понятиях, или лице­меры. Разуметь истину им мешает дух мира. Юноша, со­прикасаясь с миром, невольно становится его чадом. А это "усыновление" противно чадству Божию во Христе Иисусе.

Кто прошел безопасно юношеские годы, тот как будто переплыл бурную реку и, оглянувшись назад, благословля­ет Бога. А иной со слезами на глазах, в раскаянии, обраща­ется назад и судит себя. Никогда не воротишь того, что потерял в юности. Кто падал, тот достигнет ли еще того, чем обладает не падавший? (1. 57-60)

 

Date: 2015-11-13; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию