Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления в сфере экономической деятельности 7 page





Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г.).

В данном случае отсутствуют признаки предпринимательской деятельности, необходимые для наличия состава, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

Нет при описанных условиях признаков предпринимательской деятельности и, следовательно, незаконного предпринимательства и тогда, когда имущество сдается в аренду или в наем не один раз, или по ряду последовательных гражданско-правовых сделок. При этом в Постановлении совершенно справедливо отмечается, что если лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, оно может быть, при наличии признаков состава, привлечено к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ.

7. Если же лицо занимается запрещенными видами деятельности, уголовная ответственность наступает непосредственно за эти преступные деяния, например за торговлю людьми, незаконное изготовление оружия, незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и т.п. При этом в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

8. Объективная сторона состава заключается в незаконном предпринимательстве, т.е. в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самовольно, не на законных основаниях.

9. Незаконное предпринимательство может выражаться в следующих самостоятельных формах:

1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации;

2) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации;

3) в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

4) в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно;

5) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

Для наличия состава достаточно одной формы при условии осуществления незаконного предпринимательства с извлечением дохода в крупном размере или причинения в результате его совершения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

10. Нужно подчеркнуть, что законодатель не случайно употребляет термин "деятельность", предполагающий осуществление чего-либо какое-либо время. Соответственно, если лицо предприняло только одну, например, торговую операцию, не предполагая заниматься торговой деятельностью, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, даже если деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

11. Состав преступления, предусмотренного в ст. 171 УК РФ, может быть материальным; в результате осуществления преступления в любой форме в этом случае должен быть причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Незаконное предпринимательство наказуемо в уголовном порядке, но относится уже к формальным составам, если сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Установление крупного ущерба в данном случае для привлечения лица к ответственности обязательным не является.

12. В зависимости от того, к каким - формальным или материальным - составам отнесено незаконное предпринимательство, различна структура его объективной стороны и, соответственно, количество признаков, наличие которых необходимо доказать.

Материальный состав незаконного предпринимательства включает в себя:

1) деяние, выражаемое в одной или сразу нескольких названных выше формах;

2) последствие в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству;

3) причинную связь между деянием и последствием.

Формальный состав незаконного предпринимательства выражается только в деянии, представленном одной или несколькими названными выше формами. В этом случае, однако, обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является извлечение дохода в крупном размере.

 

Осуществление предпринимательской деятельности

без регистрации

 

13. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:

1) когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или создает коммерческую организацию без обращения за регистрацией в федеральные органы исполнительной власти;

2) когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь принятия решения по его вопросу. Разумеется, названная разновидность осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации более возможна теоретически, нежели практически, поскольку, как указывалось в анализе ст. 169 УК РФ, срок государственной регистрации составляет всего пять рабочих дней. Получить за это время доход в крупном размере затруднительно, хотя и не невозможно. Да и крупный ущерб тоже может быть причинен;

3) когда лицо получило отказ в государственной регистрации, но тем не менее продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. В данном случае не имеет значения даже, каким был отказ - законным или незаконным. Если лицу отказали в государственной регистрации незаконно, он может обратиться за помощью в судебные органы. Однако право на занятие предпринимательской деятельностью у него возникает только после факта государственной регистрации.

14. В любом случае, по справедливому разъяснению Верховного Суда РФ, для наличия этой формы незаконного предпринимательства необходимо установление факта отсутствия в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо, наоборот, присутствия записи о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

15. В то же время следует обратить внимание на следующее. В приведенном положении Постановления от 18 ноября 2004 г. Пленум Верховного Суда государственную регистрацию предпринимательской деятельности трактует как создание юридического лица, или приобретение статуса индивидуального предпринимателя, или ликвидацию юридического лица, или прекращение деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя. Однако, в соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц, государственная регистрация включает в себя не только перечисленные выше действия, но и реорганизацию юридических лиц, а также регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ст. 1 Закона о госрегистрации юридических лиц и др.).

С одной стороны, разумеется, исходя из смысла установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и истории его криминализации, ограничение Верховным Судом РФ понятия "государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вполне понятно и даже в определенной мере <1> оправданно: неосуществление, например, регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, не связанных с его реорганизацией, при продолжении ведения предпринимательской деятельности, едва ли в совокупности содержит в себе основания для признания такого предпринимательства преступным. Однако ведение предпринимательской деятельности после реорганизации юридического лица, результатом которой стали, например, две или более фирмы, каждой из этих фирм полностью укладывается в логику современной криминализации незаконного предпринимательства и должно бы было признаваться преступным при наличии признаков состава ст. 171 УК РФ. Толкование же, данное Пленумом Верховного Суда РФ, сегодня не позволяет расценить такую предпринимательскую деятельность как преступление.

--------------------------------

<1> Но только в определенной мере: установление пределов криминализации - это прерогатива законодателя, а не Верховного Суда РФ, с каким бы уважением ни относиться к последнему.

 

16. С понятием государственной регистрации связаны еще две самостоятельные формы незаконного предпринимательства: осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации и представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения <1>. Исходя из принципа системности уголовного закона, понятие регистрации (государственной регистрации) предпринимательства по названным формам следует трактовать точно так же, как и по первой форме - осуществлению предпринимательской деятельности без регистрации. Соответственно, согласно логике Пленума Верховного Суда РФ, следует признать непреступной предпринимательскую деятельность, которая ведется субъектом после нарушения правил регистрации, например, реорганизации или после представления в компетентный орган документов, содержащих заведомую ложь об учредительных документах юридического лица. Но, во-первых, общественная опасность таких действий полностью сопоставима с общественной опасностью других форм незаконного предпринимательства, в том числе связанного с предложенным Пленумом Верховного Суда РФ толкованием государственной регистрации, и, во-вторых, позитивное законодательство не дает нам оснований для столь узкого толкования понятия государственной регистрации.

--------------------------------

<1> Считая, в принципе, неоправданной и ненужной криминализацию незаконного предпринимательства в целом и крайне неудачным ее качество, особенно в отношении двух вышеназванных форм, тем не менее на данный момент принимаю существующую криминализацию как данность.

 

Согласно сказанному, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ следовало бы дать толкование государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не отличающееся от того, которое определено в позитивном законодательстве. Уголовное законодательство, охраняя общественные отношения, в данном случае - отношения в сфере экономической деятельности, не должно менять суть этих отношений и, напротив, должно исходить из такого их понимания, которое определено позитивным законом. Прерогативой уголовного законодательства и тем паче его официальных комментаторов не является дача своих собственных дефиниций давно существующих гражданско-правовых понятий и институтов.

17. Требует своего разрешения вопрос, есть ли незаконное предпринимательство, когда предпринимательская деятельность осуществляется при наличии государственной регистрации и (или) лицензии на определенную деятельность, но и регистрация, и лицензирование проведены за взятку должностным лицам соответствующего властного органа.

В данном случае следует исходить из буквы закона. Признаки незаконного предпринимательства отсутствуют, поскольку деятельность лиц официально, пусть и незаконно, легализована. Разумеется, государственная регистрация и полученная лицензия должны быть в предусмотренном законом порядке аннулированы, а факт дачи-получения взятки должен получить соответствующую уголовно-правовую оценку.

18. Другое дело, если предпринимательская деятельность осуществляется под прикрытием сфальсифицированных документов о регистрации или о лицензировании. Здесь факт государственной регистрации и лицензирования отсутствует, и следует признать, что при наличии признаков ст. 171 УК РФ лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Кроме того, действия виновных должны быть расценены и как подделка, изготовление и (или) использование официального документа, предоставляющего право на занятие предпринимательской деятельностью.

 

Осуществление предпринимательской деятельности

с нарушением правил регистрации

 

19. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации как самостоятельная форма незаконного предпринимательства включено в ст. 171 УК РФ Федеральным законом от 25 июня 2002 г.

Следует отметить, что Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не знает такого понятия, как "правила регистрации", и пользуется понятием "порядок регистрации". Видимо, порядок регистрации и имел в виду законодатель, внося изменения в ст. 171 УК РФ. Порядок регистрации в основном изложен в анализе ст. 169 УК РФ.

20. По этой форме у лица - физического или юридического - имеется государственная регистрация, однако она получена заведомо для этого лица незаконно, поскольку им не соблюдены все предусмотренные законом условия государственной регистрации.

21. Пленум Верховного Суда РФ полагает, что "под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам)" (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

С первой названной разновидностью этой формы незаконного предпринимательства - ведение деятельности после регистрации, хотя для нее были представлены не все документы, можно согласиться.

Второй приведенный пример - ведение деятельности после регистрации, которая была произведена вопреки имеющимся запретам, вызывает принципиальные возражения. Получается, что государственную регистрацию запрещенной деятельности и осуществление последней Пленум Верховного Суда РФ предлагает рассматривать как незаконное предпринимательство. Однако это в определенной мере противоречит положению, сформулированному самим же Пленумом Верховного Суда РФ в п. 18 Постановления от 18 ноября 2004 г., в котором верно говорится о том, что незаконная деятельность, предусмотренная самостоятельными статьями УК РФ, направленная на извлечение прибыли (например, изготовление оружия), не требует дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ.

Принципиально расходится приведенное положение Постановления и с самим пониманием предпринимательской деятельности. В ст. 171 УК РФ речь идет только о той деятельности, которая в принципе может осуществляться на законных основаниях, может быть зарегистрирована. Если же осуществлена незаконная регистрация деятельности запрещенной и лицо занимается ею, осознавая незаконность регистрации, страдают, в первую очередь, уже не экономические, а иные отношения, например отношения общественной безопасности, и, при наличии необходимых признаков, должна наступать административная ответственность или уголовная ответственность по другим статьям Уголовного кодекса.

22. Очевидно, осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует считать и занятие предпринимательской деятельностью после государственной регистрации, осуществленной за взятку должностному лицу регистрирующего органа. Помимо ст. 171 УК РФ, виновное лицо должно в этом случае привлекаться к уголовной ответственности по ст. 291 УК РФ; должностное лицо - по ст. 290 УК РФ.

23. Кроме названных выше проявлений такой формы незаконного предпринимательства, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации, преступное деяние может состоять в отказе от обращения в регистрирующие органы за государственной регистрацией юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, или регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, или регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, или регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлении при этом предпринимательской деятельности и т.д.

 

Представление в орган,

осуществляющий государственную регистрацию,

документов, содержащих заведомо ложные сведения

 

24. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

25. Однако представление в регистрирующий орган документов с ложными сведениями само по себе не может причинить ни крупного, ни какого-либо другого ущерба и не может повлиять на извлечение дохода, в том числе в крупном размере. И ущерб, и доход имманентно связаны с деятельностью, которая ведется лицами, получившими государственную регистрацию за счет представления заведомо ложных документов в регистрирующий орган.

Поэтому буквальное толкование анализируемой формы незаконного предпринимательства было бы неправильным; возможно только ограничительное ее толкование: не просто представление ложных сведений, но ведение предпринимательской деятельности, зарегистрированной в связи с представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Буквальное толкование этой формы преступного деяния приводит к выводу, что осуществление предпринимательской деятельности здесь не обязательно, остается за рамками состава. Однако систематическое толкование названия ст. 171 УК РФ и ее содержания дает основания полагать, что и при названной форме необходимым элементом деяния является осуществление предпринимательской деятельности. Исходя из диспозиции статьи, деяние становится преступным, если причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству или если оно сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

26. Документы, в которые могут быть внесены заведомо ложные сведения, совпадают с теми документами, которые представляются для государственной регистрации. В их число входят, например, протоколы (договоры) о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении, передаточный акт или разделительный баланс - основные документы лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, и др.

При этом для квалификации не имеет значения, является ли документ полностью сфальсифицированным или же недостоверная информация внесена только в какую-либо его часть. Ложные сведения используются, как правило, для того, чтобы получить государственную регистрацию.

27. Состав не охватывает внесение в документы ложных сведений; последнее требует дополнительной квалификации (при наличии всех необходимых признаков) по ст. ст. 292 или 327 УК РФ.

 

Осуществление предпринимательской деятельности

без специального разрешения (лицензии) в случаях,

когда такое разрешение обязательно

 

28. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

29. Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда:

1) лицо (индивидуальный предприниматель, учредитель, собственник, руководитель коммерческой или иной организации) занимается предпринимательской деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией;

2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем. Согласно Закону о лицензировании лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (ст. 9);

3) деятельность ведется после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии. В последнем случае соискатель лицензии имеет право обжаловать принятое решение в порядке, установленном законом (ст. 9 Закона о лицензировании), однако право заниматься лицензируемым видом предпринимательской деятельности у него отсутствует;

 

КонсультантПлюс: примечание.

Ссылаясь на ст. 13 Закона о лицензировании, автор, видимо, не учел, что по состоянию на 01.08.2006 (дата комментария) данная норма была изменена Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ.

 

4) деятельность осуществляется после приостановления лицензирующим органом действия лицензии. Это возможно, если лицензирующими органами выявлены неоднократные нарушения или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Действие лицензии максимально может быть приостановлено на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании). Ведение предпринимательской деятельности в этот период, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, преступно;

5) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом. Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии (п. 3 ст. 13 Закона о лицензировании). Представляется, однако, что ведение предпринимательской деятельности в течение указанных трех месяцев без уплаты государственной пошлины не подпадает под преступное незаконное предпринимательство, поскольку решение о выдаче лицензии принято в соответствии с законом. В том же случае, если предпринимательская деятельность осуществляется уже после принятия решения об аннулировании лицензии, при наличии других признаков состава, возможна уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ;

6) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Аннулирование производится в законном порядке в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и (или) в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании);

7) предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии. Он устанавливается на срок не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании). В последнем случае, разумеется, указанный вид преступного незаконного предпринимательства невозможен. В описанных же выше ситуациях преступление налицо, если предпринимательство имеет место после окончания срока действия лицензии, заблаговременно не продленного;

8) осуществляется сразу несколько видов предпринимательской деятельности, при том что лицензия имеется только на один из видов деятельности. Например: перевозки морским транспортом пассажиров и грузов требуют наличие двух лицензий; туроператорская и турагентская деятельность - двух лицензий; негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность - двух лицензий и т.д. (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). Если лицо или организация осуществляют все указанные или другие виды деятельности, фактически имея разрешение (лицензию) на один из этих видов, при наличии других признаков состава ст. 171 УК РФ, следует говорить о незаконном предпринимательстве в форме осуществления деятельности без лицензии. Подобная ситуация противоречит положениям, предусмотренным в п. 1 ст. 7 Закона о лицензировании: "На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия". Об этом говорится и в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.: "Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно";

9) лицензионная деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации. В Законе о лицензировании подчеркивается: "Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" (ст. 7). Соответственно, лицо, которое само лицензию не получало, считается лицом, ее не имеющим, и должно привлекаться к уголовной ответственности, если имеют место все необходимые признаки состава. Здесь же должен быть решен вопрос о квалификации действий лиц, которые получили лицензию и передали ее другим лицам. Они являются пособниками в незаконном предпринимательстве;

10) лицензионная деятельность осуществляется после утраты лицензией юридической силы, что происходит при ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

30. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил также, что, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

Следует заметить, что приведенное решение не бесспорно и не безупречно, поскольку, помимо вины лица, безусловно, осуществляющего свою деятельность в нарушение положений закона - без лицензии, имеется и вина федеральных органов, государства, которые были обязаны нормативно регламентировать условия лицензирования и не сделали этого. Верховный Суд РФ возлагает всю вину целиком и полностью на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

31. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. содержится и еще одно положение, которое имеет отношение к анализируемой форме незаконного предпринимательства: "Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ" (п. 17).

32. Кроме рассмотренных, возникают вопросы правовой оценки и других ситуаций, предусмотренных Законом о лицензировании.

Так, следует решить вопрос о том, есть ли состав преступления (при наличии всех необходимых признаков), если лицо, получившее лицензию на осуществление какой-либо деятельности от органа исполнительной власти конкретного субъекта Федерации (например, находящегося в Саратовской области), ведет эту деятельность и на территориях других субъектов Федерации (в Воронежской, Тамбовской или Пензенской областях, например). Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации <1>, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Date: 2015-11-13; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию