Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарик церковнославянских слов ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
а́ бие – скоро, тотчас, вдруг
б ра́шно – пища
в е́жди – веки ве́лий – великий, значительный в сесли́чный – всесоставный вску́ю – зачем, почему впери́ти – устремлять вы́ну – всегда, во всякое время
г о́рний, го́рнейший – вышний, Небесный
д ебе́лость – грубость, нечувствительность де́тель – дело, деяние до́блий, предо́блий – воинственный, храбрый
з ело́ – очень, весьма Зижди́тель – Творец зрак – внешний вид, образ
и спира́ти – стирать, вычищать
к и́йждо – каждый крин – лилия купина́ – терновый куст ку́пно – вместе
л ани́ты – щеки любы́ – любовь
м а́ние – мановение мре́жа – сеть, невод
н азда́ти – соорудить, воссоздать наказа́тель – наставник, учитель
о лядене́ти – иссохнуть оско́рд – секира
п ерсть – прах, пыль пожра́ти – принести в жертву при́сно – всегда прия́телище – пристанище, вместилище прозя́бнути – произрастать, произрастить
р а́ло – плуг
с веща́тельный – просвещающий си́речь – то есть сла́ный – соленый соисхо́дник – спутник страда́тельство – сострадание, милосердие сый – существующий, Сущий
т име́ние – тина, грязь, скверна тля – тление тми́нный – бесчисленный то́чию – только тре́бище – жертвенник ту́не – даром тщали́во – тщательно
у ве́дети – понять увязе́ние – увенчание, украшение удо́лие – долина у́треневати – бодрствовать
ц евни́ца – свирель
ш а́ра – краска ши́пок – шиповник, дикая роза
я зы́ки – народы, язычники языкобо́лие – злоречие, хула
[1]Вторая песнь читается только на богослужениях Великого поста и потому опускается при издании большинства канонов.
[2]В тексте канона пишется кратко – «Слава».
[3]В тексте канона пишется кратко – «И ныне». Если написано «Слава, и ныне», следует читать: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Прочие пояснительные слова (песнь, ирмос, припев и др.) просто опускаются при чтении.
[4]См.: Исх. 14, 15.
[5]См.: 1 Цар. 2, 1–10.
[6]См.: Авв. 3.
[7]См.: Ис. 26, 9–19.
[8]См.: Иона, 2.
[9]См.: Дан. 3, 26–88.
[10]См.: Лк. 1, 46–55.
[11]См.: Лк. 1, 68–79.
[12]? – ок. 556 г., память 1/14 октября. Здесь и далее указаны даты по старому и новому стилю.
[13]Клирики – здесь: церковнослужители низших степеней, не облеченные священным саном.
[14]Амвон – возвышение перед алтарем православного храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
[15]От этого названия свитка (греч. kontakion) впоследствии получили название богослужебные песнопения, написанные преподобным Романом. Их стали называть кондака́ми.
[16]Это песнопение, именуемое кондаком Рождества Христова, поется на богослужениях до сего дня.
[17]Рефрен – повторяющийся стих или несколько стихов в конце строфы.
[18]Одна из таких поэм – «Мария у Креста» – была переложена в Х в. преподобным Симеоном Метафрастом (память 9/22 ноября) и вошла в состав повечерия Великой Пятницы под названием «Плач Богородицы».
[19]Приводится по изданию: Минея октябрь. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[20]Знаком * помечены слова, значение которых поясняется в «Словарике церковнославянских слов», с. 107.
[21]Т. е. красивыми, благозвучными.
[22]Т. е. дохну́ла.
[23]Т. е. видя.
[24]Т. е. укротил.
[25]Служба общая преподобному единому//Минея общая. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
[26]Приводится по изданию: Молитвослов. Саратов: Издво Саратовской епархии, 2010.
[27]I в., память 4/17 января, 22 апреля / 5 мая, 20 июня / 3 июля, 18/31 октября.
[28]См.: Лк. 10, 1–2.
[29]См.: Лк. 23, 49.
[30]См.: Лк. 24, 13–32.
[31]См.: Лк. 24, 45.
[32]?–67 г., память 29 июня / 12 июля.
[33]Ахайя – историческая область на юге Балканского полуострова.
[34]Фиваида – историческое наименование Верхнего Египта.
[35]Фивы – древний город в Верхнем Египте (вблизи современного г. Луксор).
[36]По другому преданию, святой проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и в Африке и мирно скончался в 80‑летнем возрасте.
[37]В настоящее время икона пребывает в храмемузее святителя Николая в Толмачах, при Государственной Третьяковской галерее.
[38]Т. е. язвы.
[39]Приводится по изд.: Минея октябрь. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[40]Триста́ты – египетские воиныколесничники.
[41]Имеется в виду, вероятно, Ближний Восток.
[42]Жребиоимущество – часть имения, доставшаяся по жребию.
[43]Т. е. достойные хваления.
[44]Приводится по изд.: Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.
[45]Т. е. во смертном мраке.
[46]Ср.: Мф. 24, 42.
[47]Ок. 660–740 гг., память 4/17 июля.
[48]Цевни́ца – струнный музыкальный инструмент, напоминающий лиру.
[49]Публ. по изд.: Минея июль. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[50]Молитва общая святителю единому//Молитвы, читаемые на молебнах. Петроград: Синодальная типография, 1915.
[51]В тексте молитвы опущено прошение о даровании побед государю императору, т. к. оно не употребляется в современной богослужебной практике.
[52]Ок. 680 – ок. 780 гг., память 4/17 декабря.
[53]Иконоборчество – религиознополитическое движение, направленное против христианского почитания икон, имело место в Византии в VIII–IX вв.
[54]Правил в 717–741 гг.
[55]Преподобный Косма (? – ок. 787 г.) был приемным сыном родителей Иоанна Дамаскина. Впоследствии епископ Маиумский, прославлен в лике святых (память 12/25 октября).
[56]Стихира – церковное песнопение, состоящее из стихов, написанных одним размером, и основанное первоначально на том или ином библейском сюжете.
[57]Октоих, или Осмогласник – богослужебная книга, разделенная на восемь частей по числу гласов (распевов) и содержащая тексты церковных служб седмичного (недельного) круга, исполняемых в систематической последовательности.
[58]Приводится по изданию: Минея декабрь. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[59]Скиния – здесь: храм, чертог.
[60]Т. е. священнослужителю.
[61]Ма́нент – один из ярых приверженцев манихейской ереси, в основе которой лежит учение о равенстве и взаимной обусловленности добра и зла.
[62]Несторий – в 428–431 гг. Патриарх Константинопольский, родоначальник ереси несторианства, резко разграничивающей человеческую и Божественную природу в Иисусе Христе.
[63]Севир – в 512–518 гг. Патриарх Антиохийский, основатель ереси северианства, признающей только одну природу в Иисусе Христе.
[64]Пле́велы – ядовитые сорняки.
[65]Молитва общая преподобному//Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.
[66]Мыта́рства – испытания душ умерших, по отшествии от тела возносимых на поклонение к Богу.
[67]Ок. 347–407 гг., память 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября.
[68]Пресвитер – то же, что священник.
[69]Патриций – представитель родовой знати, высшего сословия.
[70]Малая Армения – историческая область в верховьях р. Евфрат.
[71]Команы Абхазские – город на окраине Византийской империи. Ныне с. Команы (Абхазия).
[72]Наряду со святителями Василием Великим (ок. 330–379 гг., память 1 / 14 января, 30 января / 12 февраля) и Григорием Богословом (ок. 329–389 гг., память 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля).
[73]Т. е. поучая, наставляя.
[74]Приводится по изданию: Минея ноябрь. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[75]Арий – один из известнейших еретиков, основоположник арианства – учения, отвергавшего христианский догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына.
[76]Имеется в виду пророк Самуил, обладавший даром слова и воодушевивший весь израильский народ проповедью о покаянии (см.: 1 Цар. 7, 3–9).
[77]Приводится по изданию: Молитвослов на всякую потребу и всякий день. СПб.: Сатисъ, 2003.
[78]II в., память 18/31 августа.
[79]Приводится по изданию: Минея август. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[80]Т. е. родные братья.
[81]Ве́рвие – веревка, шнур; символизирует собой путы, которыми был связан Христос, ведомый на суд.
[82]Иессей – отец Давида, царя Израильского.
[83]Приводится по изданию: Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.
[84]Юдо́ль – здесь: земля, земная жизнь.
[85]Ок. 1360–1430 гг., память 4/17 июля.
[86]Это изображение частично сохранилось до наших дней и считается одним из величайших произведений искусства.
[87]Из этого иконного ансамбля сохранились до нашего времени и были чудесным образом обретены в 1918 г. три образа – Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла.
[88]В 1408 г.
[89]Преподобный Никон Радонежский (1350–1426 гг., память 7/20 июля, 17/30 ноября).
[90]1314–1392 гг., память 5/18 июля, 25 сентября / 8 октября.
[91]Т. е. украшение, роспись.
[92]Имеется в виду упомянутый выше Даниил Черный, спутник и друг преподобного Андрея, также незаурядный мастер.
[93]Приводится по изданию: Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
[94]Имеется в виду святитель Григорий Палама (1296–1359 гг., память 14/27 ноября).
[95]Т. е. прекрасную, благозвучную.
[96]Приводится по изданию: Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
[97]? – ок. 1114 г., память 17/30 августа, 28 сентября / 11 октября.
[98]Т. е. безвозмездный, бескорыстный.
[99]Преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг., память 10/23 июля, 2/15 сентября, 28 сентября / 11 октября) и преподобный Феодосий Печерский (?–1074 г., память 3/16 мая, 14/27 августа, 28 августа / 10 сентября, 2/15 сентября) – основатели Киево‑Печерской Лавры.
[100]Эта икона именуется также Свенской, празднование 3/16 мая, 17/30 августа.
[101]Приводится по изданию: Минея август. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
[102]Служба общая преподобному единому//Минея общая. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
[103]Имеется в виду пророк Елисей, с именем которого связано множество чудес (см.: 4 Цар. 4, 13–35; 4 Цар. 4, 38–41; 4 Цар. 5, 10–14; 4 Цар. 6, 18).
[104]Неема́н – военачальник сирийского царя, страдавший проказой и исцеленный Богом через пророка Елисея (см.: 4 Цар. 5).
[105]Паракли́т – Утешитель, Святый Дух.
[106]Молитва общая преподобному//Молитвы ко святым угодникам Божиим. М.: Паломник, 2009.
[107]Авва – отец, наставник.
[108]Здесь и далее тексты молитв приводятся по изд.: Православный молитвослов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
|