Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема содержания гностических систем





Абсолютному духовному началу противоположно материальное, или как пассивная граница бытия, как небытие, или как активная злая сила. В том и другом случае непосредственное происхождение материального мира от Бога не мыслимо, и для устранения между ними вводится особое творческое начало, демиург.

При дуализме слабом демиург представляется слабым духовным существом, которое попадает в материю и делается творцом по необходимости; при дуализме сильном демиург творит мир или вопреки Богу, как возмутившийся ангел, или как невольник, захваченный в плен материей при ее наступательном движении в мир духов и порабощенный ею.

При дуализме слабом, чтобы устранить соприкосновение между Богом и материею, Бог эманатически развивает из себя целый духовный мир «эонов», совокупность которых составляет «плирому».

При дуализме сильном противоположность начал выдерживается строже, и ослабляющее его понятие эманации отпадает, так что верховные начала добро и зло противостоят друг другу прямо и непосредственно.

Цель мирового процесса всюду есть освобождение духа от уз материи. Центральный (поворотный) пункт мировой истории есть Христос – искупитель, просвещающий пневматические элементы мира познанием их собственной природы и горнего мира. Искупление везде имеет чисто теоретический характер, состоит в научении.

При дуализме слабом Христос действует не против демиурга, при дуализме сильно – вопреки демиургу. В той и другой категории действительное единение духа и материи немыслимо. Но дуализм слабый ограничивается тем, что отрицает лишь единение ипостасное: Христос живет и действует в другом, действительном человеке; дуализм сильный, напротив, отвергает и такое соприкосновение противоположенных начал: он переходит в докетизм, и человеческая природа Христа разрешается в фантом, в чистый призрак.

Антропология и нравственное учение гностиков. Они делили людей на а) духовных, определяемых к совершенству самой их природой, б) на душевных, способных достигать относительного совершенства только подвигами, и в) на материальных, самою природою обреченных на жертву чувственным влечениям.

Основная задача нравственной жизни человека – освобождение духа из уз материи, умерщвление плоти. И так как последняя цель одинаково достигается двумя путями: и жестокими ограничением и излишеством в удовлетворении естественных влечений, то гностицизм приводил и к строжайшему аскетизму (когда материя понималась как самобытная злая сила), и к разнузданному либертинизму (когда материя понималась как ничто).

 

ВАЖНЕЙШИЕ ГНОСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Офиты

Братство змея.

Вероятно, эти системы существовали еще до христианства и с появлением его лишь несколько изменили свою форму. К этой группе относятся наассены и Юстин, ператики, офиты, сифиане, каиниты.

Нассены – от евр. «нахаш», змей, что указывает на их восточное происхождение.

Во главы всего сущего они ставят Адама. Элементы: духовный, душевный и материальный составляют просто атрибуты существа этого первочеловека. Подобное начало ведет к каббалистическому пантеизму. Эти атрибуты наассены называли еврейскими словами Ис. 28, 10, 13 – здесь дважды повторяются слова: «заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного». Змей представляется как открывший и научивший людей самопознанию, которое должно разрешиться совершенным ведением, то – есть познанием Первоадама. Все атрибуты первочеловека нисходят на искупителя, Иисуса, сына Марии, и в нем повторяется снова их единение. Может быть здесь уже параллель каббалистических рассуждений, что душа Адама воплотилась снова в Давиде и Мессии, потому что А Д М = Адам Давид Мессия.

Учение наассенов начинается чистым пантеизмом, и дух и материя атрибуты одного и того же начала. О демиурге, цели и смысле мироздания не говорится ничего.

Ператики – называли себя так, потому что были уверены, что обладают ведением как победить тление.

Признавали троицу принципов. Соответственно этому все в мире носит печать троичности. В низший третий мир нисходят семена всех возможных сил из мира нерожденного и саморожденного. Третий мир должен подвергнуться погибели; цель искупления – спасти то, что происходит из высших двух миров. Мировую историю ператы представляют в виде комментария на исход евреев из Египта. Чтобы избавиться от рабства материи (телу) – Египту, нужно пройти через Красное море – Кронос – символ смерти, где гибнут все неведующие египтяне; затем нужно пройти через Синайскую пустыню – временный мир, в которой царят огненные губительные змеи, языческие боги (звездные); но здесь на помощь приходит истинный змей, Христос – Искупитель, Сын отца, Слово, по происхождению принадлежащий нерожденному миру. Он посредствует между горними мирами и низшим, подобно змею, то возносясь к Отцу, то приклоняясь к земному и запечатлевая его божественными силами.

Сифиане:

По Ипполиту: тройственное начало; борьба между ними: перворожденный змей, ветер – змей, бурно носится над водами, совершенный бог – ниспадает в лоно тьмы и облекается материею; задача – спасти его из тленного тела, для этого Логос принимает рабий зрак, чтобы обмануть змея тьмы и спасти божественные искры.

По Епифанию: материя совершенно затушевывается, борьба идет между вышемирными принципами: горнею силою, Матерью всех женщин, и создавшими мир ангелами. Ангелы создали двух человек – Каина и Авеля. Из – за них возник какой – то раздор между ангелами, кончившийся тем, что Каин убил Авеля. Тогда Мать всех женщин послала Еве свыше искру своей силы: родился Сиф, род избранный. Но потомки Сифа скоро стали смешиваться с родом Каина. Тогда Мать решила истребить всех неизбранных в волнах потопа. Но и здесь ангелы обманули ее: наряду с семью чистыми существами – сифитами – они провели в ковчег и одно нечистое – Хама: спаслось 8 душ; каиниты уцелели и после потопа. Для доставления торжества роду избранному является в мир чудесно, не через рождение, Христос, т.е. сам Сын, посланный свыше Матерью.

В системе сифитов по Ипполиту, дуализм принимает форму парсизма: материальное начало – мрак, диаметрально противоположный свету.

Каиниты – антиподы сифитов. Строже проводили дуализм верховных сил; считали ангелов – мироздателей не подчиненными силами, но координирующими началами. Эта секта прямо соприкасается с карпократианами.

Есть две силы: высший эон – София и Истера - Творец всего мира. Является и множество ангелов, неопределенных ни по значению, ни по происхождению. Ангелы ли, или эти две силы, создали Адама и Еву. От брачного союза Евы с обеими силами рождаются Каин (сын Софии) и Авель (сын Истеры). Потомок высшей силы убил Авеля, восторжествовал над низшею силой. Преемники этой высшей идеи были, затем содомляне, Исав, Корей, Дафан и Авирон, и наконец, Иуда предатель, единственный истинный апостол Софии. Каиниты ставили себе в честь и славу – продолжать в истории дело таких славных деятелей, с которыми ничего не могла сделать Истера: они также хотели бороться с началом, сотворившим мир, средствами, достойными Содома и Гоморры.

Еретическая система Юстина – довольно сложный и искусно мотивированный роман, где язычество с его мифологией играет более значительную роль, чем в других системах.

Мировая история определяется взаимным отношением трех принципов: Иегова и Элогим – начала мужские и духовные, Эдем, Иель– полуженщина – полузмея (психически – материальное начало). У Элогима и Иели рождается 24 ангела. Все они представляют собой рай, его реки и деревья, Варух – древо жизни, Наас – древо познания. Семья Элогима и Иель созидает небо и землю и человека: из верхней части Эдема создано его тело, Элогим вдохнул в него дух, Иель – душу. Пневматическая натура Элогима бессознательно влечет его ввысь; окруженный своими 12 – ю ангелами, он отправляется осмотреть созданное им небо. Здесь необыкновенный свет жилища Благаго, превосходнее чем им созданный, поражает его. Элогим сел одесную Господа. Оставленная Исраэль тщетно пытается возвратить себе Элогима. В ярости она приказывает своим 12 – ти ангелам всячески через посредство души, мучить дух в людях. Элогим все видит и посылает на помощь Варуха. Он дает заповедь людям: вкушать от всех древ райских, только не от древа познания, с доверием относится к внушениям всех ангелов Иель – но никогда к Наасу, представителю зла в его чистейшем элементе. Но Наас так подействовал на чувственную природу Адама и Евы, что они пали оба, вследствие извращенного употребления инстинктов. Напрасно Варух воздвигает Моисея и пророков: Наас торжествует и над ними. От евреев Элогим обращается к языческому миру – и воздвигает великого пророка, Геркулеса. Он ведет геройскую борьбу против 12 ангелов Иели; он сломил и Нааса, это многоголовую гидру, но не мог одолеть первого ангела, Бабели – Афродиты: Омфала взяла верх и над Геркулесом. Целый мир развратился: иудейство погубила злоба, язычество – чувственность. Наконец, Варух является 12 – летнему Иисусу, сыну Иосифа и Марии, когда Он пас овец отца своего. Он предостерегает Иисуса против козней Нааса, и Он остался ему верен и всегда возвещал только то, что возвещал ему Варух. Наас не мог победить Его и довел Его до распятия. Но Он сказал: «жжено, вот сын твой», т.е. Эдем, вот твое тело и душа, и, поручив свой дух Отцу, вознесся к благому Иегове, показав путь спасения всем людям. По его примеру может освободиться и дух каждого человека; средства для этого указаны в книге Варуха.

В системах ператиков и Юстина – мягкая форма дуализма или – идея о трех самостоятельных началах. Низшее начало обречено на гибель, но верховные начала, однако же, вступают в соотношение с ним без всякой принудительной необходимости. Эоны – порождение не верховного начала, а самостоятельного второго (Юстин). У ператиков, если считать Христа демиургом, он же есть и искупитель; у Юстина – Элогим случайный образователь мира. У ператиков мир возникает случайно и бесцельно: верховные начала вступают в единение с низшими, самою природою обреченными на погибель, и поддерживают это единение через Христа. Юстин хотел сказать, кажется, что духовное начало не столь противоположно душевно – материальному, чтобы никакое взаимодействие между ними было невозможно (брак Элогима с Израелью). Лишь тогда, когда дух достигает такой высоты своего развития, задается высшими идеалами, лишь тогда выясняется различие этих двух природ. С христианством мировая история идет лишь быстрее к своей развязке, к разрушения его бытия, бесцельного и случайного.

Офитство + система Валентина.

Офитство осложнилось новым элементом – страдающей Софией.

Офиты ввели у себя настоящий культ змеи; держали ее в ящике, иногда выпускали на стол, покрытый хлебами, и потом употребляли хлебы, к которым прикоснулась змея, для Евхаристии. В нравственном отношении они либертинисты.

Духовному началу (Вифос) от вечности противостоит материальное начало; эманация первого – мужеженское начало, из которого происходит женское начало. Из соединения первых начал с третьим рождается небесный Христос и нижняя София (совершенное существо) – Ахамот или Пруникос (несовершенное существо). София возносится с небесным Христом в бездну света Вифоса и там вместе с первыми началами составляет Святую Церковь. Пруникос низвергается в темный океан хаоса и, носясь над его водами, приводит их в движение. Хаотические элементы одевают Ахамот грубым материальным телом, ее сознание начинает меркнуть и она ниспадает в глубины преисподней. Она забывает о высшем мире, считает себя за верховное начало и в этом состоянии богоотчуждения она рождает сына Ялдабаот, «порождение хаоса», существо злое, хитрое и могучее. Этот восстает против Ахамот и хочет создать свой мир, чтобы быть в нем единственным Господом. Ахамот приходит в себя, освобождается от своего тяжелого тела и возносится над миром хаоса и на границе плиромы, в среднем месте, между царством света и семью мировыми пространствами, ведет блаженную жизнь. Отсюда она направляет бытие мира к высшей цели, разрушая планы Ялдабаота.

Ялдабаот преемственно развил из себя эонов – звездных духов, и во главе их начинает управлять гебдомадою – 7-ю планетами. Эоны хотят эмансипироваться от него и поднимают восстание. С мрачным, искаженным яростью лицом, взглянул Ялдабаот вниз, его образ отразился в темной пропасти материи и от этого родился новый сын Ялдабаота, змееобразный мудрый Офиоморфис. Этим положено начало сатанинскому царству. Чтобы отвлечь своих эонов от их поползновений, Ялдабаот предлагает им заняться созданием видимого мира. Они творят человека, но выходит ничтожное существо, которое может только ползать как червь. Так как цель мира должна состоять в том, чтобы лишить Ялдабаота его пневматического начала, то Ахамот и внушает своему сыну идею одушевить человека своим дыханием. Ялдабаот вдохнул в него жизнь, но вместе с нею передал ему и все духовные элементы своей природы. Человек стал выше своего творца: узнав о горнем мире, он хочет освободиться от власти Ялдабаота и вознестись в плирому. Ялдабаот связал его женою и заповедью, но в виде змея, сама ли Ахамот, или через Офиоморфиса, убедила Адама и Еву нарушить заповедь. Так падение стало началом спасения и змей – символом помогающей Ахамот.

Взбешенный Ялдабаот проклял и человека и Офиоморфиса, и изгнал первого из рая, так что он подвергся всем искушениям сатанинского царства. Род человеческий распался на язычников, всецело подпавших власти Офиоморфоса, иудеев, оставшихся верными Ялдабаоту, и немногих пневматиков, не преклонившихся перед этим богом иудеев и, при поддержке Ахамот сохранивших свою независимость. Ялдабаот и его эоны воздвигают в своем народе пророков, но Ахамот умеет их устами возвещать пневматические идеи. Наконец Ялдабаот посылает своего Мессию; тогда, по просьбе Ахамот, Св. Дух посылает небесного Христа. Он является Ахамот, как жених ее, проходит через все планетные пространства, и ассимилируясь с каждым эоном, незаметно извлекает из них пневматические элементы. При крещении на Мессию Ялдабаота сходит небесный Христос и Ахамот. Узнав об этом, чтобы погубить Христа, Ялдабаот пригвождает Его к кресту. Но – бесполезно: Христос и Ахамот возвращаются в плирому. Отсюда он посылает силу, которая возбуждает умершего Иисуса. Он воскресает в новом небесном теле и после 18 – месячного пребывания на земле, возносится на небо и невидимый сидит одесную Ялдабаота, посредствуя возвращению пневматического элемента в человечестве в п. плирому. Род Ялдабаота, лишенный духовной основы, разделить участь материального мира; когда последний световой элемент в человечестве возвратится в плирому, этот мир погибнет.

В учении собственно офитов дуализм становится решительнее: только первый человек и хаос даны как начала, и первое уже эманатически развивается в троицу, четверицу и пятерицу. Офиты кончают в духе парсизма. Историческая жизнь человечества есть лишь регресс, поскольку с развитием человеческого рода ослабляется интенсивность божественного, которое так было сосредоточено в первом земном человеке. Искупленное Христом человечество не имеет перед собой никакой дальнейшей цели как возвратиться к той точке, на которой стоял человек в первое мгновение по его сотворении и порвать свой союз с миром. История имеет лишь ложный круг: мир не имеет пред собой ничего, кроме отрицательной цели – саморазрушения, во вред или в интересах силы, его создавшей, которая, в последнем случае сама относится к нему отрицательно.

Гносис офитов развивался на почве иудейской.

Истинно александрийский гносис представлен в системах Василида и Валентина.

2. ВАСИЛИД

Был родом из Сирии, но жил и действовал в Египте. Учил в Александрии при Адриане, около 125 – 130 гг.

Учение Василида по Ипполиту (Философумен).

Начало всего сущего есть существо до такой степени трансцендентное, что никакое человеческое представление о нем невозможно: оно – почти ничто – «Не сущий Бог». Из этого начала происходит все, но не посредством эманации, а посредством творения словом: «Восхотел сотворити» - восхотел без мысли, без чувства, без хотения, непреднамеренно, бесстрастно, без всякого пожелания. Не сущий Бог из не сущего сотворил не сущий мир, дав реальное бытие одному только семени – пантеизм и свободное творение сливаются в один неразрешимый узел. В мире заложены элементы всего реального бытия – поэтому он называется «панспермия» (совокупность семян). Таким образом мир начинается как «панспермия», «первичное смешение» элементов. Дальнейшая история его состоит в выделении из этой груды определенного бытия.

В панспермии содержится «трехчастное сыновство», единосущное самому не сущему.

Первое сыновство возносится к не сущему.

Вслед за первым сыновством хочет вознестись туда и второе сыновство, «сыновство подражательное». Но оно не способно к такому полету. Из неоднородных ему элементов в груде мира оно создает крылатое существо, «Духа святаго», и при его помощи возносится за пределы мира. Как не единосущный не сущему сам Дух не может вступить в сферу не сущего, куда восходит возносимое им сыновство, и он остается как «твердь», «стеорема», как граница между миром и вышемирным.

Из низших элементов панспермии выделяется «великий князь». Он возносится, но только до тверди, считает себя верховным богом. Он рождает сына, более высокого, чем сам. Он сажает сына одесную себя и они вместе творят эфирный мир, огдоаду, осьмерицу.

Затем выделяется второй архонт, низший первого. Он рождает лучшего себя сына и вместе с ним творит седмерицу, гебдомаду, т.е. мир семи планет.

Остальная часть панспермии не имеет своего архонта и управляется лишь имманентными ей законами. Однако в этой массе и содержится истинная соль мира, цель его существования: именно в ней лежит «третье сыновство», представляемое людьми духовными. Он «воздыхает», ждет своего освобождения, а с ним состраждет вся тварь (Рим. 8, 19 – 22).

В период дозаконный люди живут в состоянии греха и неведения, образно представленного в лице великого архонта огдоады.

Период подзаконный, представляемый архонтом гебдомады, начинается откровением Бога (Исх. 6,3): «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, говорит архонт гебдомады, но имени Божия (т.е. сокровеннейшего архонта гебдомады) я не открыл им». Под влиянием архонта гебдомады люди получают ряд пророческих откровений. Наконец, наступает определенное время и для Евангелия. Идея вознесшегося к не сущему сыновства сообщается сыну великого архонта через посредство «Св. Духа», но не физически, а динамически. Он постигает, кто такой не сущий, что такое сыновство, что такое Св. Дух, как произошло все и в чем состоит восстановление. Это евангелие он сообщил своему отцу. Тот пришел в ужас, когда узнал, что он ошибочно считал себя верховным богом, что выше его есть Бог не сущий. Но этот страх был началом премудрости (Притч. 1,7; Пс. 24,7). Он радостно покорился евангелию. Последовало обращение всей огдоады. Тогда сын великого архонта, теперь называемый Христом, сообщил луч евангельского света сыну второго архонта. Действие было то же самое. Наконец, идея сыновства, эта сила Всевышнего (Лк. 1,35) нашла и на Марию и исполнила ее сына Иисуса, первенца сынов Божиих, первородного всей твари (Кол. 1,15), т.е. третьего сыновства в этом мире. Он познал эту тайну сокровенную и возвещал ее. Его крестные страдания не были искупительной жертвою за других. Это был лишь болезненный, но, тем не менее, неизбежный процесс разделения пневматического, психического и материального элементов в Иисусе. Он страдал за себя и для себя. Этот кризис разрешился тем, что телесная природа в нем возвратилась в безобразное состояние, в котором находилось все в мире, психическое в гебдомаду, в огдоаду то, что было из нее, к «духу» то, что произошло от него, и, наконец, «третье сыновство» в беспримесной чистоте вознесло к не сущему Богу.

Таким образом, Иисус стал «начатком разделения» смешанных элементов, которое должно вести к откровению славы сынов Божиих (Рим. 8, 19), к освобождению всех людей духовных. Как только этот процесс выделения окончится и все элементы мировой массы разместятся в соответственных категориях, наступит третий и последний акт мировой истории – восстановление всего. Бог пошлет на весь мир «великое неведение»: второй архонт не будет знать, что выше его есть великий архонт, этот последний не будет знать о существовании сыновства и не сущего. Ничто не будет испытывать болезненного влечения к высшему, и все на веки останется «статус кво», на той ступени, на которую оно поставлено выяснившейся в своей чистоте его природою.

Таким образом, Василид оказался не в силах поставить во свет разума все моменты мира и кончил частичным отречением от гносиса, когда в конце мира выдвинул на сцену «великое неведение», как условие относительного блаженства.

В сущности Василид коснулся той проблемы, которой не решает и христианская догматика: именно, как возможно блаженство праведников при страдании грешников, которые при земной жизни были их друзьями? Не выражает ли изречение Библии: «насыщусь внегда явитимися славе Твоей» (Пс. 16,150 того, что человек в блаженстве придет в такой экстаз, что не будут знать ничего из окружающего? А такое состояние близко к «великому неведению».

Учение Василида по Иринею, Епифанию: василидиане во время гонений отрекались и от иудейства и от христианства, считая мученичество из-за распятого по ошибке простого человека чистой нелепостью.

Нерожденный, неименуемый, неизреченный Отец развивает из себя эманатически семь эонов, которые представляют собой высшее небо. Из эонов развиваются начала, власти, ангелы – верховное небо раскрывается в параллельном ему (отображенном) высшем духовном мире. Небеса развиваются за небесами, так что в конце концов, число небес дошло до 365. Через это периферия света, представляемая гебдомадою с архонтом во главе, слишком приблизилась к пределам хаоса, бурных и враждебных свету сил. Они нападают на царство света и оторванные от него частицы света заключают в узы материи. Но архонт с его духами отбивает эту добычу, создает из нее землю и по жребию разделяет ее национальность в управление между гебдомадою. Сам, получив в удел иудеев, он хочет подчинить своим «протеже» все народы. Отсюда вышли войны и такой беспорядок на земле, что необходимо было ниспослать Мессию для освобождения людей из - под власти ангелов миросоздателей. Первородный первоотца, первый эон Ноос, является в призрачном теле. Когда же иудеи вздумали распять его, то он посмеялся над ними и вместе с крестом передал Симону киринейскому и свой наружный вид, так что Симон был распят, а Ноос вознесся в плирому.

Различие того и другого изложения ясно само собою. Поэтому правильнее рассматривать оба изложения, как две особые системы. В.В. Болотов говорит, что отбросив верхние части системы Василиада и устранив понятие о панспермии, позднейшие василидиане приспособили свою систему (по Ипполиту) к современному им преобладающему направлению гностицизма (валентинианство – по Иринею).

3.ВАЛЕНТИН

Выдающийся представитель александрийского гносиса. Был родом из Египта. Учил в Александрии, около 140 года перешел в Рим и чуть было не сделался епископом Рима; но ему предпочли Пия. Умер около 161 года.

Против валентинианства собственно направлял свое сочинение – «Против ересей» Ириней лионский. Против системы Валентина выступал и Ориген.

Гносис Валентина в общем представляет религиозную поэму. Она распадается на две части: история «плиромы» и история «кеномы», история самого чистого бытия и история безусловной пустоты, чистого небытия. Та и другая половины в свою очередь слагаются из двух моментов, из создания и воссоздания.

История плиромы. Создание. Первоначало, Первоотец всего сущего есть самосущий Вифос (глубина, бездна бытия), составляющий брачную пару с «Молчанием», «Мыслью» или «Благодатью». Из этой сизигии развивается вся полнота духовного бытия, представляемая 28 новыми эонами, связанными в различные группы. Первая пара: «Единородный», «Ум» или «Отец» в сизигии с «Истиной». Вместе с первой парой эта вторая образует первую четверицу. Из Ума и Истины происходит «Слово» и «Жизнь»; от них «Человек» и «Церковь». Эти 4 эона вместе с тетрадой составляют первородную осмерицу. Слово и Жизнь затем развивают из себя пять пар ионов или десятерику, а Человек и Церковь 6 пар, двоенадесятицу. Таким образом, составляется полное число 30, которое и представляет собою всю плирому.

Тесный круг плиромы охраняется безбрачным «Пределом» («Орос»), или «Крестом» («Ставрос»), который как предел (отрицательная сила), разделяет все разнородное, и как крест (положительная сила), закрепляет на месте существующий строй.

Воссоздание. В самой плироме существует различие в интенсивности света и жизни. Все эоны, от первого до последнего, стремятся к познанию «Глубины». Но адекватно познает его только «Единородный». Он хотел бы исповедать это всем эонам, но ему воспрещает сделать это «Молчание». Таким образом, всю плирому проникает сознание неудовлетворенного стремления, и там, где ведение было всего слабее, эта жажда знания, это ощущение различия между идеалом и действительностью, развивается до мучительного состояния страсти. «София», последний женский эон двоенадесятицы, самовольно порывает союз с «Вожделенным», и обуреваемая помыслами, стремится к соединению с Первоначалом, к непосредственному созерцанию его совершенства. Ей грозило бы полное уничтожение в бездне самосущего, если бы «Предел» не стал поперек дороги и не удержал бы ее от стремления. Ее болезненная страсть разрешается тем, что она сама собою зачинает и рождает «Помышление», жалкое и убогое женское существо, без вида и формы, уродливый выкидыш. Таким образом, нарушен был непреложный строй плиромы, и среди ее идеального света явился урод. Последовательное развитие духовной жизни стало невозможным.

Эоны «Ум» и «Истина» производят «Христа» и «Св. Духа». Эта новая сизигия по своему происхождению уравнивается с первою парой второй четверицы. Христос и Св. Дух прежде всего, успокоили взволнованный дух «Мудрости», освободили ее от овладевшего ею помысла и возвратили ее «Вожделенному». «Предел» выбросил «Помышление» за границу плиромы. Затем Христос всем эонам разъяснил природу сизигий, доказал, что Вифос постижим только для Единородного, что именно в этой непостижимости и заключается причина вечного существования самой плиромы, всех ее эонов, и напротив, что только есть в божественной жизни познаваемого, то в совершенстве открыто в Сыне. А Св. Дух своим влиянием водворил между эонами блаженное равенство, условие истинного спокойствия. Все эоны, от высшего до низшего, стали Умами и Словами, Человеками и Христами, а все женские эоны стали таким же образом Истинами, Жизнями, Церквами и Духами. Неизреченная радость сменила теперь болезненное возбуждение. Является эманация всей плиромы – Иисус, называемый также по своему отцу, Христом и Словом. Иисуса окружает свита низших духов – ангелов, но ему нет невесты во плироме. Его вечное назначение – спасти погибшее – этот перл совершенства в конце времен должен составить сизигию с отверженным плиромы «Помышлением».

Марк, один из видных представителей секты валентиниан (II век): «Желая облечь в формы невидимое Вифос произнес подобное ему Слово. Оно, представши ему и нося образ невидимого, показало ему, что такое сам он» Таким образом, первая эманация самосущего есть его объективированное самосознание. Но и вся жизнь плиромы есть тот же внутренний процесс божественного духа, точное выражение его содержание.

Вифос произносит свое имя. Оно состоит, по выражению Марка, из 30 букв и 4 слогов (4+4+10+12). Эоны – это только раздельные элементы понятия Бога о Себе Самом. Внутреннее развитие жизни Вифоса в эонах завершится лишь тогда, когда самая последняя из букв этого имени выразит в своей жизни самую последнюю из бесконечного числа букв, которыми она определяется. Но каждая буква божественного имени издает только свой звук, а не повторяет божественного имени в целом. Поэтому каждый из эонов индивидуально различен от других эонов и вместе с тем – ниже Вифоса. Он раскрывает в себе жизнь бесконечного и в бесконечной интенсивности, но жизнь не в целом, а лишь в одном ее каком – либо определении. В каждом эоне живет сам верховный Вифос, но сознает себя вполне лишь во всем эонах. Таким образом, посредство между конечным и бесконечным найдено: действие абсолютного адекватно самой причине, но это действие есть вся плирома, а отдельные части – ниже ее. Плирома бесконечна, но отдельные эоны стоят уже на пути к конечному.

В первой четверице Бог раскрылся для Самого Себя. Во второй четверице это содержание постепенно раскрывается во вне. Эоны десятерицы, происшедшие от Логоса, имеют еще характер отвлеченный, метафизический или космический (самобытность, единство, смешение, недвижимость, нестареемость). Но эоны двоенадесятицы уже вполне человечны, их имена переводят нас в мир этический (утешение, отец, мать, вера, надежда, любовь).

Взаимное отношение членов огдоады выражается в том, что содержательность жизни абсолютного постепенно сокращается, разнообразие звуков убывает, из 9 звуков (Ум – Истина) получается сперва 8 (Слово – Жизнь), а потом 7 (Человек – Церковь); но в то же время звук выигрывает в своей ясности и становится все слышнее и слышнее.

В реальнейшем существе, в Боге, каждое Его определение может и должно иметь самостоятельную реальность. Триаконтида Валентина есть удесятеренная триада (христианская Троица).

История кеномы. Создание. Выброшенная «Пределом» за границу плиромы, в кеному «Помышление», нечто без образа и вида, носится около границ плиромы. Христос простер свою милость и на Энфимисис (Помышление). Он простер свои руки на кресте, т.е. не оставляя плиромы, через ее предел, коснулся Энфимисис, и дал ей в первый раз вид и форму. Она стала существовать. Это – первое ее образование – только по существу. В ней пробудилась жизнь духа, но не дано еще познания. Светлый образ Христа исчез, а Ахамот, т.е. мудрость устремилась к плироме. Но Предел заградил ей путь. Она осталась в пустом пространстве, подверженная аффектам еще более сильным, чем испытанные прежде ее матерью – Софией. Ахамот печальна, потому что ей не удалось проникнуть в плирому. Она страшится, как бы ее пробужденная жизнь не исчезла так же, как исчез свет Христа. Мысль ее чаще и чаще обращается к плироме с мольбою и раскаянием.

Торжества над своими страданиями Энфимисис достигает лишь тогда, когда сам Иисус просветил ее светом ведения. Это – ее второе образование – по знанию. Она объективно относится к своим аффектам и освобождается от них. В чувстве радости она порождает духовное начало по подобию ангелов, но она сама не выше этой духовной природы, а лишь единосущна ей, и потому не может образовать ее. Тогда, движимая Иисусом, она направляет свою творческую силу на свои аффекты, и создает из обращения – психическую природу и ее отца и царя материальной природы – демиурга. Из низших аффектов она создает: из печали – материю, из ужаса – горы, из слез – моря, из отчаяния – демонов.

Низший мир должен в своем строе и в своей истории быть отображением плиромы. Ахамот возносится над семью планетными пространствами на восьмое небо, которое должно быть отобразом огдоады, существующей в плироме. Неведомая для самого демиурга, она есть образ невидимого Вифоса. Демиург, начало всего сотворенного мира, есть подобие Единородного. Под влиянием Ахамот, он, сам того не сознавая, творит все по идеям плиромы: не зная сам «Человека», он творит человека из психического и земного элементов, а Ахамот вдыхает в него искру рожденного ею духовного начала. Человек стал выше своего творца.

С течением мировой истории все яснее и яснее выделяются три рода людей: 1) вещественные (Каин), всецело отдающиеся чувственным влечениям (язычники); 2) душевные (Авель), единосущные демиургу и его любимцы (иудеи); 3) духовные (Сиф), высоких стремлений которых демиург не понимал, но к которым он относился с смутным уважением: он часто избирал из них своих пророков. Они, руководимые Ахамот, могли сообщать людям пневматические истины.

Воссоздание. Когда наступило определенное время и сошел на землю обещанный демиургом психический Мессия, с ним при крещении соединился горний Иисус – Спаситель, сошедший на него в виде голубя. Так как материя по своей природе обречена на погибель, то тело Мессии (нижнего Христа) состояло из психических элементов. Поэтому даже нижний Христос прошел через Марию лишь как вода проходит через трубу. Иисус открыл людям высшее ведение: в своей природе, истории и учении Он проявил тайны плиромы. Его четырехчастная натура была символом четверицы. Его 30 лет от рождения до крещения указывали на 30 эонов, из которых слагалась плирома. Воскресив 12 – летнюю дочь Иаира, исцелив 12 лет страдавшую кровотечением, Он символически указал на страдания 12 эона додекады Софии, а в своем предсмертном томлении изобразил тайну страданий Ахамот. Самое распятие Его не имело никакого искупительное значения: горний Иисус отделился от нижнего Христа, когда он был еще приведен к Пилату. Его духовный элемент был также недоступен страданию. Лишь психический элемент страдал на кресте, но и то, не в собственном смысле, а лишь таинственно, чтобы изобразить, как горний Христос некогда простер на кресте свои руки и сообщил Ахамот образование по существу. Наконец, явившись по воскресении как бы некоему извергу, апостолу Павлу (1 Кор. 15,8), Спаситель раскрыл тайну своего явления другому извергу, выброшенной из плиромы Ахамот, и ее образования по знанию. Наконец, в Евангелиях символически указаны величайшие тайны плиромы. Валентинианская система есть своеобразное толкование на первую главу ев. Иоанна. Именно, по мнению валентиниан, тетрада указана в ст.14, огдоада в с.1 и 4.

Таким образом, значение христианства по валентиниановскому воззрению состоит лишь в сообщении гносиса и в облегчении для пневматиков способа к освобождению из материи. Впрочем, духовное не может погибнуть по самой своей природе, равно как материальное не может избавиться от погибели. Напротив, душевные могут или путем подвигов примкнуть к стороне душевных или ниспасть до вещественных.; впрочем, и это зависит не столько от их свободного расположения, сколько от естественных задатков их (есть души добрые по природе и души злые).

Завершением всего мира будет то, что весь пневматический элемент, посеянный Ахамот в душах праведных еще в младенческом виде, но здесь воспитанный и развившийся до зрелости, освободится от уз мира. Тогда Ахамот вступит в плирому, как сияющий брачный чертог, и составит сизигию с предвечным женихом своим Иисусом. Вместе с ней войдут туда и все «духи», как невесты ангелов. Демиург войдет теперь с окружающими его праведными душами в оставленную Ахамот огдоаду, и здесь они найдут совершенное успокоение. В то же время скрытый в глубине вещей огонь прорвется наружу и истребит и иликов и недостойных психиков и саму материю.

Школа Валентина скоро разделилась по вопросу о теле Христа на две самостоятельные ветви: восточную, которая приписывала ему лишь духовное тело, и западную – италийскую, которая довольствовалась только отрицанием материального и допускала психическое.

 

4.КАРПОКРАТ

Александриец. Современник Василида. Либертинист. Его последователи почитали Христа наравне с Орфеем, Пифагором, Платоном и др.

Начало всего есть «монас» (единица), от которой все исходит и к которой все возвращается. Мир сотворен ангелами, отпавшими от монады. Поэтому зло есть самый принцип индивидуальности, который мироздатели хотят закрепить законом и народными религиями. Но избранные души (например, Христос и Мария), помнят о своем высоком происхождении и стремятся к единству. Их путем должны идти и все другие – с надеждою на совершенство равное, а может быть и высшее, чем то, которого достиг Христос. Этот верный путь есть попрание законов мироздателей, под руководством естественных влечений, с нирваною (единством) в перспективе (буддизм). Природа ни добра, ни зла; не важное дело сохранить свою независимость от материи, подавляя свои чувственные влечения; закон будет попран тогда, когда гностик отдается им, но не побеждается ими.

 

5.САТУРНИН

Важнейший представитель гносиса сирийского. Учил в Антиохии при Адриане (117 – 138).

Из «неведомого Бога» эманатически происходит ряд эонов. Самые слабые из них, семь планетных духов, являются как ангелы миродержцы. Во главе их стоит иудейский Бог. Он вздумал создать себе царство, независимое от плиромы. С этой целью он делает набег на вечно враждебную свету материю. Они творят из него мир и, по подобию ниспосланного им неведомым Богом вдали носившегося пред ними светлого образа, создают человека. Но это существо не могло даже стоять прямо и только ползало как червь. Бог сжалился над несчастным творением и послал в него искру света, одушевил его пневматической жизнью. Но этого рода людям сатана противопоставил других людей, сотворенных из материи и при посредстве их стал жестоко преследовать первых. Бог иудеев был слишком слаб, чтобы защитить их. Он посылал пророков, но им сатана с успехом противопоставлял своих собственных лжепророков. Наконец, благий Бог для спасения пневматиков послал в призрачном теле Своего Мессию, первого эона – Ноос, который и научил людей, как посредством гносиса и строжайшего аскетизма совершенно освободиться от уз материи и не только от сатаны, ее властителя, но и от всех ангелов мироздания. Строжайший аскетизм лежал в принципах этой секты; брак и мясная пища считаются недозволенными.

 

6. МАРКИОН

Сирийская система гносиса. Маркион был по преданию сыном синопского епископа. Отрекся от своего имущества. Не мог примирить любвеобильного характера Нового Завета с суровостью Ветхого Завета. Связь с иудейской историею, которую удерживала христианская церковь, представлялась ему бесплодной осужденной Христом попыткой влить новое вино в мехи ветхие. (Мф. 9,17). Вероятно рьяный антииудаизм Маркиона побудил его отца отлучить его от церкви. Маркион удалился в Рим, где его доктрина получает гностическую окраску. При Элевфере (174 – 189) он был отлучен от римской церкви и отделился от нее окончательно.

Маркион собственно решает не гностический вопрос о происхождении мира. Он ставит прямо вопрос об отношении между Ветхим и Новым Заветом. Маркион не признавал никакого особого, будто бы ему переданного таинственного откровения. Он пользуется каноническими священными книгами самой церкви, но только одни из них сокращает, а другие отбрасывает. Он образовал свое искаженное Евангелие, положив в его основу Евангелие от Луки, и свой апостольский кодекс из 10 посланий ап. Павла, с исключением посланий соборных, пастырских и к Евреям. Маркион написал особое сочинение, «Антитезис», в котором доказывал свой основной пункт, что Бог Нового Завета не может быть тождественен с Богом Ветхого Завета.

Для характеристики того, что он сделал из евангелий и апостольских писаний, можно привести несколько строк. Мф. 5,17 искажалась так: «Я пришел разорить закон, а не исполнить его». Лк. 10, 21: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба» (с опущением слов «и земли» потому, что землю он не считал творением верховного Бога). Лк. 23, 2: «мы нашли, что он развращает народ, разоряет закон, отвращает жен и детей». Он терпеть не может аллегоризма и выставлял прямо положение, что не следует Писание толковать аллегорически.

Его последователи разделялись на совершенных и оглашенных. При этом, оглашенные должны были присутствовать на всех частях богослужения, на том основании, что им, как менее просвещенным, тем более нужно было поучаться в христианской истине.

Date: 2015-11-13; view: 655; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию