Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великопостная утреня





Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только «Приидите поклонимся», а «Святый Боже» по «Отче наш». Вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому — «Троичны гласа», помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, который меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по три кафизмы, Седальны по 1-ой кафизме Октоиха, а по 2-ой и 3-ей Триоди. После 50-го псалма читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва «Спаси, Боже люди твоя» (та же, что и на всенощном бдении).

Самой главной отличительной особенностью великопостной утрени является то, что на каноне стихословятся Песни Священного Писания, с которыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста вовсе не поется. Полностью стихословятся лишь те три песни Священного Писания, которым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. Восьмая и девятая песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1-ая песнь, во вторник — 2-ая, в среду — 3-ья, в четверток — 4-ая и в пяток — 5-ая. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, которые служат как бы припевами к тропарям.

Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, следующий: После молитвы иерея: «Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа: «Милостию и щедротами...» Начинаем: «Господеви поем:» на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до «Огустеша», и от того начинают стихи держати на 14: и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: Первый лик глаголет стих: «Огустеша» и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: «Рече враг:» и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до «Тогда потщашася:» от стиха же «Тогда потщашася»: начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На «Господь же царствуяй:» поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: «Слава», Троичен, высшим гласом: «И ныне», Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию — ирмос второго канона.

Cице поется — осмая, и девятая песни (в таком же порядке, как выше указано петь первую песнь).

Третию же песнь поем сице: Глаголет первый лик стих: «Господь взыде на небеса:» и тропарь канона Минеи. Второй лик, стих: «И даст крепость царю». И второй тропарь канона Минеи. Таже, первый лик — Слава, и второй лик — и ныне, с тропари канона. И поет первый лик ирмос Минеи третия песни, последи канона.

Сим образом поем и шестую песнь.

Четвертую же и пятую и седьмую песнь сице поем. Глаголи первее ирмос канона минеи, таже конечные два стиха песни поем к тропарем канона, и Слава, и и ныне. Ирмосом же не покрываем песни, зане ирмос глаголется прежде песни, поются же ирмосы Минеи по каноне токмо по третией и шестой песни, занеже у тех песней первее ирмос не поется.

В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, тако поется и 1-ая песнь, яко же указася о четвертой и пятой песнех. А в коих песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия — ирмос трипеснца, яко же выше изъявися.

В настоящее время все это несколько упрощается тем, что не бывает пения на два лика, песни не поются на глас, а просто стихословятся речитативом или даже читаются; читаются и тропари канона, а поются только ирмосы и катавасия. Важно помнить, что в третьей и шестой песнях ирмос не поется в начале песни, как обычно, а им покрывается песнь, то есть он поется в заключение всей песни. В тех же случаях, когда в данной песни имеется трипеснец, то покрывает данную песнь ирмос трипеснца из Триоди.

Надо знать также, что по 1-ой кафизме глаголются седальны умилительны Осмогласника, то есть Октоиха. Они собраны все в конце Триоди постной, так что к Октоиху обращаться не нужно. По 2-ой и 3-ей кафизмах — седальны Триоди, указанные на ряду. По 3-ей песни канона и малой ектении следует седален святого из Минеи. По 6-ой песни и малой ектении — седален мученичен. Они также указаны все в конце Триоди постной. «Аще же имать святый кондак, глаголем его зде», то есть по 6-ой песни канона, мученичен же глаголем по 1-ой кафизме, с седальны, с припевом: «Дивен Бог во святых Своих», по 9-ой песни поется: «Достойно есть» и поклон до земли, затем малая ектения и Светилен Троичен гласа трижды. Эти светильны собраны тоже в конце Триоди; к первому заключительные слова меняются в зависимости от дня седмицы на подобие того, как это у Троичнов гласа по «Аллилуиа». Далее следуют обычные три Хвалитных псалма утрени.

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1-ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина, по 2-ой кафизме и седальне также — из преп. Ефрема, по 3-ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3-ей песни канона — также из Лавсаика, по 6-ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога.

Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз «Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: «Небесный царю...» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с 16-ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа.

Date: 2015-11-13; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию