Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть Ш. Формирование территориальных национальных государств





Как видим, развитие феодальных отношений в Западной Европе шло в ногу с накоплением элементов новой западноевропейской государственности. Не будем изменять Ф.Энгельсу в его внутренней периодизации Европы средних веков и последуем за ней. Станем придерживаться мнения, что

ранний период средневековья заканчивается около середины Х1 в.

К Х1 в. в экономической жизни Европы произошло очень прогрессивное событие —разделение труда между городом и деревней: ремесло как вид человеческой деятельности отделилось от сельскохозяйственного труда. Центрами ремесла и торговли стали города. В экономической, психологической, нравственной, культурной, социальной сферах жизни средневекового общества произошел настоящий переворот. Поначалу так называемые города представляли собой небольшие административные и религиозные центры. Но они очень быстро росли. За период с 1Х по ХП вв. в различных странах в разное время —раньше в Италии (1Х‑Х вв.), затем во франции (Х‑Х1 вв.), позднее в Германии (Х1‑ХП вв.) формируются города не просто как центры ремесла и торговли, но и центры всей остальной общественной жизни.

Итак, в средневековье существовал период, как его принято именовать, вольных городов. Вольные города жили на основе собственной воли, под защитой стен своих крепостей. Эти города считались равными, несмотря на то, что среди них были такие многолюдные центры, как Венеция или

Новгород. Внутреннее устройство средневековых городов принципиально не отличалось друг от друга, будь то Псков в России или Флоренция в Италии.

В этом смысле логичной выглядит версия крупнейшего исследователя

— 93 —

государственности П.А.Кропоткина (1842—), что вольные города не могли стать местом возникновения королевской (царской) власти, так как в них правило вече. Абсолютистская власть зарождалась в провинциях, в деревнях. Например, во Франции —не в Лионе, а в Париже, который был собранием деревень; в Англии —не в Лондоне, а у его ворот в Вестминстере; в России, после неудачных попыток в Суздале и Владимире —в московском Кремле, построенном среди богатых деревень на берегу Москва-реки.

Разделение труда явилось основой процесса урбанизации. Европа стала активно заполняться городами. В одной только Германии их появилось более трех тысяч (См.: Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ вв. Т.3. С.89).

Как практически происходило формирование городов? Судя по исследованиям и источникам. феодалы переводили своих вотчинных ремесленников на денежный оброк. Ремесленники стали покидать феодальные поместья и от феодального гнета, и стремясь к сбыту своей продукции. Порвавшие со своими прежними владельцами, ремесленники образовывали свои поселения в торговых местах, у стен замков и монастырей. Таков исток процесса. Постепенно поселения ремесленников обносились крепостными стенами.

Здесь уместно подчеркнуть одну отличительную черту западноевропейского города по сравнению с городами-полисами Греции и Рима. Эллинские города-государства были открыты для их деятельности. Город средневекового Запада являл собой в этом отношении противоположность. Он был замкнут, спрятан за своими стенами. Немецкая пословица гласила в ту пору: “Городская стена отделяет горожанина от крестьянина”(Бродель Ф.

Указ.соч. С.89).

Раньше, чем где бы то ни было, оживление городской жизни произошло в Италии. В Италии уже в 1Х в. находились такие мощные (по тем временам) торговые центры как Венеция, Генуя, Пиза. Затем начинают расти южно-французские города (в частности, Марсель, Тулуза). С Х1 в. начинается урбанизация Англии, Германии, Фландрии. Наряду с городами римского происхождения, расположенными в Италии и южной Франции, значительную роль в экономической жизни Европы начинают играть города северной Франции (Париж, Лион), а также города Германии (Бремен,Гамбург).

Крупнейший историк нашего времени Ф.Бродель (1902—) приводит потрясающий график роста городов с 1200 г. до 1900 г. График показывает небывалый подъем урбанизации в ХШ в. В позднее средневековье (ХУП в.) увеличение городов также происходило, но по сравнению с ХШ в. оно было ниже в 20 раз! (См.: Бродель Ф. Указ. соч. С.89). Ф.Бродель объясняет этот впечатляющий “всплеск”градостроительства в ХШ в. таким образом:

1) медленно складывающееся государство не препятствовало росту городов;

— 94 —

2) город притягивал к себе всю ремесленную деятельность, создавал монополии изготовления и продажи промышленных изделий (а это не последний фактор!); 3) на обширных пространствах совершался в тот момент переход от домашней экономики к экономике рыночной.

“То был “громаднй разрыв”, первый, который создал европейское общество и подтолкнул его к последующим успехам. Рывок этот можно сравнить, да и то с оговорками, лишь с одним явлением: основанием по всей ранней европейской Америке стольких городов —перевалочных, складских пунктов, связанных воедино дорогой и потребностями обмена, управления и обороны”(Еще раз адресуем читателя по этому и многим другим вопросам средневековой Европы к оригинальному сочинению Ф.Броделя. Указ. соч. (в данном случае — С.91).

В причинах стремительного роста городов в Европе далеко не последнюю роль играла торговля. Европа очень рано была связана с миром ислама и миром Византии. Италия первой присоединилась к уже оживленной торговле на Востоке, содержащей в себе элементы рыночной экономики. Вот почему первые города возникли в Италии. Как точно определяет Ф.Бродель:

“... города —это деньги, и главное в торговле, “торговой революции”.

Развитие европейского ремесла явилось предпосылкой активизации торговли. Если в период раннего средневековья торговля носила эпизодический характер и не имела серьезного экономического значения, то с развитием товарно-денежных отношений значение торговли возросло.

В ХП-ХУ вв. особое значение приобрела торговля, которую вели именно итальянские города: Венеция, Генуя, Пиза и др. Росла торговля южнофранцузских городов (Марсель, Тулуза). Объяснение этому лежит на поверхности: по Средиземному морю проходили важнейшие торговые пути. Итальянские города были просто в большем географическом выигрыше. Они могли и использовали для своей торговой экспансии географическое разделение труда. Экзотические, а потому очень ценные для европейцев, товары поступавшие из Индии, Китая, Индонезии, попадали сначала в руки арабских купцов, которые перепродавали эти товары по баснословным ценам. Европейская клиентура состояла преимущественно из феодальной аристократии, частично -из зажиточных граждан. С точки зрения здравого меркантилизма подобная торговля была себе в убыток, ибо приводила к отливу золота и серебра из Европы. Торговый баланс носил пассивный характер.

Естественно, что в силу менее благоприятных условий торговля на севере Европы какое-то время отставала от торговых сношений юга. Но вот наступили Х1У-ХУ вв. Торговля северной Европы активизируется. Активизация торговли на Севере была связана с ростом городов и развитием цеховой промышленности, нуждающейся в сырье. Развивающееся промышленное

— 95 —

производство в северной Европе не могло не опираться на торговлю. Постепенно значение торговых связей в этом регионе Европы приобретает большее значение, чем торговля в Италии, Ориентированная не на производство, а на потребление дорогостоящих заморских товаров.

В середине Х1У в. купцы, торговавшие в бассейнах Северного и Балтийского морей, объединились в так нызываемый Ганзейский союз. В задачу этого союза входила организация торговых факторий. Центр Ганзейского союза был расположен в немецком городе Любеке. Важнейшими городами Ганзейского союза были Бремен, Гамбург, Амстердам, Рига (всего в союз входили 80 городов). Одна из факторий находилась в Великом Новгороде.

Ганзейский союз (Ганза) просуществовал немало: с Х1У по конец ХУ1 в. И все-таки был вынужден уступить место другим экономическим центрам и объединениям. В ХУ1 в. окрепли в экономическом отношении англичане, голландцы, нюрнбергские купцы; они стали активно проникать в те зоны, где господствовала Ганза. Некоторые ганзейские города активно противодействовали этому (например, Любек). Любек даже взял верх над Англией. Однако другие члены Ганзы предпочли пассивность. Главную причину падения Ганзы исследователи видят в том, что между пришедшим в движение Западом и менее подвижным Востоком ганзейские общества придерживались простейшего капитализма, т.е. их экономика колебалась между натуральным обменом и деньгами, она мало прибегала к кредиту.

О кредите, деньгах, первых банках как элементах исключительно городского уклада жизни и базисе новой западноевропейской государственности надо сказать подробнее. Средневековая торговля ровно как и национальная государственность сдерживалась многообразием денежных едениц. Купцы вынуждены были прибегать к услугам менял, ориентировавшихся в денежных системах и курсах. Постепенно менялы превращались в банкиров.

Первые банки возникли в северной Италии, в Ломбардии (отсюда и название “ломбард”).

Однако развитие новых буржуазных отношений шло трудно. Например, уровень ссудного процента был очень высок —15—%.При этом давали о себе знать средневековые феодальные нравы. Скажем, знатные должники прибегали нимного-нимало (такое случалось) к физической расправе над своими кредиторами. Используя свой социальный статус, они обвиняли своих кредиторов либо в государственной измене, либо в ереси. Причем, такому положению немало содействовала католическая церковь, которая апеллировала к христианской заповеди “взаймы давайте, не ожидая ничего”.

Католическая церковь в ту пору вела явно двойную игру: с одной стороны, она запрещала взимание процента, с другой —именно она была исторически первым и крупнейшим кредитором в Европе.

— 96 —

Противоречивость развития средневековой Европы заключалось и в ее биполярности. У истоков новой Европы находились два экономических комплекса —Север и Юг. Это была одна из главных, может быть, самая важная черта из всех черт европейской истории (Ф.Бродель). Как эта черта повлияла на средневековую историю Европы? Действительно, две региональные экономики, каждая из которых обладала своим широким радиусом действия, практически до ХШ в. были мало связаны друг с другом. На Севере процесс экономического развития ускорился. На Средиземном море в издавных областях Италия встречала достаточно сильное сопротивление со стороны стран

Ислама и Византии. В итоге Север закономерно стал более промышленным, а Юг —более торговым, чем Север. Однако вполне очевидным было то, что

эти регионы логически дополняли друг друга и их соединение рано или поздно должно было произойти. Так и произошло впервые на ярмарке в

Шампани в ХШ в.

Ярмарка в Шампани была одной из самых знаменитых ярмарок периода средневековья. На эту ярмарку стекались товары из многих городов и стран. Ярмарка проходила в течение нескольких дней и даже месяцев. Обычно она приурочивалась к особо важному религиозному празднику.

Шампанские ярмарки были самыми крупными в средневековой Европе. В отличие от других они могли продолжаться в течение всего года.

Становление новой Европы было не только трудным из-за столкновения феодальных и нарождавшихся новых буржуазных отношений, не только противоречивым из-за исторически различных ориентаций между Севером и

Югом, но и крайне сложным из-за многочисленных территориальных конфликтов и войн. Судьба Шампанских ярмарок вобрала в себя кажется все прогрессивное значение. Это было связано с переходом графства Шампань под власть французского короля и событиями Столетней войны между Англией и Францией (1337—). Графство Шампань, где проходили многочисленные ярмарки, в 1361 г. было присоединено к королевскому домену. А в период Столетней войны Шампань стала одним из главных театров военных действий, что подорвало ее экономическое значение. Кроме того, на часть территории этой исторической области в 1358 г. распространилось антифеодальное крестьянское восстание, вошедшее в историю под названием Жакерия.

В вопросе о генезисе европейской государственности важно понимание типа “варварской цивилизации”периода Х‑ХП вв. Эта цивилизация была основана на различных братствах и гильдиях (гильдия —в средние века —объединения купцов и ремесленников, защищавшие интересы своих членов). К Х1 в. ремесленные гильдии срастаются с сельскими общинами. Известное в истории общинное движение Х1‑ХП вв. было движением свободно-

— 97 —

го объединения людей города и деревни, которое отрицало единство и централизацию (характеристики государственности). Если верно то, как полагает П.А.Кропоткин, что Европа того времени шла по пути образования церковных государств (теократий) на манер древневосточных деспотий, то верно и то, что восстания свободных городских общин спасли Европу от теократической государственности.

Можно, конечно, задаться любым вопросом, в частности: а не являлись ли вольные города уже своего рода государствами? Если тот же

П.А.Кропоткин употребляет термин “республиканские вольные города”, то разве республика —не форма государства?

Вновь —к Ф.Энгельсу. Ф.Энгельс проследил эволюцию политических институтов того времени, начиная с раннефеодальных монархий, которые складывались либо в процессе завоевания варварами Римской империи, либо непосредственно в результате разложения первобытного строя (Ирландия). Феодальное общество было изучено Ф.Энгельсом под углом зрения выяснения роли королевской власти в преодолении политической раздробленности, свойственной этому периоду мировой истории. Ф.Энгельс считал (тут он расходился, разумеется, с П.А.Кропоткиным), что королевская власть “была представительницей порядка в беспорядке”(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.411).

Ф.Энгельс оценивал раннефеодальные монархии, пришедшие на смену вольным городам как исторически прогрессивные, так как они вели к национальной консолидации, объединению раздробленных территорий.

Вольные города, по Ф.Энгельсу, представляли собой формы феодального государства, а именно: городскую республику разного типа (либо во главе с торгово-ремесленной цеховой верхушкой, либо с узкоолигархическим патрицианским управлением). Иными словами, —это были городагосударства на манер древнегреческих полисов (отличительные черты вольных городов и эллинских полисов мы уже отмечали). Короче, ни один из вольных городов не являлся государством в точном смысле слова,ровно как ни одно варварское королевство не являлось государством в том же смысле слова.

Конечно, конкретно-исторический подход дает определенное основание говорить, например, о Франкском государстве, но не следует забывать при этом, что это лишь книжная, письменная традиция, не более.

Французский историк Ф.Бродель (1902—) отмечает, что города-государства играли первые роли в экономическом развитии Европы вплоть до начала ХУШ в. —до образования государств территориальных (национальных). Формирование же сильных национальных государств Ф.Бродель связывает с образованием национальных рынков или национальных экономик.

— 98 —

(См.: Бродель Ф. Указ.соч. С.44—).

В западной Европе победа государства над вольными городами была далеко не из легких. “Было время, —пишет П.А.Кропоткин, —когда даже можно было сомневаться в окончательной победе государства”(Кропоткин П.А. Указ.соч. С.429).

В Х1У в. в Западной Европе произошли два мощных крестьянских движения: во Франции (около 1358 г.) и в Англии (около 1380 г.). Первое под названием Жакерия (от прозвища Жак-простак; данного крестьянам дворянами). Второе было названо по имени одного из крестьянских вождей —

Уота Тайлера (умер в 1381 г.). Оба эти движения потрясли тогдашнее западноевропейское общество. Результатами были: в Англии —конец крепостного права, во Франции Жакерия настолько остановила его движение, что

дальнейшее его существование было скорее прозябанием. В ХУП в. подобные движения имели место и в Центральной Европе под названием движения “гуситов”в Богемии и “анабабтистов”в Германии, Швейцарии, Нидерландах.

Но главное в данном случае не это. В Западной Европе эти движения не только против феодалов, но и против государства. Только при помощи костров, виселиц, пыток удалось положить конец этим восстаниям, угрожавшим самому существованию нарождавшихся государств. Весь ХУ1 в. в

Европе был поглощен борьбой, которую нарождавшиеся государства вели против вольных городов и союзов.

* * *

Одним из базисных факторов в формировании территориальных государств Европы средних веков было развитие рыночных национальных экономик. Но до их расцвета было еще далековато, поэтому в качестве сущностного фактора в данном случае удобнее говорить о развитии рыночных отношений.

Как уже было сказано выше, развитие торговли и промышленности оказалось сконцентрировано в городах. Городская промышленность была построена по цеховому принципу цунфтцванга, т.е. цехового принуждения, обязывающего каждого мастера вступить в цех. Внецеховое (свободное) ремесло не допускалось: цехи были монополистами и боялись конкуренции.

Рынок сбыта товаров также был строго регламентирован. Такая организация промышленного производства сдерживала развитие товарно-денежных отношений. Не случайно поэтому, что экономика рыночных отношений быстрее развивалась в тех отраслях, которые не были монополизированы цеховым производством. Закономерно, что в Х1У-ХУ вв. началось разложение цехового строя. В тот же период в средневековых городах усилилась социаль-

— 99 —

ная стратификация общества. Из общей массы городского населения начинает выделяться слой богатых горожан (бюргеров). В дальнейшем бюргерство стало основой класса буржуазии. Это со стороны города.

Со стороны деревни. Иногда в литературе период Х1У-ХУ вв. обозначается как “кризис феодализма”(М.А.Барг). На деле социально-экономические процессы в это время означали разложение сеньориальной формы феодальных отношений. Отработочная и даже продуктовая форма ренты сменяются на более рентабельную в новых торговых условиях форму —денежную. Полезно уяснить себе обоюдовыгодность этой формы ренты для обеих сторон. На определенной ступени развития товарно-денежных отношений сеньория как воплощение хозяйственной организации феодализма и центр производства прибавочного продукта стала для господствующего класса экономически невыгодной. Невыгодность барщинной системы в тех исторических условиях заключалась в том, что она уже не обеспечивала извлечения в пользу земельного собственника всего прибавочного продукта.

У крестьян появилась возможность увеличения имущества и своего относительного благополучия. Словом, как только крестьянский надел стал полем приложения не только необходимого для сеньора, но и прибавочного для земледельца труда, произошло крушение домениального хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что период позднего средневековья —это повсеместная экономическая победа крестьянского хозяйства над хозяйством домениальным, фактическое укрепление крестьянского землевладения (цензивы —во Франции), (копингольда —Англии, крестьянского лена — в

Германии). (См.: подробнее: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1989. Гл.УШ. К вопросу о начале разложения феодализма в Западной Европе (о некоторых закономерностях денежной ренты).

С.265—).

Новые буржуазные отношения в позднее средневековье буквально пропитывают страны Западной Европы. Возьмем в качестве примера Англию. В ХШ-Х1У вв. характерным явлением для английского поместья (манора) стало бурное развитие товарности в сельском хозяйстве. На основе роста товарного оборота между городом и деревней начал развиваться процесс под названием “коммутация”(перевод натуральных повинностей на развитие денежной ренты). Вследствие отмены барщины барское хозяйство начинает применять наемный труд. Наемной силой выступают малоземельные крестьяне, которые не могут существовать своим трудом на земле. Количество таких наймитов увеличивается. Практикуется также сдача барской земли в аренду на определенный срок и за деньги. Казалось бы развитие товарно-денежных отношений начинает процветать в Англии. Однако событием, имевшим серьезные экономические последствия, в середине Х1У в. стала

— 100 —

так называемая “черная смерть”(чума). Это печальное для жизни людей событие охватило многие страны, в том числе Францию. Чума началась в Англии в 1348 г. и свирепствовала 14 месяцев (Трагедия А.С.Пушкина

“Пир во время чумы”имела историческое основание. Поэт написал ее в

Болдине в ноябре 1830 г., использовав Вильсоновую трагедию “Чумной город”). Население Англии в результате чумы сократилось наполовину, на такую же часть сократилось количество рабочих рук. Значение наемного труда возросло, заработная плата повысилась.

Это событие привело к усилению политической королевской власти, так как необходимость платить высокую заработную плату вызвало у части помещиков желание восстановить барщину. Однако династия тюдоров воспротивилась этой “феодальной реакции”. Тюдоры (Генрих УП, Генрих УШ, Эдуард У1, Елизавета 1 (1558—) проводили политику, соответствующую интересам английской буржуазии ХУ1 в. Покровительствовали мореплаванию, занимались протекционизмом в экономике. Династия Тюдоров до Елизаветы 1 олицетворяла собой абсолютную монархию. Парламент был послушным орудием короны. Только в годы правления Елизаветы 1 началась борьба парламента, становившегося по мере развития рыночной экономики рупором буржуазной оппозиции против системы королевского абсолютизма как таковой. Подобная тенденция усилилась при следующей династии —Стюартах.

Значительную роль в становлении и развитии территориальных государств в Западной Европе в средние века играла церковь. Деятельность церкви была сильна именно в государственном ключе. Церковники, сведующие в римском и византийском праве, для достижения своих властных целей нуждались в сильном субъекте власти (король, царь) в библейском духе.

Каким, например, мощным теоретическим источником русского национального государства послужил тезис: царь есть помазанник божий! Конечно, имели место соперничество и даже борьба за неограниченную власть между королем и первосвященником. Церкви хотелось бы иметь короля в качестве гражданского орудия в своих руках. Но следует акцентрировать другое: как светская, так и духовная власти были заинтересованы в укреплении самих себя, это так или иначе (не без противоречий) подталкивало их к объединению.

Сильная верховная власть в лице той или иной государственности складывалась также под влиянием военных нашествий. В ХШ в. монголы вторглись в Восточную Европу —в Москве начался процесс усиления великокняжеской власти. Турецкая экспансия привела к образованию в ХУХУ1 вв. новых государств в Центральной Европе. В Испании победа над маврами привела к испанской монархии, опиравшейся на римскую церковь и инквизицию. Крупные разорительные нашествия способствовали образо-

— 101 —

ванию национально-территориальных государств —у всех вдруг появлялось желание объединиться числом городов (прежде вольных) как можно большим вокруг одного королевского или великокняжеского центра с безусловным подчинением ему.

Укрепление государственности в русле образования централизованных монархий смыкалось с процессом складывания наций. Национальной консолидации способствовала необходимость отпора иноземным захватчикам. В этом пункте сходятся и П.А.Кропоткин, и Ф.Энгельс, и В.О.Ключевский, и С.Л.Франк, и Ф.Бродель, и К.Д.Кавелин и др.

В развитии государственности и образовании государств нельзя забывать про географический фактор. Почему процессы образования государств на пространствах пустынных (лесных, степных) территорий не носили такого динамического характера, как там, где были крупные реки и моря? Не абсолютизируя географического детерминизма, надо признать значительную роль географического фактора в генезисе и развитии государства. Реки, моря —это торговля, развитие товарно-денежных отношений, частной собственности, разделение труда и т.п., т.е. возможность самого разнообразного общения с людьми, в ходе которого и зарождается, и развивается цивилизация.

Подведем некоторые итоги. Факторы, легшие в осному нового облика постантичной Европы, были самыми разнообразными. Перечислим их в порядке закрепления множественности и исторического материала. Итак:

распад Западной Римской империи и феодализация ее территорий варварскими союзами; начало национально-этнической консолидации через вражду и войны между варварскими королевствами; феодальная иерархизация общества и начало развития правосознания как компонента любой государственности; закрепощение свободного землепашца; отделение ремесла от сельского хозяйства; появление вольных городов как центров торговли и финансового обращения; урбанизация Европы; организация местного самоуправления; развитие товарно-денежных отношений; зарождение гражданского общества (среднего сословия в лице бюргеров, свободных ремесленников, крестьян, получивших возможность работать на себя в связи с разложением цехового строя и системы домениального хозяйства); снятие биполярности в экономике Европы и накопление элементов национальных экономик; формирование национальных экономических и политических элит; подавление движений общинного характера, направленных против централизованной государственной власти; необходимость военной защиты национально-этнических консолидаций.

Кроме того в формировании западноевропейских государств в средние века велика была роль географического фактора, пожалуй —как ни-

— 102 —

где. Дело в том, что в период “позднего средневековья” в Европе произошли очередные грандиозные события.

Date: 2015-11-13; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию