Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутизм: понятие, причины развития и отграничение от других заболеваний





 

Психолого-педагогическая картина аутичных расстройств личности сложна и неоднозначна по сравнению с другими нарушениями психического развития. По этой причине организация воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом имеет огромные трудности. В отличие даже от сложных дефектов аутизм, причина появления которого до сих пор не выяснена, практически не поддается результативной компенсирующей работе.

Термин «autismus» был введён швейцарским психиатром в 1910 году. Таким кратким определением врач обозначил особое состояние пациента, а именно – уход в свой собственный мир фантазий, где любое воздействие извне воспринимается как невыносимая назойливость. В отличие от других расстройств деятельности мозга, аутизм проявляется без чёткого механизма и на молекулярном и на клеточном уровнях. Более того, считается, что аутизм обусловлен наличием сразу нескольких расстройств, появившихся в результате влияния многих факторов, затрагивающих все или несколько функциональных систем мозга на ранней стадии развития.

Ранний детский аутизм – «вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь, с близкими людьми» [18].

Рассмотрим еще определения:

Детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Распространенность аутизма составляется 4-5 человек на 10 тыс. детей [3].

Аутизм (autism):

1. Синдром Каннера, аутизм детский (Kanners syndrome, infantile autism) - редкое нарушение психики у детей, проявляющееся впервые в возрасте примерно двух с половиной лет.

2. Уход от реальности в мир собственных фантазий: характерен для шизофрении или процесса личностных изменений - аутичный (autistic) [2].

Аутизм представляет собой серьёзное нарушение психического развития с устойчивым течением без ремиссий и проявляющееся впервые в возрасте до двух лет. Это расстройство вызвано отклонениями в развитии головного мозга и характеризуется ярко выраженным дефицитом социального общения, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Несмотря на то, что установлена связь между изменениями многих участков мозга и проявлениями аутизма, учёными до конца не изучены сами процессы развития изменений в мозге, вызывающих аутистические расстройства.

Причины развития аутизма до сих пор не выявлены. Этиология этого нарушения в развитии детей остается неясной. Есть несколько гипотез [18].

1. Существует гипотеза о психогенном происхождении аутизма. В результате психологической травмы в раннем возрасте или от недостатка общения с родителями. Этого направления придерживаются, в основном, зарубежные ученые-дефектологи.

2. Ряд ученых считает, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность ЦНС:

- врожденные обменные нарушения,

- хромосомные аномалии, последствия нейроинфекции,

- поражение ЦНС в результате патологии беременности,

- рано начавшийся шизофренический процесс,

- краснуха во время беременности.

На сегодняшний день выявлено более 30 причин, от них во
многом зависит характер проявления раннего детского аутизма.

Некоторые специалисты считают, что аутизм является наследственной аномалией и передаётся на генном уровне. Отчасти этому есть подтверждение, так как чаще всего аутистические проявления наблюдаются у членов одной семьи. Тем не менее, учёные до сих пор не выявили гены, отвечающие за аутизм.

Кроме того причиной развития аутизма могут послужить иммунные и гормональные нарушения, а также различные расстройства нервной системы. Многие считают, что спровоцировать появление болезни могут детские вакцины. Но этому мнению не найдено подтверждения. Если явные изменения в поведении ребёнка произошли после вакцинации, это может говорить о наличии недиагностированного нарушения прежде себя не проявлявшего. Прививка в этом случае могла послужить пусковым механизмом. Но чаще всего аутизм развивается в результате совокупности вышеперечисленных факторов.

Отграничение от сходных заболеваний:

1. Часто у маленького ребенка с аутизмом подозревают слепоту и глухоту, т.к. он не реагирует на близких ему людей.

2. Может быть соотнесение аутизма и умственной отсталости. У 2/3 аутичных детей может быть выявлена умственная отсталость. Однако выполнение неречевых заданий у детей с аутизмом лучше, чем у детей с умственной отсталостью.

3. Ранний детский аутизм и нарушение речевого развития.

а) При моторной алалии ребенок вообще не разговаривает.

б) При сенсорной алалии ребенок не понимает речь. А ребенок с аутизмом слушает указания и через некоторое время может его выполнить (т.е. речь понимает).

в) Шизофрения и аутизм. В России считается, что аутизм - это одно из проявлений вялотекущей особенной шизофрении. Тогда, как на Западе полностью исключается связь аутизма с этим психическим заболеванием.

Как установили специалисты, наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте трех-пяти лет, т.е. в период так называемого кризиса трех лет и сразу после него. Как отмечает К.А. Михальченко, «аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность отклонений ребенка» [11, c.179].

Наблюдения за детьми, страдающими ранними формами аутизма, позволили выделить несколько характерных проявлений этого психического заболевания:

1) аутичный ребенок не в состоянии фиксировать свой взгляд на лице другого человека и совершенно не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

2) первая улыбка появляется вовремя, но она не предназначена конкретному человеку;

3) узнавая своих близких, больной ребенок не проявляет характерных при этом для других детей эмоций [17].

То есть первые признаки аутизма проявляются в самом начале жизни. Нередко уже к году заметна «необычность» и «странность» таких детей. Внимательные родители всегда заметят нежелание крохи идти на контакт, его однотипные монотонные действия, раскачивание, перебирание, игра с одним и тем же предметом. Часто такой малыш избегает зрительного контакта.

Насторожить должны неравномерное психомоторное развитие, задержка речи, отсутствие звукоизобразительных слов и крайне избирательное внимание. Часто ребёнок не слышит, когда к нему обращаются, никак не реагирует на внешние воздействия, отстранён и безразличен.

Вместе с тем у каждого аутичного ребёнка признаки отклонения могут разительно отличаться. Один малыш часами играет в кроватке сам с собой, не проявляя ни малейшего интереса к окружающему миру. А другой впадает в истерику от звука тикающих часов или капающей воды из-под крана.

В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают серьёзные проблемы с налаживанием коммуникативных навыков. Игнорирование сверстников может смениться стойкой привязанностью к узкому кругу лиц. При этом дать отпор в случае агрессии аутичный ребёнок не способен. В то же время он может молча подойти к человеку и вынуть прямо из рук заинтересовавший предмет. Это не стоит рассматривать как агрессивность, ведь ребёнку владелец вещи представляется просто неодушевлённой помехой.

Также у детей с аутизмом нередки проблемы со сном, выявляются отклонения в пищевом поведении, приверженность к однообразию и чёткому следованию определённого распорядка. Нарушение привычного ритуала действий часто вызывает тяжёлые вспышки гнева.

Основные признаки, являющиеся поводом для обращения к специалистам:

· к году жизни малыш не лепечет, не жестикулирует и не указывает на предметы;

· к полутора годам не выговаривает слова;

· отсутствие в двухлетнем возрасте спонтанного произношения фраз из двух слов;

· потеря уже приобретённых навыков [4].

При воспитании аутичных детей учитываются все эти факторы, а также то, что больной аутизмом ребенок стремится к сохранению привычного ему жизненного пространства. Эту особенность специалисты называют «феноменом тождества». Согласно этому феномену, внешние реакции на изменения могут проявляться в излишней активности, беспокойстве и агрессии. Больной ребенок многократно повторяет одни и те же действия, стремится к постоянству в своих привычках. Кроме того, он произносит одни и те же звуки, а предметы, с которыми ему приходится сталкиваться в быту, обнюхивает и облизывает.

Во время игры ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы, а игрушки почти никогда не использует по назначению. Страхи проявляются довольно рано, причем могут быть неконкретными, а могут и иметь вполне понятное происхождение.

Ребенок, больной аутизмом, часто боится шума электроприборов, собак, машин, подземных переходов, самых разных игрушек и предметов, его окружающих. Общей особенностью всех страхов при аутизме является их сила, стойкость и труднопреодолимость.

Неравномерность развития при раннем детском аутизме находит свое отражение в особенностях моторики. Движения больных детей угловатые, вычурные, несообразные. Еще одной особенностью аутичных детей является проявление особых, только им присущих фантазий, оторванных от реального мира. Эти фантазии как бы замещают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов.

Таким образом, до сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу о том, что, скорее всего, это заболевание возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство, причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров (триггер в психологии - это предмет или действие оказывающее определённую реакцию, своего рода спусковой крючок).

 

Date: 2015-11-13; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию