Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения. Задание 1. Укажите, являются ли тождественными следующие понятия





Задание 1. Укажите, являются ли тождественными следующие понятия

1. Хохот, Смех;

2. Адвокат, Защитник;

3. Житель Москвы, Москвич;

4. Обвиняемый, Преступник;

5. Ложь, ошибка, заблуждение;

6. Молодой человек, Мужчина;

7. Олимпийский чемпион, Победитель;

8. Жираф, самое длинношее животное;

9. Студёный воздух; Леденящий воздух;

10. Квант, Наименьшая частица вещества;

11. Ядро, Спортивный снаряд для толкания;

12. Композитор, человек, сочинивший музыку;

13. Самая высокая горная вершина, гора Эверест;

14. Грубость, результат плохого самовоспитания;

15. Метеорит, Космическое тело, падающее на Землю;

16. Непомерные притязания, источник наших горестей;

17. Контратака, Ответные действия на атаку противника;

18. Спортсмен, Человек, ведущий здоровый образ жизни;

19. Равносторонний треугольник, Правильный треугольник;

20. Городской транспорт, связанный по "рукам" и "ногам", Трамвай.

 

Задание 2. Укажите, почему возникает ошибка "Подмена тезиса" в следующих суждениях

1. Он сел за книги.

2. А пьеса всё-таки пошла.

3. Магазин оказался пустым

4. Утром все получили новые наряды.

5. Он погнал лошадь под гору в карьер.

6. Она спрятала в карман записку от мужа.

7. Маршрутное такси следует через Алёшу.

8. По проводнику течёт электрический ток.

9. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу.

10. Планировать приходилось в трудных условиях.

11. Подсудимый сказал: Дайте мне срок, и я исправлюсь.

12. Утром все спортсмены приступили к работе со снарядами.

13. В магазине продаётся мужская и женская обувь на любой вкус.

14. Новые аэропорты сокращают время пребывания человека на Земле.

15. Пчёлы сперва садятся, а потом берут "взятки", а люди сперва берут взятки, а потом садятся [6; 12; 25].

Задание 3. Укажите, будут ли противоречивыми следующие понятия

а) Горячий снег; б) Жаркая зима; в) Круглый квадрат; г) Бессодержательное мышление; д) Равносторонний прямоугольный треугольник; е) Добросовестный студент, мешающий проведению лекции; ж) Законопослушный преступник; з) Живой труп; д) Безответное оскорбление; и) Невиновное убийство; к) Недействующий закон; л) Незаконное бандформирование; м) Хладнокровный человек, находящийся в состоянии аффекта; н) Врач, нарушивший клятву Гиппократа; о) Вечный двигатель.

Задание 4. Выясните, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения

1. Тише едешь – дальше будешь. Тише не едешь – дальше не будешь.

2. Любая пирамида имеет вершину. Не всякая пирамида имеет вершину.

3. Вечер прошёл весело и интересно. Вечер прошёл невесело и неинтересно.

4. Если ты не виновен, то тебе нечего бояться. Ты не виноват, но тебе есть чего бояться.

5. Всякое письмо как и разговор, требует искусства. Не всякое письмо требует искусства.

6. Все спортсмены этой команды – мастера спорта. Лишь некоторые спортсмены этой команды мастера спорта.

7. Некоторые адвокаты хорошо знают своих подзащитных. Некоторые адвокаты не знают своих подзащитных.

8. Он никогда не встречал этого человека и не знал его в лицо. Он встречался с этим человеком и знал его в лицо.

9. Всё, что он сказал – это ложь. Ничего из сказанного им не является ложью.

10. Каждый охотник знает, где сидит фазан. Не каждый охотник знает, где сидит фазан. [25, с. 91-92].

Задание 5. Выясните, могут ли быть одновременно ложными следующие пары суждений

1. Я ушёл не попрощавшись. Я ушёл молча.

2. Все имена пишутся с большой буквы. Ни одно имя не пишется с большой буквы.

3. Показания свидетеля не являются ложными. Показания свидетеля являются истинными.

4. Логика способствует развитию мышления и речи. Логика не способствует развитию мышления и речи.

5. Ни одно предложение в этом тексте не является истинным. Все предложения в этом тексте являются ложными.

6. Все мы родом из детства. Некоторые из нас никогда не были детьми.

7. Всё течёт, всё изменяется. Ничего не течёт, ничто не изменяется.

8. Если Москва – столица Франции, то Париж – столица России. Если Москва не является столицей Франции, то и Париж не является столицей России.

9. Я решаю логические задачи, следовательно, развиваю свой интеллект. Я не решаю логические задачи, значит, не развиваю свой интеллект.

11. Кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая. Прямая не всегда является кратчайшим расстоянием между двумя точками.

 

Задание 6. Приняв каждое из представленных в паре суждений за истинное, установите, является ли одно из суждений достаточным основанием для другого (и наоборот).

1. По проводнику идёт ток. Электрическая цепь замкнута.

2. Николай Р. Защищает обвиняемого. Николай Р. – адвокат.

3. Адрес на конверте указан точно. Письмо дойдёт до адресата.

4. У ребёнка высокая температура. Значит, ребёнок простудился.

5. Погода испортилась. Соревнования перенесут на другой день.

6. Известно, что из А следует В, а из В следует С. Значит, если А, то С.

7. Физика относится к естественнонаучным дисциплинам. Физика является основой естественнонаучной картины мира.

8. Алексеев хороший шахматист. Алексеев выиграет шахматный турнир.

9. Иванов не сдал вовремя все зачёты. Значит, Иванов не допущен к экзамену.

10. Треугольник АВС равен треугольнику АВD. Треугольник АВD и треугольник АВС имеют равные площади.

11. Эта книга весьма привлекательна. В этой книге интересные иллюстрации.

12. На месте преступления оказались следы этого человека. Этот человек виноват в совершении преступления.

13. Поезд вышел с московского вокзала и направился в сторону Владивостока. Следовательно, этот поезд следует во Владивосток.

14. Это геометрическое тело – куб. Следовательно, это геометрическое тело имеет 6 или 8 граней.

15. Человек является биосоциальным существом. Следовательно, человеку подвластна природная стихия.

 

Задание 7. Укажите, какой из основных логических законов нарушен в следующих примерах.

1. Я всегда и во всём лгу.

2. Наша теория истинна, потому что она верна.

3. Все люди братья. Следовательно, Иванов брат Петрова.

4. Я говорю о живом существе. Следовательно, я говорю о человеке.

5. Он является добрым человеком. Следовательно, он говорит правду.

6. Если Вам нужно срочно увеличить Вашу семью, наш фотограф сделает это моментально.

7. Наша версия замечательна тем, что позволяет одинаково обосновать как виновность Петрова, так и его невиновность.

8. Б. говорил, что когда к нему пришёл раненный П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, он пришёл откуда-то позже.

9. Некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте.

10. Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? – Никого, – сказала Алиса. – Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!

Вопросы для повторения

1. Что такое закон мышления?

2. Перечислите основные законы мышления.

3. Укажите, какие законы мышления характеризуют непротиворечивость и последовательность мыслительного процесса.

4. Какой из основных законов мышления в первую очередь проявляется в понятиях?

5. Сформулируйте закон достаточного основания.

6. Как проявляется логическая ошибка "подмена понятия"?

7. Как проявляется логическая ошибка "подмена тезиса"?


Date: 2015-11-13; view: 2083; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию