Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления в сфере экономической деятельности 4 page





 

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя

или юридического лица

 

32. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.

33. Эту форму воспрепятствования, а также уклонение от лицензирования следует разграничивать с административным правонарушением, предусмотренным в ст. 14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По ч. 1 этой статьи административным штрафом наказывается несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Несвоевременное внесение записей в реестр предполагает, что состоялось положительное решение регистрирующего органа о государственной регистрации любого вида, однако в нарушение закона соответствующие записи в реестр внесены не были. При уголовно-наказуемом воспрепятствовании решение о государственной регистрации отсутствует.

34. С сожалением следует констатировать, что ныне не решен вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение сроков государственной регистрации. Как указывалось выше, они не могут составлять более чем пять рабочих дней с момента представления необходимых для регистрации документов. Разумеется, если сроки затягивания процесса регистрации значительны, следует ставить вопрос об уголовной ответственности должностного лица по ст. 169 УК РФ, в частности, по анализируемой форме деяния. Если же срок пропущен на несколько дней и далее состоялось решение о регистрации или отказ в ней, установить умысел лица, виновного в пропуске сроков, в воспрепятствовании законной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не представляется возможным. Однако должностные лица в такой ситуации и к административной ответственности привлечены быть не могут, в связи с отсутствием таковой.

 

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения

(лицензии) на осуществление определенной деятельности

 

35. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения законодательства, согласно которым отдельными видами деятельности юридическое лицо, а равно предприниматель без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ и др.).

Право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

36. Лицензирование производится на основании Закона о лицензировании, за исключением деятельности кредитных организаций, деятельности, связанной с защитой государственной тайны, деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельности в областях связи, таможенного дела, биржевой деятельности, нотариальной и страховой деятельности (за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами), приобретения оружия и патронов к нему, использования результатов интеллектуальной деятельности, использования орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации), использования природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, деятельности, работ и услуг в области использования атомной энергии, образовательной деятельности (ст. 1 Закона о лицензировании). Перечисленные виды лицензируются на основании соответствующих законов.

37. Под лицензией, которая выступает предметом этой формы деяния, следует понимать специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

38. Лицензируемым считается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии (ст. 2 Закона о лицензировании). Это такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии по Закону о лицензировании, включает в себя в настоящее время 94 конкретных вида деятельности (ст. 17 Закона о лицензировании), с учетом положений ст. 18 Закона о лицензировании. С 1 января 2006 г. не подлежат лицензированию девять видов деятельности; с 1 января 2007 г. не будут лицензироваться еще пять разновидностей. Кроме того, со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование еще пятнадцати ныне лицензируемых видов деятельности.

Таким образом, сфера уголовно наказуемого отказа должностного лица в выдаче лицензии или его уклонения от выдачи может быть определена достаточно точно.

39. В соответствии со ст. 7 Закона о лицензировании на каждый вид лицензируемой деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

40. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное (если имеется) наименования, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

б) фамилия, имя и отчество (если имеется), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) лицензируемый вид деятельности;

д) адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

е) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа (п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г.).

41. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании).

42. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;

б) копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

в) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

г) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 9 Закона о лицензировании).

43. Закон предусматривает законные основания для отказа в выдаче лицензии:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (ст. 9 Закона о лицензировании).

44. Соответственно, отказ должностного лица лицензирующего органа в выдаче лицензии соискателю по другим основаниям, например в связи с достаточным количеством в регионе предпринимателей подобного профиля, квалифицируется как преступное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

45. Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности выражается также в следующих действиях:

- в отказе выдать лицензию без обоснования, несмотря на предоставление всех необходимых документов и положительное экспертное заключение;

- в отказе на основании сфальсифицированного отрицательного экспертного заключения;

- в отказе в связи с необходимостью проведения экспертизы и отсутствием средств или необходимых специалистов или загруженностью последних;

- в отказе в связи с отсутствием (непредставлением) документов, представление которых не требуется;

- в отказе, обоснованном величиной объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Подобное запрещено п. 3 ст. 9 Закона о лицензировании.

46. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не подпадают под неправомерный отказ. Однако незаконное осуществление этих действий также может быть расценено как преступное воспрепятствование предпринимательской или иной деятельности, поскольку полностью подпадает под другую ее форму - иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

 

Уклонение от выдачи лицензии

 

47. Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.

48. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 2 ст. 9 Закона о лицензировании).

49. По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться в отношении лицензирования 12 видов деятельности, определенных в Законе о лицензировании, например в отношении эксплуатации пожароопасных производственных объектов; деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозок морским транспортом грузов; перевозок воздушным транспортом грузов и др. (п. 6 ст. 9 Закона о лицензировании).

50. В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

51. Соответственно, умышленное затягивание установленного срока, откладывание должностным лицом решения вопроса о лицензировании может быть расценено как уклонение от выдачи лицензии.

 

Ограничение прав и законных интересов

индивидуального предпринимателя или юридического лица

в зависимости от организационно-правовой формы

 

52. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.

53. Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

54. Именно организационно-правовая форма является причиной ограничения прав и законных интересов предпринимателя или юридического лица. Дискриминационные действия по другим основаниям следует квалифицировать по другой форме ст. 169 УК РФ: как незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

55. Конкретных разновидностей проявления этой формы преступления на практике может быть неограниченно много: отказ государственных банков выдавать льготные кредиты предпринимателям без образования юридического лица или кредитовать унитарные предприятия; назначение частых аудиторских проверок общественных организаций; аннулирование лицензий на ведение определенных видов деятельности всем предприятиям, кроме, например, акционерных обществ; ограничение деятельности производственных кооперативов территориально или по времени; навязывание ущемляющих законные интересы коммерческих организаций условий договоров и т.п.

56. Способы ограничения прав законодателем не оговорены; они могут быть любыми. Способом, в том числе, могут выступать и действия, влекущие самостоятельную уголовную ответственность, например, по ст. ст. 178, 179, 215.1 УК РФ, и др. Поскольку названные действия не предусмотрены в ст. 169 УК РФ в качестве обязательных элементов преступного деяния, они требуют дополнительной квалификации.

 

Незаконное ограничение самостоятельности

либо иное незаконное вмешательство в деятельность

индивидуального предпринимателя или юридического лица

 

57. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, расторжении договоров как якобы не соответствующих требованиям антимонопольных органов, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, в принудительном "устраивании" на работу в организацию нужных виновному лиц либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц и т.п.

Представляется, что эта форма возможна и в рамках нарушений в лицензионном надзоре, когда лицензирующие органы без всяких оснований проводят проверки деятельности неугодных лиц - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, составляют на основании проверок акты с несуществующими нарушениями; безосновательно выносят лицензиату предупреждения и т.п.

В ряде случаев указанные действия должны влечь дополнительную уголовную ответственность по другим статьям Уголовного кодекса.

58. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности окончено с момента совершения действия или с момента наказуемого бездействия: отказа или уклонения от государственной регистрации, отказа либо уклонения от лицензирования, ограничения прав или законных интересов потерпевшего, незаконного ограничения его самостоятельности, иного незаконного вмешательства в его деятельность.

59. Действия виновного, направленные на незаконное ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица либо на ограничение их самостоятельности, реально к ущемлению прав или сужению самостоятельности не приведшие, должны квалифицироваться как покушение на воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, по ст. ст. 30, 169 УК РФ (соответствующей части).

60. Из числа проблем квалификации, возникающих по объективной стороне воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, следует выделить две наиболее сложные.

Первая связана с тем, что в действиях должностных лиц возможны ситуации сочетания правомерных и неправомерных действий: имея, например, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации или в лицензировании, должностное лицо не принимает документы, одновременно требуя за совершение указанных действий взятку. Есть ли здесь неправомерный отказ в регистрации или лицензировании, о котором говорится в ст. 169 УК РФ? Представляется, на поставленный вопрос можно ответить только отрицательно. Если имели место законные основания для отказа в регистрации или лицензировании (при наличии, например, в документах не соответствующей действительности информации), предпринимательская или иная деятельность не могла быть официально подтверждена и отказ должен быть признан правомерным. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отсутствует.

О вымогательстве взятки применительно к ч. 4 ст. 290 УК РФ говорить, видимо, нельзя, поскольку виновный не угрожает причинением вреда законным интересам лица.

Действия должностного лица следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки за совершение им заведомо незаконных действий и одновременно как приготовление к получению взятки за незаконные действия.

61. Вторая проблема в рамках объективной стороны заключается в разграничении форм преступного воспрепятствования между собой. Неправомерный отказ в регистрации или лицензировании и уклонение от совершения этих действий сходны между собой. Как расценить ситуацию, когда должностное лицо под различными, не соответствующими закону предлогами систематически не принимает документы на государственную регистрацию или, положим, продляет срок регистрации, когда такая возможность законом не предусмотрена? Представляется, что здесь имеет место уклонение от регистрации или от лицензирования. Законодатель употребляет этот термин для характеристики одной из форм воспрепятствования, чтобы подчеркнуть характер неправомерных действий виновного должностного лица; объективная сторона растянута во времени, преступное деяние выражается не одномоментно, а серией действий, в совокупности составляющих воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

62. Разграничивать необходимо и такие формы состава, как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица и ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в их деятельность. Ограничение прав и законных интересов есть не что иное, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; и то, и другое представляют собой незаконное вмешательство в их деятельность. Так, ограничив право юридического лица или индивидуального предпринимателя на заключение контрактов (договоров) с какой-либо фирмой, должностное лицо, без сомнения, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта и одновременно незаконно вмешивается в его деятельность.

Законодатель предпринял попытку отграничения первой анализируемой формы воспрепятствования от последних, указав на причину ограничения прав и законных интересов, - ею выступает организационно-правовая форма. Думается, однако, что на практике эта причина практически недоказуема. Поэтому разграничение таких форм, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и незаконное вмешательство в их деятельность, в настоящее время практически невозможно; следовало бы на законодательном уровне оставить только одну - последнюю - форму.

63. Если воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности связано с незаконным участием должностного лица в предпринимательской деятельности, например конкурирующего хозяйствующего субъекта, оно дополнительно привлекается к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ.

 

Субъективная сторона состава

 

64. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.

65. Мотивы и цели не относятся к числу обязательных признаков субъективной стороны, они могут быть любыми (месть, ненависть, личная неприязнь, зависть и др.).

66. Должностное лицо может действовать из корыстных побуждений. При наличии признаков взяточничества его следует дополнительно привлекать к ответственности по ст. 290 УК РФ.

 

Субъект воспрепятствования

 

67. Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно использует при этом свое служебное положение. Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ.

68. Субъектами разных форм воспрепятствования выступают разные должностные лица. Так, к субъектам неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации следует относить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Поскольку "лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например, в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности, розничной продажи алкогольной продукции (п. 7 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции")" <1>, постольку субъектами этой формы воспрепятствования могут выступать также должностные лица органов местного самоуправления.

--------------------------------

<1> См.: п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.) // Бюллетень ВС РФ. 2005. N 1.

 

69. Субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи, а также, в некоторых случаях, иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица выступают должностные лица - работники лицензирующих органов.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г.

70. Виновным в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в незаконном ограничении их самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в их деятельность могут быть должностные лица налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований.

71. Обязательный признак для привлечения должностного лица к ответственности - использование им своего служебного положения, т.е. прав и полномочий, которые предоставлены ему законом в связи с занятием должности.

Если должностное лицо не использует при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности своего должностного положения, оно выступает как частное лицо и не может быть привлечено к ответственности по ст. 169 УК РФ.

72. Квалифицирующими признаками воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, указанными в ч. 2 ст. 169 УК РФ, выступают: совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта и причинение крупного ущерба.

73. Первый квалифицирующий признак означает, по сути, совершение рассматриваемого преступления во второй раз. Субъектами двух анализируемых фактов деяния могут выступать разные должностные лица, в том числе должностные лица различных ведомств.

Обязательным здесь является обращение потерпевшего от воспрепятствования за защитой от произвола должностного лица в судебные органы, которые, в свою очередь, должны признать действия должностного лица неправомерными. В качестве судебных органов могут выступать не только районные, но и арбитражные суды. Их решение носит форму судебного акта.

В числе обязательных признаков субъективной стороны следует здесь указать осознание виновным факта вступившего в законную силу судебного акта. Если должностное лицо, препятствуя законной предпринимательской или иной деятельности, не знало, что такое судебное решение существует и вступило в законную силу, ч. 2 ст. 169 УК РФ не может быть применена; виновный привлекается к ответственности по ч. 1 комментируемой статьи.

74. Состав воспрепятствования законной предпринимательской или иной законной деятельности, совершенного должностными лицами в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, конкурирует с составом, предусмотренным ст. 315 УК РФ "Неисполнение приговора суда или иного судебного акта". Специальной нормой здесь выступает норма, указанная в ч. 2 ст. 169 УК РФ; она и подлежит применению.

75. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, причинившее крупный ущерб, относится к числу материальных составов. Объективная сторона этого состава включает в себя три признака:

Date: 2015-11-13; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию