Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика второго периода





Важнейшее историческое содержание этого периода, продолжавшегося с середины XV в. до конца XVI в., – становление автокефалии Русской Церкви, определение её юридического (канонического) статуса среди Восточных Церквей и в христианском мире в целом. Этому предшествовали переходные годы. В частности, поставленный в Константинополе митрополит Исидор, принятый в Москве в 1437 г., был отвергнут в 1441 г. Собором русских епископов из-за принятия Флорентийской унии и отступления от православия. Именно поэтому начальная дата, определяющая границы периода, относится к поставлению в митрополита в декабре 1448 г. Собором русских епископов Рязанского епископа Ионы (1448–1461), в результате чего Церковь стала автокефальной de facto.

Огромное влияние на содержание этого периода оказало падение Константинополя под натиском турок-османов в 1453 г., в связи с чем Русь осознала себя единственным оплотом православия в мире. В этот период зарождается концепция «Москва – Третий Рим». Её появление связано с классической средневековой идеей перехода империи. По официальной византийской концепции, Рим перешёл на берега Босфора, в Константинополь (Царьград). А спустя тысячелетие падение Восточной Римской империи (1453) совпало с освобождением Московского царства от татарской зависимости (1480). Это совпадение потрясло не только русских. Идею о том, что Москва – третий Рим в течение многих десятилетий приносили на Русь странники-монахи, дипломаты из Валахии, Румынии, Болгарии, Сербии. Суть данной идеи заключается в следующем. Там, где государство осознаёт себя служащим идеалам Православия, слугою Христа, и при этом признаёт себя ответственным за судьбы Церкви не только в своих пределах, но и во всей ойкумене (от греч. oikuménē – вселенная, обитаемый мир), – такая страна и оказывается третьим Римом. Москва оказалась единственным независимым, самодержавным государством православного мира в XVI столетии. Самодержавное – не в смысле монархическое, а в смысле самоуправляющееся (самодержец – автократор (греч. – самовластный)). Утверждение «Москва – третий Рим» означало, что на Москве теперь лежит ответственность за судьбы Православия во всём мире.

В середине XV в. произошло разделение ранее единой митрополии на две части: одна из них – Московская стала самостоятельной (автокефальной) Церковью, этот её статус со временем был признан Константинопольской Патриархией; другая – Киевская – осталась в иерархической зависимости от Константинополя. Несмотря на разделение, обе Церкви опирались на одно и то же духовное наследие, которое обогащалось благодаря контактам между верующими обеих митрополий, миграции людей и книг, однако никакой юрисдикционной связи между иерархами обеих Церквей в этот период не было. Несмотря на различие в характере отношений к Константинополю, обе Церкви в течение длительного периода в решении стоявших перед ними задач должны были рассчитывать только на собственные силы.

Особенностью развития Московской митрополии оказалось переплетение интересов духовной и светской властей, объединившихся для решения общей задачи – укрепления православия в России и защиты православных за её пределами (прежде всего, на землях Юго-Западной и Западной Руси) от притеснений со стороны иноверных правителей. В этот период вопрос об отношениях Церкви со светской властью приобрёл для русского общества особое значение. Взаимодействие Церкви и государства могло развиваться успешно к выгоде обеих сторон (середина XVI в.), но могло и нарушаться, приводя к трагическим для Церкви последствиям (например, в эпоху опричнины).

Данный период, особенно с рубежа XV–XVI вв., был также временем активного государственного строительства. Важной духовной и идеологической составляющей этого периода стало стремление к формированию таких принципов отношений между Церковью и великокняжеской (позже царской) властью, которые на основе заимствованного на Руси византийского права должны были быть отношениями «симфонии между священством и царством»[8]. В этом смысле одной из самых главных вех периода Московской митрополии было венчание на царство Ивана IV митрополитом Макарием в 1547 г. и утверждение царского титула Константинопольским Патриархом в 1560 г. Значительным рубежом были канонизационные Соборы 1547–1549 гг. и Стоглавый Собор, подтвердившие духовную зрелость Русской Церкви и явившиеся необходимой вехой в истории церковной самостоятельности. В целом для Московской митрополии XVI век стал временем собирания и упрочения собственных церковных традиций. Конечная веха периода – Московский Собор 1589 г., на котором был учреждён Московский Патриархат, что на каноническом уровне утвердило самостоятельность Русской Церкви. Учреждение Патриаршества состоялось по инициативе царя на Соборе, происходившем с участием Константинопольского Патриарха и греческого духовенства, что свидетельствовало о сохранении канонического единства с вселенским центром православия.

1.3. Третий период (1589 – начало XVIII в.)

Date: 2015-11-13; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию