Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11.Политическая система





Тема 12.Функции государства.

Тема 13.Форма государства. Форма правления.

Тема 14.Форма государственного устройства.

Тема 15.Политический режим государства.

Тема 16.Правовой статус личности. Права человека.

Раздел Ш «Теория права»

Тема.1. Понятие права. Функции права.

Тема. 2. Основные концепции правопонимания.

Тема.3. Формы (источники) права

Тема.4. Нормы права

Тема 5. Правотворчество. Юридическая техника.

Тема 6. Юридическая (законодательная) техника.

Тема7. Нормативные акты

Тема 8. Действие нормативного акта во времени.

Тема 9. Пробелы в праве

Тема 10. Толкование права

Тема 11. Систематизация законодательства

Тема 12. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права)

Тема 13. Система права и система законодательства

Тема 14. Понятие правоотношений

Тема 15. Юридические факты и составы

Тема 16. Реализация права. Правоприменение права

Тема 17. Правовое регулирование

Тема 18. Правовое поведение Правомерное поведение. Правонарушение.

Тема 19.Юридическая ответственность

Тема 20. Законность и правопорядок.

Тема 21. Правосознание и правовая культура. Правовое воспитание

 

Тема 1.Понятие теории государства и права как дисциплины, как науки. Структура, основные черты. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

Теория государства и права дает основной понятийный аппарат государственно-правовых явлений. Теория государства и права изучает и суммирует знания о государстве и праве, о закономерностях появления и развития государства и права, о связях государства и права с другими явлениями и процессами, происходящих в обществе. Следовательно, объектом изучения теории государства и права как учебной дисциплины является государственно- правовая организация общества. Предметом являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, государственный аппарат, форма государства, понятие права, нормы права, применение права и т.д.

Наука теории государства и права.

Наука о государстве и праве раскрывает составные элементы государства, государственный аппарат в целом и его отдельные органы, государственную власть, правовые институты и нормы. Наука о государстве и праве прослеживает взаимосвязь государства, права и общества, т.к. государство и право не изолированные социальные явления, а выражение таких процессов в обществе как разделение труда, появление классов, их борьба, общение между нациями и народами. Наука о государстве и праве позволяет лучше понимать политические явления. Государственная власть непременно находит свое закрепление в правовых нормах. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о политической практике, о механизме государственной власти, о сущности политического режима, о проблемах общества, о проводимой внутренней и внешней политике.

Связь науки теории государства и права с общественными науками

Наука о государстве и праве тесно связана с другими общественными науками: с философией. Философия объясняет всю общественную жизнь, мир в целом. Открытые философией общие законы развития общества являются основой для понимания, что такое государство и право, их взаимосвязь друг с другом, с другими явлениями. Взаимосвязь философии и науки о государстве и праве можно проследить на протяжении всей истории. Платон, древнегреческий философ-идеалист (427-347 г.г. до н.э.), считал, что мир создан божественным творцом, и мир идей первичен. Период в который он жил, - период рабовладения, поэтому он идеалист в социально-политических взглядах: он обосновывал вечное господство аристократии, он считал, что «идеальное государство» должно базироваться на существовании 3-х сословий: 1).философов-правителей; 2). стражей и 3).земледельцев с ремесленниками. Демократия, по его мнению – низшая форма государственного устройства. Платон выражал интересы определенного класса, его философские взгляды отражались на его представлении о государстве и праве. Очень тесно философия связана с правовыми явлениями, поэтому существует философия права, изучаемая студентами-юристами.

Теория государства и права тесно связана с экономическими науками, поскольку развитие государства, его социальное благополучие отражаемое в юридических документах зависит от экономического состояния государства.

Теория государства и права тесно связана с политологией. Политология изучает происходящие в обществе и государстве политические процессы. Государство определяет внутреннюю и внешнюю политику, правовое положение общественных институтов, в свою очередь на государственную власть влияет политическая власть. Политические идеи, взгляды вносят коррективы в проводимую государством политику. Сказанное обуславливает взаимосвязь теории государства и права с политологией.

Теория государства и права прочно связана с социологией. Социология исследует социальные явления в обществе, государстве, праве. Социологические методы используются теорией для изучения государственно-правовых явлений. Студентами изучается социология права.

 

Тема 2. Место теории государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права – основополагающая наука юриспруденции, которая изучает формы, сущность, содержание государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития. Определения, понятия, вырабатываемые теорией государства и права, составляют основу для отраслевых юридических наук: невозможно применять нормы конкретной отрасли права, не зная, что такое норма или отрасль, не уяснив, как и кем создаются нормы права, какими органами охраняются. Теория государства и права состоит из двух частей: теории государства и теории права. Изучение государственных и правовых явлений в рамках одной науки вызвано тем, что они взаимно возникают параллельно, в силу одних причин, определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества. Теория государства и права – это методологическая наука с помощью которой можно изучить все остальные юридические наука.

 

Тема 3.Методы теории государства и права. Функции теории государства и права как учебной дисциплины

С точки зрения философии, методология представляет –совокупность методов с помощью которых познаются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Методология теории государства и права – это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания государственно-правовых явлений. Под методом теории государства и права понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется познание правовых явлений. Для сегодняшнего дня характерна множественность методов – «методологический плюрализм» в познании государства и права. Русский ученый-юрист, философ И.А. Ильин писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными. Множественность методов при изучении государственно-правовых явлений позволяет одновременно сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, исследовать эти явления с разных точек зрения, чтобы избежать односторонности в исключении. Классификация методов, используемых в науке, в том числе в теории государства и права

1. Всеобщие или философские: диалектический (диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении), исторический (когда явления изучаются с учетом их исторического развития), системный (изучение явлений во взаимосвязи друг с другом, во взаимодействии со связанными с ними факторами); сравнительный, социологический (когда функционирование государственно-правовых явлений изучается во взаимосвязи с обществом); политический метод, позволяющий изучать влияние политики на государственно-правовые явление и наоборот.

2.Общие (общенаучные) которые могут использоваться во всех областях знаний, в том числе и в теории государства и права. Методы – анализа (анализ - расчленение (в том числе и мысленное) объекта на элементы), синтеза (синтез - соединение элементов, частей в единое целое), аналогии (выявление сходства предметов, отношений, явлений путем сравнения) и другие: умозаключение, индукция, дедукция.

3. Специальные методы познания – это частно-научные, частно-юридические которые воссоздают специфику правовой науки. Среди них можно выделить:

1.Конкретно-социологический. Применим для изучения конкретной сферы функционирования государственно-правовых явлений и институтов. При пользовании данным методом обращаются к наблюдению, анкетированию и другим способам.

2.Метод социально-правового эксперимента – это возможность опытным путем проверить целесообразность и эффективность проекта юридического документа или принятого нормативного акта, правовых и государственных преобразований.

3.Формально-юридический позволяет исследовать текст юридического документа, толковать его, выясняя формальные моменты и получать юридические знания. Поэтому данный метод можно назвать методом интерпретация нормативных актов.

4. Статические методы – метод позволяющий путем подсчетов определить единичность или повторяемость явлений, выявить их закономерность. Особенность данного метода, что он дает только материал для исследования, но не предлагает выводы или пояснения.

5. Кибернетический или информационный - метод позволяющий оценивать государственно-правовое явление, юридические документы исходя из той информации, которая имеется в данном явлении или документе.

Функции теории государства и права:

1. Методологическая.

2. Познавательная.

3. Ценностно-ориентационная.

4. Прогностическая.

5. Эвристическая.

6. Педагогическая

7. Праксеологическая (гр. – деятельность) Позволяет изучать различные действия, явления с точки зрения установления их эффективности).

 

Раздел II «Теория государства»

Тема 1. Возникновение государства и права

Образование государства связано с качественными преобразованиями жизни первобытного строя, произошедшими в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры). Развитие речи, мышления и орудий труда повлекло переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. изменился способ взаимоотношения человека с природой. В первобытном обществе в социальном плане люди были равны, существовала общая собственность на орудия труда, присутствовало половозрастное разделение труда. В своем развитии человечество прошло матриархат (у некоторых народов-полинезийцев он остался до сих пор), когда главой рода была женщина. Это был на первых этапах развития общества: женщина собирая плоды и злаки могла прокормить род, затем с развитием орудий труда, технологии обработки металлов, успехами в приручении скота роль мужчины становится главной, поскольку он мог обеспечить род пищей и защитить его. Возникает патриархат. Власть мужчины становится безграничной, и он распоряжается даже жизнью домочадцев.

Экономические процессы повлекли разделение труда: 1) отделение земледелия от скотоводства, 2) отделение ремесла от других видов деятельности,3) появление класса купцов как результат развития торговых отношений. Изменения в экономике повлекли распад родовой организации.

Распаду способствовали и социальные преобразования. Если в родовой организации все: мужчины и женщины были равны по своему положению, то с экономическими преобразованиями произошло расслоение людей на бедных и богатых. Увеличению слоя бедных людей способствовало разорение, а также войны и захват пленных, которые в ряде стран образовывали класс рабов.

Распаду первобытного строя способствовало изменение в организации управления родом. В родовой организации на первоначальном этапе основным управляющим органом было народное собрание, где все были равны и имели право голоса. Решения принимаемы на собрании были обязательны к исполнению. Вначале как эпизодический орган был создан Совет старейшин, но с разрастанием рода, когда сбор собрания становится затруднительным, Совет старейшин начинает выполнять функции народного собрания. В родовой организации имелся и вождь, который обладал административной властью и роль которого на первых этапах была незначительна, но с развитием рода вождь присвоит себе ряд функций собрания и в некоторых странах из этого института сформируется институт монархической власти.

Первобытнообщинный строй распался в силу множества причин, вызванных эволюционным развитием общества.

Тема 2. Теории происхождения государства

Точек зрения объясняющих происхождение государственности много, т.к. формирование государства у разных народов шло различными путями.

Теологическая теория: ее сторонники Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 г. н.э., Фома Аквинский (1225-1274), современные Жак Маристен, Мерсье, исламисты, сторонниками этой теории будут современные служители государства Ватикана. Согласно этой теории государство возникло по воле Бога, поэтому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Данная теория нашла закрепление в историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая (законах Ману, Хаммурапи и других).

В эпоху средневековья теория в обоснование превосходства церковной власти над светской возникает теория двух мечей: для защиты христианства богом были даны два меча – церковный и светский. Эти мечи передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Отсюда вывод, что монарх должен подчиняться церкви. Но сторонники светской власти утверждали, что свой меч они получили от бога, без посредничество церкви, поэтому их власть независима. Основана на вере (недостаток). Она способствует укреплению гражданского мира, препятствует насилию (достоинство).

Патриархальная теория возникновения государства. Аристотель считал, что государство как продукт размножения семей, их расселения с последующим объединением в государство, Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) видел в государстве большую семью.. Р. Филмер (ХУII в.) работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть. Сторонником теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 – 1904 гг.). Государство возникает по типу семьи: государство есть разросшаяся семья, поэтому монарх отец народа, монарх охраняет своих подданных, заботится о них, его власть незыблема, подданные должны чтить монарха.

В современных условиях проявляется в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений. Достоинства- объединяет сплачивает, развивает уважение к государственной власти Неверна, т.к. зарождалось государство и семья одновременно, а не из семьи государство.

Патримониальная теория: автор Альбрехт фон Галлер. Теория гласит, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Права владения землей давало власть над проживающим на ней населением. Теория позволяла обосновывать феодальный сюзеренитет.

Теория общественного договора, естественно-правовая (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо,) – государство возникает в результате внутреннего соглашения между людьми, которые часть своей свободы и права власти передают государству. Каждый, находясь в догосударственном периоде, соблюдал только свои интересы, была война всех против всех (Т.Гоббс), могли уничтожить себя, поэтому заключили общественный договор, институтом согласованных интересов стало государство. Ж.-Ж. Руссо, считал, что люди в естественном состоянии общества (догосударственном) состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. Суверенитет в государстве принадлежит народу, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. Достоинство теории в том, что выдвинут принцип народного суверенитета, государство и народ имеют взаимные обязанности, при нарушении этих обязанностей договор может быть расторгнут. Недостатки: фактически государство возникало иными путями, ни одного не возникло по договору между народом и правителем.

Органическая: английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), современные английские ученые Вормс, Прейс. Государство возникает и развивается как биологический организм: люди образуют государство как клетки организм, а государственные институты похожи на органы. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Теория насилия (Л.Гумплович, Ф. Оппенгаймер, К. Каутский, Е Дюринг, Шан Ян (390-338 до н. э. – китайский политик)- государство возникает под воздействием внешнего фактора – завоевания воинствующими кочевниками или викингами земледельческих обществ. Победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государство. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.

Психологическая теория. Психологической теории придерживались также ученые Петражицкий Л.И., Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский. Государство возникает благодаря особым свойствам психики человека: из стремления человека ощущать себя защищенным, стремление сильных повелевать над другими, оказывая психологическое воздействие, и из стремления отдельных индивидов противостоять обществу в различных формах. Источник власти государства видят во власти родоплеменной знати. Отбрасывает реальные причины - социальные, экономические, политические и другие.

Марксистское учение изложено К. Марксом и Ф. Энгельсом. Государство возникает в процессе а) узурпации власти вождями и превращение последних из слуг народа в господ над ним; б) развитие экономики ведет к росту прибавочного продукта и появлению имущественного неравенства и классов. Показан процесс распада первобытного общества: разделение труда, возникновение прибавочного продукта, присвоение излишков, возникших при использовании чужого труда, появление частной собственности и появление публичной власти, как инструмент поддержания власти господствующего класса возникает государство. Не принимала во внимание другие причины (недостаток)

Ирригационная теория. К. Виттфогель – государственность напрямую связана с необходимостью строительства крупномасштабных оросительных систем в целях коллективной обработки земли в крупных реках Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Шумере, в Китае в долинах рек Янцзы. Эти взгляды были развиты Р.Карнейро: рост населения и увеличение конкуренции за ресурсы приводит к конфликтам, войнам, выход из ситуации –создание политической иерархии, которая закрепляет господство победивших в конфликте, и интенсифицирует производство для разрешения демографических и экономических проблем. Поскольку Маркс выделял «азиатский способ производства», его иногда относят к сторонникам этой теории.

Торговая теория – торговые обмены на больших расстояниях являются важным компонентом увеличения власти правителей, что повышало авторитет правителя (сам распределял получаемые из-за граница редкие товары и увеличивал влияние на подданных).

Процесс становления государства шел разными путями. Считается, что было главным образом два: западный и восточный. Для западного характерно формирование общества с частной собственностью, с политическим равноправием граждан, правовым государством, ограниченным законом. Это хорошо проявилось в античных государствах. Для восточного государства собственность имеет подчиненное значение, положение человека определяет его власть или место в иерархии управления. В таком обществе есть только поданные, нет граждан. Эта концепция восходит к идеям Маркса. В последующем она была доработана Г.В. Плехановым, Виттфогелем, Васильевым Л.С., и появились модели номадного (кочевнического) африканского, японского и иных путей эволюции.

Но есть ученые, которые выделяют три самостоятельных варианта: военный, аристократический и плутократический. Военный характеризуется захватом власти военным лидером при поддержки дружины или иной военной организации, (древние германцы, индейцы Северной Америки). Во втором случае вожди сосредотачивали в своих руках руководство обществом и ограничивали доступ соплеменников к управлению и ресурсами (Гавайи, Полинезия) В третьем случае власть сосредотачивалась в руках отдельных богатых индивидов, который постепенно свой авторитет преобразовали в политическую власть.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) «любите мир как средство к новым войнам»

 

Тема 3.Государство и его признаки

Государство - осуществление божественной идеи на земле. Гегель

Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим. В.И.Ленин

Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории. М. Вебер

Государство – это единая политическая организация, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом В.Н. Хропанюк.

Исследователи подчеркивают, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Государство можно рассматривать с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и т.д. Юридический подход помогает выделить основные признаки государства, отличающие его от других организаций общества. Признаки государства- это те качественные его черты, которые отражают его особенность в сравнении с другими организациями, обладающими властно-управленческие функции

К признакам государства относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, т.е государственную власть, 2) территорию и ее административное деление, 3) государственный аппарат, 4) государственный суверенитет, 5) право, 6) взимание налогов и займы.

1 Главным признаком государства является особая публичная (политическая) власть. В отличие от общественной власти она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него и она достаточно самостоятельно в сравнении с другими властями, имея свой аппарат и издавая обязательные к исполнению веления. Власть стремится выступить арбитром между различными слоями и классами в целях поддержания социального спокойствия в обществе.

2.Пространственные пределы государственной власти определены территорией страны. Деление территории на административные единицы позволяет добиться качественного исполнение веления государственных велений. Именно так разделил Русь Владимир Мономах в целях создания единого крепкого государства, посадив в каждой части своих 12 сыновей и своих верных мужей. Государство представляет собой единую территориальную организацию политиче­ской власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в масштабе конкретной территории. Взаимо­связь государства и его членов гражданского осуществляется посредством института гражданства (или подданства).

3 Государственная власть осуществляется посредством государственного аппарат. Он состоит из чиновников, для которых работа в государственном аппарате является профессией. Государственный аппарат представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Особое место в государственном аппарате принадлежит: армии, полиции, жандармерии, тю­ремные и исправительным учреждениям, т.е. органам, осуществляющим при­нудительные функции

4.Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и во вне, т.е. ее самостоятельность в определении внутренней и внешней политики, независимость во взаимоотношениях с другими государствами. В целях соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров государства частично могут ограничивать свой суверенитет. Верховенство государственной власти проявляется:

-в обязательности ее решений для всего населения;

-в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

-в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

-в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

5. Поскольку государство обладает только ему присущими полномочиями по изданию и отмене норма права, эти нормы приобретают общеобязательный характер. Государство через государственный аппарат охраняет нормы права, обязывает соблюдать и через право устанавливает правовой и политический порядок в обществе.

6. Налогообложение – один из основных признаков государства, т.к. обязательные платежи позволяют содержать государственный аппарат, решать поставленные задачи по развитию государства. Этому же служат и займы.

 

Тема 4. Социальное назначение государства

Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через институты права, государственный аппарат обеспечить единство общества, развивать основных сфер жизни, внутреннюю и внешнюю безопасность общества. Государство обеспечивает проводимую политику, направленную на улучшение положения всего общества и каждого члена общества, если иметь в виду демократическое государство. Но даже и в периоды, когда государство не отражало интересы всего общества, оно принимало меры по сохранению социального равновесия и предотвращало социальные взрывы, проводя в определенные периоды политику либерализации по отношению к социально незащищенным слоям, оно выполняло функции и реализовывало задачи, сохраняющие стабильность в обществе и развивающие государство. Государство устанавливает определенный политический режим, создает и охраняет необходимые нормативные акты. Только государство в случае споров между политическими частями общества, организациями выступает арбитром с целью предотвращения социальных конфликтов. Сущность государства составляет совокупность его неотъемлемых свойств.

 

Тема 5.Правовое государство

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Ш.Л.Монтескье (1689-1755; “О духе законов”, 1747), Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Следует сказать, что идеи правового государства высказывались Аристотелем, Платоном, Полибием. Эти ученые полагали, что на смену государства (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея независимой личности, обладающей неотчуждаемыми, естественными правами. Сам термин «правовое государство» был предложен немецким государствоведом Робертом фон Молем в 30-х гг. 19 столетия.

Г.Ф. Шершеневич указывал на следующие свойства правового государства:

1) установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, т.е. установление господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав;

3) соблюдение нового порядка со стороны государства предполагает строгое определение полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В России идеи правового государства начали активно обсуждаться во второй половине 19 в. в связи с проведением реформ 1960-1970 гг.

Идеи правового государства связаны с реализацией:

1) подлинного народовластия,

2) конституционным обеспечением разделения властей,

3) верховенством прав и деятельностью государственной власти на правовой основе,

4) верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества,

5) взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и граждан, гарантированность прав и свобод человека,

6) повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми гарантиями независимости правосудия;

7) формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Формирование правового государства – это сложный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические, духовные основы.

Тема 6.Типы государств

В научной литературе выделяют исторические типы государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Но существуют и современные типы государств:

Восточное государство. Это тип государства, присущий современным государствам со слабо развитыми экономической, политической системами, громоздким бюрократическим аппаратом, эффективной системой принуждения и некрепкими институтами гражданского общества. К Восточным государствам относят древневосточные государства – Египет, Вавилон, Индию, Китай. Сложные климатические условия требовали создания ирригационных сооружений.

Западным называют такой тип государства, при котором институты гражданского общества развиты и активны, сфера влияния государства ограничена влиянием на экономику, государственный механизм небольшой, но эффективный, как и механизмы принуждения. Государство может выполнять роль «ночного сторожа». Этот тип государства сформировался в период активизации капиталистических отношений, когда наблюдается процесс становления рыночных отношений с их стихийностью и непредсказуемостью. Основной задачей такого типа государства является охрана частной собственности и имущественных прав собственника.

Правовое государство – это тип государства, для которого свойственно наличие режима конституционного правления, развитая правовая система, верховенство закона в жизни общества, а также система социального контроля над властью и наличие эффективного механизма, гарантирующего правовую защищенность личности и обеспечивающего использование демократических прав и свобод.

Социальное государство – это государство с социально ориентированной экономикой, которое создает фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь человеку и предоставляющее возможность свободно развиваться, оказывающее необходимую поддержку социально нуждающейся группе населения.

Национальное государство – государство образованное конкретной нацией, проживающей компактно на определенной территории. т.е. политическая форма самоопределения нации.

 

Тема 7. Государственная власть

Власть представляет собой форму управления социальными процессами, при которой единое руководство придает совместной деятельности людей единый согласованный характер на основе преобладания воли субъектов власти относительно объектов власти. С распадом родовой организации в обществе возникает и приобретает особую роль государственная власть.

В зависимости от различных элементов власти – субъекта, объекта, ресурсов выделяют несколько видов власти. Власть делят на экономическую, государственную, социальную, политическую, принудительную, духовно-информационную. Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственностью, различного рода материальными цен­ностями. Социальная власть - это распределение положения в социаль­ной структуре, статусов, должностей и привилегий. Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осу­ществляемая с помощью научных знаний и информации. Слияние политической, экономической, социальной и духовно­ информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Особое место среди всех видов властей занимает государственная власти. Государственная власть осуществляет­ся в масштабе государства. Субъект и объект государственной власти не совпадают: в обществе с различными классовыми интересами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В условиях демократии наблюдается процесс сближения субъекта и объекта власти, поскольку гражданине является не только подвластным, но и источники власти. Но полного совпадения и в демократическом обществе не должно быть, т.к. иначе власть приобретет характер общественной власти. Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства посредством государственного аппарат. Государственной власти присуща принудительная способность, что является ее гарантом. Государственная власть имеет право создавать обязательные для всех веления- нормы права. Механизмом реализации власти является разделение властей. Государственная власть обладает верховенством, все остальные власти действуют в рамках очерченных законами, принятыми государственной властью. Государственная власть суверенна.

Государственная власть – это способность государства и его структур легитимными средствами подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества государственной воле.

 

Тема 8. Парламентаризм

Парламент как институт государства имеет длительную историю.

Народные собрания (учеными рассматриваются как парламенты) возникли на рубеже первого тысячелетия в греческих городах, в Риме. В Англии и Испании это были собрания-сходы, к которым относят и новгородское вече. На собраниях рассматривались наиболее важные и общезначимые вопросы, хотя могли обратиться и к частным делам, носящие характер судебных. Поскольку это был период развития и территории были не очень большими, то собрания происходили достаточно регулярно. Это первый этап развития парламентов. Второй этап в развитии парламентов относится к периоду, когда парламент превращается в государственный форум. В 12-13 в.в. классическим образцом парламента становится английский парламент. Развитие государственности в 16-17 превращает парламент в сословно-представительный орган с совещательными функциями при монархе. К такому органы с определенными оговорками можно отнести Боярскую Думу и Земский собор в России, Генеральные штаты во Франции. Третий этап относят к концу 17-19 в.в., когда идеи парламентаризма уже сформировались Дж. Локком, Руссо, Монтескье, Вольтером, а также отцами американской конституции А. Гамильтоном, Джеймсоном Мэдисоном, Джоном Джеем. Теория разделения властей разработанная в этот период отводила особое место парламенту. Конституции США и Франции прочно закрепили принцип верховенства парламента. Был сделан вывод о связи представительства народа с законодательной деятельностью, а закона – с народным волеизъявлением избирателей. Четвертый этап развития парламентов охватывает весть 19 век, когда парламент окончательно формируется как государственный институт и формирует парламентские институты: законодательный процесс, правовой статус депутатов, отношения с исполнительной властью и т.д. Этот период был сложным для парламентов некоторых государств: в Германии и Пруссии в 60-80 –х гг. Бисмарк распускал парламент несколько раз. Пятый этап охватывает 20 в., когда отмечается рост парламентской активности. Парламенты становятся центрами общественной жизни, их авторитет повышается, активизируется законотворческая деятельность. Ученые разделили страны по группам в зависимости от устойчивости парламентских институтов. К группе стран с устойчивой и значительной ролью парламентов относят США, Англию, Францию. В Германии, Италии, Испании устойчивость парламентов сохраняется с середины 19 в., после исчезновения фашистских и тоталитарных режимов. Страны с неустойчивыми парламентскими институтами – это Россия,.поскольку парламентаризм даже на начало 20 в. в еще не приобрел черты стабильного, развитого института. В 1918г. Учредительное Собрание было распущено, в советский период власти от идеи парламентаризма отказались. ВЦИК, Верховный Совет, Съезд Советов в полном объеме не соответствовали понятию, что такое парламент. Столь нетипичный путь развития парламентаризма привел к расстрелу парламента в 1993г. Имеются группы государств, где парламентские структуры развиты очень слабо – это страны Юго-Восточной Азии и страны Латинской Америки.

Парламентаризм – это широкое понятие, которое отражает положение парламента в механизме разделения властей и в этом смысле тяготеет к понятию политический режим. Парламентарный режим также называют парламентаризмом при характеристике сложившихся отношений между монархом, парламентом и правительством. Под парламентаризмом понимают и принципы устройства парламента. В связи с расширение роли парламента, один из видов республики обозначен как парламентская республика, где признается конституционное и реальное верховенство парламента. В научной литературе стало употребимо понятие парламентская демократия для характеристики установившегося политического режима в странах с парламентской формой правления. Чтобы обозначить формирующуюся подотрасль права, регламентирующую только организацию и деятельность парламента в научный оборот введено понятие «парламентское право». Парламенты в различных государства чрезвычайно разнообразны: у них разное название: парламент, конгресс, Федеральное Собрание, народный Хурал, Меджлис, одни очень развиты- парламенты Норвегия, Дания и не развиты в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, ОАЭ. Они могут быть схожи по идейно-мировоззренческим корням – европейские парламенты, развивающиеся на идеях Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, либо по влиянию мусульманских доктрин права.

Парламент как специфический орган: представительный орган, осуществляющий законодательную власть, вправе сам определять свою компетенцию путем принятия соответствующих законов. Основными направлениями деятельности парламентов являются: законодательная деятельность, представительная, учредительная и контрольная. Законодательная функция парламента наиболее важная и развитая, поскольку издаются законы, занимающие в иерархической пирамиде внутреннего законодательства верхние места. Представительная функция обусловлена тем, что парламент единственный официальный орган народного представительства, что определяет социальную значимость парламента. Выборность парламента делает законодательную власть первой среди равных. Учредительная функция связана с возможностью парламента непосредственно создавать государственные институты или участвовать в их формировании. Парламент участвует в формировании правительственных, судебных органов, счетных и контрольных палат, создает институт уполномоченного по правам человека и т.д. Контрольная функция парламента в разных государствах по объему различна, но чаще всего она связана с заслушиваем отчетов правительства об исполнении бюджета, в интерпелляциях, в парламентских слушаньях, в выражении недоверия правительству, в парламентских расследованиях.

Для России характерна двухуровневая парламентская система: федеральный парламент и парламенты субъектов федерации (статус последних определен соответствующими законами и Конституцией РФ. Парламентаризм в России развивается, поэтому для Федерального Собрания (как и для парламентов других стран) важно повышение информационного обеспечения, уровня профессионализма депутатов, совершенствование законодательного процесса, форм парламентского контроля. Парламент России все более активно включается в работу межпарламентских союзов и ассамблей, распространяющих идеи парламентаризма.

 

Тема 9.Государственный механизм и государственный аппарат

Некоторые ученые (В.Е.Чиркин) считают, что говоря об управлении государством следует отмечать, что управление осуществляется через государственный аппарат. Под государственным аппаратом понимают разветвленную систему государственных органов и должностных лиц по управлению государством. Это государственный аппарат в широком смысле. В узком смысле под государственным аппаратом понимают систему органов исполнительной власти и их должностные лица, которые составляют понятие государственные служащие.Однако существует и иная позиция, когда выделяют государственный аппарат и государственный механизм. Под государственным аппаратом понимают совокупность имеющихся в государстве государственных органов(В.П.Якушев). Основным звеном государственного аппарата является государственный орган.

Государственный механизм рассматривается как система органов, единая иерархическая централизованная, через которую государство реализует свои функции и осуществляет государственную власть (В.П.Якушев.). Механизм имеет системообразующий фактор. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов (Гольдман и Иванец). Сегодня системообразующим фактором в России выступает принцип разделения властей, двухуровневость власти. Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Характерными признаками государственного механизма является единство, которое является основным началом для функционирования всей системы органов, составляющих механизм. Структурно механизм государства выстроен из государственных органов, каждый из которых наделен властными полномочиями.

Кроме такого подхода имеется и еще такой, при котором под государственным аппаратом подразумевают совокупность государственных органов и негосударственных организаций, принимающих участие в осуществлении государственной власти (политические партии, лоббистские группы и т.д.). Государственный аппарат некоторыми учеными отождествляется с механизмом государства.

К принципам (в РФ), на основе которых функционирует государственный аппарат относят: народовластие, гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина в целях реализации ст. 2 Конституции, разделения властей, федерализма (деление полномочий Федерации и федератов), законности, равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; внепартийность, сочетание коллегиальности и единоначалия.

 

Тема 10. Государственный орган и его признаки

При любых подходах основным звеном государственного аппарата является государственный орган. Классифицируют органы государства по различным основаниям: 1 в соответствии с принципом разделения властей (Ш. Л. Монтескье Трактат о государственной власти) выделяют органы законодательной, судебной и исполнительной власти; 2 по способу формирования: выборные, первичные Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, и назначаемые (формируются другими органами) некоторые авторы их называют производные (Корельский); 3 по характеру компетенции – органы общей компетенции (Правительство, Президент), специальной (у них четко очерченная сфера полномочий); 4 по территориальному делению: в федеративном государстве – федеральные и региональные, местные; 5. по времени функционирования – постоянные и временные,6 по процедуре принятия ими решений – коллегиальные и действующие на принципах единоначалия; 7 по объему властных полномочий – центральные и местные.

К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

1.Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, что позволяет ему осуществлять государственную власть и принимать обязательные, юридически значимые решения.

2 Достаточно самостоятелен в организационном и экономическом плане.

3. Выполняет только свои функции соответствующие его компетенции, роли и места в аппарате государства

4.Для реализации своих функций, достижения своих задач и целей, а также в целом задач и целей государственного аппарата наделяется материальными ресурсами (по Ф. Энгельсу «вещественными придатками»)

5. Орган государства – это совокупность работающих в нем людей, занимающих определенные должности и выполняющих определенную работу.

6. Вся деятельность государственного органа осуществляется на основе нормативного документа, закрепляющего место этого органа в системе государственных органов, относящего его к определенной ветви власти и наделяющего его конкретными полномочиями.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Создаются чрезвычайные органы, которые действуют на период чрезвычайного положения или при определенных ситуациях.

Ученые считают, что деятельность государственных органов базируется на принципах разделения властей, демократичности, иерархичности, открытости, законности, профессионализме, признании высшей ценностью человека и его права, сочетание выборности и назначаем ости, коллегиальности и единоначалия, равный доступ к государственной службе, и в федеративных государствах – сочетание централизма и федерализма.

 

Date: 2015-11-13; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию