Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Логика как наука
Логика относится к дисциплинам философского цикла и тесно связана с процессом познания. Познание - это процесс приобретения человеком в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об окружающем мире (об объектах окружающего мира)[1] [13, с. 390]. Сущность познавательной деятельности сводится к двум основным процессам: различению и отождествлению. Познавать, прежде всего, значит различать что-либо от чего-либо другого. Например, тепло мы отличаем от холода, свет от мрака, шум от тишины и т.д. Отличив один объект от другого, мы сопоставляем их со стороны сходства. Например, наблюдая солнечный закат сегодня, можно отождествить его с солнечным закатом вчерашнего или позавчерашнего дня [18; с. 2]. Принято различать две основные ступени познания: чувственное и рациональное (мышление) [13, с. 390]. Чувственное познание можно рассматривать как непосредственную форму отражения человеком и животными внешней среды [16; с. 42]. Оно первично по отношению к рациональному познанию, базируется на работе органов чувств и характеризуется следующими особенностями: непосредственность, конкретность, направленность на внешние характеристики объекта. Чувственное познание проявляется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это форма чувственного познания, с помощью которой человек фиксирует в сознании отдельные свойства и качества объекта [18, с. 4-10]. Восприятие – это форма чувственного познания, с помощью которой человек фиксирует в сознании целостный образ объекта, сформированный на основе совокупности ощущений [18, с. 4-10]. Представление – это форма чувственного познания, с помощью которой человек многократно воспроизводит в сознании целостный образ объекта [18, с. 10-11]. Рациональное познание (мышление) можно рассматривать как процесс опосредованного отражения внешней среды человеком[16, с. 141]. Мышление в собственном смысле этого слова есть достояние только человека. Даже высшие животные обладают лишь зачатками, проблесками мышления [9; с. 3]. Мышление вторично по отношению к чувственному познанию, оно базируется на деятельности человеческого разума и характеризуется следующими особенностями: опосредованность, абстрактность, направленность на выявление сути объекта, взаимосвязь с речью и языком. Мышление также проявляется в трёх основных формах: понятие, суждение, умозаключение. С помощью понятий человек обозначает объекты действительности, раскрывая их смысл. На основе этого можно отделять один объект от другого или объединять сходные объекты в однородные группы (классы) [18, с. 24]. В естественном языке понятия выражаются словами и словосочетаниями. Например, ель, море, естественный спутник, зелёный предмет – это понятия. С помощью суждений человек передаёт информацию об объекте, утверждая или отрицая признаки объекта [18, с. 41]. В естественном языке суждение выражается предложением. Например, "Некоторые млекопитающие обладают разумом" – это суждение. С помощью умозаключений человек, на основе исходной информации, формулирует вывод об объекте [18, с. 56]. В естественном языке умозаключение выражается несколькими взаимосвязанными предложениями. Например, "Все люди разумны". "Иванов – человек". Следовательно, "Иванов разумен" – это умозаключение. Как наука, логика акцентирует внимание на рациональном познании (мышлении), которое считается объектом её изучения. Предметом изучения логики выступают формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), а также законы, которым они подчиняются (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Целью логики как науки является формирование у человека навыков правильного мышления. Истинность и правильность мышления – две составляющие мыслительного процесса, поскольку любая мысль имеет определённое содержание и структуру. Содержание мысли – это информация об объектах, структура мысли – это её элементы и способы связи между ними [1, с. 7]. Истинность мыслительного процесса связана с содержанием мысли. Мысль считается истинной, если её содержание соответствует окружающей действительности и ложной, если такого соответствия не наблюдается. Мысль считается правильной, если связь между её элементами соответствует действительности и неправильной, если такого соответствия не наблюдается. Во многом правильность мыслительного процесса определяется его законами.
|