Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения. Задание 1. Укажите определяемое и определяющее понятие в следующих примерах





Задание 1. Укажите определяемое и определяющее понятие в следующих примерах

1. Замкнутая кривая линия является кругом.

2. Танк – это бронированная боевая машина.

3. Разумное животное, строящее жилище, называется человеком.

4. Железная дорога – это средство сообщения людей между собой.

5. Треугольник называется прямоугольным, если у него есть прямой угол.

6. Катализатором называется соединение, изменяющее скорость химических реакций.

7. Устройство для регулирования напряжения и силы тока в электрической цепи называется реостатом.

8. Газ, являющийся соединением трёх атомов кислорода и используемый для очищения воздуха, называется озоном.

9. Звезда – это небесное тело, излучающее световую и тепловую энергию за счёт самоподдерживающихся ядерных реакций.

10. Криминалистика является наукой, разрабатывающей систему специальных приёмов и средств собирания, исследования и оценки судебного доказательства.

Задание 2. Осуществите определение следующих понятий (при необходимости можно использовать справочные материалы)

а) Скорость; б) Канцелярский товар; в) Валюта; г) Кража; д) Государственный служащий; е) Химический элемент; ж) Материя; з) Астрономия; и) Автомобиль; к) Военнослужащий; л) Пчела; м) Дождь; н) День рождения; о) Созвездие; п) Атмосфера.

 

Задание 3. Укажите, какие правила определения нарушены в следующих примерах

1. Жизнь – это жизнь.

2. Дети – это цветы жизни.

3. Неделя – это отрезок времени.

4. Кит – это морское млекопитающее.

5. Человек – это мыслящий тростник.

6. Физика – это не гуманитарная наука.

7. Неблагодарность – это род слабости.

8. Человек – это животное на двух ногах.

9. Природа – это наука о духовной истине.

10. Управление – это сложнейший процесс.

11. Часы – это прибор для измерения времени.

12. Нация – это историческая общность людей.

13. Лев Толстой – это автор романа "Война и мир".

14. Озон – это газ, содержащий три атома кислорода.

15. Винтовая лестница – это лестница в форме винта.

16. Философ – это учёный, занимающийся философией.

17. Совесть – это тёща, которая постоянно живёт с вами.

18. Менеджер – это человек, работающий с другими людьми.

19. Остров – это часть суши, омываемая водами Тихого океана.

20. Кандидат – это человек, выдвигаемый для избрания в депутаты.

21. Водород – это газ, не поддерживающий ни горения, ни дыхания.

22. Ядовитыми называются растения, содержащие ядовитые вещества.

23. Феодализм – это общественный строй, основанный на эксплуатации.

24. Квадрат – это прямоугольник, стороны которого равны между собой

25. Ртуть – это единственный жидкий при обыкновенной температуре металл.

 

Задание 4. Укажите, какие приёмы, сходные с определением понятий, применяются в следующих ситуациях.

1. У него было совершенно обычное и не очень характерное лицо, на котором выделялись только глубоко сидящие глаза и маленькая щёточка усов. Да ещё у него был совершенно бритый череп.

2. Наша деревня расположена в местности, очень похожей на среднерусскую полосу: леса перемежаются с лугами и полями, то ровными, то в холмах да в ложбинах.

3. Ребров Илья Максимович, 1941 года рождения. Национальность – русский. Имеет высшее образование: окончил Заочный юридический институт. Работал участковым инспектором, инспектором уголовного розыска. К работе относится ответственно. Замечаний по службе не имеет. Честен, принципиален, в отношениях с коллегами доброжелателен.

4. Разыскивается Зыкина Ольга Алексеевна, 1979 года рождения. Приметы: на вид 15-16 лет. Рост 168 см, худощавого телосложения, брови широкие, глаза карие, лоб высокий, лицо вытянутое, овальное, волосы русые, короткие. Особые приметы: носит очки, на правой щеке небольшая родинка, над левой бровью едва заметный шрам в виде подковы..

5. Чечевицын был такого же возраста и роста как Володя, но не так пухл и бел, а смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за сына кухарки.

6. Слово "гири" практически непереводимо с японского… Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири… Гири – это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсивность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребёнка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчинённого к начальнику, должника к заимодавцу и т.д.

7. Развитие понимается как частный случай изменения объектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма затруднительно, то понятие о развитии даётся применительно к каждой из областей действительности.

Задание 5. В представленных примерах укажите составные элементы операции "Деление понятия" (исходное понятие, основание деления, элементы деления).

1. Осень бывает ранняя и поздняя.

2. По назначению лошади делятся на ездовые и тягловые.

3. Жилые здания, по высоте, делятся на высокие и невысокие.

4. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.

5. По строению, зубы человека делятся на резцы, клыки и коренные.

6. По содержанию книги подразделяются на интересные и неинтересные.

7. Растения леса делятся на деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы.

8. Автомобили, по месту производства, делятся на отечественные и зарубежные.

9. Все животные, в зависимости от строения, делятся на позвоночных и беспозвоночных.

10. Проволока, в зависимости от состава, может быть стальной, медной и алюминиевой.

11. Все дети, в зависимости от уровня воспитания, делятся на воспитанных и невоспитанных.

12. По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

13. Второстепенные члены предложения по грамматическому значению делятся на дополнения и обстоятельства.

14. Все учащиеся, в зависимости от уровня успеваемости, делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников.

15. Плоские геометрические фигуры, по способу построения, делятся на прямолинейные и криволинейные.

 

Задание 6. Укажите, где имеет место деление понятий, а где простое членение целого на составные части.

1. Лекция состояла из пяти вопросов.

2. Привычки бывают полезные или вредные.

3. Карандаши бывают простыми и цветными.

4. Час делится на минуты, а минуты на секунды.

5. Атом состоит из протона, электрона, нейтрона.

6. Язык бывает искусственным или естественным.

7. Многоугольники бывают выпуклыми и вогнутыми.

8. Преступления делятся на умышленные и неумышленные.

9. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

10. Рабовладельческое общество делится на рабов и рабовладельцев.

11. Человек состоит из головы, тела, верхних и нижних конечностей.

12. Меблировка комнаты была бедной: стол, кровать, табурет и кресло.

13. Изобразительное искусство делится на живопись скульптуру и графику.

14. Герои этого произведения делятся на положительных и отрицательных.

15. В физике есть разделы: механика, термодинамика, оптика, ядерная физика и т.д.

Задание 7. Осуществите деление понятий по нескольким основаниям

а) Средство передвижения; б) Рабочая профессия; в) Юрист; г) Финансы; д) День недели; е) Компьютер; ж) Живой организм; з) Число; и) Естественные науки; к) Политический деятель; л) Европейское государство; м) Планета Солнечной системы; н) Авторучка; о) Место жительства; п) Человек.

Задание 8. Укажите, какие правила деления нарушены в следующих примерах.

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2. Все жилые дома делятся на одноэтажные и кирпичные.

3. Все законы делятся на природные, социальные и физические.

4. Проволока может быть тонкой и толстой, телеграфной и медной.

5. Все дети делятся на воспитанных и невоспитанных, а также своих.

6. Государство может быть рабовладельческим или капиталистическим.

7. Все взрослые люди делятся на мужчин, а также замужних и незамужних женщин.

8. Сделки могут быть двусторонними, многосторонними, совершёнными по доверенности.

9. Все планеты Солнечной системы имеют один естественный спутник или вообще не имеют его.

10. Все живые существа делятся на одноклеточные и многоклеточные, а также растения и животные.

11. Все числа могут быть меньше 10, больше 10, равными 10, а также больше 12.

12. Все книги могут быть в твёрдой или мягкой обложке, толстыми или тонкими, а также неинтересными.

13. Цветы бывают живыми, бумажными, из камня, из металла, из такни, а также те, которые дарят на день рождения

14. Транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, делится на космический, воздушный, водный, подводный, наземный, подземный, а также электричку, следующую до Москвы.

Задание 9. Ограничьте понятия до третьей степени общности.

а) Студент; б) Водоём; в) Автомобиль; г) Человек; д) Орловский филиал РАНХиГС; е) Книга; ж) Столица РФ; з) Преступник; и) Метр; к) Метро.

 

Задание 10. Обобщите понятия до третьей степени общности.

а) Футбол; б) Юридическая норма; в) Поощрение; г) Объект; д) Красный карандаш; е) Сотовый телефон; ж) Космический аппарат; з) пистолет Макарова; и) скульптор; к) город Санкт-Петербург.

Задание 11. Укажите, правильно ли осуществляется ограничение понятий.

1. Время, час, минута, секунда.

2. Животное, млекопитающее, птица, чайка.

3. Член предложения, главный член предложения, подлежащее.

4. Медицинский препарат, лекарство, лекарство в таблетках, анальгин.

5. Спортивная игра, спортивная игра в мяч, спортивная командная игра, футбол.

6. Строение, квартира в трёхэтажном жилом доме, трёхэтажный жилой дом, жилой дом.

7. Множество точек, геометрическая фигура, треугольник, правильная геометрическая фигура.

 

Задание 12. Укажите, правильно ли осуществляется обобщение понятий

1. Происшествие, история, наука;

2. Страница книги, раздел книги, книга;

3. Дерево, высокое дерево, высокая сосна;

4. Класс, школа, высшая школа, средняя школа;

5. Телефон, междугородный телефон, средство связи;

6. Платон, древнегреческий философ, мыслитель, философ;

7. Молодой человек, работник, строитель, живое существо.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое определение понятия?

2. Какое понятие называется определяемым и определяющим?

3. Как должны соотноситься объёмы определяемого и определяющего понятий?

4. Какое нарушение содержится в ошибке "широкое определение"?

5. В каких случаях возникает круг в определениях?

6. Можно ли строить определение на основе отрицания?

7. Что называется исходным понятием, основанием деления, элементами деления?

8. Как должны соотноситься объёмы исходного понятия и элементов деления?

9. Какое нарушение содержится в ошибке "неполное деление"?

10. Сколько должно быть оснований деления?

11. Когда возникает ошибка "скачок в делении"?

12. Что такое ограничение и обобщение понятий?

 

 


Date: 2015-11-13; view: 1311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию