Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1. Роль и место фольклора в ранних произведениях Н.В





Введение

Глава 1. Роль и место фольклора в ранних произведениях Н.В. Гоголя

Краткий биографический очерк

§2. Значение фольклорных элементов в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий»

§3. Источники фольклорных элементов в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий»

Глава 2. Традиции фольклора в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий»

§1. Изображение народной жизни в произведениях, вошедших в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», и повести «Вий»

§2. Анализ фольклорных элементов сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий»

§2.1 Анализ фольклорных элементов в повести «Сорочинская ярмарка»

§2.2 Анализ фольклорных элементов в повести «Вечер накануне Ивана Купала»

§2.3 Анализ фольклорных элементов в повести «Майская ночь, или Утопленница»

§2.4 Анализ фольклорных элементов в повести «Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»

§2.5 Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

§2.6 Анализ фольклорных элементов в повести «Страшная месть»

§2.7 Анализ фольклорных элементов в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

§2.8 Анализ фольклорных элементов в повести «Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»

§2.9 Анализ фольклорных элементов в повести «Вий»

Заключение

Список литературы


Введение

 

Н.В. Гоголь вошел в литературу со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», который стал своеобразным откровением для литературы. В первой трети XIX века, когда Н.В. Гоголь начал приобретать известность в литературных кругах, все более возрастал интерес к творениям народа. Обращение многих художников к фольклору обуславливалось также общей романтической направленностью искусства того времени. Именно поэтому «провинциал»-малороссиянин Гоголь мгновенно приобрел известность.

Повесть «Вий», вышедшая в сборнике «Миргород», опубликованном позднее, идейно и стилистически схожа с произведениями сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Вии» Гоголь продолжает интерпретацию народных преданий, легенд и верований, сохраняет народный колорит и особенности быта жителей Малороссии.

Принято считать, что все анализируемые нами повести основываются на украинском фольклоре и мифологии, однако следует признать, что большое влияние на формирование представлений и создание интерпретаций оказал и русский фольклор. Хотя разделять народное творчество на малороссийское и русское и рассуждать, насколько они повлияли на творчество Гоголя, представляется некорректным, поскольку развитие двух народов, их история, а значит верования, обычаи и фольклор тесно соприкасались и постоянно взаимодействовали, диффузно воздействуя друг на друга. Такой тандем приводил к общности многих обрядов и верований, унаследованных обоими народами.

Значительным образом на формирование художественного мира Гоголя повлиял и западноевропейский фольклор, который, однако, органически наполняется новыми, близкими Гоголю по восприятию смыслами.

Многие исследователи творчества Н.В. Гоголя отмечают, что художник был глубоко религиозным человеком (к такому же выводу можно прийти, анализируя воспоминания современников, а также переписку писателя с родными и друзьями). Гоголь был хорошо знаком с библейской литературой, традиции которой также в значительной мере отразились в его произведениях.

Интересно заметить, что источники, формировавшие нравственные и художественные воззрения писателя, являются весьма противоречивыми по своей сути, однако мастерство художественного слова позволяло Гоголю соединять разрозненные части в целое, создавая уникальный мир, наполненный неизвестными сакральными знаниями, художественно интерпретируя весь полученный им материал.

Объектом данного исследования явились повесть «Вий» («Миргород»), а также произведения, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»,«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

Предметными сторонами исследования стали фольклорные традиции, запечатленные в анализируемых произведениях.

Для того чтобы оперировать понятием «традиция», необходимо дать ему дефиницию. Так, в «Большом энциклопедическом словаре» находим следующее определение: «это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и так далее»[1]. Данную дефиницию в работе мы будем использовать как основную, поскольку приводимое определение является, на наш взгляд, достаточно полным и всесторонне раскрытым, а также учитывает современные литературные воззрения на данную проблему. То есть, в данном исследовании мы проанализируем отраженные в изучаемых произведениях народные нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и так далее. Следует осознавать потребность в обращении к традициям народной культуры и древнейшим жанровым формам словесного творчества при изучении поэтики Н. В. Гоголя как необходимость.

Степень изученности данной темы достаточно высока. Влияние фольклора на творчество Н.В. Гоголя не раз становилось предметом научных изысканий. Так, наиболее значимыми в освещении заявленной темы представляются следующие публикации литературоведов и фольклористов: А.Н. Веселовский Три главы из исторической поэтики из монографии Историческая поэтика[2], в которой автор подробно описывает различные обычаи, обозначает особенности языка поэзии и прозы; В.Я. Пропп Поэтика фольклора[3], где автор рассматривает основные понятия теории и истории фольклора, в том числе, классификацию фольклорных жанров и их специфику, отношение фольклора и действительности; Е.М. Мелетинский Поэтика мифа[4], где рассматриваются общие проблемы мифологии, проводится анализ современных теорий мифа, а также критически рассматривается использование мифа в художественной литературе и литературоведении XX века. Также следует выделить работы, посвященные творчеству Н.В. Гоголя и интерпретации его произведений: Ю.В. Манн Поэтика Гоголя[5], в монографии затрагиваются проблемы гоголевской поэтики, рассмотрены такие вопросы, как: карнавальное начало в произведениях писателя, явная и завуалированная фантастика, нефантастическая фантастика, гротески так далее, а также отмечена органическая связь поэтики писателя с его миросозерцанием, философией истории, стремлением Гоголя рассмотреть и расслышать во всем сложное, человеческое; С.И. Машинский Художественный мир Гоголя[6], где обозначены основные вехи творческого пути Н.В.Гоголя, показано художественное своеобразие его творчества и определено значение великого писателя для передовой общественной мысли и отечественной литературы XIX века. Следует отметить, что существует достаточно большое количество публикаций, посвященных творчеству Н.В. Гоголя, периодически издаются сборники научных трудов и материалов конференций, посвященных изучению творчества писателя. Среди публикаций существуют совершенно необычные по форме и содержанию, примером может служить материал М.Я. Вайскопфа Страшная ночь, или Экзекутор: Девятая повесть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»[7], представляющий собой «монтаж цитат из 23 произведений Гоголя» и являющийся своеобразным художественным осмыслением творчества писателя

Целью данного исследования является изучение и анализ фольклорных традиций, отраженных в повести «Вий» и в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд исследовательских задач:

1. Кратко описать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя, проследить становление писателя.

2. Проанализировать значение фольклорных традиций в ранних произведениях Н.В. Гоголя.

3. Проанализировать источники фольклорных традиций в анализируемых произведениях.

4. Описать изображение народа в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий».

5. Рассмотреть и проанализировать фольклорные традиции, запечатленные в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и в повести «Вий».

Следует предполагать, что фольклорные традиции в анализируемых произведениях отразились на сюжетном и образном уровнях, а традиционные фольклорные элементы заключаются в описании и интерпретации различных календарных и внекалендарных обычаев, поверий и преданий малороссийского, русского и западноевропейского народа, а также ассимиляции религиозных представлений с народно-языческими. При разработке поставленных целей мы постараемся найти соответствия созданных Гоголем образов и сюжетов в фольклоре и библейской литературе, а также проанализируем художественную интерпретацию этих элементов.

Структура работы предполагает наличие введения, двух глав (в первой дается краткий биографический очерк, оценка значения фольклора в ранних произведениях Н.В. Гоголя; анализируются возможные источники фольклорных традиций в анализируемых произведениях, во второй – характеризуется описание народной среды в исследуемых произведениях, а также анализируются традиционные фольклорные сюжеты и образы, интерпретированные в повести «Вий» и сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»), заключения и списка литературы.


Date: 2015-11-13; view: 1283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию