Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика первого периода





Внутри первого периода могут быть выделены подпериоды: j 988– 1240 гг.; k 1240–1448 гг.; граница между ними очевидна – ордынское завоевание.

Œ 988 – 1240 гг. Принятие Русью православия в X веке явилось судьбоносным событием, определившим религиозно-церковные традиции жизни общества[4]. Главным содержанием русской церковной истории до середины XIII в. является приобщение населения Древнерусского государства к новой христианской религии и создание на общеправославной основе собственных церковных традиций (появление национальных подвижников и святых, собственных памятников права для нужд своей церковной организации, своих традиций монашеской жизни и др.).

Характерная черта этого периода заключается в том, что православие стало единственным вероисповеданием на территории Древнерусского государства. Уже начиналась конфронтация с латинским миром, но пока преимущественно на уровне полемики, отсутствовала серьёзная опасность со стороны мусульманского мира. Главным противником православия были язычники, как на территории Древней Руси, так и нападавшие на неё извне. Связи с Константинопольским Патриархатом были в этот период христианизации Древней Руси особенно тесными.

Внутри домонгольской эпохи как существенный рубеж выделяется 1051 год – год поставления Собором русских архиереев первого русского по происхождению митрополита Илариона, которое стало проявлением некоторой самостоятельности относительно Константинопольской кафедры. В 1054 г. произошло событие общехристианского значения – разделение Церквей. С момента церковного раскола для Русской Церкви началась новая пора – эпоха противостояния латинской Церкви, обострению отношений способствовали, в частности, события IV Крестового похода[5].

Государственно-политическая раздробленность, охватившая Русь после смерти в 1136 г. Мстислава Владимировича – сына Владимира Мономаха, никак не означала раздробленности этнической, а тем более – конфессиональной: православная вера к тому времени объединила русичей, Русская Православная Церковь играла роль скрепляющей структуры и в условиях государственной децентрализации по-прежнему держала под своей юрисдикцией всю страну. Археология чётко фиксирует наличие единства в материальной и духовной культуре восточных славян того времени.

 1240 – 1448 гг. С середины XIII в. есть основание говорить о следующем этапе в русской церковной истории, прежде всего, в связи с резким изменением внешних условий её существования –

ü подчинением древнерусских земель власти иноверных завоевателей-язычников, принявших в XIV в. мусульманство, и

ü усилением конфронтации с латинским миром, в котором зазвучали призывы к крестовым походам против «схизматиков»[6], то есть православных.

С переходом в XIV в. значительных территорий Юго-Западной и Западной Руси под власть правителей-язычников, позднее католиков на исторической территории Киевской митрополии возникла католическая церковная организация, а православие было поставлено в положение лишь терпимого вероисповедания, существование которого оказалось под угрозой, деятельность Православной Церкви подверглась разнообразным ограничениям.

Для отношений с Константинопольской Патриархией характерно проявление двух различных тенденций. С одной стороны, наблюдается, в особенности во второй половине XIV в. – начале XV в., явное оживление духовных связей, наложившее заметный отпечаток, в частности, на жизнь русского монашества. С другой – наметилась тенденция к ослаблению иерархической зависимости от Константинополя, в результате чего Патриарху всё чаще стали предлагать «местных» кандидатов на митрополичий стол.

Весьма значительным внутренним рубежом для этого отрезка истории служит конец XIII в. – начало XIV в., особенно 20-е гг. (1326 г. – закладка московского Успенского собора), когда совершилось перенесение митрополичьей кафедры сначала во Владимир, затем в Москву, что было вызвано перемещением центра русской государственности и культуры на северо-восток, и эпоха святителя Алексия (1354–1378) и преподобного Сергия Радонежского, определившая на века последующее развитие русского монашества.

В 50 – 70-е гг. XIV в. митрополитом Алексием была успешно проведена монастырская реформа (введены «общежительства» и основаны новые общежительные монастыри). Следует напомнить, что в те времена существовало три вида монастырей.

Œ Отходные монастыри – это скиты, устраиваемые монахами-отшельниками (анахорет[7] жил только своим трудом, сам готовил, растил себе пищу и т. п.).

В особножительных монастырях иноки проводили общие службы, но каждый имел собственное имущество.

Ž Общежительные монастыри, в которых иноки отказывались от имущества вообще. Общежительные монастыри были на Руси ранее (например, Киево-Печерская обитель и новгородский Антониев монастырь), но к XIV в. уже забылись.

В 1353–1354 гг. митрополит Алексий, добившись поддержки константинопольского патриарха Филофея, предложил инокам основанного Сергием Радонежским особножительного Троицкого монастыря принять устав общежительного монастыря. В основе этого устава лежало несколько главных принципов

ü равенство всей братии (включая игумена),

ü запрет на частную собственность,

ü совместный стол и молитва,

ü послушание и

ü чёткое распределение обязанностей.

Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены.

По идее митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительные монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства Русского государства. К тому же, распространение общежитийных монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов, и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри, со временем, стали выполнять и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав – духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных им и его последователями обителей.

1.2. Второй период (1448–1589)

Date: 2015-11-13; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию