Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великая суббота





Богослужение Великой субботы это — благоговейное бдение над гробом Господним. В этот день воспоминается пребывание Господа во гробе и сошествие Его во ад. В 7-ый час нощи по Уставу, а по нашему около часа пополуночи совершается утреня Великой субботы. Ныне ее часто совершают в Великую пятницу с вечера. На ней после шестопсалмия, «Бог Господь» и тропарей: «Благообразный Иосиф...» дважды; Слава: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...» И ныне: «Мvроносицам женам...» поется 17-ая кафизма: «Блажени непорочнии», причем за каждым стихом этой кафизмы поются или читаются краткие песнопения, называемые надгробными похвалами, в которых прославляется Господь умерший и погребенный. Это как бы надгробный плач над Божественным Мертвецом. При этом царские врата отверзаются, священнослужители выходят на середину храма, становятся перед плащаницею и совершается полное каждение всего храма, начиная с плащаницы. Это надгробное пение разделяется на три статьи, причем, после каждой, малая ектения и каждение. После третьей статьи поются Воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» Все стоят с возжженными свечами. Потом следует седален, 50-ый псалом и Канон Великой субботы: «Волною морскою», в котором изображается смятение неба и земли при виде своего Господа, лежащего во гробе, и объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад. При пении канона священнослужители уходят в алтарь. Предстоятель облачается в полное облачение, и после последней стихиры на Хвалитех при пении: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» все вновь выходят на середину перед плащаницу, предстоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и поется Великое славословие, во время которого бывает троекратное каждение гроба с плащаницей вокруг. При последнем Трисвятом, которое поется надгробным напевом, священнослужители подмелют плащаницу на главы свои, причем настоятель несет под Плащаницей Евангелие, и совершается крестный ход вокруг храма. Вернувшись в храм, плащаницу подносят к царским вратам, возглашается: «Премудрость прости» и затем при пении «Благообразный Иосиф» плащаница вновь полагается во гроб и совершается вокруг нее троекратное каждение. Это ношение плащаницы знаменует сошествие Господа по смерти во ад и неразлучное пребывание Его со Отцем на престоле. Вслед за тем церковные песнопения и чтения вселяют надежду на воскресение и происходит перелом в настроении молящихся. Читается тропарь пророчества и возглашается прокимен: Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего. Читается паремия из пр. Иезекииля о сухих костях, оживших среди поля, предрекающих воскресение мертвых, затем второй прокимен, опять воскресный: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца и читается Апостол об искуплении нас Господом Иисусом Христом от клятвы законныя и что Господь есть Пасха наша (1 Кор. 5, 6—8 в соединении с Гал. 3, 13—14). Возглашается Аллилуарий, напоминающий нам приближение Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» со стихами, и читается Евангелие от Матфея то же, что и 12-ое св. страстей о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Затем произносятся ектении сугубая и просительная, отпуст и после него бывает целование плащаницы при пении: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного...» Присоединяется и Час первый.

Литургия св. Василия Великого совершается в Великую субботу позже всех других дней года, по уставу «о часе десятом дне», то есть после 3-х часов пополудни. До ее начала совершаются обычные часы 3-ий, 6-ый и 9-ый с Изобразительными с тропарями и кондаком Вел. субботы. Самая литургия начинается Вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресению, а потому на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные, именно первые 4 стихиры на «Господи, воззвах» 1-го гласа. После «Свете тихий» прокимна не глаголется, а возглашается сразу: «Премудрость» и читается 15 паремий, в которых содержатся пророчества, касательно искупления рода человеческого, совершенного смертью Сына Божия. По прочтении 6-й паремии поется торжественно припев: «Славно бо прославися», а по 15-й паремии — припев песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятаго, поется: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой субботе. После чтения Апостола, объясняющего значение таинства, через которое мы спогребаемся Христу и совостаем вместе с Ним к новой безгрешной жизни для Бога, вместо обычного «Аллилуиа», поется со стихами 81-го псалма припев: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Во время этого пения все священнослужители в алтаре извлачаются черных одежд и облачаются в белые одежды или в облачение воскресное. Точно также переоблачаются одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналогиях так, чтобы ничего не оставалось в храме черного. Диакон в блестящей ризе является затем на середину храма, чтобы подобно Ангелу явившемуся при воскресении Христовом благовествовать о Воскресшем читает Евангелие от Матфея, которое возвещает о землетрясении, бывшем при гробе Господа и о Его воскресении, явлении женам-мvроносицам, бегстве стражей, подкупе их первосвященниками и о явлении Господа ученикам в Галилее с заповеданием идти научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем литургия вся идет своим обычным порядком — только, вместо Херувимской, поется особое песнопение: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом... Как малый вход, так и великий бывают около плащаницы, перед ней же бывают все чтения и произносятся ектении. За «Достойно» поется ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе...» Причастен: «Воста, яко спя Господь и воскресе спасаяй нас». После литургии бывает благословение хлеба и вина, (молитва читается та-же, что на Литии, но без упоминания — «пшеницы и елея»). Хлебы и елей освящаются для того, чтобы верующие могли подкрепиться, так как в древности после этой литургии, кончавшейся поздно (в Уставе сказано: «Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургия, будет час вторый нощи»), верующие уже не расходились по домам, а оставались в храме, слушая чтение книги Деяний Апостольских до самой пасхальной заутрени. По Уставу кн. Деяний должна быть прочтена вся до 4-го часа нощи, то есть до 10 часов вечера, когда положено начинать так называемую «Пасхальную полунощницу» — службу, которая в Типиконе не носит никакого названия и которая состоит из чтения предначинательных молитв, канона Великой Субботы: «Волною морскою», Трисвятаго по «Отче наш», пения тропаря: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный...» краткой сугубой ектении (как на Малой вечерне) и воскресного отпуста. Во время 9-ой песни канона священнослужители, покадив плащаницу, относят ее в алтарь и полагают на престоле, где она лежит до отдания праздника Пасхи.

Date: 2015-11-13; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию