Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гонение при Диоклетиане и его соправителях и положение христиан при их преемниках





С 284г. римская империя перешла под власть Диоклетиана (284 – 305), который дал себе прозвище Ювиус, претендуя на особое покровительство Юпитера. Это был человек, одаренный высоким природным здравым смыслом и после Аврелиана … Диоклетиан показал себя как реформатор римской империи. Реформы его завершил Константин Великий. В 285г. Диоклетиан разделил свою корону со своим товарищем по оружию Макимианом Геркулием, а в 292г. приобщил ко власти еще двух лиц с меньшими правами, именно, оставив за собой и Максимианом титул августов, избрал еще двух кесарей – Константия Хлора для запада и Максимиана Галерия для востока. При этом Диоклетиан полагал, что когда силы его и другого августа придут в упадок, то они отрекутся от престола и преемниками августов будут кесари. На практике Диоклетиан восстановил систему усыновления, впервые примененную Нервою. Но не принято было в соображение то обстоятельство, что и сам государь мог оказаться не бездетным.

Гонение на христиан было открыто в 303г. Почему Диоклетиан, терпевший христиан не многим меньше 20 лет, начал жестокое преследование? Причину воздвигнутого на христиан гонения нужно искать в личных обстоятельствах его жизни. Пораженный в конце жизни старческой немощью, он легко мог подчиниться влиянию своего зятя Максимиана Галерия, который ненавидел христиан и легко убедил Диоклетиана, что они являются виновниками пожара в никомидийском дворце. Галерий побудил Диоклетиана издать эдикт от лица всех четырех правителей, чтобы, таким образом, было воздвигнуто на христиан гонение по всей римской империи.

Галерий находился под сильным влиянием своей матери, ярой язычницы. После удачного похода 296 – 297 гг. в Персию авторитет Галерия возрос. По – видимому, в Вифании этот Галерий подпал под влияние Иерокла, языческого философа, известного своею враждою против христиан.

Достигши могущественного положения, Галерий начинает, по – видимому, постепенно очищать войска от христианского элемента. Впрочем, большей частью дело обходилось без мученичества, христиане просто слагали свои военные знаки и удалялись из армии.

Дело открылось 23.02.303г. тем, что великолепная никомидийская церковь была разрушена, а на другой день выставлен был подписанный Диоклетианом и Галерием эдикт, объявлявший преследование христиан. Приказано было места общественного собрания христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбами о защите. В частности, было предписано, чтобы так называемые «хонестиорес», т.е. люди или знатного происхождения или занимавшие значительные должности, объявлялись бесчестными. Люди незначительные, но свободные, состоявшие в какой – нибудь службе, доводятся до лишения свободы. Рабы, если они останутся твердыми в христианстве, должны отказаться от права на освобождение.

Вскоре после издания первого эдикта в 303 г. два раза случился пожар в никомидийском дворце Диоклетиана. Галерию удалось убедить Диоклетиана, что в пожаре виновны христиане. На христиан было также брошено подозрение о причастности к бунтам в Армении и Сирии.

В том же 303 г. последовало еще два эдикта. Первый (второй во время гонения) предписывал всех представителей христианского клира- епископов, пресвитеров, диаконов, даже чтецов и экзоркистов, заключать в темницу.

Третий эдикт предписывал принуждать взятых под стражу духовных лиц к принесению жертв, и исполнивших это требование, отпускать на волю, а твердых в христианстве принуждать к исполнению всевозможными пытками. Действие этого эдикта, впрочем, было временно приостановлено по случаю 20 – летия правления императора Диоклетиана (был издан манифест, милость которого распространялась и на христиан, которые были выпущены из темницы).

В 304г. Диоклетиан был боле при смерти. Фактическим правителем востока остался Галерий, который в 304г. и издал последний (четвертый) эдикт – самый страшный, которым предписывалось всех вообще христиан во всех местах принуждать к принесению жертв и добиваться этой цели всевозможными пытками.

Жестокость и продолжительность пыток, и оскорбительность их для нравственного чувства были таковы, что, кажется, только в это гонение появляются случаи самоубийства христиан.

Гонение велось особенно сильно в Азии, а затем в различных частях Египта.

Характерной чертой этого гонения было то, что повсеместное по эдикту, оно не во всей империи было одинаково и по времени и по силе. Частные распоряжения зависели от личного взгляда на дело самого правителя. Восток терпел больше всех провинций. С 01.05.305 Галерий сделался восточным августом и стал полным распорядителем всех христиан от Адриатического моря до Малой Азии включительно. Сирию с Палестиной и Египтом он отдал под власть кесарю еще более грубому, чем он. Это был его племянник, получивший звание кесаря под именем Максимина. На его правление падает особенное истязание христиан. В области Максимина гонение на христиан держалось больше 8 лет.

На западе положение христиан было легче. Макимиан Геркулий предписывал казнить христиан, служивших в войске. Но, несмотря на характер Максимиана Геркулия гонение на западе не ведено было с такой строгостью, как на востоке. Западный кесарь Константий Хлор в своих владениях, Галлии и Британии, постарался, насколько возможно, смягчить действие эдикта. По Лактанцию, он ограничился лишь тем, что разрушил несколько христианских храмов, но пощадил самих христиан.

С 01.05.305г. Константий сделался правителем всего запада с титулом августа. Но восточный август Галерий, невзирая на то, что Константий сам назначил кесарем своего сына Константина, избрал кесарем для запада Севера. Константин добровольно уступил Северу Африку. Север хотел действовать в духе своего покровителя, но в марте 306г. ему противостал в Риме Максентий, сын Максимиана Геркулия. Максентий немедленно прекратил гонение христиан итальянских. А когда в 307 г. Север был убит во время похода и во владение Максентия перешла Африка, гонения прекратились и здесь. Для борьбы с самозваным августом Максентием, Галерий назначил 11.11.307г. Ликиния с титулом августа. Ему вверен был в управление паннонский диоцез. Гонение было прекращено Ликинием и здесь. Константин еще в 306г. 25 июля, в самый день смерти отца, провозглашен был его войсками августом, но признан Галерием лишь в звании кесаря. Он следовал политике отца по отношению к христианам. Таким образом, на западе гонение продолжалось не более 2-х лет и в половине 305г. вообще прекратилось. Эдикт о преследовании христиан был, однако, приостановлен в своем действии только административным, но не законодательным порядком.

Но на востоке в это время гонение держалось еще во всей силе, особенно во владениях Максимина. В 306г. Максимин подтвердил эдикт о всеобщем принуждении христиан к жертвоприношениям, не исключая женщин и грудных детей. Он дал приказ, чтобы все съестные припасы были окропляемы, а с христианской точки зрения оскверняемы, жертвенной кровью. Точно такому же очищению или осквернению подвергались и все лица, входившие и выходившие из бань. Но в 307 или в 308 г. Максимин должен был примкнуть к политике западных государей. Однако он нашел исход, достойный своего характера. Он вздумал оказать христианам милость, т.е. не убивать их, а выкалывать один глаз, или перерезывать жилы на одной ноге, а затем этих христиан ссылать на различные рудники. Во владениях Галерия гонение затихло в 310г., когда его постигла тяжкая болезнь, которая свела его в могилу. А в 311г. Галерий издал первый несомненный эдикт в пользу христиан, в котором признал их религию дозволенною. Максимин постарался ограничить применение этого эдикта, но все – таки не мог не привести его в исполнение. Таким образом, гонение прекратилось и здесь. Однако через 6 месяцев Максимин возбудил у себя снова преследование христиан, хотя не в том объеме и не в той форме, какой держался в самом начале.

Гонение Диоклетиана и Галерия справедливо признается наиболее страшным и жестоким. Целью его было истребление самого имени христианства. Но далеко не так исполняли эдикт на деле. В Кесари, например, было много истязаний, еще более исповедников, но менее мучеников. В Палестине за 8 с лишним лет гонений скончалось мученически до 80 человек.

Это гонение началось сверху. Массы, в общем, держали себя пассивно. Представители власти стараются возбуждать их против христиан, но там и сям является проблеск желания щадить христиан. В некоторых случаях языческие власти держали себя с гонором, особенно в больших городах. Но в мелких местечках христиане и язычники привыкли жить друг подле друга, как соседи, которые только случайно поставлены враждебно друг против друга императорским эдиктом.

Большинство африканских епископов могли спасать себя от преследования, даже не доходя до формального предательства христианских священных книг, потому что языческие власти, частью по неведению, а частью, может быть, преднамеренно, держали глаза закрытыми и принимали за требуемые законом книги всякие, какие находили в домах христиан или в местах общественных служений. Некоторые епископы от делывались от преследования выдачей или еретических книг или медицинских сочинений. Лица, наиболее страдавшие во время этого гонения, нередко сами навлекали на себя преследование и потому не были одобряемы предстоятелями христианской церкви.

Главный начальник Африки, проконсул Анулин, не шел далее формального выполнения эдикта. Неудивительно, что он мог без особенного противоречия в своем поведении остаться в Африке и при Константине Великом и рассылать императорские указы о построении христианских храмов и дары на этот предмет.

Когда Максимин вздумал издать свой известный эдикт о принуждении всех христиан к жертвоприношению и окроплению жертвенной кровью съестных припасов, то ропот поднялся и между язычниками, потому что они находили подобную меру совершенно неблаговременной и излишней.

Date: 2015-11-13; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию