Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Основные законы мышления





 

Окружающая действительность в своём существовании и развитии подчиняется определённым правилам и законам. Законы являются одной из форм теоретического освоения действительности. [7, с. 3]. Поэтому мышление, отражающее происходящее в действительности, также подчиняется определённым законам. Закон мышления (логический закон)это необходимая, существенная и устойчивая связь между мыслями [13, с. 269-272]. Законами мышления называются начала, которыми определяется логическая состоятельность каждого действия мышления, в какой бы оно форме не происходило[18, с. 19]. Различают основные и вспомогательные законы мышления.

Вспомогательные законы действуют только в одной из форм мышления (например, только в понятии), а потому определяют правильность только её построения. К вспомогательным законам мышления можно отнести, например, закон соотношения содержания и объёма понятия, закон распределённости терминов в простых суждениях, законы преобразования сложных суждений, законы построения умозаключений.

Основные законы действуют во всех формах мышления без исключения и определяют правильность мыслительного процесса в целом. К основным законам мышления относятся закон тождества, закон непротиворечия (закон противоречия), закон исключённого третьего и закон достаточного основания. [9, с. 289; 12, с. 16; 15, с. 235]. Законы тождества, непротивречия и исключённого третьего сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, а закон достаточного основания – философом и математиком Г. Лейбницем [17, с. 370].

Первым в ряду логических законов является закон тождества, характеризующий определённость и недвусмысленность процесса мышления [6, с. 46]. Согласно закону тождества всякая мысль, используемая в рассуждении, должна быть тождественна самой себе. Говоря иначе, содержание мысли не должно меняться на протяжении всего процесса рассуждения. В традиционной логике закон тождества имеет вид: А есть А, в символической (математической) логике закон тождества выражается формулой: А→А или А≡А [9, с. 237; 13, с. 521; 15, с. 235].

Закон тождества действует во всех формах мышления, но в первую очередь проявляется в понятиях, так как неопределённость и двусмысленность содержания понятий может способствовать возникновению неопределённости суждений и, в конечном итоге, неправильному построению вывода умозаключений.

Применительно к понятиям закон тождества запрещает использовать в мыслительном процессе неопределённые, двусмысленные термины. Если этот запрет нарушается, то возникает логическая ошибка – " подмена понятия". В одних случаях эта ошибка возникает при попытке представить различные по смыслу понятия как тождественные, в других – близкие по смыслу понятия как различные. Например, понятия " планета Земля " и " третья планета Солнечной системы " не могут считаться тождественными, так как во втором понятии не указывается направление отсчёта – от Солнца или от планеты Нептун. Если отсчёт начинается от планеты Нептун, то третьей планетой Солнечной системы становится планета Сатурн. В таком случае, при попытке заменить одно понятие другим будет вестись речь о различных объектах, то есть совершается ошибка "подмена понятия".

Поскольку понятие является составным элементом суждения, а оно, в свою очередь, является составным элементом умозаключения, действие закона тождества распространяется и на эти формы мышления. Применительно к суждениям закон тождества запрещает использовать в мыслительном процессе неопределённые, двусмысленные высказывания. Если запрет нарушается, то возникает логическая ошибка – "подмена тезиса". В одних случаях подмена тезиса сопровождается частичным искажением смысла суждения, в других – полным отклонением от первоначальной тематики. К примеру, суждение "Профессор был недоволен аудиторией" может быть понято в двух различных смысловых значениях: в одном случае под понятием " аудитория " можно понимать помещение, в другом – обучающихся. Из-за неопределённости понятия " аудитория " неопределённым становится суждение в целом и возникает ошибка "подмена тезиса".

Применительно к умозаключениям закон тождества запрещает построение вывода на основе двусмысленных высказываний. Если запрет нарушается, то можно получить неправильный (двусмысленный) вывод. Например, из суждений "Все тигры полосатые животные" и "Это животное является полосатым" следуетвывод "Это животное – тигр". Поскольку второе суждение примера является неопределённым, в частности, не уточняется о каком животном идёт речь, вывод также получается неопределенным (двусмысленный).

С законом тождества взаимосвязаны закон непротиворечия (закон противоречия) и закон исключённого третьего, характеризующие непротиворечивость и последовательность мыслительного процесса [6, с. 43]. Логическое противоречие и непоследовательность возникают в тех случаях, когда в отношении одного и того же объекта, осуществляется попытка одновременного утверждения и отрицания одного и того же признака. Как следствие, возникают исключающие друг друга по смыслу суждения, считающиеся противоречащими друг другу, например: "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими".

Согласно закону непротиворечия не могут быть одновременно истинными две противоречивые (противоположные) мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении [2, с. 143]. Представленные нами противоречивые суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" не могут быть одновременно истинными, одно из них (первое суждение) истинно, а другое (второе суждение) ложно. В традиционной логике закон непротиворечия имеет вид: Неверно, что А и не-А, а. в символической (математической) логике закон непротиворечия выражается формулой: (А∩А) [13, с. 425].

Закон непротиворечия, также как и закон тождества, действует во всех формах мышления, но, в отличие от него, в первую очередь проявляется в суждениях. Применительно к суждениям закон непротиворечия запрещает использовать противоречивые высказывания в мыслительном процессе. Поскольку суждение состоит из взаимосвязанных понятий и, в свою очередь, входит в состав умозаключений, действие закона непротиворечия распространяется и на эти формы мышления.

Применительно к понятиям закон непротиворечия запрещает применение в мыслительном процессе противоречивых терминов. Понятия считаются противоречащими друг другу, во-первых, если признак объекта противоречит самому объекту, например "Солнечная ночь" или "Сухая вода"; во-вторых, если признак объекта одновременно утверждается и отрицается, например, "Добрый человек" и "Недобрый человек".

Применительно к умозаключениям закон непротиворечия запрещает строить вывод на основе противоречивых высказываний, так как в противном случае он будет ложным. Например, из противоречивых суждений "Этот человек является мужчиной" и "Этот человек является женщиной" может получиться только ложный вывод "Эта женщина является мужчиной".

Согласно закону исключённого третьего два противоречащих друг другу высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них ложно, другое истинно, а третьего варианта не дано [2, с. 145-146]. Так, суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" не могут быть одновременно ложными, одно из них (первое суждение) истинно, а другое (второе суждение) ложно.

В традиционной логике закон исключённого третьего имеет вид: Или А или не-А, в символической (математической) математической логике закон исключённого третьего выражается формулой: АÚА [13, с. 184].

Дополняя закон непротиворечия, выдвигая к основным формам мышления аналогичные формальные требования, Закон исключённого третьего имеет одно существенное отличие. В традиционной логике принято различать противоречивые и противоположные суждения. Например, суждения "Все люди являются млекопитающими" и "Некоторые люди не являются млекопитающими" будут считаться противоречивыми, они не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными. Суждения "Все люди являются мужчины" и "Ни один человек не является мужчиной", в свою очередь, будут считаться противоположными. Они не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Поэтому закон исключённого третьего, в отличие от закона непротиворечия, не действует в отношении противоположных суждений.

Закон достаточного основания характеризует достоверность и обоснованность процесса мышления. Согласно формулировке закона, всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана [13, с. 143]. Например, высказывание "Этот человек имеет юридическое образование" можно обосноватьвысказыванием "Этот человекадвокат". В традиционной логике закон достаточного основания имеет вид: Если есть B, то есть как его основание – A [13, с. 143]. В символической (математической) логике закон достаточного основания выражения не имеет.

Ко всем основным формам мышления закон достаточного основания предъявляет одинаковое требование: он запрещает необоснованное построение любой мыслительной формы и в первую очередь действует в умозаключениях. Например, из суждения "Число без остатка делится на девять" обоснованно выводится суждение "Число без остатка делится на три". Обратное построение заключения "Число без остатка делится на три". Следовательно, "Число без остатка делится на девять" необоснованно.

Поскольку умозаключение состоит из взаимосвязанных суждений и, в конечном итоге, из взаимосвязанных понятий, действие закона достаточного основания можно перенести и на эти формы мышления. Например, говорить о том, что "Все люди – мужчины", значит необоснованно утверждать в суждении признак – "мужчины" в отношении всего множества объектов – "люди". Аналогично,говорить о том, что объект следует обозначать понятием "человек" на основании двух признаков: быть живым существом и перемещаться на двух ногах, значит необоснованно формулировать понятие.

 

Date: 2015-11-13; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию