Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старица Ефросинья из Песьян





(1873- 1968 гг.)

 

10 октября в 1873 году в деревне Песьяне Киржачского уезда Владимирской губернии в многодетной крестьянской семье у Василия и Марии Хрульковых родилась дочь. При крещении девочку нарекли Ефросинией.

У девочки были плохо развиты коленные суставы, со временем она научилась передвигаться на согнутых ножках –«вприсядку». Когда ей исполнилось девять лет родители определили её в богадельню при церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Илейкино.

Когда отроковице исполнилось двенадцать лет приходской священник благословил её ездить с паломниками в Троице-Сергиеву Лавру. В одну из таких поездок Ефросинья попросила благословение у старца Варнавы, который стал её духовным наставником, на поступление в женский монастырь. Старец ответил: «...Езжай домой. Будет тебе монастырь по дороге».

Когда Ефросинья возвращалась на поезде обратно, ей пришлось сделать пересадку в Александрове, где она провела несколько часов на вокзале в ожидании своего поезда. По промыслу Божиему здесь она встретилась с игуменьей женского монастыря, расположенного в Переславе Залеском, которая и пригласила её в свой монастырь. В святой обители юная послушница трудилась наравне со всеми, несла послушание на пасеке, в огороде, саду. Из воспоминаний монахини Ефросиньи: «Бывало, работаешь и плачешь: не осилить мне убогой. Однако осиливала. Зато как хорошо потом было! Покойно. Самые счастливые годы!»

Во время русско-японской войны она вместе с другими насельницами монастыря несла послушание в военном госпитале на дальнем Востоке, а в 1911 году была переведена в женский монастырь названный в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», расположенный в живописном месте под Калугой.

После революции, когда повсеместно закрывались храмы и монастыри, матушке Евросинье пришлось вернуться в родную деревню. К тому времени родители её уже умерли, в доме жили чужие люди. Первое время матушка жила у родственников, вскоре по милости Божией, по ходатайству родных, ей вернули отчий дом. Рядом с её домом был колодец, когда кто-то приходил за водой, матушка протягивала свой чайник, ей всегда с радостью наливали колодезной водички, а вот нести полный чайник приходилось самой. Самой колоть и пилить дрова… Нашлись тайные благодетели - помогали матушке кто дровами, кто мукой. Господь посылал помощников, когда приходило время сажать огород...

Трудно было немощной монахине жить одной, чтобы выжить, нужно было не только смиренно нести ежедневные тяготы деревенской жизни, но и искать дополнительную работу: стегать одеяла, нянчить детей. Из воспоминаний старицы: «Здесь я хватила столько горя! Слёзы лились ручьями».

Не раз вспомнила подвижница слова духовного отца, что придётся ей в жизни много пострадать. С годами руки и ноги становились всё слабее, каждый шажок «вприсядку» давался с трудом. В самые трудные дни её спасала вера в Промысел Божий, твёрдая уверенность в то, что Господь не оставит её. За великое смиренное и терпение матушка Ефросинья удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и благодати исцеления.

Односельчане стали обращаться к ней за духовными советами, приходили больные люди, страждущие со своими житейскими бедами. Преданные духовные чада стали опекать подвижницу, встречали страждущих, помогали по хозяйству.

Матушка принимала всех с участием и любовью, терпеливо врачевала души людей. По свидетельству духовных чад старицы её духовное окормление было не навязчивым. Она терпеливо объясняла всем обращавшимся к ней за помощью, что, несмотря на гонения на веру, в каждом доме должны быть иконы, крещенская вода, что необходимо носить крест, молиться, соблюдать посты, тогда и болезней будет меньше и вернётся мир в семью.

Из воспоминаний Таисии Ф. Я.: «В 1965 году заболела у меня дочка Юлия. Было ей пять лет. Тает и тает на глазах. Возраст самый резвый, самый радостный, а она: «Мама, я полежу. Мама, я лягу». Ходила я с ней в больницу. Всю ее обследовали, все анализы провели. Не поймут, что с ней. Ни здоровая, ни больная. Посоветовали мне съездить к матушке Ефросинье. Поехала я с дочкой в Песьяне. Зашли мы к матушке в дом, а она глянула на меня, на дочку и говорит, резко так говорит: «Сняли кресты-то!» Мы ведь тогда опасались с крестами ходить. А девочка у меня к тому же в садик ходила. И я боялась, что крест на ней кто-нибудь увидит. Матушка нам и говорит: «Наденьте кресты. Закажи в церкви молебен. Никакая она у тебя не больная. Поправится».

Я крест на себя и на дочку надела. Молебен в церкви отслужили, и пошла моя девочка на поправку».

Слухи о чудесных исцелениях, быстро облетели всю округу. Верующие люди стали приходить за крещенской водичкой, маслицем от лампадки, многие просили молитв подвижницы, однако были и такие, кто по неведенью просил исцеления. По рассказам духовных чад старицы, её помощницы приносили заранее воду из колодца, матушка с молитвой вливала немного святой воды, которую ей привозили из храма или монастырей, потом эту воду наливали страждущим, которые, как правило, приезжали с бидончиками, банками или бутылками. Старица объясняла, как следует пить святую воду или смачивать больные места. Иногда советовала покропить больное животное или умыть его. Но, при этом предупреждала: «Воду в ноги не лейте». Благословляла старица и сливочное масло: помолится, крестик начертит на нём и подаст больному со словами: «Мажь на хлебушек и кушай во славу Божию!»

Очевидцы рассказывали, что после посещения старицы исцелялись безнадёжные больные.

Следует отметить, что когда люди, обращаясь к подвижнице, просили исцеления, матушка Ефросиния, указывая на икону Спасителя, говорила: «Я никого не лечу, у нас один Врач есть у всех. Он лечит всех». Вместе со святой водой старица дарила людям уверенность в завтрашнем день, вселяла надежду, приговаривая: «Пей, Господь поможет!». Часто говорила отчаявшимся людям: «Господь поможет! Молись. Всё будет у тебя хорошо. Господь милостив». По молитвам подвижницы люди получали духовное и физическое исцеление.

Из воспоминаний духовной дочери старицы Ефросиньи, Валентины Ф. Шпагиной: «В двадцать один год я заболела. Врачи после всяких обследований и лечения сказали, что остаётся только меня отпеть и в гроб положить. То есть, нет никакой надежды.

Услышала как-то разговор наших работниц о матушке Ефросинье… В ближайший выходной поехали. Они знали, что народу у матушки много, всех не успеет принять, надо до шести часов утра успеть. Приехали… Дождались своей очереди и вошли.

Матушка спрашивала, кто, откуда, за каким делом. Я тоже рассказала своё. Стала матушка молиться и нам велела. Потом дала водички и масло. Некоторым она велела ещё приезжать, а мне ничего не сказала.

Дома я эту воду стала пить. Маслице тоже на хлеб намазывала, ела. Чувствую – мне легче, очищаться стала. И потянуло меня опять к матушке. Собралась я и поехала. Раз поехала, потом опять. Стала она меня уже как родную принимать.…Вот неделю работаю, в конце недели к матушке, а воскресенье - в церковь. Так и жила. Ничего мне больше не надо было. Всю неделю, бывало, ждёшь, когда можно будет к матушке поехать. Здоровая стала. Поправилась.… И не смотря на то, что хворь меня оставила. Я всё равно ездила к матушке Ефросинье до самой её кончины. Да и после её смерти, вот уже более тридцать лет прошло, а как бы по её советам живу, её молитвами. Словно не переставала она и о нас заботиться».

По воспоминаниям современников прозорливая старица, которую многие звали «крестная» предвидела многие события, ей открывались мысли людей, знала она кто с какими помыслами приехал к ней, были случаи, что при людно обличала тех, по чьей вине пострадали ближние, могла указать на совершённый грех, ставший причиной той или иной болезни. Приведём лишь несколько случаев прозорливости старицы Ефросиньи:

Из рассказа Антонины А. Растригиной:

- Могла матушка при всех обличить грех, который без слов, без рассказов знала за человеком. Как-то велела вывести только что вошедшую женщину: «Сына со снохой развела, а теперь лечиться приехала. Уходи от меня!»

Одна молодая женщина стала слепнуть, её сестра поехала к матушке за помощью. Матушка отказала: «Не видит… А как мужа у жены уводить, видела?»

В 1938 году старица Ефросинья приютила сироту дальнюю родственницу семилетнюю Клавдию. Помогала и старшей её сестре Антонине. Из воспоминаний Антонины М. Растригиной: «После смерти родителей сестру Клавдию взяла себе матушка, а я жила у бабушки. Было очень голодно. В школу я ходила мимо домика матушки... Позвала она меня и говорит: «Ты когда мимо идёшь, заходи ко мне, я тебе буду кусок хлеба давать». Ну и пошло так...»

В 1951 году матушка взяла на воспитание другую родственницу, оставшуюся без родителей – Катю. Из воспоминаний Екатерины В. Хлудовой: «Нас, сироток, крестная вырастила несколько человек. Вообще, она стремилась, как могла помочь тем, кто попал в беду. Умер у нашей односельчанки сын, крёстная сразу мне: «Отнеси ей», и подаёт деньги. Или другой раз скажет: «Собери корзину (продуктов), отнеси таким-то». Сама жила очень скромно. Ела по монашескому уставу без мяса и немного... Ни у кого ничего не просила. Из того, что принесут, не всё брала...

Когда мы с крестной ездили в какой-нибудь монастырь, то обязательно везли туда деньги. Она очень любила монастыри и помогала им. Отвозили деньги в Киев и в Чернигов. Помогала крестная бедным храмам».

Представители власти требовали, чтобы она перестала принимать верующих, не раз угрожали подвижнице, что её арестуют. Господь хранил свою избранницу. Однажды, после клеветнической статьи в газете приехали проверяющие из обкома. Увидев беспомощную старицу, с большим трудом передвигающуюся на согнутых ножках, пожалели её, пожелали здоровья и уехали.

Из воспоминаний духовной дочери старицы Ефросиньи, матушки Ольги Харитошкиной:

«Я впервые увидела матушку, когда мне было 6 лет. А 1946 году. Моя мама поехала в Пеньянен к ней за советом. И с этого самого первого дня посещения меня стало просто тянуть к матушке... Мы и не замечали, как она духовно растила нас, как напитывала духом церковности, как учила жить в Промысле Божием.

В нашей семье... не было священников. А теперь и я была женой священника Прокопия, и моя сестра замужем за священником. И дети мои Константин и Фёдор - один

священник, другой – диакон...

Это она учила нас церковности, вкладывала в нас это сознание. Учила, что самое главное – жить с Господом, по Его воле. Это действительно счастье жить так. Может, по земному это и тяжело иногда бывает, но нужно покоряться, смиряться и жить по Его воле.

Этим духом, сознанием пропитана вся наша семья. Это наследие матушки, и оно помогает всё пережить... И за всё благодарить Господа».

Старица Ефросинья последние годы жизни часто просила духовных чад отвезти её в Заозёрье в храм Рождества Христова*, перед смертью завещала там и похоронить её.

В ту пору настоятелем храма был протоиерей Виктор Галахов. Много лет у отца Виктора болела грудь, как-то он проходил по церковному двору, его подозвала старица, сидящая на лавочке, когда он подошёл к ней, она положила ему руку на грудь и сказала: «Больше у тебя здесь болеть не будет!» По милости Божией так и было.

Перед смертью старица говорила своим духовным дочерям: «Вы, девчонки, меня не забывайте, приходите ко мне на могилку. И я вас не забуду. Помогу».

16 июля 1968 года монахиня Ефросинья мирно отошла к Господу. Верующие с окрестных сёл и городов приехали проститься со старицей. Отпевали подвижницу в Храме Рождества Христова. Похоронили монахиню Ефросинью рядом с церковной папертью справа от входа.

Нескончаемым потоком по сей день люди идут на могилку старицы, рассказывают о своих бедах, просят молитвенной помощи. Больные люди берут масло с неугасаемой лампадки, земельку с могилы, прикладывают к больным местам и по вере получают облегчение.

Из рассказа Александра М. Жирова: «У меня болела нога. Ходил с большим трудом... На страстной седмице, еле-еле отстояв службу, причастился, и подошёл к могилке матушки Ефросиньи. Попросил её помочь мне и взял немного земли. Землю на ночь привязал к больной ноге. На утро встал здоровым».

Рассказывает работница храма Татьяна И. Клёнова: «У меня сильно разболелась голова, аж в глазах темно. Думала, что сейчас упаду. Я пошла к могилке матушки Ефросиньи и попросила: «Матушка Ефросинья, помоги мне». Приложилась к камушку. Села на лавочку... Через несколько минут боль прошла, голова сделалась лёгкая-легкая».

 

Господи, упокой душу старицы Ефросиньи, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

 

*В тринадцатом веке, после смерти святого благоверного князя Александра Невского его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с городком Москвой. (В то время к Московскому княжеству относилось и село Вохна (ныне это город Павловский Посад) с окрестными землями. По преданию, как-то князь Даниил заблудился в дремучем лесу во время охоты. Потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, просил молитвенной помощи святителя Тихону Амафунтскому, в день памяти которого он заблудился, при этом пообещал построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса.

Вскоре князь Даниил вышел из леса к светлому озеру неподалеку от своей охотничьей стоянки. На этом месте вскоре и был возведён по приказу князя храм святителю Тихону, епископу Амафунтскому. И во всех других храмах, что ставили здесь позже, один престол всегда посвящали этому святому. Озеро, на котором стоит храм, называется Данилищево, а в храме за каждой службой обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому.

Царь Иван Грозный, наследник Московских князей, записал некогда здешние земли за Троице-Сергиевой Лаврой. С того времени в этих местах особо почитают и святого преподобного Сергия Радонежского. В Храме Рождества Христова есть чтимая икона преподобного Сергия. Образ преподобного Сергия в полный рост находится на северной стене в Никольском приделе.

29 июня – в день памяти свт. Тихона, епископа Амафунтского в храме Рождества Христова в селе Заозерье престольный праздник. Ежегодно в этот день верующие со всей округи стараются попасть на праздничную литургию, а после службы окунуться в водах Данилищева озера, не берегу которого стоит Заозерский храм. По рассказам старожилов многие верующие исцелялись после купания в озере в этот знаменательный день.

 

 

Схимонахиня Маргарита (Никитина)

(+1969)

 

Будущая подвижница родилась в благочестивой крестьянской семье Никитиных в восьмидесятых годах 19 века. Семья Никитиных жила в селе Малое Игнатово в Мордовии. Известно, что перед революцией родители благословили дочь поступить в Серафимо - Дивеевский монастырь, чтобы она «отмаливала весь род».

Из рассказа священника Александра Никитина: «Будущая схимонахиня еще девочкой была необычной. Придет на базар, подходит к некоторым торговцам и говорит: «Ты обманул покупателя, взял лишние деньги!» Или - недовесил... Люди тогда были верующие, греха все-таки боялись - и возвращали обманутым покупателям деньги.

Еще отроковицей - было это до 1909 года - Маргарита пошла в Дивеево с монахинями Майданского монастыря Атяшевского района Мордовии... Эти майданские паломницы зашли в Старцев Угол* за благословением, чтобы дальше продолжить путь в святую обитель. Старцы благословили их по пути зайти к преподобному Филарету Ичалковскому**. Шли они - несколько паломниц, монахини и матушка игуменья с посохом, с нагрудным крестом... Пришли в Ичалки. Батюшка Филарет нес в свою келью воду из колодца, а, увидев паломниц, бросил деревянные ведра на землю, пошел навстречу. Идет такой радостный, руки распростер: «Ой, матушка!..» Игуменья отдает свой посох Маргарите, чтобы ответить на приветствие преподобного. А старец от нее делает шаг - и к Маргарите: «Вот, - говорит, - моя невеста!» И правда, после того, как матушка Маргарита стала в Старцевом Углу женскую общину восстанавливать, после смерти старца Филарета вся округа стала ходить к ней. Вот какая связь святых... Она до революции была в Дивеево послушницей батюшки Серафима, потом пришла сюда, строила обитель, в Преображенской пустыньке подвизалась... А преподобный Филарет Ичалковский был постриженником Саровской пустыни. И вот матушка Маргарита стала как бы его преемницей.

Последняя дивеевская схимонахиня Маргарита с нашей схимонахиней Маргаритой были подругами. Матушка Маргарита (Лахтионова)***, когда я приходил к ней в келью и спрашивал о нашей матушке Маргарите, говорила: «Да, я эту мордовочку хорошо помню! Мы тогда жили в селе Выездном. Она со мной вместе проходила послушание на мельнице. Я еще молодая была, она постарше меня. И какая была мудрая - чтобы не проспать полунощницу, она ляжет на пороге, и как только кто-то поднимется выйти на двор, переступит через нее - она тут же встает, зажигает свечу и молится до тех самых пор, пока всем пора просыпаться». Спала она очень мало, была большая молитвенница.

Матушка была знакома со Святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Хозяйка дома, где она жила, после ее смерти сожгла очень много писем - хранить их она побоялась. Жаль, утрачены бесценные реликвии... Были среди них и письма от Владыки Луки, присланные им из ссылки... А после матушка виделась с Владыкой во время Великой Отечественной войны - в Тамбове, в госпитале. И келейница матушки, ее племянница монахиня Лариса пожаловалась: «Вот, Владыка, после того как матушку расстреливали, у нее на месте раны образовалась такая опухоль - как бы третья грудь. Страшно ее мучает! Сделал бы ты ей операцию!» Владыка посмотрел - и говорит матушке Маргарите: «Надо обязательно делать операцию!» А матушка ответила: «Владыка, вот вы - Архиереи, большие ученые - сколько наград имеете. От мирских властей - ордена и звания, от духовных - панагию, сан... У меня же единственная медаль от Господа - так уж оставьте ее мне!» Так и осталась она с этой «медалью» и прожила с ней до самой кончины 30 сентября 1969 года. (Примечательно, что в конце жизни духовнику матушки также предлагали избавиться от крупной опухоли и на губе. Когда ему предложили операцию, старец Филарет отказался, сказал: «Это райские цветы, и мне ли их уничтожать»-сост.).

Господь дал ей долгий век, прожила она далеко за девяносто, да уж не больше ли ста лет - точно пока выяснить не удалось. И умерла в день мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии - Премудрости Божией... (Схимонахиню Маргариту похоронили в посёлке Ардатов (Мордовия)- сост.)

У нее была губа рассечена, ее рассекли шашкой во время белочешского восстания. Красноармеец хотел в храм въехать на лошади - матушка встала на пути, не пуская. Солдат оттолкнул ее, а краем сабли задел за губу. На фотографиях конца двадцатых годов она уже с этим шрамом.

Когда матушка Маргарита ходила молиться в Старцев Угол на праздники, то бесноватые, которые туда съезжались со всей округи, еще не видя ее, начинали кричать: «Ой, идет, идет! Палит нас!..»

Многие шли к ней за советом, как поступить в каких-то трудных случаях, больные просили ее молитв об исцелении. И очень многим она помогала своими молитвами. Одну девушку из Талызина матушка избавила от припадков. Но замуж выходить не велела: «Я, - говорит, - тебя исцелила только для успокоения твоей души».

Однажды матушка Маргарита шла со своей тезкой - другой схимонахиней Маргаритой, чадаевской. Та была тоже молитвенница, глубоко верующая. Но матушку Маргариту она не слушала, прозорливость ее называла «прозорством». Собралась ехать в Ромоданово, к племянникам, а матушка стала отговаривать. Почему ехать не велит - не сказала. Та и обиделась: «Ты все только притчами говоришь, а напрямую ничего не скажешь! Я и сама такая же, как ты - молитвенница и постница...» Рассердилась на матушку и без ее благословения поехала в Ромоданово. На обратном пути напросилась поехать на попутной машине, хоть в кузове. А дороги были ухабистые, машину тряхануло - все, кто ехал с ней в кузове, удержались, она одна только вылетела, позвоночник переломала и на месте умерла. А не погордилась бы, послушала матушку - и осталась бы жива...

Еще более удивителен случай оживления матушкой Маргаритой умершей девочки... После войны одна девочка, приехавшая в Сеченово на лето к бабушке, играла с подружками, набегалась, прилегла на навозную кучу и уснула. Подружки разошлись, а она все спит. В ухо ей заползли личинки, и девочка заболела. Врачи не могли определить, что с ней случилось, решили, что это менингит. Болезнь лечению не поддалась, и девочка умерла... В горьком отчаянии, в смятении дедушка с бабушкой поехали с мертвой девочкой на руках к матушке Маргарите. Был Ильин день, и они нашли матушку в Старцевом Углу, по пути к часовне. Положили девочку к ее ногам и заплакали: «Матушка, помолись!» Она сокрушенно ответила, что теперь уж ничего не поделаешь, вот если бы раньше к ней девочку привезли. Когда она только заболела... «А теперь уж что - я только помолиться и могу...» Воздела руки к небу и стала молиться. И Господь услышал ее молитву. Вдруг возле ее ног из-под земли пробился ручеек, матушка взяла из него воду и смешала с землей, эту грязь влила в ухо девочке и перевернула ее вниз лицом. Из уха полезли черви. И тут девочка очнулась, ожила».

Известно, что прозорливая старица схимонахиня Маргарита предсказала жителям села Большое Игнатово, что со временем в селе будет построен храм (указала и место): «Будет церковь... Служить в ней будет священник с тем же именем, как у последнего батюшки в Игнатовке, отец Александр, а фамилия у него такая же, как у меня - Никитин...» В те годы, когда храмы повсеместно закрывались, это трудно было представить, однако через десять лет предсказание сбылось. (По рассказу священника Александра Никитина и составлен очерк о прозорливой старице Маргарите – сост.)

В статье «Схимонахиня Маргарита», опубликованной в газете «Благовест» Ольга Ларькина отмечает: «Схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу. Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась... В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и самую память о Старцевом Углу, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли.

Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Но она шла пострадать, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Пришла - и здесь ее в каких только грехах не обвинили. Матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...»

Господь хранил свою избранницу. Схимонахине Маргарите было суждено прожить долгую жизнь, по молитвам старицы в годы безверия не угасла вера в сердцах людей. Многие люди обращались к великой молитвеннице за духовным советом, к ней за молитвенной помощью обращались жители окрестных сел, страдающие от тяжёлых недугов. Получив исцеление, по молитвам подвижницы, верующие славили Господа.

 

Господи, упокой душу схимонахини Маргариты, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

 

 

* Старцев Угол - живописное место с целебными родниками в Сеченовском районе. Он расположен около села Горки на месте бывшего мужского монастыря.

 

** Праведный Филарет Ичалковский(1835 -1913 гг.)

Праведный Филарет, Ичалковский чудотворец родился в 1835 году селении Ичалки, тогда Нижегородской губернии, и при святом крещении был наречён Филиппом. (У благочестивых родителей Филиппа, Симеона и Акилины Кулаковых, было три сына, старшие стали монахами и подвизались в Свято-Толгском монастыре Ярославской губернии.)

И Филипп с детских мечтал посвятить себя служению Господу, однако родители решили его женить. В день своей свадьбы, по договору с невестой, он оставил родительский дом и поселился недалеко от села на правом побережье реки Алатырь.

Когда неподалёку от его кельи заложили поселок Крутая Гора, подвижник удалился в Саровскую пустынь, где принял монашество с именем Филарет.

После возвращения из Сарова, монах Филарет вновь поселился на пустынном берегу реки Алатырь. Не может укрыться Город, стоящий на вершине горы» (МФ. 5.14)

Вскоре люди, стремящиеся к духовному руководству, стали приходить к Филарету и спрашивать его духовного совета. В воскресные и праздничные дни монах Филарет бывал в храме на богослужении. Однажды старец пришел в храм с другого берега реки в Благовещение, приходившийся в самый разлив воды. Все очень удивились, так как лодки у него не было, а мост через реку Алатырь ещё не построили. 21 августа 1913 года старец мирно отошёл ко Господу, его похоронили в ограде Ичалковского храма.

Канонизация праведного Филарета Ичалковского прошла в Михаило-Архангельском храме г. Ичалки 21 августа 1999 года при большом стечении духовенства и народа. Богослужения возглавил Преосвященнейший Варсонофий, Епископ Саранский и Мордовский.

 

Кондак 1 (Акафист блаженному Филарету, Ичалковския земли подвижнику)

 

Избранный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, оставив мир и яже в мире и Господеви благоугодив, яко звезда светлая просиял еси добродетельным своим житием и

чудотворением. Ныне же, имея дерзновение, молися за ны ко Спасу Христу; мы же, ведущие тя яко заступника приснаго, ублажаем тя и согласно вопием: Радуйся, блаженне отче наш Филарете, Ичалковския земли радосте и утешение.

 

***Схимонахиня Маргарита (Лахтионова)

(1899-1997 гг.)

 

Схимонахиня Маргарита (в миру Евфросиния Фоминична Лахтионова) родилась 25 сентября 1899 года под городом Николаевом в крестьянской семье. Евфросиния с 12 лет мечтала поступить в Серафимо - Дивеевский монастырь, когда Ефросинье исполнилось пятнадцать лет её мечта сбылась - игумения Александра (Троковская) приняла её в святую обитель. Матушка прошла в монастыре разные послушания: телятницей, звонарем, церковницей, просфорницей, трудилась на общих послушаниях в Дивееве и Сатисе.

Однажды, когда послушница пасла телят, один теленок ушел так далеко к речке, что Фрося не могла его догнать, она заплакала и закричала: «Батюшка Серафим! Верни теленка!» И видит, теленок внезапно остановился, развернулся и пришел к ней. С тех пор она обращалась к Преподобному Серафиму, как к живому и самому близкому человеку со всеми своими нуждами и всегда получала помощь.

После революции монастырь превратили в трудовую артель. В 1925 году Ефросинию постригли в рясофор, оставив прежнее имя.

20 сентября 1927 года, накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, представители власти объявили о закрытие монастыря - сбылось предсказание преподобного Серафима: «Придет время, и мои сироты в Рождественские ворота как горох посыпятся». После закрытия монастыря матушка Евфросиния вернулась домой, к отцу. Вскоре отца арестовали.

В 1937 году многие монахини были арестованы и отправлены в арзамасскую тюрьму. Матушка рассказывала, что в лагере под Ташкентом ей дали номер 338...

Тот самый номер, о котором говорила прозорливая старица блаженная Мария Ивановна за несколько лет до ареста: «Будет, будет вам монастырь... Только называться вы будете не по именам, а по номерам... Вот тебя, Фрося, звать будут триста тридцать восемь».

После освобождение матушка поехала домой, позже вернулась в Дивеево, где и жила в небольшом домике до 1987 года. Многие монахини жили в частных домах. Сестры не оставляли молитвенного правила, собирались вместе в домах на богослужения, духовно поддерживали друг друга.

Матушка Евфросиния жила на Лесной улице в маленьком доме № 16 с Агафией Никитичной - бывшей благочинной монастыря, прожила она в нем около 40 лет. В этом доме был совершен постриг в мантию девяти дивеевских сестер, среди них была матушка Евфросиния. Она стала монахиней Марией. 8 апреля 1984 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена приехал из Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Вонифатий (Потапов) постригать ее в схиму. При постриге в схиму она получила новое имя - Маргарита.

Схимонахиня Маргарита принимала богомольцев, одаривала сухариками из чугунка преп. Серафима, многие получали от нее душеспасительные советы, и наставления. В Дивееве начались богослужения сначала в деревянной церкви Казанской Божией Матери в 1989 году, потом в Троицком соборе, матушку Маргариту приводили на все праздничные богослужения.

30 июля 1991 года она встречала святые мощи Преподобного Серафима. Матушка Маргарита передала свечу, преподобного Серафима (которую дивеевские сестры хранили, передавая друг другу, почти 158 лет) протодиакону, который вставил ее в свою свечу и с ней встречал мощи Преподобного у Святых ворот обители.

В марте 1992 года матушка Маргарита переехала в южный флигель колокольни, возвращенный обители. Последние пять лет своей жизни матушка Маргарита провела в возрожденном Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре. По свидетельству дивеевских сестёр, она учила новых сестер монастыря непрестанной молитве, великой любви к Богу, людям и к своей Обители, подавала пример в отношениях с начальствующими, младшими, постоянного оптимизма и доброжелательности.

9 февраля/27 января 1997 года в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских, в возрасте 97 лет матушка скончалась. По дивеевскому обычаю все сестры сделали 12 земных поклонов за упокоение ее души и 12 раз ударили в большой колокол. Похоронили матушку Маргариту за алтарем Троицкого Собора, недалеко от могилок дивеевских блаженных.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 1048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию