Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересные факты о Месопотамии

РЕФЕРАТ

С истории искусств

На тему: «Древняя цивилизация

Месопотамии»

Студентки I курса группы ДГ-5

Киевского колледж технологий и дизайна

Поготовки Татьяны Николаевны

 

 

 

 

1.

СОДЕРЖАНИЕ:
 
 
Месопотамия, Древняя цивилизация.

Географическое положение

 

 

Археологические памятники

Искусство

Письменность и наука

Влияние цивилизации Месопотамии

Интересные факты о Месопотамии

 


МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное", с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление "гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.

В Месопотамии носителей их культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма - по самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.

 

 

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации интеллектуальной деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Географическое положение

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные почвы стали привлекать население других регионов. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

Археологические памятники
Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот и географ Страбон.. Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов.

Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от територии Мосула (северо-восточный Ирак), были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы – Ниневию и Калаха (современный Нимруд).

Раскопки вызвали рост интереса к археологии Месопотамии и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях.

Первый успех в расшифровке аккадской системы письма – самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, – вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне и Вальтера Андре в Ашшуре. Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы – в Ниппуре.

В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода – англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре. После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.

 

Искусство

Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода.

Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Религия.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

 

Письменность и наука.
Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Знак древней письменности изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Литература.

 

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.

Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

Влияние цивилизации Месопотамии.
Распространение месопотамской литературы было связано не только с заимствованием клинописи. Ее образцы достигли Греции, где бытовали басни о животных, почти дословно воспроизводившие аккадские прототипы. Некоторые части Теогонии Гесиода восходят к хеттским, хурритским, а в конечном счете к вавилонским истокам. Не является совпадением и сходство между началом Одиссеи и первыми строками эпоса о Гильгамеше.

Много тесных связей обнаруживается между первыми главами библейской Книги Бытия и ранними месопотамскими текстами. Ярчайшими примерами этих связей являются, в частности, порядок событий Творения мира, особенности географии Эдема, повествование о Вавилонской башне и особенно рассказ о потопе, предвестник которого содержится в XI табличке сказания о Гильгамеше.

Знаменитая стела Хаммурапи была найдена не на развалинах Вавилона, а в отдаленной эламской столице, в Сузах, куда этот тяжелый предмет был доставлен как ценный трофей. Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным и общественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Из жизни народов Междуречья
Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.

Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой. Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

 

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда.

 

-

Интересные факты о Месопотамии
Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих женщин.

- Где и когда было изобретено колесо? Около 4000 лет до нашей эры в Месопотамии (современный Ирак).

- Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей, изобрели принципы обустройства библиотек, овладели знаниями в арифметике и геометрии, которые были необходимы для измерения земельных участков.

- В становлении месопотамской цивилизации особую роль играли храмы. В Месопотамии храм был не только местом, где поклонялись богам, совершали жертвоприношения и другие культовые действия, но это было и общественное хранилище зерна и продуктов. В такие амбары жители селения ссыпали часть зерна, создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. Хранилище считалось священным, ведь там лежал хлеб — основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. В этом амбаре и вокруг него совершались важные обряды, связанные с внесением в хранилище нового урожая, с началом сева и другими сезонными праздниками. У древнейших земледельцев амбар и святилище были, неотделимы друг от друга, и это двуединство религиозных и хозяйственных функций храма сохраняется на протяжении всей месопотамской истории.

 

- Кодекс законов Хаммурапи. Базальт.

Первая половина XVIII в. до н. э., Вавилон.


<== предыдущая | следующая ==>
Старт – Закрепление результата – Контроль | Чудо-Михайловский собор

Date: 2015-11-13; view: 13816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию