Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов





Второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат св. апостола Иакова. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалился от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии Мессии и по указанию которого увидел и Самого Христа.

Ин. 1, 29 – 40. Св. апостол Андрей, сын рыбака Ионы, и св. апостол Иоанн, оставили своего учителя и пошли за Христом. Они увидели, где живет Христос и пробыли у него до ночи. Не более 20 лет было Иоанну, когда призвал его следовать за собою Христос.

Любовь св. апостола Иоанна ко Христу не была любовью св. апостола Петра, то вспыхивающей ярким пламенем, то по временам ослабевающей, - любовь св. апостола Иоанна ко Христу горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. После чудесной ловли рыбы на озере Геннисаретском, уже ничто не могло удержать его в родительском доме (Лк. 5, 1-11; Мк. 1, 16 – 20; Мф. 4, 18 – 22).

Избрав в число 12 апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их – «Воанергес», т.е. «сыны Громовы» (Мк. 3, 17). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

За свою кротость и незлобие, за чистоту свою и девственное целомудрие св. Иоанн, преимущественно перед другими апостолами, пользовался особенной любовью Господа. Все, что сделал Господь особенно важного, все происходило в присутствии Иоанна: воскрешение мертвых (Мк. 3, 35 – 42; Лк. 8, 49 – 55; Мф. 9, 23 – 25); преображение Господа на Фаворе (Мф. 17, 1-18; Лк. 9, 26 – 36; Мк. 9, 2-13); приготовление к тайной вечери (лк. 22, 8 – 13; Мк. 14, 12 – 16; Мф. 26, 17 – 19).

Во время Тайной Вечери Иоанн возлежал на груди Иисуса Христа, ему одному Господь открывает, кто его предатель (Ин. 12, 21 – 26; Лк. 22, 21 – 23; Мк. 14, 18 – 20; Мф. 26. 21- 23).

Св. Иоанн сопровождает Христа в сад Гефсиманский (Мк. 14, 32 – 42; Мф. 26, 36 – 46).

Господь пользовался всяким удобным случаем для нравственного воспитания Иоанна, для особенного очищения его души и сердца. Когда Иоанн запретил некоему человеку употреблять имя И.Х., Господь не одобрил его ревности: «Не запрещайте ему произносить Мое имя, потому что кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 49 – 50); когда Иоанн умоляет своего учителя позволить низвести с неба огонь на неблагодарных самарян, И.Х. запрещает это и говорит «Не знаете, какого вы духа, - Сын человеческий пришел не погублять души человеческия, а спасти» (Лк. 9, 35 – 36). Здесь Иоанн получает от Христа новый урок, показывающий, что дух Евангелия – дух любви.

Во время страданий И.Х. любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте своей силы. Только Петр с Иоанном следовали за своим Учителем после того, как Он был взят под стражу (Мк. 14, 50). И Петр тогда отрекся от Христа – «Не знаю я этого человека»… Один только Иоанн остался верным чувству любви своей, один он не отлучился ни на минуту от Господа. Никого из апостолов не было при всех страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только один любимый ученик Его с скорбною душою, с болью в сердце печально следил за всем, чему подвергался Господь. Только немногие, самые близкие к Господу люди, и между ними Иоанн, остались у креста, сострадая Страдавшему за всех, скорбя и плача. Беспримерная любовь Иоанна была награждена… Христос усыновил Иоанна Матери Своей: «Вот сын Тебе … Вот Матерь тебе». И Иоанн в точности исполнил божественное завещание, - подобно самому преданному и нежному сыну, он был верным хранителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Ея успения (Ин. 18, 15 – 18, 25 – 27; 19, 23 – 37).

На утро третьего дня, Мария Магдалина с другими благочестивыми женами, взяли благовония, пошли ко гробу Господню (Мк. 16, 1-4). С ужасом увидела Мария, что камень отвален от дверей гроба, что и самый гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и с горестью рассказала им, что кто – то унес тело Господа из гроба и неизвестно где положил (Ин. 20, 1-2). Между тем, прочие жены вошли внутрь пещеры. Они не нашли тела Христа и не знали, что и подумать. Но внезапно предстали пред ними два ангела и сказали, что Христос воскрес из мертвых и велели сообщить об этом апостолам (Лк. 23, 1- 17; Мф. 28, 3-7; Мк. 16, 5-7). Но не поверили ученики Христовы этой вести, - пустой и ложной она им показалась (Лк. 24, 9, 11). Однако любопытство пробудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, что случилось в Гробе Господнем. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному – он все еще не верил и сомневался (Ин. 20. 3, 6-7; Лк. 24, 12). Но Иоанн вошел в самый гроб и всем своим любящим сердцем уверовал, что воскрес Христос (Ин. 20,8).

Через несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. Иоанн тотчас узнал Христа и сказал Петру: «Это Господь». Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Петр имел случай засвидетельствовать свою веру и привязанность к Иоанну и узнать свое будущее. Из сочувствия и привязанности к Иоанну Петр хотел тоже знать и его будущее, но получил от Божественного Учителя такой ответ: «Если я хочу, чтобы он пребыл, пока не приду, что тебе до того?» Господь как бы так сказал Петру: «Ты занимайся исполнением порученных тебе поручений, а что к тебе может прибавиться, если бы ты узнал, что Я не хочу подвергать его мучительной смерти до того самого времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, т.е. до его кончины». Из слов Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрет, но Иоанн объявил в своем Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения (Ин. 21, 1- 24).

По сошествии Св. Духа на апостолов, св. Иоанн, вместе с апостолом Петром, принимал деятельное участие в устройстве церкви иерусалимской. Они хотели вместе покорить спасительному учению И.Х. всю Иудею. Они вместе проповедовали и творили чудеса (Деян. 4, 1-3, 5 – 21); они вместе посланы были апостолами в Самарию для возложения рук на новообращенных (Деян. 8, 14 – 17).

Значение св. Иоанна были очень велико еще при жизни свв. апостолов Петра, Павла и Иакова. Но как оно должно было возрасти, когда они скончались! Иоанн получил у верующих имя «столпа Церкви» (Гал. 2,9).

По свидетельству предания, Иоанн пребывал в Иерусалиме до самой смерти Богоматери. Когда святое тело Пресвятой Богородицы несено было ко гробу, он шел впереди, держа в руках ту райскую ветвь, которую принес Богоматери архангел Гавриил, возвещая Ей о скором переселении с земли на небо. После преславного успения Богородицы ничто более Иоанна в Иерусалиме, и он, взяв с собою ученика своего Прохора, удалился из Иерусалима и отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.

Иоанн еще целых 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Азии, и из окружавших его других учеников Христовых он пользовался исключительным почтением со стороны верующих.

Во время царствования императора Домициана (по другим сведения – Нерона) св. Иоанн по навету клеветников был отправлен из Эфеса в Рим на суд. Св. Иоанн смело исповедовал веру Христову перед Домицианом и с радостью претерпел за это различные мучения. После жесточайших мук, Домициан не стал больше мучить оставшегося невредимым Иоанна и присудил его к изгнанию на уединенный и пустынный остров Патмос на Архипелаге, находившемся в 40 географических милях от Эфеса к юго – западу. Св. Прохор решил разделить с ним ссылку.

Однажды, в день воскресный (Апок. 1, 9 – 10), Господь дал узреть Иоанну в небесном видении божественную славу Свою и отдаленную судьбу церкви Христовой. По повелению Божию, Иоанн описал это чудное откровение, - оно дошло до нас в священной книге, названной «Апокалипсис», что значит – «откровение» (Апок. 1, 1-11). Как удостоившийся узреть будущие судьбы и тайны Церкви Христовой, св. Иоанн получил наименование «Тайновидца» и «Тайнозрителя».

Вскоре император Домициан был убит, а вступивший на престол император Нерва даровал свободу всем заточенным христианам. Стал свободен и св. Иоанн.

Св. Иоанн вернулся в Эфес и до самой своей кончины жил в доме в свое время воскрешенного им Домна.

Св. Иоанн обозревал все малоазийские церкви и неусыпно заботился о том, чтобы сохранялось в чистоте учение Христово. В это время начали вкрадываться в общество христиан опасные ереси. Споры еретиков касались главным образом, лица Иисуса Христа. Одни отрицали божество И.Х., говорили, что Он был простой человек; другие отвергали Его человечество, говоря, что Христос приходил на землю только призрачно, а не действительным образом. В ответ на эти ереси, св. Иоанн написал свое Евангелие, которое начинается величественным исповеданием божества Иисуса Христа; он показал, что Христос – истинный сын Девы Марии по природе человеческой и истинный сын Божий по существу божественному; он уяснил, что во Христе соединены нераздельно и неслитно божеская и человеческая природа, что Он – Богочеловек.

«Бога не видел никто никогда, единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18).

Прочие евангелисты ограничились рассказами о чудесах, свидетельствующих о всемогуществе Богочеловека, но св. Иоанн описывает опущенные ими чудеса Его благости, чудеса милосердия Его к грешникам, Его снисхождение к нашим слабостям. Каждое слово Евангелия – таинство. За высоту своего учения св. евангелисту Иоанну усвоено наименование Богослов, по преимуществу. Потому же принято у нас изображать св. Иоанна на иконах с орлом, символом высокого парения мысли. «Сын грома», как некогда назвал св. Иоанна Сам Христос (Мк. 3, 17), в своем Евангелии поражает громами все ереси и ярким светом освещает истинную веру.

«Первое соборное послание». Представляет собой прекрасное дополнение к Евангелию св. Иоанна; руководство к христианской жизни, основанной на вере в Сына Божия; учение любви (Бог – есть любовь, вера наша – дело любви божественной, учение христианское – учение любви, и деятельность христианина должна быть деятельностью любви и милосердия). Апостол называет лжеучителей противниками Христу и убеждает христиан не слушать их и не верить им.

«Второе соборное послание». Написано к одной христианской жене. Св. Иоанн убедительно просит ее и детей ее всячески беречься от лжеучителей, не признающих пришествия Христова во плоти, называет этих еретиков отступниками от учения Христова и заповедует даже не принимать их в дома свои и не приветствовать».

«Третье соборное послание». Написано к некоему Гаию. Св. Иоанн похваляет его за ту любовь, с которой он относился вообще к христианам и особенно к странникам. Апостол со строгостью говорит о Диотрефе, вероятно, предстоятеле той церкви, и обещает лично его обличить за то, что он и сам поступает вопреки любви, и другим запрещает дела любви.

Св. Иоанн дожил до глубокой старости. Уже слабость телесная не позволяла ему посещать собрания христиан и вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания, но он только повторял: «Дети мои, любите друг друга!» Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал: «Это заповедь Господа, если бы она была и одна, то и одной ее довольно было бы для спасения»…

Более 100 лет было св. апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение своей смерти (вероятно, на 7-м году царствования императора Траяна, 105 г. По Р.Хр.). После его смерти, могилу раскопали, но не нашли в ней тела св. Иоанна. Эта кончина св. апостола Иоанна последовала через 72 года по вознесении Христа, когда уже 12 апостолов скончались. Святая Церковь празднует день преставления св. Иоанна 26 сентября. Ежегодно по кончине св. Иоанна, при совершении богослужения над его могилой, из нее появлялся в день 8 мая некоторый тонкий прах. Верующие собирали его и получали исцеление различных болезней. В память этого чуда св. Церковь установила 8 мая празднование в честь св. апостола Иоанна.

Св. апостола Иоанна называют апостолом любви.

Нужно отметить, что в истории Церкви богословами называли еще только двух человек – Григория Богослова и Симеона Нового Богослова.

Св. апостол Филипп. Был родом из того же города Вифсаиды, из которых происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости; изучал Св. Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии.

Имя Филипп греческое, имеет значение «любитель лошадей» или «коней»; некоторые средневековые экзегеты производили его от еврейский слов (пе – рот; лаппид), которые означают отверстие лампадки и светильник (факел), потому что рот Филиппа был похож на лампаду, просвещавшую мир. Был рыбаком. По Евсевию: «Филипп рождал детей; Филипп выдал замуж дочерей»

«Иди за мной», сказал ему Господь. По первым же словам, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он – истинный Мессия, о Котором говорили пророки и последовал за Ним. Своею радостью он делится со своим знакомым Нафанаилом (впоследствии – апостол Варфоломей). Когда Нафанаил усомнился, Филипп говорит ему «Пойди посмотри». Он знал, что, только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия. Так и случилось (Ин. 1, 43 – 49).

Филипп был избран Господом в число 122 апостолов (Лк. 6, 14; Мк. 3, 18).

Научившись раньше книжной мудрости от людей, Филипп теперь учился премудрости от Того, Кто – сама истина (Ин. 14,6). По характеру своему, он был, по – видимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в божественном Учителе своем он видел только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем божества.

При насыщении 5000 на море Тивериадском, Господь обратился к Филиппу с вопросом: «Где бы нам купить хлебов, чтобы их накормить?». Вопрос был задан для того, чтобы испытать св. Филиппа, дать ему случай сознать свое маловерие, устыдиться его и вполне уверовать. «Им на 200 динариев недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось понемногу… Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения, и купили себе хлеба, потому что им нечего есть». Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил 5000 человек. Филипп устыдился маловерия своего, укрепился в вере и с другими прославил силу Божию во Христе (Ин. 6, 1-14; Мк. 6, 35 – 44; Мф. 14, 15 – 21; Лк. 9, 12 – 17).

Во время прощальной беседы Христа с учениками Филипп стал просить своего Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. «Столько время Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца, - как же ты говоришь: покажи нам Отца» Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я сам, говорю не от Себя, - Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне»… (Ин. 14, 8-11).

Приняв дары Духа Святаго, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, св. Филипп стал проповедовать имя Христово.

Сначала он проповедовал Христа в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Потом отправился в земли языческие: Греция, Эфиопия, Аравия. И снова Палестина: Азот. Сирия: Иераполь, где Филипп, создав Церковь, рукоположил епископом Ира. Пройдя всю Сирию и верхнюю Азию, св. Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему сестра его девица Мариамия и св. апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии. В одном из Лидийских селений они встретили св. Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в соседнюю область Фригию и пришли в город Иераполь, в котором умертвили ехидну, почитаемую местными жителями как божество. После этого св. Иоанн отправился проповедовать в другие города, а они втроем неустанно учили о Христе жителей Иераполя. Когда они исцелили жену градоначальника, укушенную змеей, их арестовали по приказу ее мужа. Градоначальник по настоянию идольских жрецов, осудил всех троих на распятие. Св. апостола Филиппа повесили на кресте вниз головой. Когда распяли св. апостола Варфоломея, началось страшное землетрясение. Убоявшись гнева Божия, язычники сняли с креста св. апостола Варфоломея. Однако св. апостол Филипп скончался на кресте. Вися на кресте св. апостол Филипп обратился к Богу с горячей молитвой, что помиловал врагов его, отпустил им грехи, просветил их ум к познанию Его, истинного Бога. После того св. Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли с креста. Св. Варфоломей с честью похоронил тело Св. Филиппа. Это было 14 ноября, и этот день св. Церковь посвятила празднованию в честь св. апостола. На том месте, где, во время крестных страданий св. Филиппа, истекла кровь, через 3 дня по кончине его, выросла виноградная лоза, как бы в знамение того, что св. Филипп, пролив на земле за Христа кровь свою, вкушает вечное блаженство в неземном Его царствии. Мощи св. апостола Филиппа находятся в настоящее время в Риме, в храме свв. 12 апостолов (память его празднуется св. Церковью 14 ноября).

Св. апостол Варфоломей. Одно и то же лицо с Нафанаилом, о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова. Родом был из галилейского города Каны.

Думают, что имя Варфоломей («сын Фаломея») было не еврейское, а арамейское. Значение этого имени средневековые экзегеты производили от евр. бар – сын, фала – вешать, подвешивать и майим – воды, думая, что чудо превращения воды в вино в Канне Галилейской совершено было ради Варфоломея, который был женихом на этом брачном пире. Гораздо вероятнее производить название Варфоломей от евр. бар – сын и Толмай или Толмай – собственное имя.

Господь призвал его одного из первых следовать за Ним. После призвания св. апостола Филиппа, последний поделился своею радостью с Нафанаилом. «Мы нашли Того, о ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Нафанаил знал, что «Вождь, который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской» (Мих. 5,2) и сказал в ответ св. Филиппу: «Разве из Назарета может выйти что доброе?». «Пойди сам, посмотри». Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей». «Почему Ты меня знаешь?» «Прежде, чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» Ты веришь тому, что Я сказал тебе: «Я видел тебя под смоковницей – увидишь больше этого. Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну человеческому» (Ин. 1, 45 – 51). При избрании 12 апостолов Нафанаил под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику (Лк. 6, 14; Мк. 3, 18). Нафанаила встречаем на берегу Галилейского озера по воскресении (Ин. 21,2).

Когда, через 12 лет по вознесении Господа на небо, настало время разойтись апостолам, св. Варфоломей отправился с словом благовестия. Некоторое время он благовествовал один, потом соединился со св. апостолом Филиппом. Им помогала и св. Мариамия, сестра св. Филиппа- Лидия, Мизия и Фригия. На непродолжительное время к ним присоединился св. апостол Иоанн.

После своего распятия и распятия св. апостола Филиппа в Иераполе Фригийском, св. апостол Варфоломей, оставшись в живых, поставил в этом городе епископом Стахия, которого он вместе со св. Филиппом исцелил от слепоты. После этого св. апостол Варофломей отправился в Индию. Там он перевел на язык туземцев Евангелие св. апостола Матфея, которое он всегда носил с собою. Уходя из Индии, св. Варофоломей оставил тамошним христианам оба Евангелия – переведенное на индийский язык и писанное на еврейском.

Из Индии св. Варфоломей пришел в великую Армению. Когда царь Полоний, желая вознаградить св. Варфоломея за исцеление своей жены, отослал ему много ценностей, апостол отослал их назад и сказал: «Не этих вещей ищу и не эти вещи я приобретаю, я ищу душ человеческих, и – если приобрету я их и введу их на небеса, являюсь тогда великим купцом пред Господом». Однако брат Полония, Астиаг, по навету языческих жрецов, выбрав удобное время, увел в оковах св. Варфоломея в город Албаку (Баку). Всячески мучил Астиаг св. апостола, а потом распял его на кресте вниз головой и приказал содрать с него живого кожу. И исполнились тогда слова Господа, сказанные некогда св. Варфоломею. Он, будучи учеником Христовым, носил пурпурную одежду, и Христос однажды указав на него, сказал св. Варфоломею, что впоследствии разорвет одежду тела своего. В конце концов Астиаг приказал отрезать страдальцу вместе с кожей и голову. Смерть св. апостола Варфоломея последовала 11 июня, и в этот день св. Церковь совершает празднование в честь его.[2]

Верующие сняли с креста честное тело апостола, положили его вместе с главой и кожей в оловянный ковчег и предали погребению в том же городе Албаке. В начале VI века император Анастасий перенес мощи св. апостола Варфоломея в построенный им в Месопотамии город Дары. Во второй половине VII века персы завоевали Месопотамию и некоторые дарские христиане, спасаясь от грозных завоевателей, неверующих во Христа, взяли мощи св. Варофоломея и удалились к берегам Черного моря. Но и здесь настигли их враги, отняли у них честные мощи и бросили их в оловянном ковчеге в море, чтобы потопить их. Вместе бросили мощи свв. мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Анании, каждого – в отдельном ковчеге. Однако, по промыслу Божию ковчег с мощами св. апостола Варфоломея и другие ковчеги пристали к берегу острова Лопара (Италия). До середины IX века мощи находились в лопарской церкви. Когда остров захватили арабы, по приказанию Сикарда, правителя города Венеида (недалеко от Рима), мощи св. апостола Варфоломея, были перенесены в этот город и торжественно поставлены в соборном храме. Тогда же установлено было ежегодное празднование в память перенесения мощей св. апостола Варфоломея с острова Лопара в Венеид (25 августа). Здесь честные мощи оставались до X века, когда они были перенесены в Рим, где они находятся до сих пор.

Празднование св. Варфоломея совершается еще 22 апреля вместе со свв. Апостолами Лукой и Климентом.

Св. апостол и евангелист Матфей. По народному понятию израильтян, имя мытаря означало человека без чувств, жестокосердого, способного ко всякому злому делу, вообще – человека отверженного. Большинство считало предосудительным иметь сношения с мытарями, как явными грешниками, входить в их дома, вместе сними пить и есть. Когда природный иудей брал на себя обязанность мытаря, он особенно, между другими мытарями, был человеком презренным в глазах ревностного иудея, как изменник национального и религиозного чувства. Одним из таких мытарей, родом иудеев, был некто Матфей (русск. – Феодор), по прозванию Левий, сын Алфеев (Мк.2, 13; Лк. 5, 27; Мф. 9,9).

Матфей жил в галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо – западном берегу Галилейского моря.

На самом деле, Матфей не был совсем дурным человеком, и если и был человеком не безукоризненным и даже грешным, то, во всяком случае, был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнюю праведностью фарисеев. И Господь остановил на нем Свой Божественный взор... Однажды Господь вышел из Капернаума и пошел к морю, где Матфей имел мытницу. Там Господь увидел Матфея. «Иди за мной». И Матфей встал и пошел за Христом. Как бы в благодарность за милостивое снисхождение к нему Господа, Матфей приготовил в доме своем большое угощение и просил Христа вместе с учениками прийти к нему. Пригласил Матфей и многих собратий по званию, мытарей и других своих близких и знакомых. Господь, видя любовь Матфея и зная, что пример его мог служить ободрением и для других мытарей, не отрекся от приглашения; Он, милосердый, допустил быть с Собою за одним столом мытарей и грешников, чтобы Своим снисхождением и божественным словом Своим привлекать их к покаянию и спасению. Но иудейские учители, книжники и фарисеи, не хотели видеть в этом высокое дело милосердия и соблазнились, «что это Он есть и пьет с мытарями и грешниками, оставляя нас в стороне?». Явно обратившись к ученикам – «Как это Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? да и вы для чего с Ним едите и пьете?2. «Не здоровым нужен врач, а больным. Подите лучше подумайте, что значит это изречение: «милости хочу, а не жертвы». Фарисеи, пристыженные Его ответом, пригласили на свою сторону случившихся там учеников Иоанна Крестителя, которые задают И.Х. вопрос – почему ученики Его не постятся и не творят молитв, подобно ученикам фарисейским и Иоанновым. В обратной речи Христос отвечал, что он не только не находит нужным, но находит, напротив, даже не благовременным и неприличным возлагать на учеников Своих, еще слабых, бремя строгой жизни и тяжких заповедей, что Он поступает с ними снисходительно, пока они не будут совершенно обновлены и укреплены Духом Святым. (Мк. 2, 13 – 22; Лк. 5, 27 – 39; Мф. 9, 9 – 17).

Оставив все свое достояние, Матфей пошел за Христом (Лк. 5, 27 – 28) и с этих пор уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных апостолов (Лк. 6,15; Мк. 3, 18).

После вознесения Господня св. апостол Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Перед отбытием апостола на дело всемирной проповеди иерусалимские христиане просили его передать для них письменно дела и учение И.Х. На исполнение этой просьбы дали согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме апостолы. Св. Матфей, исполняя общее желание, написал свое Евангелие. Это – первая по времени из всех книг Нового Завета. Св. Матфей назначил евангелие первоначально для палестинских христиан из иудеев и имел главным намерением раскрыть в нем, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Господом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Аврамова, и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предобразили жизнь, деяния и униженное состояние И.Х. на земле. Евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве И.Х., сына Давидова, сына Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с ангелоподобным человеком. Евангелие свое Матфей написал на еврейском языке, тогда как все прочие книги Нового Завета писаны были апостолами на языке греческом. Но в самом скором времени оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник совсем утрачен. По времени написания – это самое раннее из всех четырех Евангелий, написано вскоре после вознесения Иисуса Христа, во всяком случае до разрушения Иерусалима.

Св. Матфей проповедовал в Македонии, в Сирии на Евфрате, в Персии, Парфии, Мидии, в Азиатской Эфиопии (Индии), где и запечатлел мученической смертью свои апостольские труды – г. Мирмены, где поставил епископом некоего Платона. Правитель этого города, Фульвиан, приказал казнить св. Матфея. Положив навзничь, его руки и ноги прибили большими гвоздями к земле, сверху наложили множество сухих веток и хвороста, и все это зажгли. Однако с помощью Божией апостол остался невредим. Еще раз Фульвиан зажигает костер, однако огонь устремляется на него попаляя поставленных вокруг костра идолов. Св. апостол, сотворив предсмертную молитву, предал Господу душу свою.

По другой гипотезе св. Матфей умер мученической смертью или в Иераполе, во Фригии, или в Персии.

Другие говорят, что св. апостол Матфей умер естественной смертью или в Эфиопии, или в Македонии.

Святая Церковь установила празднество в честь св. апостола Матфея в день его представления 16 ноября.

Св. апостол Фома. Назывался «близнец» (Ин. 11, 16; 20, 24; 21.2), был родом из галилейского города Панеады.

Фома, вероятно, арамейское имя и означало, как и в еврейском, близнец, по – греческим Дидим (Ин 11,16; 20, 24; 21, 2). Но встречает еще и сближение имени Фома с греч. ависсос – бездна, потому, что «чем дольше он сомневался в воскресении, тем глубже была его вера». У Евсевия сохранилось предание, что Фома назывался еще Иудой.

Услышав божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов (Лк. 6, 15; Мк. 3, 18).

Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Например, после праздника Обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда он был здесь, пришло к нему известие, что друг Его Лазарь тяжко болен. Когда И.Х. предложил идти в Иудею, это изумило и испугало апостолов. «Учитель, давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» «Пойдем к нему». Фома выступил вперед, сказав товарищам «Пойдем и мы умрем с Ним». Горячие слова Фомы подействовали на прочих и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем (Ин. 11, 1-16).

При всей свое преданности Фома не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного … Во время последней беседы Своей с учениками на тайной вечери Господь убеждал их не смущаться тем, что скоро Он их оставит, говорил, что идет к Отцу Своему, где приготовит нечто и для них, что впоследствии возьмет их с Собой, чтобы они были там же, где и Он. «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Св. апостол Фома: «Господи! не знаем, куда идешь, - и как можем знать путь?» - «Я есть путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14, 1-7).

Склонность Фомы к внешнему и очевидному приводила его даже к неверию. Вечером, в самый день воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе за закрытыми дверями. Не было в это время с апостолами Фомы. Когда он вернулся, ему рассказали о случившемся. Но Фома не верил «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, по прошествии семи дней, когда опять все и Фома были вместе, явился Христос. «Поднеси сюда своей перст и посмотри на Мои руки, поднеси руку твою и вложи в ребра Мои, - и не оставайся в неверии, но верь». «Господь мой и Бог мой!» «Ты поверил, когда увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 19 – 29).

После вознесения Христа на небо, апостол Фома отправился на труды апостольские. Место проповеди – Индия и страны, лежащие на пути туда.

Когда св. апостол Фома просвещал светом веры Христовой страны Индии, наступило честное успение Пресвятой Богородицы. Все апостолы из разных стран перенесены были на облаках в Гефсиманию к смертному одру Пречистой Матери Господа. И св. апостол Фома был восхищен облаком из Индии, но не успел прибыть в Гефсиманию ко времени погребения пречистого тела Богоматери. Только на третий день погребения принесен он был в Гефсиманию и сильно скорбел, что не был вместе с прочими апостолами при погребении святого тела Матери Божией. Тогда свв. апостолы на общем совещании решили открыть для св. апостола Фомы гроб Пресвятой Богородицы, что бы и он мог увидеть пречистое Ея тело, поклониться ему и утешиться в своей скорби. Но когда гроб был открыт, в нем не оказалось честнаго тела Богородицы, лежала там только плащаница, которою она была обвита. Таким образом, всем апостолам сделалось известно и стало несомненно, что Пречистая Матерь Божия, подобно божественному Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом взята на небо.

После этого св. Фома снова явился в Индию, снова проповедью своею, знамениями и чудесами приводил многих ко Христу.

Когда св. Фому заключил в темницу царь Муздий Каламидский, то на его вопрос: «Кто ты, раб или вольный человек?», св. Фома ответил: «Я раб Того, над кем ты не имеешь власти … Не должно рабыням Христовым сообщаться с неверными мужьями своими, потому что верующие во Христа жены оскверняются от нечистоты своих мужей»… Св. апостол Фома был заколот копьями.

Св. апостол Фома и по смерти не оставил паствы своей: там, где было погребено тело его, совершались бесчисленные чудеса, многих обращавшие от заблуждения к истинной вере.

Вскоре после мученической смерти св. Фомы, один христианин тайно взял честные мощи его, отнес в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте (местное празднование – 3 июля). Златоуст упоминает о его гробнице как об одной из четырех подлинных апостольских гробниц. Во время пятого крестового похода, когда крестоносцы по пути в Палестину завладели Константинополем, между множества святынь найдена там была правая рука св. Фомы. Венгерский король Андрей II, возвращаясь из шестого крестового похода, проезжал Константинополем и взял с другою святынею руку св. апостола к себе в Венгрию. Празднество в день преставления ап. Фомы – 6 октября.

Св. апостол Иаков Алфеев. Происходил из галилейского города Капернаума. Был сыном Алфея (Мк. 3, 18; Лк. 6, 15), братом св. апостола Матфея.

Приняв с другими апостолами дар Св. Духа в день Пятидесятницы, св. апостол Иаков пошел с проповедью Слова Божия к язычникам. Св. Иаков получил от новообращенных наименование «божественного семени», потому что, посевая в сердцах людских Слово Божие, он насаждал веру и возвращал благочестие.

Газа и Елевферополь, с их окрестностями.

Претерпел мученическую смерть в египетском городе Острацын, лежавшем на берегу моря, на границе с Палестиной. День преставления – 9 октября.

Св. апостол Симон Зилот. Брак в городе Канна, который находился в восьми верстах от Назарета. По родству или по преемству на браке присутствовала Богоматерь. Был приглашен также Иисус и ученики Его. Во время трапезы случился недостаток вина. Богоматерь обращается к своему Божественного Сыну. «Вина у них нет». – «Еще не пришел час Мой», т.е. чудодейственная помощь посылается свыше не по расчетам человеческого благоразумия и не по требованию робкой нетерпеливости, а в такое время, когда всего яснее открывается слава Божия. И вот скоро вино совсем истощилось. Тогда Иисус подошел к слугам и велел им наполнить водой стоявшие тут шесть каменных сосудов. Слуги заполнили их доверху. «Теперь зачерпните и несите к распорядителю пира». Распорядитель, отведав из сосуда, сказал: «Водится так, что подают сперва лучшее вино, а когда уже довольно пили, тогда – похуже, а ты самое – то лучшее вино берег до сих пор». Это было первое чудо И.Х. Ученики … уверовали в Него, как в посланника Божия (Ин. 2, 1-11). Уверовал во Христа и жених. Это был некто Симон. Он оставил невесту свою, свой дом и всю суету мирскую и последовал за Христом.

Симон имел два прозвания – «Кананит» и «Зилот». Первое название Симон получил по происхождению своему из города Канны. Прозвание же «Зилот», что значит – «ревнитель», он получил потому, что разгорелся к Христу такой ревностною любовью, что все покинул для Него и пошел с Ним (Мф. 10,4; Мк. 3, 18; Лк. 6, 15).

По другому толкованию (предпочтительнее первого), название апостола объясняют не от города Канна, и не от слова Канавой, т. е житель Ханаана, а просто от еврейского слова канна или каниа – ревность, которое соответствует греч. зилот (ревность) или зилотос (ревнитель). Таким образом, название апостола указывает на принадлежность его к партии, которая тогда только еще зародилась в Палестине, именно зилотов.

По вознесении Господа Иисуса Христа св. Симон отправился проповедовать имя Христово.

Мавритания, Африка, Британия, Египет, Персия.

Жизнь свою св. Симон окончил страданиями за имя Христово. По настоянию жрецов идольских, в Персии, св. апостол Симон был распилен пополам. Это было 10 мая, и в этот день св. Церковь совершает празднование в честь св. апостола Симона.

Св. апостол Иуда Иаковлев. Происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым потом была обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф, до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и нескольких дочерей. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном Его (Лк. 3, 23; 2, 48; Мф. 13,55), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа (Мф. 13, 55; Ин. 2, 12; 7, 3, 5; Мк. 3, 31 – 32; Лк. 8, 19 – 20). Сначала Иуда не веровал в Господа (Ин. 7, 5), но потом уверовал в него и стал учеником Его (Лк. 6, 16; Мк. 3, 18). Апостол Иуда имел несколько названий: «Иуда Иаковлев» (Лк. 6, 16; Деян. 1, 13), Левей (Мф. 10, 3), Фаддей (Мк. 3, 18; Мф. 10,3).

Смысл этих названий следующий: «Иаковлев», т.е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании (Иуд. 1, 1) – название это Иуда получил потому, что считает себя недостойным называться братом Господним, подобно тому как именовался брат его Иаков (Галл. 1, 19). Быть может, по зависти, Иуда вместе с братьями не веровали в Христа (Ин. 7, 5). И еще: Иосиф, по возвращении из Египта (Мф. 2, 13, 14), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть. Поэтому он после и назван «братом Господним». Иуда, сознав грехи свои против Христа, не осмеливался называться «братом Господним», а получил название – «Иаковлева» - «брата Иакова».

Прозвание «Левей» имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Сознав прегрешения свои, соделанные против Христа, и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, Иуда совокупился с Ним всем сердцем своим и с львиным мужеством подвизался за Христа.

«Фаддей» - «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Фаддеем св. Иуда назван потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, питающей младенца молоком своей груди, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви. Высказывалось мнение, что поскольку имя Фаддей было именем несколько соблазнительным, то оно было заменено соответствующим ему именем Леввей.

Можно думать, сто об ап. Иуде упоминается в кн. Деяний апостольских, когда повествуется, что апостолы и пресвитеры избрали из среды своей двух мужей – Иуду, называемого «Варсавою», и Силу… Слово «Варсава» значит – «сын обращения», потому что раскаялся в своих прегрешениях пред Господом и обратился к Нему с полною верою и любовью.

Грех неверия св. апостол Иуда загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Христа было так мало верующих в него, и пламенно желал, чтобы весь мир уверовал во Христа, познал Его как истинного Бога. Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Он говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они будут Его видеть, потому что они соблюдают заповеди Его и любят его, почему они в Нем пребывают, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. «Господи, что это Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?». В этих словах, правда, видно, что иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию, как на земного Царя и Спасителя, но также ясно видна в них и горячая ревность апостола в вере во Христа (Ин. 14, 18 – 22).

Апостол Иуда проповедовал святое Евангелие сначала в пределах Палестины в Иудее, Галилее и Самарии. Потом – многие города Аравии, Сирии и Месопотамии (Эдесса, где раньше его побывал св. апостол Фаддей из 70 меньших апостолов, который принес письмо Христа и Его нерукотворенный образ властителю эдесскому Авгарю и просветил город светом Евангелия), Персия (отсюда написал свое соборное послание, которое при всей своей краткости, исполнено назидательного учения и сильных мыслей; главное побуждение к написанию – распространение между верующими превратных начал и нечестивых правил явившихся в то время лжеучителей), Армения (армяне особенно чтут его и называют своим апостолом; распят на кресте на горе Арарат и пронзен стрелами – около 80 г. По Р.Хр., 19 июня).[3] 19 июня совершается празднество в честь св. апостола Иуды.

Св. апостол Матфий. Происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлеем. С ранних лет он начал учиться закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симон Богоприимец. Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ждал «утешения Израилева» (Лк. 2, 25). Когда И.Х. вышел на проповедь, Матфий последовал за ним. Матфий был одним из 70 – ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов (Лк. 10,1). Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо (Деян. 1, 21 – 23).

После вознесения Господа на небо, Матфий был причислен к лику 12 апостолов, вместо отпавшего из числа их Иуды – предателя. Петр: «Братия, надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Св. устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. … Между тем, в книге псалмов, после заклятий: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем», написано еще: «достоинство его да примет другой». Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем о Его воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из 70-ти - Иосифа и Матфия … «Господи, сердцеведче всех, покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда». … Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику 11 апостолов (Деян. 1, 15 – 26). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Св., нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

Проповедь св. апостола Матфия проходила сначала в Иудее. Затем – Эфиопия, Македония. После – снова Иудея.

В Иудее, по решению Синедриона, примерно в 63 году, св. апостол Матфий был побит камнями близ Иерусалима в месте, называемом «Вефласкила» («дом побиенных камнями»). Перед казнью св. апостол Матфий обратился к свидетелям с просьбой, чтобы брошенные ими два первые камня положили с ним в гроб, во свидетельство страдания его за Христа. Когда св. апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, что как будто Матфий был противником римского правительства и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. Неизвестно, где оставались мощи св. Матфия, но честная глава его была в Константинополе, в храме апостолов, в XIII веке. Память св. апостола Матфия совершается Церковью 9 августа.

Date: 2015-11-13; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию