Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Февраль





2-го февраля — Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — в храме Иерусалимском праведным Симеоном и Анною пророчицею. Это было в сороковой день по Рождестве Христовом, когда Пресвятая Дева Мария, согласно требованию закона Моисеева, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву об очищении Своем (хотя Она и не имела нужды в нем, как непорочно бессеменно родившая), для представления Младенца Богу и для выкупа за Него. Праздник Сретения — одновременно и Господский и Богородичный, но по уставным особенностям он относится более к числу Богородичных, ибо при совпадении его с воскресным днем, воскресная служба не отменяется, а предваряет службе праздника, как бывает в Богородичные двунадесятые праздники. Но Сретение, хотя и не имеет праздничных антифонов (поются «изобразительные и блаженны»), однако, имеет «Входный стих», как Господские праздники и имеет особый праздничный отпуст. Если Сретение случится в приготовительные недели к Великому посту, на утрени не положено петь обычного: «Покаяния отверзи ми двери...» а поется стихира праздника; но положенное в эти недели «На реках вавилонских» не отменяется. При совпадении Сретения с воскресным днем, не поются припевы праздника; песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения. Катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю:», поется начиная с 15 января, сразу после отдания Богоявления, и до отдания Сретения, которое нормально (если не наступает уже Великий Пост, или дни Недели сырной, когда дни попразднства Сретения сокращаются, о чем подробно указано в Марковых главах, с коими и надлежит всегда тщательно справляться) бывает 9 февраля. Если праздник Сретения случится в сырные среду и пяток, то литургия совершается, а накануне обычное всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа, при чем в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу (родительскую), то заупокойная служба переносится или на субботу пред неделей блудного сына или на четверток мясопустный. Если Сретение случится в понедельник первой седмицы Великого поста, что бывает при самой ранней Пасхе, то служба праздника переносится на день назад на —1 февраля и совершается в неделю Сыропустную.

Март

25-го марта, — Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. — Вспоминается благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия, бывшее в Назарете, в доме обручника Пресвятой Девы св. праведного старца Иосифа. Праздник Благовещения в большинстве случаев приходится в дни Великого поста, начиная с четвертка 3-ей седмицы, может совпадать с Пасхой (это совпадение называется «Кириопасхой»), а самое позднее в среду Светлой седмицы. Поэтому устав службы его чрезвычайно изменчив и требует внимательного каждый раз ознакомления с Марковыми главами. Он имеет только один день предпразднства и один день попразднства, причем, если он случится в Неделю Ваий, или в Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет совсем ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется всего один день.

Всенощное бдение накануне Благовещения начинается иногда Великим повечерием, а иногда Великой вечерней. Великим повечерием оно начинается тогда, когда вечерня уже служилась накануне или особо или пред литургией Преждеосвященных Даров, всегда соединяемой с вечерней. Так, если Благовещение придется во вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой Четыредесятницы, или во вторник, среду, четверток Страстной седмицы, накануне каковых дней совершается особо или с литургией вечерня, то всенощное бдение начинается Великим повечерием. Если же Благовещение придется в воскресный день или понедельник, то Всенощное бдение начинается Великой Вечерней. Если же Благовещение случится в Великий пяток или в Великую субботу, то всенощного бдения совсем не бывает, а только обычная утреня этих дней в соединении со службой Благовещению. В Кириопасху, то есть, если Благовещение случится в самый день Пасхи, на утрени с пасхальным каноном поется и канон Благовещения, а по 6-ой песни полагается чтение Евангелия празднику Благовещения. Во прочие же дни Светлой седмицы совершается обычная пасхальная служба этих дней с присоединением службы Благовещению: присоединяется лития и благословение хлебов на вечерни, полиелей, величание и чтение Евангелия на утрени.

Относительно утрени Благовещения необходимо знать следующее:

1. На утрени Благовещения всегда бывает чтение Евангелия, а потому поется и полиелей. Только на первый день Пасхи полиелея не бывает, а читается лишь Евангелие по 6-ой песни канона. При совпадении Благовещения с воскресными днями на утрени всегда читается Евангелие Благовещения, а не воскресное, исключая Недели Ваий, когда читается Евангелие Недели Ваий. В Великий пяток читается 13 Евангелий: 12 Святых Страстей и 1 Благовещения, в Великую субботу 2 Евангелия: одно — праздника по полиелее, другое, как обычно по Великом славословии.

2. По 8-ой песни канона поется «Честнейшая» только в 3, 4 и 5-ую недели Великого поста; во все остальные дни всегда поются припевы праздника на 9-ой песни, (или одни или с припевами Триоди).

3. Великое славословие поется только в субботы и недели Великого поста, в остальные же будничные дни оно читается. В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено.

4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже

Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1-ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3-м, 6-ом и 9-ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3-х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные.

Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3-ью, 4-ую, 5-ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11-ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: «Творяй ангелы своя духи».

На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5-ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером.

Июнь

24-го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без каких-либо особенностей.

29-го июня — Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других — Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день — 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году.

Это — великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12-ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче. Самый краткий Петров пост продолжается 8 дней, а самый длинный 6 седмиц. Оканчивается он 28 июня, но в том лишь случае, если день свв. апостолов Петра и Павла не случится в среду или в пяток. Устав вкушения пищи в Петров пост, такой же, как в Рождественский пост (смотри выше). Рыбу разрешается вкушать в субботы и воскресные дни, а также в праздники. В понедельник, среду и пяток, если нет никакого праздника, положено сухоядение (без елея).

Август

6-го августа — Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — Вспоминается, как в последний год Своей земной жизни Господь Иисус Христос, желая укрепить веру в Себя в Своих учениках, дабы она не поколебалась в них во время Его крестных страданий, преобразился перед ними на горе Фавор, показав им славу Своего Божества. Это великий праздник, принадлежащий к числу Господских двунадесятых. Он имеет один день предпразднства 5 августа и семь дней попразднства. Отдание совершается 13 августа. От первого августа до Преображения, на самый день Преображения и в день отдания, поется катавасия Воздвижения: «Крест начертав Моисей...» но в дни попразднства и до отдания Преображения поется катавасия Преображения: «Лицы израильтестии».

Особенностью праздника Преображения является то, что в конце литургии, по заамвонной молитве освящаются «гроздие», то есть виноград, который в Палестине как раз к этому времени созревает. До Преображения вкушать виноград запрещается. Освящение состоит в том, что поется тропарь праздника, во время которого совершается каждение винограда, а затем читается особая молитва, помещаемая в Минее на ряду и в Требнике, и виноград окропляется святой водой. Освященный виноград затем раздается всем присутствующим. Так как у нас в России, на севере, винограда нет, то, вместо винограда освящаются яблоки и другие плоды. Для этого читается «Молитва о приносящих начатки овощей», находящаяся в Требнике.

15-го августа — Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. — Вспоминается преставление Божией Матери, о котором Она извещена была за три дня Архангелом Гавриилом, чудесное прибытие всех апостолов с разных концов вселенной, кроме Фомы, погребение Ее в Гефсимании и взятие Ее пречистого тела в третий день Господом на небо. Так как Пречистая Матерь Божия только три дня была во гробе, а на третий день свв. апостолы не нашли во гробе Пречистого Ее тела, то смерть Ее именуется успением, то есть сном.

Праздник этот великий и принадлежит к числу Богородичных двунадесятых. Он имеет один день предпразднства 14 августа и 9 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа. От 14 до 23 августа поется катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...»

К достойному празднованию этого праздника верующие приготовляются двухнедельным постом, который носит название Успенского поста, или поста Пресвятыя Богородицы. Начинается он 1 августа, а кончается 14 августа. Рыбу позволяется вкушать этим постом только в праздник Преображения Господня; в понедельник, среду и пяток сухоядение, во вторник и четверток варение без елея, в субботу и неделю варение с елеем и вино. На 3 и 4 августа Типикон указывает петь «Аллилуиа, или тропарь». Это значит, что можно в эти дни совершать службу, подобную великопостной с поклонами и молитвой преп. Ефрема Сирина, как это бывает и в Рождественском и в Петровом посту, но не обязательно, а по желанию.

На утрени в день Успения Пресвятыя Богородицы «в некоторых странах творится пение надгробное, наипаче же идеже храм настоящего празднества», напоминающее службу Великой субботы перед плащаницей. Это бывает, например, в Киево-Печерской Лавре, непосредственно перед пением «Хвалите имя Господне» и величанием. Еще более напоминающий службу Великой субботы чин надгробного пения совершался (до революции) 17 августа в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевской Лавры. Этот чин начинается сразу по пении «Бог Господь»: все тропари составлены по подобию тропарей Великой субботы. Все это совершается перед иконой Успения, полагаемой среди храма на аналое, а иногда и плащаницей Божией Матери.

29-го августа — Усекновение честныя главы честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается, как по приказанию царя Ирода Антипы, был обезглавлен величайший из рожденным женами св. Иоанн Предтеча Господень за то, что обличал царя в незаконном сожительстве с женой брата своего, по требованию ее дочери, угодившей царю Ироду своим плясанием на пиршестве. Это великий праздник, имеющий один день попразднства. В день этого праздника положен строгий пост в знак сетования и в обличение чревоугодия Иродова на пиршестве. Совершается поминовение православных воинов на брани убиенных, как, подобно св. Иоанну, пострадавших за истину.

Date: 2015-11-13; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию